Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История возникновения стратегического менеджмента




ТЕМА 1. ОБЩАЯ КОНЦЕПЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

1. Сущность стратегического менеджмента.

2. История возникновения стратегического менеджмента.

3. Отличительные черты стратегического и оперативного управления.

4. Особенности стратегического менеджмента.

5. Этапы стратегического менеджмента.

6. Виды стратегического управления.

Сущность стратегического менеджмента

Стратегический менеджмент — область науки и практики уп­равления, предназначением которого является обеспечение разви­тия организаций в быстроменяющихся условиях внешней среды.

Как отмечают специалисты в области стратегического менедж­мента В.Д. Маркова, С.А. Кузнецова, его сущность заключается в ответе на три важнейших вопроса:

1)в каком положении предприятие находится в настоящее
время;

2)в каком положении оно хотело бы находиться через три,
пять, десять лет;

Каким способом достигнуть желаемого положения?

Прежде чем решать, куда двигаться дальше, менеджеры долж­ны хорошо понимать текущую ситуацию, в которой находится предприятие, и ответить на первый из поставленных выше вопросов, для чего необходима информационная основа, обеспечивающая процесс принятия стратегических решений соответствующими данными для анализа прошлых, настоящих и будущих ситуаций.Второй вопрос отражает такую важную особенность стратегического менеджмента, как его ориентация на будущее. Для ответа на него необходимо четко определить, к чему стремиться, какие цели ставить. Третий вопрос стратегического менеджмента связан с реализацией выбранной стратегии, в ходе которой может происходить корректировка двух предыдущих этапов. Важнейшими составляющими или ограничениями данного этапа являются имеющиеся или доступные ресурсы, система управления, организационная структура и персонал, который будет реализовывать выбранную стратегию.

По своему предметному содержанию стратегический менеджмент обращается лишь к основным процессам на предприятии и за его пределами, уделяя внимание не столько наличным ресурсам и процессам, сколько возможностям наращивания стратегического потенциала предприятия.

Стратегический менеджмент определяется как комплекс стратегических управленческих решений, определяющих долговременное развитие организации, а также конкретных действий, обеспечивающих быстрое реагирование предприятия на изменение внешней конъ­юнктуры, которое может повлечь за собой необходимость стратегического маневра, пересмотр целей и корректировку общего направления развития.

В основе стратегического менеджмента лежат стратегические решения, к числу которых можно отнести:

• реконструкцию предприятия;

• внедрение новшеств (новая продукция, новые технологии);

• организационные изменения (изменения организационно-правовой формы предприятия, структуры производства и управления, новые формы организации и оплаты труда, взаимодействия с поставщиками и потребителями);

• выход на новые рынки сбыта;

• приобретение, слияние предприятий и т.д.

Стратегическое управление — это процесс принятия и осуще­ствления стратегических решений, центральным звеном которого яв­ляется стратегический выбор, основанный на сопоставлении собствен­ного ресурсного потенциала предприятия с возможностями и угрозами внешнего окружения, в котором оно действует.

История возникновения стратегического менеджмента

Появление приемов стратегического менеджмента и их исполь­зование на практике легче всего понять в историческом контексте. Историки бизнеса обычно выделяют четыре этапа в развитии корпо­ративного управления: бюджетирование, долгосрочное планирова­ние, стратегическое планирование и стратегический менеджмент.

Бюджетирование

До второй мировой войны, в эпоху формирования корпораций специальных служб планирования, особенно долгосрочного, в компа­ниях не создавалось. Руководители корпораций регулярно обсуждали и намечали планы развития своего бизнеса, однако формальное плани­рование, связанное с расчетами соответствующих показателей, ведением форм финансовой отчетности и т.д., ограничивалось лишь составле­нием ежегодных финансовых смет — бюджетов по статьям расходов. Бюджеты составлялись, во-первых, по каждой из крупных про­изводственно-хозяйственных функций (НИОКР, маркетингу, капи­тальному строительству, производству), во-вторых, по отдельным структурным единицам в рамках корпорации: отделениям, заводам и т.д. Аналогичные бюджеты и в современной экономике служат ос­новным инструментом распределения внутрикорпоративных ресур­сов и контроля текущей деятельности. Особенностью бюджетно-фи­нансовых методов является их краткосрочный характер и внутренняя направленность, т.е. организация в этом случае рассматривается как закрытая система. При использовании лишь бюджетно-финансовых методов главной заботой менеджеров являются текущая прибыль и структура затрат. Выбор таких приоритетов, естественно, создает угрозу долгосрочному развитию организации.

Долгосрочное планирование

В 50-х — начале 60-х годов XX в. характерными условиями хозяйствования американских компаний являлись высокие темпы роста товарных рынков, относительно высокая предсказуемость тен­денций развития национального хозяйства. Эти факторы обуслови­ли необходимость расширения горизонта планирования и создали условия для развития долгосрочного планирования.

Стержневая идея метода — составление прогноза продаж фир­мы на несколько лет вперед. При этом в связи с медленным нарас­танием характеристик изменчивости внешней среды долгосрочное планирование основывалось на экстраполяции сложившихся в про­шлом тенденций развития фирмы. Главный показатель — прогноз сбыта — базировался на экстраполяции продаж в предыдущие годы. Далее, на основании контрольных цифр, заданных в прогнозе про­даж, определялись все функциональные планы по производству, маркетингу, снабжению. Наконец, все планы агрегировались в еди­ный финансовый план корпорации. Главная задача менеджеров со­стояла в выявлении финансовых проблем, ограничивающих рост фирмы. Другими словами, достаточно ли у фирмы внутренних ре­сурсов или необходимо прибегать к заемным средствам?

Этот подход, более известный у нас как метод «планирования от достигнутого», широко использовался в условиях централизован­ного управления советской экономикой. Главными ориентирами для предприятий являлись заданные сверху объемы производства, а не объемы продаж, как в рыночной экономике, достижение которых, как правило, лимитировалось ограниченными ресурсами. При таком подходе широко использовались расчеты окупаемости капитальных вложений, соизмерение (дисконтирование) затрат во времени.

Стратегическое планирование

В конце 60-х годов экономическая обстановка во многих промышленно развитых странах существенно изменилась. По мере на­растания кризисных явлений и усиления международной конкурен­ции прогнозы на основе экстраполяции стали все более расходиться с реальными цифрами, при этом наиболее типичным явлением была постановка оптимистических целей, с которыми не сходились ре­альные итоги. Высшее руководство фирмы обычно исходило из того, что в будущем результаты деятельности улучшатся, однако часто фирма не выходила на запланированные результаты. Таким образом, оказа­лось, что долгосрочное планирование не работает в условиях дина­мично изменяющейся внешней среды и жесткой конкуренции.

Кристаллизация принципиальных элементов концепции стра­тегического планирования во многом связана с поиском путей пре­одоления ограничений системы долгосрочного планирования, четко проявившихся в неопределенности параметров общего экономичес­кого развития.В системе стратегического планирования отсутствует предположение о том, что будущее непременно должно быть лучше прошлого, и отвергается предпосылка о возможности изучения будущего методом экстраполяции. Собственно в различном понима­нии менеджерами роли внешних факторов и заключается основное отличие долгосрочного экстраполятивного планирования от страте­гического. Главным в стратегическом планировании является анализ как внутренних возможностей организации, так и внешних конку­рентных сил и поиск путей использования внешних возможностей с учетом специфики организации. Таким образом, можно сказать, что цель стратегического планирования заключается в улучшении реакции организации на динамику рынка и поведение конкурентов.

Стратегический менеджмент

К 90-м годам большинство корпораций по всему миру начали переход от стратегического планирования к стратегическому менед­жменту. Стратегический менеджмент — это комплекс стратегичес­ких управленческих решений, определяющих долговременное раз­витие организации, и конкретных действий, обеспечивающих быстрое реагирование организации на изменение внешних факторов, кото­рое может повлечь за собой необходимость стратегического манев­ра, пересмотр целей и корректировку общего направления развития.

Стратегический ме­неджмент в отличие от стратегического планирования является дей­ственно ориентированной системой, которая включает в рассмотре­ние процесс реализации стратегии, а также оценку и контроль. Причем осуществление стратегии — это ключевая часть стратегического уп­равления, так как при отсутствии механизмов реализации стратеги­ческий план остается лишь фантазией.

Отличия стратегического менеджмента от стра­тегического планирования характеризуются общностью следующих важных факторов:

стратегический менеджмент характеризуется быстрой двойственной реакцией на изменения внешней среды: долговременной и оперативной одновременно. Долговременная реакция закладывается в стратегические планы, оперативная — реализуется вне плано­вого цикла в реальном режиме времени;

в стратегическом менеджменте рассматриваются способы изменения внешнего окружения, а не только адаптации к ней; стра­тегическое управление означает также, что процесс управления дол­жен быть упреждающим, а не реактивным. При упреждающей стра­тегии менеджеры пытаются воздействовать на события во внешнем окружении, а не просто реагировать на них.

стратегический менеджмент включает элементы всех предше­ствующих систем управления, т.е. предполагает составление бюджетов, использование экстраполяции для оценки относительно стабильных факторов, применение элементов стратегического планирования, а так­ же адаптацию стратегических решений, осуществляемых в реальном масштабе времени.

Часто стратегическое управление называют рыночным страте­гическим управлением. Включение в определение слова «рынок» означает, что стратегические решения должны в большей степени учитывать развитие рынка и внешнего окружения, чем внутренние факторы. Фирма, реализующая страте­гическое управление, должна иметь внешнюю ориентацию (на потре­бителей, конкурентов, рынок и др.).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...