Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: Введение. Предмет и задачи топографической анатомии и оперативной хирургии. Хирургический инструментарий, основные приемы пользования.




МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

По самостоятельной аудиторной/внеаудиторной работе на тему: «Введение. Предмет и задачи топографической анатомии и оперативной хирургии. Хирургический инструментарий, основные приемы пользования»

 

Факультет: Педиатрический

Дисциплина: Топографическая анатомия и оперативная хирургия

Специальность: Педиатрия, Код 060103

Курс III

Семестр VI

 

Уфа

2013 г.

 

Тема: Введение. Предмет и задачи топографической анатомии и оперативной хирургии. Хирургический инструментарий, основные приемы пользования.

На основании рабочей программы топографическая анатомия и оперативная хирургия

Направление подготовки Педиатрия, Код 060103

Утвержденной «___» ___________ 2013г.

Рецензенты:

1. Зав. кафедрой оперативной хирургии и топографической анатомии ГБОУ ВПО Саратовского ГМУ, д.м.н., профессор В.В. Алипов

2. Зав. кафедрой оперативной хирургии и топографической анатомии ГБОУ ВПО Астраханская ГМА, д.м.н., профессор С.А. Зурнаджан

 

Авторы: Профессор И.И. Хидиятов

Ст. преподаватель Р.З. Нуриманов

Утверждение на заседании № ___ кафедры оперативной хирургии и хирургической анатомии от _____ 2013г.

 

Тема: Введение. Предмет и задачи топографической анатомии и оперативной хирургии. Хирургический инструментарий, основные приемы пользования.

Цель изучения темы: Обязательными этапами любой хирургической операции являются методы разъединения и соединения тканей, остановка кровотечения в ране, использование для выполнения оперативных приемов общего хирургического инструментария. Тема занятия является вводной ко всем последующим занятиям по оперативной хирургии, на которых должно происходить закрепление и усовершенствование навыков оперативной техники.

Задачи:

· Изучить историю предмета

· Изучить хирургические инструменты

· Обучить приемам пользования хирургическим инструментом

· Студент должен знать:

· понятия топографическая анатомия и оперативная хирургия

· историю развития предмета

· хирургические инструменты и приемы пользования ими,

· понятие о хирургических операциях

· Студент должен уметь:

· должен проводить послойные разрезы

· уметь накладывать послойные швы на рану.

· определять видимые и пальпируемые ориентиры и границы областей.

· Студент должен владеть:

· методикой ПХО ран

· техникой послойного разъединения мягких тканей (кожи, подкожной клетчатки, фасции и шеи).

· техникой завязывания узла

· техникой послойного зашивания кожной раны

· техникой снятия кожного шва

Задания для самостоятельной аудиторной/внеаудиторной работы по указанной теме:

1. Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций, рекомендуемой литературы

2. Ответить на вопросы самоконтроля

1. Перечислите кровоостанавливающие зажимы: 1)..., 2)..., 3)..., 4)....

2. Как правильно следует захватывать иглу иглодержателем?

3. Опишите правильное положение пинцета в руке.

4. Укажите правильное соотношение длины концов нити, вдетой в иглу для наложения шва.

5. Какие ткани следует захватывать хирургическим пинцетом: 1)..., 2)..., 3)...

6. Укажите, какую длину концов нити следует оставлять после завязывания швов на коже: 1)..., на мышцах: 1)...

7. Назовите два основных вида скальпелей: 1)..., 2)...

 

3. Проверить свои знания с использованием тестового контроля

1.«Голотопия» -это

А. параметры органа

Б. отношение органа к костям скелета

В. положение органа относительно соседних органов

Г. положение органа относительно тела

2. «Синтопия» - это:

А. взаимоотношение органа с соседними органами

Б. виды соединения костей скелета

В. положение органа относительно поверхности тела

Г. положение органа относительно скелета

3.Радикальная операция это?

А. операция, выполненная без осложнений

Б. операция по удалению органа

В. операция, полностью устраняющая патологический очаг

Г. операция, выполненная в два этапа

4.Паллиативная операция это?

А. технически простая операция

Б. операция, протекающая с осложнениями

В. двух этапная операция

Г. операция, ликвидирующая угрожающий жизни основной симптом заболевания

5.Поперечное сечение сосудистого влагалища обычно имеет форму:

А. овала

Б. треугольника

В. прямоугольника

Г. трапеции

6. Грань сосудистого влагалища как правило соединяется с:

А. собственной фасцией

Б. мышцей

В. ближайшей костью или капсулой сустава

Г. кожей

7. Этапами операции являются:

А. оперативный доступ

Б. оперативный прием

В. остановка кровотечения

Г. закрытие операционной раны

8.Невролиз – это:

А. разрушение нерва вместе пересечения

Б. освобождение нерва из рубцовых сращений

В. рубцовое перерождение нерва

Г. соединение пересеченных концов нерва

9. Как нужно накладывать зажим Бильрота на конец кровоточащего сосуда:

А. вдоль сосуда

Б. поперек сосуда

В. под углом 45

Г. под любым углом

10. Какие из перечисленных парных костей предплечья и голени необходимо пересекать проксимальнее при выполнении ампутации у детей?

А. большеберцовую

Б. малоберцовую

В. локтевую

Г. лучевую

11. К этапам хирургической операции относится:

А. оперативный доступ

Б. остановка кровотечения

В. оперативный прием

Г. выход из операции

12. Какой игле должно быть отдано предпочтение при ушивании раны кишок?

А. колющей

Б. режущей

В. прямой

Г. булавовидной

13.Располагать режущую иглу между браншами иглодержателя следует:

А. ближе к замку иглодержателя

Б. на 2-3 мм от конца браншей иглодержателя

В. на середине длины браншей иглодержателя

Г. место фиксации зависит от свойства сшиваемых тканей

14. Фиксировать иглодержателем кишечную (колющую) иглу следует:

А. как можно ближе к ушкуиглы

Б. ближе к острию иглы

В. на середине длины иглы

Г. место фиксации зависит от свойства сшиваемых тканей

15. Хирургические инструменты делятся на:

А. инструменты для разъединения тканей

Б. для соединения тканей

В. вспомогательные

Г. кровоостанавливающие

Д. все перечисленные группы

16. Желобоватый зонд применяется при рассечении собственной фасции:

А. для предупреждения повреждения сосудов и нервов

Б. для лучшего заживления раны

В. для предупреждения повреждения мышц

Г. для лучшего разрезания фасции

17.Какие из перечисленных хирургических инструментов относится к группе вспомогательных?

А. скальпели

Б. ножницы

В. зажимы

Г. пинцеты

Д. иглодержатели

18.Какой из режущих инструментов оставляет наибольшие повреждения тканей краев раны?

А. ножницы

Б. бритва

Г. скальпель

19. Чем нужно пресекать нерв при ампутации

А. ножницами

Б. скальпелем

В. лезвием

20.Какой инструмент используется для расширения трахеи при трахеостомии?

А. кусачки Дальгрена

Б. расширитель Труссо

В. кусачки Листона

Г. ранорасширитель Федорова

21. Зажим Микулеча применяется для захвата:

А. сосудов

Б. брюшины

В. кожи

Г. мышцы

22. Кусачки Дальгрена используется при:

А. остеоперфорации

Б. трепанации черепа

В. лапоратомии

Г. трепанации сосцевидного отростка

23.Зажим Эллиса применяется при операции

А. геморроидэктомии

Б. для захвата и удержания кишечной стенки

В. трахеостомии

Г. при лигирование кровеносных сосудов

24. «подошва» Ривердена применяется для:

А. предупреждения захвата в шов кишечника

Б. предупреждения нагноения послеоперационной раны

В. лучшей адаптации краев лапоратомной раны

Г. предупреждения «компарт» синдрома

 

Ответы к тестовым заданиям

1. Г,В

2. А

3. В

4. Г

5. Б

6. В

7. А,Б,Г

8. Б

9. В

10. Б,Г

11. А,Б,В

12. А

13. Б

14. В

15. Д

16. А

17. Г

18. А

19. В

20. Б

21. Б

22. Б

23. А,Б

24. А

 

Контроль исходного уровня знаний и умений.

1. Перечислите кровоостанавливающие зажимы: 1)..., 2)..., 3)..., 4)....

2. Как правильно следует захватывать иглу иглодержателем?

3.. Опишите правильное положение пинцета в руке.

4. Укажите правильное соотношение длины концов нити, вдетой в иглу для наложения шва.

5. Какие ткани следует захватывать хирургическим пинцетом: 1)..., 2)..., 3)...

6. Укажите, какую длину концов нити следует оставлять после завязывания швов на коже: 1)..., на мышцах: 1)...

7. Назовите два основных вида скальпелей: 1)..., 2)...

Форма контроля освоения заданий по самостоятельной аудиторной/внеаудиторной работе по данной теме: тестовые задания, решение задач, контрольные вопросы

Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:

Топографическая анатомия

Топографическая анатомия («местная регионарная анатомия») – изучает строение тела по областям, – взаимное расположение органов и тканей в различных областях тела.

1. Задачи топографической анатомии:

голотопия – области расположения нервов, сосудов и т. д.

послойное строение области

скелетотопия – отношение органов, нервов, сосудов к костям скелета.

синтопия – взаимоотношение сосудов и нервов, мышц и костей, органов.

Типовая анатомия – характерная для определенного типа телосложения. Индекс относительной длины туловища равняется длине туловища (distantia jugulopubica), деленной на рост и умноженной на 100 %:

• 31,5 и больше – брахиморфный тип телосложения.

• 28,5 и меньше – долихоморфный тип телосложения.

• 28,5 —31,5 – мезоморфный тип сложения.

Возрастная анатомия – организмы детей и пожилых людей отличаются от людей зрелого возраста – все органы с возрастом опускаются. Клиническая анатомия. Любая операция состоит из двух частей:

• оперативный доступ

• оперативные приемы.

Оперативный доступ – способ обнажения патологически измененного органа, зависит от телосложения больного, его состояния, стадии патологического процесса.

Критерии оценки оперативного доступа (по Шевкуненко—Сазону—Ярошевичу).

• альфа – угол операционного действия (должен быть ни большим, ни маленьким)

• зона доступности S (см2)

• ось операционного действия (СД) – линия, проведенная от глаза хирурга до патологического органа

• бета – угол наклона оси операционного действия – чем бета ближе к 90 градусам, тем лучше

• ОС – глубина раны. Относительная глубина раны равна ОС, деленное на АВ – чем меньше, тем лучше разрез.

О перативный прием – зависит от стадии процесса и состояния больного. Оперативные приемы подразделяются на радикальные и паллиативные. Радикальная операция – устраняет причину заболевания (аппендэктомия). Паллиативная операция – устраняет некоторые симптомы заболевания (метастазы в печени при раке пилорического отдела желудка – создается новый выход из желудка – гастроэнтероскопия). Операции отличаются сроком выполнения. Экстренные показания:

• кровотечения, ранения сердца, крупных сосудов, полых органов;

• прободная язва желудка;

• ущемленная грыжа;

• аппендицит, перешедший в перитонит.

Срочные – через 3–4 ч наблюдения в динамике – острый аппендицит. Плановые – Одномоментные, многоэтапные – при аденоме предстательной железы и задержке мочеиспускания – 1–й этап – цистостома, а через 2 недели – удаление аденомы простаты.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...