Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Семинарское занятие №6 «Глобализация жизни человечества и модернизация мировой экономики»

Семинарское занятие №1 и №2

«От Лиги Наций к ООН. «Холодная война» Создание системы союзов и новые военные конфликты»

После изучения темы студенты должны знать:

1. Создание Лиги наций и основные направления ее деятельности.

2. Соглашение о Лиге Наций на Парижской Конференции 1919 г.

3. Лига Наций в действующем праве.

4. Вклад Лиги Наций в международное право.

5. Субъекты органы Лиги Наций.

6. История создания ООН.

7. Причины создания ООН.

8. Разработка концепции ООН.

9.Система организаций ООН.

10.Основные направления деятельности ООН.

11. Результаты деятельности Лиги наций.

12.Оценка деятельности ООН.

13. Деятельность России в Совете Безопасности ООН.

14. Причины «холодной войны»

15. Речь Черчилля в Фултоне.

16. Доктрина «сдерживания».

17. «План Маршалла» и раскол Европы.

18. Холодная война в Азии.

19. Корейская война, как первый опыт эпохи «холодной войны».

20. Берлинский кризис.

21. Формирование НАТО

22. СССР и страны Восточной Европы.

23. Создание СЭВ и ОВД.

 

Студенты должны уметь расшифровывать следующие аббревиатуры:

ООН, ЮНИДО, МОГ, МАГАТЭ, МСЭ, ВПС, ЮНКТАД, ЕЭК, ЮНЕП, ЮНИСЕФ, Информбюро, ГДР, СЭВ, НАТО, ОВД, НКВД.

Студенты должны уметь давать определение следующим понятиям:

Холодная война, доктрина «сдерживания», международное право, фултоновская речь, «план Маршалла».

Вопросы для контроля знаний студентов

1. В каком году и по чьей инициативе была создана Лига Наций?

2. Какие страны вошли в состав Лиги Наций?

3. Каковы были основные цели при создании Лиги Наций?

4. Какие положения содержало соглашение о Лиге Наций в 1919 г.?

5. Каково значение Лиги Наций для международных отношений?

6.В каком году и по чьей инициативе была создана ООН?

7. Какие страны вошли в состав ООН?

8. Какова роль РФ в создании и деятельности ООН?

9. Каково значение ООН для международных отношений?

10. Что такое «холодная война»?

11. Каковы были причины «холодной войны»?

12. Как вы думаете, кто несет ответственность за возникновение «холодной войны»?

13. В чем состояли цели «плана Маршалла»? Каким было отношение к нему в странах Европы?

14. Почему ряд стран отказался от участия в «плане Маршалла»? К каким последствиям это привело?

15. Назовите наиболее острые послевоенные проблемы мировой политики. Как они разрешались?

16. В чем проявлялось и чем объяснялось падение доверия к коммунистическим партиям в послевоенное время?

17. Что такое Берлинский кризис, каковы его причины и последствия?

18. Каковы причины возникновения военно-политических союзов в 1940-1950-е гг.?

19. В чем проявлялась «холодная война» в Азии?

20. Какую роль военный конфликт в Корее сыграл в развитии событий на мировой арене?

21. Почему не был подписан мирный договор между СССР и Японией?

22. Каковы причины и последствия советско-китайского сотрудничества в начале 1950-х гг.?

 

 

Индивидуальные творческие задания (презентации и доклады):

1. «История Лиги Наций»

2. «История создания ООН»,

3. «Россия – постоянный член Совета Безопасности ООН»

4. «Берлинский кризис»

5. «Война в Корее»

Источники и литература

История внешней политики СССР. – М., 1981. Т.2. (каб. 204)

Заевский В. Необходимость перемен в ООН //МЖ- 2005, №9.

Корниенко Г.М. Новое о Карибском кризисе //ННИ- 1991, №3

Микоян С. Вспоминая Карибский кризис //МЭМО - 2003. №1.

Международные организации системы ООН: Справочник. - М., 1990.

НАТО: Справочник. - М., 1994.

Организация Объединенных Наций: Краткий справочник./ Под ред.

В.Петровский – М, 1980.

Печатнов В.О. США: скрытые дебаты по «русскому вопросу» в 1945

г. //ННИ – 1997, №1.

Поклад Б.И. Карибский кризис. Нью-йорский диалог//МЖ-1992, №11/12.

«Холодная война»// Родина. Спецвыпуск. – 1998, № 8.

Чубарьян А.О. Новая история «холодной войны» //ННИ – 1997, № 6.

Трояновский 0.А. Карибский кризис - взгляд из Кремля //МЖ-1992, №3/4.

 

Методические советы

Данная тема является ключевой в понимании тех перемен, что после­довали за разгромом гитлеровской Германии и окончанием Второй ми­ровой войны. Цель занятия - на основе изучения документальных мате­риалов, научной литературы углубить и расширить знания по проблемам послевоенного мироустройства, становления новой системы в между­народных отношениях в условиях «холодной войны».

На занятиях анализируются решения Парижской мирной конферен­ции, сессий СМИД, освещается начальный период в деятельности ООН. Следует выявить, какие международные вопросы и почему стали пред­метом острых разногласий между участниками антигитлеровской коа­лиции. Ее распад привел к опасному противостоянию Запада и Востока, «холодной войне» в международных отношениях. История «холодной войны» занимает важное место в современных исследованиях. Студенты, познакомившись с рекомендованной литературой, должны проанализи­ровать имеющиеся оценки и подходы различных авторов к причинам, характеру, содержанию и целям в «холодной войне», показать позиции главных государств, прежде всего США и СССР. Следует обратить внимание на содержание выступлений президента США Г. Трумэна, других американских политиков, на фултонскую речь У. Черчилля. Имеющиеся на сегодня документальные материалы позволяют всесторонне пока­зать содержание европейской политики США, создание военно-полити­ческого блока НАТО.

Раскол и начавшаяся «холодная война» привели к формированию «биполярной» системы, в которую оказались встроен­ными и международные организации, и, прежде всего, ООН. На занятии студенты знакомятся с процессом образования и началом деятельнос­ти ООН, для этого следует привлечь Устав ООН, определить цели и принципы в деятельности этой универсальной международной органи­зации, ее структуру. На занятии следует обосновать вывод о последовательной борьбы за мир и действенной системы коллективной безопасности, вставших перед человечеством в качестве первоочередной задачи в середине XX века.

При подготовке к занятию следует учитывать, что многие вопросы и проблемы остаются до сих пор малоизученными и дискуссионными, несут на себе отпечаток идеологического противостояния времен «хо­лодной войны».

Семинарское занятие №3

«Международные отношения в 1960-1970гг.

Вопросы семинара

1.Распад Колониальной системы: причины и основные этапы.

2. Локальные конфликты в странах Азии, Африки и Латинской Америки.

3. СССР и кризисы второй половины 1960гг. на международной арене.

4. США в к. 1940-х – н.1960-х гг.

5. «Экономическое чудо» в Германии.

6. Япония после Второй мировой войны. СССР: провал политики реформ

7. СССР и кризисы второй половины 1960-х гг. на международной арене

8. Кризис 1968 в Чехословакии и его последствия.

9. Кризис доверия в США

 

 

Вопросы для контроля знаний студентов

1. Почему освобождение от колониализма обострило многие проблемы развития стран Азии и Африки?

2. Какую роль сыграл СССР в борьбе за независимость бывших колоний?

4. В чем причины Суэцкого кризиса1956 г.? Какую роль он оказал на позиции СССР в освободившихся странах?

5. Почему США усилились в годы Второй мировой войны?

6. Что такое «экономическое чудо»? В отношении каких стран этот термин применяется?

8. Что означает понятие «застой»?

9. Почему международные конфликты 1960-1970-х гг. привели к усилению роли военно-промышленных округов в политическом руководстве СССР?

10. В чем состояли причины «пражской весны»? Что побудило страны ОВД к вводу войск в Чехословакию?

11. Как война во Вьетнаме сказалась на американском обществе? В чем состояли причины «кризиса доверия» в США?

12. Каковы были итоги «холодной войны» на рубеже 1960-1970-х гг.? Можно ли говорить о победе в «холодной войне» того периода?

 

 

Темы докладов

 

1. «Революция 1956 в Венгрии»

2. «Кризис 1968г. в Чехословакии»

3. «Война во Вьетнаме»

4. Уотергейтский скандал

 

 

Семинарское занятие №4

Период партнёрства и соперничества между СССР и США»

Вопросы семинара

1.Кризис политики «холодной войны».

2. Политика блокового противостояния.

3. Разрядка и её перспективы.

4. Подписание договоров о нераспространении ядерного оружия

5. Берлинский кризис 1961 г.

6. Кризис разрядки: причины и последствия.

7. Война в Афганистане

Вопросы для контроля знаний студентов

1. Каковы предпосылки перехода к политике разрядки?

2. Каковы мотивы стремления к политике разрядки у руководства СССР и США?

3. Что такое Движение неприсоединения? Каковы его цели и состав?

4. Какие из подписанных СССР и странами Запада в 1960 – 1970-е гг. договоров олицетворяют политику разрядки?

5. В чем заключались особенности разрядки в Европе?

6. Почему политика разрядки оказалась непрочной? Назовите причину ее срыва.

7. Что из себя представляло правозащитное движение? Как повлияло его развитие на перспективы разрядки?

8. В чем состояло влияние региональных конфликтов на советско-американские отношения?

 

Индивидуальные творческие задания (презентации и доклады):

1. «Война в Афганистане» - 2 чел.

2. «А. Д. Сахаров» - 1 чел.

3. Политика Брежнева (2 человека, один про внутреннюю, другой – внешнюю).

 

Источники и литература

Богатуров А.Д., Кременюк В.А. Российско-американские отношения: между

конфронтацией и партнерством //США - 1996, № 7.

Блэкер К (США). Россия и Запад //США- 1998, № 11.

Галкин А.А. Глобализация и политические потрясения XXI века //Полис -2005, №4.

Джонстон Д. (США). Почему Америка должна «служить» мировым

лидером //США -1999, №7.

Дубинин Ю.А. Хельсинки- 1975. Детали истории //ВИ- 1995, №11/12.

История США. – М., 1987. Т4. Гл.9-11.

История дипломатии. – М., 1979. Т.5. Гл.4-5.

Кувалдин В. Горбачёв и его внешняя политика //МЭМО - 2005, №11.

Коллонтай В. Эволюция западных концепций глобализации//МЭМО- 2002, №1-2.

Лейк Э. (США). Новая стратегия США: от «сдерживания» к расширению //

США - 1994, №3.

Минкина И.Ю. Глобальное лидерство США и его влияние на международные

отношения //США - 1999, №7.

Салмин А.М. Россия, Европа и новый мировой порядок //Полис -1999, №2.

Савельев В.А. США - ЕС- Россия //МЖ – 1997, №9.

Уткин А. И. -Американская стратегия для XXI века // США –Канада - 1999, №7.

Тредденик Д. Глобализация, международная безопасность и НАТО //США-

Канада – 2004, №3.

 

Методические советы

Ракетный кризис, разразившийся осенью 1962 г. между СССР и США,

можно считать поворотным пунктом в истории современного мира. Он способствовал осознанию обеими противоборствующими сторонами возможных катастрофических последствий применению ядерного оружия и необходимости предотвращения ядерной катастрофы. Поэтому со значительной долей уверенности можно сказать, что именно этот кризис положил начало тем процессам, которые стали известны под названием разрядки международной напряжённости. Студенты должны рассмотреть вехи этого процесса, вершиной которой стало подписания Заключительного акта по безопасности и сотрудничесству в Европе.

В конце 60-х гг. начались и американо-советские переговоры об ограничении стратегических вооружений, заметно расширились политические, экономические и научно-культурные связи между двумя супердержавами. Необходимо, на конкретных фактах, показать эти позитивные изменения, но в то же время, выявить и упущенные возможности процесса разрядки, которые, в конечном счете счёте, привели к новому витку гонки вооружения в начале 80-х гг. Зарубежная историография, в качестве причины обострения отношений между Западом и Востоком, называет ввод советских войск в Афганистан, необходимо привести доводы «за» и «против». Особенно студенты должны подробнее остановиться на событиях 1983 г., когда силовая политика супердержав достигла наивысшего накала.

Кардинальные изменения в системе международных отношений произошли со сменой руководства в СССР в 1985 г. На семинарском занятии нужно выявить комплекс причин, которые побудили М.С. Горбачева отказаться от противостояния со странами Запада и проанализировать программу «новое политическое мышление». Переговоры между СССР и США во второй половине 1980-х гг. проходили по тернистому пути, тем не менее, во время встречи М. Горбачёва и Дж.Буша в 1989 г. де-факто был зафиксирован окончательный конец «холодной войны».

Распад социалистического лагеря резко изменил конфигурацию геополитических сил и привёл к формированию единополярного мирового порядка во главе с гипердержавой – США. Претерпела изменения и внешнеполитическая концепция Соединённых Штатов, которая вызывает озабоченность во многих странах, в том числе и среди союзников США по НАТО. Студенты должны проанализировать сложившуюся новую конфигурацию на мировой арене и попытаться осмыслить перспективы развития системы международных отношений.

 

 

Семинарское занятие №5

«Развитие науки и техники

После изучения темы студенты должны знать:

1. Основные направления развития науки и техники в XX веке:

А) достижения в области энергетики

Б) развитие космонавтики

В) появление новых конструкционных материалов

2. Достижения в области биохимии, генетики, медицины.

3. Трансформация электроники и робототехники.

4. Автоматизация и роботизация производства.

5. Индустрия и конкуренция в сфере производства знаний.

 

Вопросы для контроля знаний студентов

1. Каковы основные направления развития науки и техники во второй половине XX – начале XXI в.?

2. Какие новые черты появились в характере научного и технического развитии человечества в изучаемый период?

3. В чем проявилась взаимосвязь достижений науки и техники в различных областях знания? Как влияло развитие науки на технический прогресс?

4. Какие общественные потребности вызвали скачок в развитии электроники, создании ЭВМ? Определите значение внедрения компьютерных технологий для современного общества.

5. Какие из направлений научно-технического прогресса конца XX в., с вашей точки зрения, окажутся наиболее перспективными в третьем тысячелетии?

6. Как, по-вашему, будет происходить ускорение развития научных знаний в XXI в.?

7. Перечислите основные достижения медицины изучаемого периода.

 

 

1.«Освоение космоса»

2. «Новые медицинские технологии» - 2 чел.

3. «Ю. А. Гагарин»

 

 

Семинарское занятие №6 «Глобализация жизни человечества и модернизация мировой экономики»

 

7. Предпосылки и итоги возникновения транснациональных корпораций и банков.

8. Интеграционные процессы и глобализация

9. Экология и проблема модернизации стран «Юга»

 

Вопросы для контроля знаний студентов

 

1. Определите содержание понятия «информационное общество». Какие новые черты в общественном развитии оно отражает?

2. Что такое «информационная революция»?

3. Какие требования предъявляет научно-технический прогресс к развитию сферы образования?

4. Охарактеризуйте процесс изменения социальной структуры общества развитых стран к концу XX в.

5. Раскройте понятие «средний класс». Какую роль он играет в общественно-политической жизни?

6. Объясните термин «маргинальные слои общества». Назовите причины их появления. В чем заключаются особенности маргинализации разных слоев населения? В чем состоит опасность этого процесса?

7. Дайте определение понятий «транснациональная компания» и «транснациональный банк». Чем вызвано их появление? Какую роль они играют в современном мире?

8. Как связаны между собой проблемы экологии и модернизации стран «Юга»?

9. Почему некоторые государства «Юга» не могут решить проблемы, связанные с модернизацией? К каким последствиям это приводит?

 

Индивидуальные творческие задания (презентации и доклады)::

1. «Международные террористические организации» -2 чел.

2. Влияние информационных технологий на жизнь человека

3. Экология и предпринимательство

 

Источники и литература

Борко Ю. Расширение и углубление европейской интеграции //МЭМО – 2004, №7.

Давыдов Ю.П. Россия и НАТО: в поисках перспективы // США - 1999, №1.

Исраэлян В.Л., Энтин Дж. Дискуссия о расширении НАТО // США -1997, № 9.

Иноземцев В., Кузнецова Е. Возвращение Европы. Объединенная Европа на пути к

лидерству в мировой политики //МЭМО – 2002, №4.

Иноземцев В., Кузнецова Е. Возвращение Европы. В поисках идентичности:

европейская социокультурная парадигма //МЭМО – 2002, №6.

Иноземцев В.Л. США и ЕС в новом столетии: союзники и соперники //США-

Канада – 2002, №9,10.

Иноземцев В.Л, Почему ненавидят Америку «история болезни» или «болезнь

истории» //США-Канада – 2003, №7.

Злокозова Н. Расширение ЕС: за и против с позиции его членов//МЭМО – 2004, №1.

Иванов П. Трансформация НАТО: век нынешний и век минувший //МЭМО – 2003, №1.

Казанцев Б.Б. Новая стратегия НАТО вызывает серьезную озабоченность //МЖ –

1999, №2.

Казанцев Б. Б. Почему в Москве против расширения НАТО //МЖ-1998,№4.

Кэмэрон Ф. Америка глазами европейцев//МЖ – 2005, №1.

Островская Е. и др. Евросоюз//МЭМО – 2002, №8.

Приходько О.В. Какая Европа нужна США //США-Канада – 2006, №2.

Пляйс Я.А. Россия и Европа: зачем мы нужны друг другу //Полис - 2000, №6.

Скоров Г. Россия-Евросоюз: вопросы стратегического партнёрства //МЭМО – 2005, №3.

Срежнёва М. Культура европейской политики //МЭМО – 2002, №3.

 

Методические советы

Европейская идея о единстве государств и народов имеет давнюю историю. В XX веке было несколько попыток объединить Европу, но желаемого результата они не принесли. И лишь после окончания «хо­лодной войны», в конце XX века, стали складываться предпосылки для «единой Европы». На занятии, опираясь на ранее изученный материал, можно показать эволюцию европейской идеи на разных этапах европей­ской истории. Далее следует обосновать исходные причины и факторы, которые положили начало интеграционным процессам в Западной Европе. Нормализация отношений между Францией и Западной Германи­ей после Второй мировой войны способствовала сближению экономи­ческих интересов ряда государств Западной Европы. В марте 1957 г. Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург - «шестер­ка» - заключили Римский договор о создании «общего рынка». Необхо­димо привлечь этот договор, раскрыть его содержание, дать толкова­ние термину «экономическая интеграция». Далее следует остановиться на структуре ЕЭС, охарактеризовать его институты, их функциональ­ную деятельность. Западноевропейской экономической интеграции При­сущи две тенденции: одна - постоянное расширение членства в ЕС, другая - углубление содержания интеграционных процессов. Обе эти тенденции следует рассмотреть на конкретном материале.

На пути к «единой Европе» в рамках ЕС приходилось преодолевать немалые трудности. Противники западноевропейской интеграции из стран социализма вообще считали, что рыночная экономика несовмес­тима с интеграцией, так как никогда не удастся согласовать интересы крупных монополистов из разных стран. Следует обратить внимание на те новые моменты в функционировании ГМК в 1970-1980-х гг., которые содействовали интернационализации капитала. Интеграционные процес­сы расширяли возможности западноевропейцев в области культуры, туризма, спорта. Со временем переставал быть существенной прегра­дой языковой барьер. Вместе с тем, а на это следует обратить внима­ние, Европейское сообщество развивалось крайне неравномерно. По словам многолетнего председателя Европейской комиссии ЕС Ж. Делора, сказанных им в 1991 г., лишь первые десять лет отличались дина­мизмом, затем Сообщество не менее пяти лет пребывало в кризисе и еще 19 лет в застое. Попытайтесь обосновать приведенную Делором «периодизацию».

Значительным шагом в углублении экономической интеграции ста­ла встреча глав стран и правительств - членов ЕС - в декабре 1991 г. в голландском городе Маастрихте, на которой удалось договориться о «расписании движения» европейского единства до конца XX века и даль­ше. Документальные материалы и публикации историков, экономистов и политологов дают возможность проследить за реализацией Мааст­рихтских соглашений, где главным было создание валютного союза, т. е. переход на единую валюту «евро». Необходимо дать социально-экономическую характеристику странам - членам ЕС: уровень инфля­ции, сумма государственного долга, уровень дефицита госбюджета, со­стояние на рынке труда, а так же показать трудности европейской интеграции.

Помимо экономической интеграции в Европе, что напрямую связано с ЕС, развиваются политические и военные связи. Происходит унифика­ция правовых, культурных, потребительских норм. В то же время, сохраняются и серьёзные трудности в связи с расширением ЕС. События 2005 г. стали тому подтверждением. Можно так же отметить, что всевозрастающее единство Европы серьезно беспокоит США, стремя­щихся сохранить свое лидерство в мире. В свою очередь европейцы все чаще заявляют о своём дистанцировании от политики Вашингтона. На этом фоне достаточно позитивно складываются отношения ЕС и России, хотя имеются и серьёзные трудности, в частности «чеченская проблема». В то же врем, стороны понимают, что без координации своих действий будет трудно бороться с с глобальными проблемами. Несомненно, что в XXI веке европейским государствам не раз придется соотносить свой выбор с реалиями мировой глобализации.

 

Семинарское занятие №7

«Отношения на постсоветском пространстве»

После изучения темы студенты должны знать:

1. Углубление кризиса советского общества.

2. Политика перестройки.

3. новое политическое мышление.

4. Демократические революции в странах Восточной Европы.

5. Политический кризис в СССР.

6.Конфликт в межнациональных отношениях на постсоветском пространстве.

7. Политический кризис 1993г. и коррекция курса реформ.

8. Обострение межнациональных отношений. Чеченский кризис.

9. Политическое и социально-экономическое развитие России во второй половине 1990-х гг.

10. Россия в начале XXI в.

11. Россия в СНГ.

Студенты должны уметь расшифровывать следующие аббревиатуры:

ЦК КПСС, ГК ЧП, СНГ, ШОС

Студенты должны уметь давать определение следующим понятиям:

перестройка, новое политическое мышление, либерализация цен, референдум, дефолт, национальные проекты, цветные революции, конституционный конфликт

Вопросы для контроля знаний студентов

1. Почему необходимость реформ получила широкое признание в руководстве КПСС? Чем можно объяснить ограниченность мер, принимаемых при Ю. В. Андропове?

2. Почему идеи ускорения оказались неэффективными?

3. В чем состоял смысл идей перестройки? Что в них отражало попытки сохранения старой системы, а что являлось принципиально новым?

4. Чем объясняется углубление экономического и политического кризиса в СССР в конце 1980-х гг.? Как проявлялись его симптомы?

5. В чем состоял смысл идей нового политического мышления? Какую реакцию они вызвали в странах Запада?

6. Как происходили демократические преобразования в странах Восточной Европы? Почему правящие коммунистические партии не смогли приспособиться к новым условиям?

7. Какие политические тенденции наметились в развитии КПСС периода перестройки? Почему ее руководству не удалось консолидировать партию?

8. В чем состояли причины обострения международных отношений в СССР, трений между союзными республиками?

9. Почему попытка августовского переворота в 1991 г. Привела к срыву планов реорганизации СССР?

10. Объясните, почему попытки М. С. Горбачева сохранить реформированное союзное государство потерпели неудачу?

11. Какую роль сыграли Б. Н. Ельцин и демократические силы России в событиях 1991 г.?

12. В чем состояли цели реформ, начатых в России правительством Е. Т. Гайдара?

13. Почему в 1993 году в России обострились социальные и политические противоречия?

14. В чем состояли причины конфликта с Чеченской республикой?

15. Какие цели преследовали реформы, предпринятые после избрания Президентом РФ В. В. Путина? Как они повлияли на развитие Российской Федерации?

16. В чем состояли сложности отношений России с другими странами СНГ? Как бы вы оценили их перспективы?

 

Индивидуальные творческие задания (презентации и доклады):

1. «Ю.В Андропов»

2. «Политический кризис в СССР»

3. «Шоковая терапия»

4. «Политический кризис 1993г.»

5. «Чеченский конфликт»

 

Источники и литература

Гарбузов В.Н. Консерватизм: понятия и типология (историографический обзор)

// Полис-1995, №4.

Гаджиев К.С. Либерализм: история и современность//ННИ -1995, №6.

Громыко А. Победа и поражения современной социал-демократии //Полис - 2000, №3.

Дьюи Нибур. Профили нового либерализма //Полис- 1994, №3

Коломийцев В. «Демократический социализм»: теория и практика //Диалог - 1997, №9.

Любин В. Европейские левые: дискуссия о проблемах и перспекти­вах //МЭМО – 1999, № 7.

Перегудов С.П. Неоконсервативная модель общественных отношений //

МЭМО -1990, №11

Перегудов С. Западная социал-демократия на рубеже веков//МЭМО – 2000, №6,7.

Рахшмир П.Ю. Эволюция консерватизма в новое и новейшее время//ННИ- 1990, №1.

Рахшмир П. Американские консерваторы и Европа //МЭМО – 2004, №7.

Рахшмир П. Консерватизм и либерализм: метаморфозы консенсуса //Полис – 2005,

№5.

Рормозер Г., Френкин А. Консервативная революция //Полис -1992, №1-2

Современная социал-демократия: словарь - справочник. - М., 1990

Шапиро А. Введение в типологию либерализма // Полис -1994, №3.

 

. Семинарское занятие №8

«Россия и международные отношения начала XXI в.»

После изучения темы студенты должны знать:

1. Россия и страны Запада в 1990-е гг.

2.Современные проблемы международных отношений.

3. Российская Федерация и международная безопасность.

4. Трудности в модернизации развивающихся стран..

5. Опыт новых индустриальных стран.

6. Специфика развития стран Южной и Юго-Восточной Азии.

7. Исламский мир.

8. Латиноамериканские страны.

 

Студенты должны уметь расшифровывать следующие аббревиатуры:

ССВ-2, ЭКОСОС, ПРОН, ЮНКТАД, ЮНИДО, ЮНЕСКО, МАГАТЭ, ВОЗ, ВТО, МВФ, ОАГ, ОИК, ЛАГ,

 

Студенты должны уметь давать определение следующим понятиям:

«партнерство во имя мира», идея «мирового лидерства», «Аль-Каида», страны третьего мира, международная безопасность.

 

Вопросы для контроля знаний студентов

1. Почему современное состояние мира многие ученые называют «новым мировым беспорядком»? Ответ поясните примерами.

2. Какова роль США, России и других государств мира в становлении системы нового миропорядка?

3. Как менялись приоритеты политики России на международной арене в конце XX – начале XXI в.? Объясните, с чем это связано?

4. Какие новые черты приобрела внешняя политика России в последние годы? Свой ответ проиллюстрируйте примерами.

5. Какие обстоятельства объясняют различия в уровне экономического развития государств Латинской Америки?

6. В чем особенность развития исламских стран Ближнего Востока?

 

Индивидуальные творческие задания (презентации и доклады):

1. «Повседневная жизнь исламских стран Ближнего Востока?

2. «Демократические революции в странах Восточной Европы»

3. «Межнациональные конфликты»

4. «Террористические атаки в XX - начале XXI в.»

 

Источники и литература

1. Гайдар Е.Т. Посткоммунистические экономические реформы: прошло пять лет.// Вопросы экономики. – 1995. – N 12. – С. 4-11.

2.Гайдар Е.Т. Гибель империи. Уроки для современной России.- М.: Росспэн, 2006. – 440 с.

3.Елисеева Н.В. Перестройка: советский проект реформирования CCCР [материалы «круглого стола» в рамках общерос. науч. конф. «Перестройка: 20 лет спустя»].// Вестник Московского университета. Сер. 12. Политические науки. – 2005. – N 5. – С. 54-63.

4.Илларионов А.Российские экономические реформы: потерянный год. // Вопросы экономики. – 1995. – N 1.

5.Лейфер М. Метастазы коммунизма.// Посев. – 1994. – N 4. – С. 20-23. Лысенко В.Н. Эволюция посткоммунистических организаций. // Свободная мысль. – 1995. – N 5. 81 Мау В. Перестройка: теоретические и политические проблемы экономических реформ.// Вопросы экономики. – 1995. – N 2.

6.Медведев Р.А. Почему распался Советский Союз? // Отечественная история. – 2003. – N 4.

7.Медведев Р.А. За кулисами августа. Загадки Фороса.// Вопросы истории. – 2003. – N 7.

8.Осипов С.В. Россия на переломе. 1985 – 2007: методические указания по курсу отечественной истории для студентов технического вуза всех специальностей. – Ульяновск: УлГТУ, 2007. – 37 с.

9.Смолин О.Н. Радикальная трансформация общества в СССР и России: проблема периодизации. // Вопросы истории. – 2005. N 12.

10.Соргин В.В. М. Горбачёв: личность и история.// Общественные науки и современность. – 1992. – N 3. Соргин В.В. Второе пришествие либерализма (опыт историко-политического анализа).// Отечественная история. – 1997. – N 1.

11.Соргин В.В. 1985 – 2005: три превращения современной России.// Отечественная история. – 2005. – N 3. – С.3-24.

12.Федцов В.Г. Новейшая история России (1985-2004 гг.): учеб пособие для абитуриентов. Поступающих в экон. Вузы. – М: Приор, 2006. – 142 с.

13.Филлитов А.М. Советская политика и объединение Германии (1989-1990 гг.) // Отечественная история. – 2004. – N 6. Фурман Д. Феномен Горбачёва.// Свободная мысль. – 1995. – N 11. - С. 60-71. Ясин Е.Г. Российская экономика. Истоки и панорама рыночных реформ: учеб. Пособие для вузов. – М.: ГУ ВШЭ, 2002. – 436

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...