Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4. ППУ Древнего Израиля. 5. Конфуций. 6. Лао-Цзы. 7. ППИ Сыма Цяня. 8. Сократ.. 9. Платон.




4. ППУ Древнего Израиля.

5. Конфуций.

 

Учение Конфуция (551-479 г. г. до н. э. ). Общество и государство – крепкая семья. Во главе – император. Власть осуществляется по иерархическому принципу, при котором низшие подчиняются высшим (лучшим, старшим) и руководствуются нравственными устоями, а не законами. Существует 5 основных видов законов между людьми: между отцом и сыном, мужем и женой, братьями, различными семьями, правителями и подданными. Будучи сторонником ненасильственных методов правления, Конфуций призывает правителей строить свои отношения с подданными на основах добродетели. Основная же добродетель подданных – преданность правителю и послушание, отвергая бунты и восстания. Главным правилом жизни является забота об упрочении семьи, мощи государства. Каждый должен заниматься своим делом. Если царь уклоняется от добродетели, то его нельзя критиковать. Мудрый должен молчать и смотреть за самим собой. Руководить посредством законов нельзя, надо – посредством добродетели. Отрицательное отношение Конфуция к законам обусловлено их наказательным значением, их связью с жестокими наказаниями.

 

6. Лао-Цзы.

 

Древнекитайская ППМ возникла во 2-м тыс. до н. э. В Др. Китайской мысли существовало 3 направления: Даосизм, Конфуцианство, Моизм. Учение Лао-Цзы (6-5 в. в. до н. э. ). Он – основатель теории естественного закона (даосизм), т. е. всеобщего начала, закономерности всех процессов и вещей. Дао – независимый от владыки ход вещей, естественная закономерность. То есть по сути Дао выступает как естественное право. Дао определяет законы неба, природы, общества. Все

7. ППИ Сыма Цяня.

8. Сократ.

Сократ (470-399 г. г. до н. э. ) – одна из интереснейших и популярных фигур в духовной жизни человечества. Родоначальник субъективного идеализма. Выступал за установление аристократической формы правления. С. в своём учении поднимается до самого высокого уровня обобщения. Считал высшим для достижения истины диалог равноправных. Основой государства и права является справедливость, выраженная в праве, установленным в полисе (т. е. требования естественных законов). Разумная природа предопределяет издание разумных законов -> признаёт существование естественного и позитивного права. Естественные законы могут устанавливать аристократы -> выступал за аристократическую форму правления. С. обосновывал вопрос компетентности правителей («править должны знающие»). Правители – те, которые умеют править. Считал, что лучше плохой закон, чем никакого. Закон - справедливость. Законы должны безукоризненно исполняться. Справедливость – то должное и целесообразное, что д. б. в отношениях между людьми. Сократ идеализировал законное и справедливое, которое д. совпадать, однако если они не совпадают, то д. преобладать законное. Сократ не являлся юристом. Он формировал этические представления о должном и справедливом.

 

9. Платон.

Платон – ученик Сократа. Происходит из знатного афинского рода, считается начальником объективного материализма. Трактаты " Гос-во", " З-ны" и т. д. Мир состоит из мира идей и мира вещей. Существует абстрактная идея, которая соответствует всем земным явлениям. Цель любого грека и любого гос-ва – соответств. идеальное отношение в обществе. Стремление – поиск идеальной формы гос-ва. 2 модели идеального гос-ва Платона.

Гос-во д. состоять из 3 классов: философы – лица, призванные к управлению, воины – защищают гос-во от внеш. врагов, земледельцы, ремесленники – люди, которые управляются философами и защищаются воинами, и за это обязаны их обеспечивать. Деление людей на классы Платон объяснял так: боги примешивают опред. металл к душе человека: золото – философам, серебро – воинам, медь – 3-му сословию. Платон допускает переход между 2-мя высшими сословиями. В основе всех бед социума – частная собственность, поэтому фил-фы и воины не д. ее иметь. Они лишены частн. собственности, отсутствует институт постоянного брака, они обеспечиваются из гос. казны. Дети, рожденные у фил-фов и воинов, воспит-ся гос-вом, которое берет на себя заботы об их распределении. Ремесленники имеют частн. собственность, имеют семьи и управляются з-нами, которые им дают фил-фы. От лучшего типа государства к худшему: аристократия è монархия è тинократия (власть воинов, честолюбцев) è олигархия (власть кучки незнатных богачей) è демократия (правление ненависти против богачей, знати; различал демократию беззакония и законности) è тирания (власть одного демагога).

Вторая модель идеального общества: частная собственность у всех, но у богатейших её размер не более чем в 4 раза, чем у беднейшего. Следовательно, существовало 4 класса подразделяющихся по имущественному состоянию. 1-ый класс – люди не занимающиеся производительным трудом. Они обязаны участвовать в политической жизни общества. Власть должна осуществляться только на основе законов. Отказ от общей собственности мудрецов (правителей) и стражей. Народное собрание состоит из 360 членов – по 90 от каждого класса. Существует структура, избираемая в количестве 37 человек, выполняющая функцию стражей закона. Третья структура – «ночное собрание» состоит из 10 престарелых стражей закона. Эти структуры устанавливают законы. Власть держится на законах. Каждый закон состоит из 2-х частей: наставление, совет, объяснение, почему закон издаётся, и почему ему следует повиноваться и предписание, приказание. Законы регламентируют абсолютно все отношения между людьми: распорядок дня и ночи и т. д. То, что законами не регулируется, то запрещается. В государстве должна быть узаконена религия. Для атеистов одна мера наказания - смертная казнь. В законах должна воплощаться справедливость и разум, т. к. разум правит всем, обеспечивая свободу личности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...