Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Требования к представлению материала этапа 2010

Цель и задачи проекта

Обеспечить учебный процесс МИЭТ Информационно-коммуникационно-технологической поддержкой(организации обучения в соответствии со стандартами 3-его поколения.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. Разработать концепцию информационных ресурсов реализации обучения (ИРРО) в соответствии с требованиями стандартов 3-го поколения.

2. Разработать модель ИРРО.

3. Разработать информационную систему поддержки ИРРО.

4. Подготовить в соответствии с моделью ИРРО и опубликовать учебно-методические материалы в системе.

5. Внедрить систему поддержки ИРРО в учебный процесс МИЭТ.

Модель Информационных ресурсов реализации обучения

В соответствии со стандартами 3-го поколения основными содержательными образовательными элементами становятся модули, которые должны обеспечивать получение некоторых компетенций, для проверки которых проводится аттестация в конце изучения модуля.

Дисциплины фактически становятся формой организации обучения по модулям. В традиционной схеме обучения дисциплина представляла собой набор несколько дидактических единиц (лекции, семинары, лабораторные занятия, практики, консультации, различные формы контроля).

В рамках модели ИРРО предлагается считать основной содержательной единицей модуля тему. Тема содержит полный набор поддержки обучения, ограниченный некоторым внутренним тематическим единством. Тема обычно содержит теоретический материал, учебно-методические рекомендации, практические и лабораторные задания, тестовые материалы, варианты контрольных работ, ссылки на литературу (в любой форме), электронные модули индивидуальной работы студентов (ЭМИРС) и другие учебно-методические материалы

Тема представляют собой неделимый, отчуждаемый элемент обучения, входящий в модуль в рамках учебно-методической обеспеченности дисциплины. Тема обычно заканчивается контролем. При этом контроль внутри темы может быть и в виде самопроверки (например, внутри ЭМИРС) и в виде контрольных заданий.

Помимо набора тем модуль содержит и такие элементы как сценарий обучения (модуля), аннотацию модуля, методические рекомендации для студентов и преподавателей по изучению модуля и контрольные материалы для проведения проверки приобретенных компетенций в рамках модуля.

С точки зрения организации обучения важнейшим элементом является Дисциплина. В рамках дисциплины изучают модули, модули могут изучаться в одной или нескольких дисциплинах (особенно для разных направлений и специальностей).

Для организации обучения внутри модуля используются дидактические единицы – лекции, семинары, лабораторные работы, контрольные мероприятия (экзамены, зачеты, текущие аттестации, контрольные работы и т.п.). Таким образом, теоретический материал традиционно изучается на лекциях, задания к практическим и лабораторным работам используется на семинарах и лабораторных работах соответственно, тестовые задания используются в рамках аттестаций, зачетов, экзаменов.

В рамках ИРРО дисциплины, модули и темы могут называться обобщенным понятием единицы обучения (ЕО).

Сценарий обучения позволяет описать последовательность обучения, приобретения компетенций в рамках ЕО.

В рамках дисциплины сценарий обучения описывает последовательность изучения модулей и сдачи аттестаций, в рамках изучения модуля сценарий обучения описывает последовательность изучения тем, в рамках темы сценарий описывает последовательность изучения теоретических материалов, выполнения практических и лабораторных работ, сдачи контрольных и тестовых заданий.

Кроме этого, сценарий обучения определяет правила доступа к следующей ЕО (модулю, теме), а также практическому, теоретическому, контрольному материалу. Правила доступа включают требования к результатам обучения студента по предыдущим материалам. Например, чтобы перейти к ЕО2 необходимо по ЕО1 получить не менее N баллов.

Сценарий обучения может также включать правила формирования результирующей оценки по ЕО. Определение правил связано с тем, что преподаватели имеют обычно свои персональные правила формирования оценки. Например, оценка за модуль может быть определена как среднее между всеми оценками по темам, и соответственно оценка по дисциплине определена как среднее по модулям. Или оценка может быть сформирована на основе соответствия бальной шкалы – шкале оценок. При этом баллы могут не только складываться, но и складываться с предварительным умножением на коэффициенты сложности, которые разделяют модули и темы внутри дисциплины и модуля по сложности соответственно.

Сценарий обучения также включает формализованные результирующие требования к освоению ЕО. Формализованные требования описывают условие получения как минимум оценки удовлетворительно, что соответствует понятию «курс сдан».

Важнейшим элементом ФГОС-3 являются технологии обучения. Они представлены в сценарии обучения. Технологии обучения обычно представлены внутри темы и описывают способ, с помощью которого обеспечивается приобретение нужных компетенций по завершению изучения темы. Если технологии аналогичны для всех тем модуля, то технологии обучения могут быть представлены в сценарии обучения модуля. Аналогично и для технологии обучения дисциплине.

Необходимо также отметить, что модель ИРРО является расширяемой на всех уровнях. Это означает следующее

1. Дисциплина, модуль и тема могут включать не только перечисленные разделы, но и любые другие разделы, при этом, ни один из разделов не является обязательным.

2. Разделы могу быть (сильно)формализованными, как например тесты и сценарий обучения, или слабоформализованными, как например, теоретический материал.

3. Слабоформализованный материал может иметь различное физическое представление (html, doc, excel, ppt, avi, jpeg, mp3 и т.п.) и различные их комбинации.

Текущее состояния ИРРО

В настоящее время преподаватели МИЭТ подготовили материал в виде Электронного сценария дисциплины (ЭСД), в котором содержится следующая информация

1. Методические указания по изучению и обучению дисциплине для студентов и преподавателей в виде Приложения 1 и Приложения 2.

2. Рабочая программа дисциплины (РПД), в которой содержатся:

· связь дисциплины с компетенциями;

· объем часов;

· модули и их содержимое в виде тем лекций, практических и лабораторных занятий, ЭМИРСов;

· связь модуля и компетенций;

· литература с привязкой к дисциплине;

1. календарный график освоения дисциплины (описания последовательности выполнения лекционных, практических, лабораторных и самостоятельных работ, последовательности прохождения тестов и рубежного контроля).

3. Фонд оценочных средств, который включает тестовые задания, задания на контрольные работы, задания на лабораторные и семинарские занятия.

Требования к представлению материала этапа 2010

Из ЭСД может быть извлечена следующая информация, необходимая для ИРРО:

  1. список компетенций;
  2. список дисциплин;
  3. связь компетенций и модуля (так же как и связь компетенций и дисциплины);
  4. список модулей и связь с дисциплиной;
  5. список тем лекций, практических и лабораторных занятий, ЭМИРСов;
  6. с помощью наложения списков лекционных, практических и лабораторных занятий, ЭМИРСов на календарный график, делая предположение, что тема лекции соответствует теме;
  7. из календарного графика может быть получена информация о сценарии обучения в рамках модуля и дисциплины, а также в рамках ЕО в смысле последовательности действий.

Таким образом, для описания ИРРО необходима и на настоящий момент отсутствует следующая информация

  1. выделенные темы внутри модуля;
  2. привязка тем теоретических и практических занятий, а также ЭМИРСов к теме;
  3. привязка литературы, ссылок на внешние информационные ресурсы к теме;
  4. сценарий обучения внутри темы.

Из информационного наполнения ИРРО отсутствуют

  1. аннотации дисциплин;
  2. аннотации модулей;
  3. теоретические материалы;
  4. методические рекомендации к практическим и лабораторным работам.

Этап 2010 года для преподавателей включает разработку следующих отсутствующих учебно-методических материалов:

1. аннотацию дисциплины в форме краткой презентации дисциплины (5-7 слайдов), определяющей основную концепцию, цели изучения дисциплины и приобретаемые компетенции;

2. привязка ЭМИРС и других материалов, размещенных в системе ОРОКС, к выделенным темам.

Исходные данные ОРОКС

В ОРОКС хранится следующая информация, которая является частью ИРРО.

  1. Рубрикатор предметных областей (xml-файл) в некотором приближении соответствует дисциплине.
  2. ЭМИРС – представляет собой план обучения студентов или группы студентов
  3. Внутри ЭМИРСа представлены темы. Темы содержат привязку к рубрикатору предметной области, т.е. тема связана с дисциплиной.
  4. Темы имеют даты начала и окончания в рамках ЭМИРСа. Даты важны только день - месяц, год не актуален.
  5. С темой связаны информационные ресурсы (ИР) ОРОКС, которые описываются в виде файлов различного формата, а также в виде тестов и ссылок на внешние ресурсы.
  6. Метаописания файлов ИР включают связь с рубрикатором предметной области, т.е. с дисциплиной, а также определен тип ИР (теоретический, практический, методический, тест и т.п.).
  7. ЭМИРС назначается на группу, одна группа связана только с одним ЭМИРСом.
  8. В ОРОКС ИСХИ хранятся ИР, которые имеют связь только с предметной областью и не связаны с ЭМИРС.

Исходные данные ИС МИЭТ

В ИС МИЭТ распложены следующие данные:

1. специальности (направления);

2. предметы;

3. учебные планы, которые связывают – предмет, семестр, объем часов (по различным видам занятий), форма контроля

4. учебные группы, которые связаны со специальностью и учебным планом и имеют год начала обучения.

 

Система поддержки ИРРО

В ИС ИРРО должны храниться следующие данные

1. дисциплины (получены из ИС МИЭТ);

2. модули (описаны преподавателями в Рабочей программе дисциплины (РПД);

3. компетенции – единый справочник, но должна быть описана связь направления (специальности) и компетенций с указанием кода (внутреннего для направления).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...