Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 6. Арсенал педагогических средств, использующийся для удовлетворения особых образовательных потребностей детей с ОВЗ




Удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями требует использования в образовательном процессе специфических методов, приёмов, средств коррекционно-педагогического воздействия. Это находит отражение в структуре каждого урока, а также воспитательного занятия, например, как показано ниже.

Тема: Жилище: уход за мебелью

Цель: учить детей осуществлять уход за мебелью.

Задачи:

- обучающая: закреплять и уточнять представления детей о способах и частоте ухода за мебелью

- развивающая: развивать практические умения осуществлять уход за полированной, неполированной, крашеной и мягкой мебелью.

- воспитательная: осуществлять эстетическое воспитание учащихся; воспитывать у детей аккуратность, бережное отношение к мебели;

- коррекционная: осуществлять коррекцию устной речи учащихся на материале темы «Жилище: уход за мебелью».

Оборудование: предметы мебели, находящиеся в школьном помещении, иллюстрации, средства по уходу за мебелью.

Речевой материал: полированная, неполированная, мягкая, крашеная мебель.

Ход занятия

Деятельность педагога Деятельность детей
I. Организационный момент - Ребята, сегодня мы с вами будет говорить о том, как поддерживать порядок в нашем жилище, в школе. Вы вспомните и узнаете новое о том, как правильно осуществлять уход за мебелью. II. Основная часть 1. Введение в тему занятия. Беседа. Ребята, какую мебель вы знаете, какой мебелью пользуетесь постоянно?     При необходимости воспитатель дополняет ответы учащихся, следить за правильной организацией устной речи детей. 2. Слово педагога, сообщение материала по теме занятия. Мебель нужно вытирать ежедневно или через день. С полированной мебели пыль вытирают мягкой влажной тряпкой. Полированную или лакированную мебель вытирают чистой фланелевой или плюшевой тканью, суконкой. В процессе рассказа воспитатель демонстрирует ткани, использующиеся для ухода за мебелью. 3. Задание «Разложи картинки на две группы». Педагог показывает школьникам иллюстрации, отображающие правильный и неправильный уход за мебелью, в результате которого она портится. Внимание школьников акцентируется на верном уходе за мебелью.   4. Запись основных правил ухода за мебелью в тетрадь. Воспитатель сообщает школьникам основные правила ухода за мебелью. Мебель нельзя ставить возле отопительных приборов и на те места, куда попадают прямые солнечные лучи. Под воздействием тепла и солнца мебель рассыхается, меняет цвет, коробится. На мебель, покрытую лаком, не следует ставить горячие предметы (утюги, кастрюли, тарелки). Мебель также теряет свою красоту, если её длительное время не протирать и не обновлять. 5. Показ способов ухода за мягкой, полированной, неполированной мебелью и выполнение практических работ по уходу за названными видами мебели. Воспитатель осуществляет показ, как нужно ухаживать за мебелью, какими средствами следует пользоваться. 6. Запись основных средств ухода за мебелью в тетрадь. Воспитатель предлагает детям наклеить в свои тетради картинки с изображением средств ухода за мебелью, а затем подписать эти изображения и способы использования данных средств.     III. Итог занятия - Ребята, что мы делали на занятии? С чем вы познакомились? Как нужно ухаживать за мебелью (мягкой, полированной, неполированной)? Какие средства по уходу за мебелью вы знаете? - Молодцы! Вы хорошо занимались. Занятие окончено.     Учащиеся называют виды мебели, рассказывают о том, какой мебелью пользуются ежедневно. Школьники дополняют ответы друг друга.     Учащиеся рассматривают картинки, комментируют их, раскладывают на две группы: правильный и неправильный уход за мебелью.     Учащиеся фиксируют в своих тетрадях основные правила ухода за мебелью. Учащиеся наблюдают за действиями воспитателя. Затем дети надевают халаты, берут необходимое оборудование и осуществляют уход за мебелью: пылесосят мягкую мебель, вытирают пыль с полированной, неполированной, окрашенной мебели. После окончания практических работ дети снимают халаты, моют руки.   Учащиеся делают записи в рабочих тетрадях. Дети отвечают на вопросы, дополняют ответы друг друга.

 

Задание. Проанализируйте конспект воспитательного занятия в одном из начальных классов для детей с ограниченными возможностями здоровья. Укажите, какие специфические методы, приёмы, средства были запланированы и использованы педагогом при проведении данного занятия.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

При работе с детьми, имеющими нарушения в развитии, требуется особое внимание уделять средства наглядности. Наглядность должна способствовать развитию у детей психических процессов, преодолению имеющихся нарушений. Важна и специфическая наглядность, к числу которой относятся пиктограммы. Такого рода пиктограммы обычно сопровождают речевой материал, облегчая младшим школьникам его запоминание и воспроизведение. Приведём примеры.

 
 

 


____________________________

 

 
 

 


 

 

 


_____________________________________

 

 
 

 


_____________________________________

 

 

 


_____________________________________

 

 

______________________________________

 
 

 


 

Тема 7. Содержание работы с коллективами учащихся в направлении формирования у них толерантного отношения к сверстникам с ОВЗ.

«Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю».

Антуан де Сент-Экзюпери

Самое сложное и главное направление в развитии инклюзивного образования является формирование толерантного отношения у всех субъектов образовательного процесса к детям с ОВЗ. Субъектами образовательного процесс становятся не только нормально развивающие сверстники, но и их родители. Порой сложно формировать понимание и поддержку инклюзии у педагогических работников учреждения. Поэтому важно не только работать с детским коллективом, но и с коллективом взрослых людей, постепенно вовлекая родителей в совместную значимую деятельность детей.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ (лат. tolerantia - терпение) - терпимость к чужому образу жизни, поведению, чужим обычаям, чувствам, верованиям, мнениям, идеям. Причем терпимость следует рассматривать не как уступку, снисхождение или потворство. Терпимость предполагает, прежде всего, активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека [12; 29].

Рассматривая инклюзивное образование как педагогический феномен, мы обязаны ввести такое понятие как «педагогическая толерантность». Под педагогической толерантностью мы понимаем способность понять и принять ребенка таким, какой он есть, видя в нем носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения.

Задание. Какие значимые качества должны быть у педагога для организации инклюзивного образования?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Выделяются некоторые подходы к формированию толерантного отношения у сверстников к детям с ОВЗ:

1. Включение мотивационных процессов в игровую деятельность дошкольников.

2. Формирование толерантности в детском коллективе посредством психического развития детей (развитие произвольности).

3. Воспитание толерантного самосознания у дошкольников.

4. Развитие взаимодействия дошкольников через создание специальных социальных ситуаций.

Задание. Заполните таблицу.

Подход Цель Основные направления
       
       
       
     

Важным направлением в формировании толерантного отношения к детям с ОВЗ у взрослых является вовлечение родителей нормально развивающихся детей в образовательный процесс.

По данным Д. Митчелла, выделяются пять уровней вовлеченности родителей [29].

Задание. Кратко запишите уровни вовлеченности родителей и их характеристики.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Для формирования детского коллектива педагогу необходимо создать определенный психологический климат в классе, который, по мнению Д. Митчелла, предполагает многокомпонентную стратегию, основанную на психологических аспектах класса в отличие от физических [29]. Психологический климат в классе иногда называют окружением в классе, психосоциальным окружением, атмосферой, фоном, экологией или средой.

Основной принцип создания благоприятного климата класса – создание такой психологической среды, которая облегчает обучение. Можно выделить три основных фактора:

- отношения: степень, в которой люди в классе поддерживают друг друга и помогают друг другу;

- личностное развитие: степень, в которой улучшается личностный рост и самосовершенствование;

- системная поддержка: наличие порядка в классе, ясное понимание педагогами своих ожиданий, контроль и реакция на изменения.

Задание. После просмотра фильма укажите использованные тренинги, их положительные стороны и недочёты.

Характеристика тренингов

Условное название тренинга Сильные стороны Недочёты
     

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...