Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Н.И. Ведута 6 страница




 

 

2. 5. Розничная цена

 

Розничные цены — это цены реализации населению оплачиваемых им продуктов и услуг (далее продуктов). Их задача — распределение продуктов среди населения с обеспечением баланса платежеспособного спроса населения и предложения. Часть продукта общественного производства, не поступающая в розничную торговлю, розничных цен может и не иметь. Но цены, отражающие реальные затраты на производство — цены производства имеют все продукты, в том числе и поступающие в розничную торговлю.

Уровень розничных цен в целом определяется количеством денежных знаков, получаемых населением. Научно обоснованные правила формирования розничных цен в принципе не имеют ничего общего с построением цен производства. Советские экономисты, усвоив по Марксу, что цена есть выражение стоимости, а стоимость — общественно необходимые затраты, крутились вокруг этих понятий и при определении советских цен: как цен производства, так и розничных цен, без разницы. Но функции тех и других цен в системе общественного производства совершенно различны; цены производства несут информацию о затратах общественного труда, а розничные цены — о целесообразности (полезности) этих затрат с точки зрения потребителей. Поэтому практика ценообразования в СССР до последних дней его существования так и блуждала в потемках, медленно и верно разрушая потребительский рынок.

 

 

Цена равновесия как денежное выражение

потребительной стоимости и

общественно-необходимых затрат

 

Потребности общества многогранны. Их природа, как писал К. Маркс, «порождаются ли они, например, желудком или фантазией, ничего не изменяет в деле». [39]

С ростом уровня благосостояния народа роль желудка в формировании общественных потребностей относительно уменьшается, фантазии — возрастает. Но удовлетворение потребностей независимо от этого всегда связано с общественным производством и поэтому всегда — проблема экономическая.

Личные потребности населения удовлетворяются всей массой потребительских продуктов. По физическим свойствам, по «полезности» каждого отдельно взятого продукта нельзя определить его роль в удовлетворении потребностей людей. Но вместе с тем каждый потребитель, независимо от способа производства, стремится к максималь-ному удовлетворению своих потребностей и, имея неограниченную свободу выбора структуры потребительского продукта при ограниченном объеме потребления, интуитивно на основе повседневного жизненного опыта, считаясь при этом не только с физическими свойствами продуктов, но и с их ценами, а также со своей платежеспособностью, выбирает оптимальную для себя структуру потребительского продукта.

В этом смысле розничная торговля имеет дело с широким представительством экспертов. Здесь каждый покупатель — эксперт и при том эксперт весьма опытный и ответственный за принятое им решение. Он повседневно участвует в выборе оптимальной для себя структуры набора продуктов, потребляемых им в рамках его платежеспособности, и всегда сам оказывается «жертвой» своего собственного выбора.

Из платежеспособного индивидуального спроса формируется общественный. Если все множество потребителей предъявляет спрос на какой-нибудь продукт больше или меньше возможных его поставок, то повышение его цены в первом случае уменьшает, а снижение во втором — повышает его предпочтение в структуре индивидуального выбора во всей массе потребительских продуктов, приводя в соответствие спрос и предложение. Цены реализации, при которых спрос становится равным предложению, получили название цен равновесия. При этих ценах количество продуктов, реализуемых населению за период t (год), становится равным его поставкам в сферу реализации за тот же период при полном удовлетворении платежеспособного спроса и сохранении оборотных запасов по всей номенклатуре изделий.

Общепризнанной является точка зрения, что при ценообразовании необходимо учитывать соотношение между спросом и предложением. Экономисты, которые отрицали бы это положение, не известны, в том числе и среди самых ярых противников концепции цен равновесия. Но при этом многие упускают из вида, что там, где соотношение между спросом и предложением диктует необходимость отклонения цен от затрат, совокупные затраты на производство всего продукта данного вида не равны общественно необходимым. Поэтому речь может идти об отклонениях цен не от общественно необходимых затрат, или «стоимости», а от средневзвешенных затрат на единицу продукции.

В какую сторону от затрат нужно двигать цены при учете соотношения между спросом и предложением? Совершенно очевидно: вверх, если спрос выше предложения, вниз — если ниже. До каких пор нужно и можно их двигать? Также совершенно очевидно: в первом случае не выше, во втором — не ниже уровня, при котором спрос становится равным предложению, т. е. — до уровня цен равновесия.

Таким образом, если требование учитывать в розничных ценах соотношение между спросом и предложением, относится ко всей массе продуктов, а не к отдельным из них, то приближение к ценам равновесия и есть основной принцип установления розничных цен.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...