Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Некоторые элементы зданий. Краткий словарь архитектурных терминов.




Греческий храм.

 

Простиль. Тип античного храма. Прямоугольное в плане здание с однорядной колоннадой только на главном фасаде, равной ему по ширине.

Амфипростиль (греч. amfiprostulos, от amfi — с обеих сторон, и prostulos — имеющий колонны с передней стороны) — тип древнегреческого храма, прямоугольного в плане и имеющего колонные портики на торцовых фасадах;

 

Периптер. Основной тип древнегреческого храма периодов архаики и классики. Периптер – прямоугольное в плане здание, с четырех сторон окруженное колоннадой. Внешние формы периптера часто использовались в архитектуре классицизма.

 

Диптер - (от греч. dipteros), тип древнегреческого храма, в котором прямоугольное в плане помещение окружено по внешнему периметру двумя рядами колонн

 

Псевдодиптер. Тип древнегреческого храма. Отличается от диптера отсутствием внутреннего ряда колонн, хотя пространство для них оставлено..

 

Моноптер. Тип круглого в проекции здания без внутренних перегородок и объёмов.

Крыша моноптероса поддерживается только колоннадой.

Ротонда. Здание с круглым пла­ном или большой цилиндрический объем, завершенный куполом.

 

Типы греческих храмов

 

Целла. Главное помещение (святилище) античного храма. В зависимости от типа храма, целла бывает окружена колоннами.

 

 

 

Колонна. Архитектурный эле­мент, играющий роль опорного столба или подражающий ему.

Колоннада. Ритмический ряд колонн, несущих общее горизонталь­ное перекрытие.

 

Колонны различных ордеров

 

 

Дорический ордер - один из ордеров классической архитектуры. Различают греческий и римский дорический ордер. Местом возникновения считаются берега Эгейского моря как с европейской, так и с азиатской стороны в VI веке до н. э.. Встречается в первых сооружениях Древней Греции и дорийских колониях. Лаконичный, мужественный, монументальный — во времена античности считался «мужским» ордером. Классическая дорическая колонна была без базы, с очень сильным утончением, украшена каннелюрами, заканчивалась капителью. В отличие от других ордеров, каннелюры примыкают друг к другу без дорожек между ними. В дорическом ордере каннелюры неглубокие, с острыми гранями. Обычное количество каннелюр в постройках классического периода - 16 - 20 штук. Архитрав дорического ордера гладкий.

 

 

 

Ионический ордер. От более раннего дорического ордера отличается большей лёгкостью пропорций и декором всех его частей. Отличительной чертой ионического ордера является способ оформления капители, которая выполняется в виде двух противоположно расположенных волют. Ионический ордер во времена античности считался «женским» ордером, за счет своей утончённости, изысканности и дополнений разнообразными украшениями. Возник в середине VI века до н. э. в Ионии на северо-западном побережье Малой Азии у Эгейского моря.

 

 

Коринфский ордер - один из трёх греческих архитектурных ордеров. Представляет вариант ионического ордера, более насыщенный декором. Характерной особенностью этого ордера является колоколообразная капитель, покрытая стилизованными листьями аканта. Высота равна 20 модулям, диаметр составляет 1/10 часть высоты. Абака имеет вогнутые стороны, поддерживаемые четырьмя большими и четырьмя малыми завитками спиралеобразной формы. По окружности капители в два ряда расположены акантовые листья.

 

 

Тосканский ордер. Упрощенный вариант дорического ордера. Возник в Древнем Риме на рубеже 1 в. до н.э. – 1 в. н.э. Имеет колонну с базой, но без каннелюр и гладкий фриз.

 

 

 

Композитный ордер (рим­ский ордер). Производный от ко­ринфского и ионического архитектур­ный ордер, отличающийся особой пышностью; его характерный эле­мент - капитель с четырьмя круп­ными волютами (как в ионическом ордере), но с вертикальным цилинд­рическим ядром (как в коринфском ордере), которое окружают аканто­вые листья в двух уровнях.

 

 

Капитель. Венчающий элемент колонны или пилястры, отлича­ющийся от ее основной части более сложной формой и большей шириной и передающий ей нагрузку от архитрава и расположенных выше частей здания.

В античную эпоху сложились три основных классических типа капителей: дорическая, ионическая, коринфская.

Своеобразные типы капителей были созданы в Китае, Японии, Мексике, в византийской, романской, готической, древнерусской архитектуре, архитектуре Армении, Грузии, Средней Азии.

С эпохи Возрождения широко варьировались типы античных капителей.

 

 

 

Абак/абака (греч. Abax - доска) - верхняя плита капители, обычно поддерживающая антаблемент.

В классических архитектурных ордерах абак обычно имеет квадратные очертания с прямыми (в дорическом и ионическом ордерах) или вогнутыми (в коринфском ордере) краями.

 

Абак - плита над капителью

 

Абак - плита над капителью

 

Антаблемент (франц. Entablement, от table – стол, доска) - верхняя горизонтальная часть сооружения, обычно лежащая на колоннах, - составной элемент классического архитектурного ордера.

Антаблемент членится на несущую часть – архитрав, на опирающийся на него фриз и венчающую часть – карниз. Встречается неполный антаблемент (без фриза). Антаблемент возник на основе деревянного балочного перекрытия и в своих формах отражает его структуру.

 

 

Архитрав (от греч. Archi – главный и лат. Trabs – балка) – в архитектурных ордерах – балка, нижняя из трех горизонтальных частей антаблемента, обычно лежащая на капителях колонн. В дорическом и тосканском ордерах архитрав – широкая гладкая балка; в ионическом и коринфском состоит из трех небольших горизонтальных уступов – фасций.

 

 

 

Карниз.

1 Протяженный выступ, завершающий стену либо членящий ее на ярусы или этажи.

2 Венчающая часть антаблемента.

 

 

 

 

 

 

Волюта (лат. и итал. Voluta, букв. – завиток, спираль) – архитектурный мотив в форме спиралевидного завитка с кружком (“глазком”) в центре, часть ионической капители, входит также в состав коринфской и композитной капителей. Форму волюты иногда имеют архитектурные детали, служащие для связи частей здания, а также консоли карнизов, обрамления порталов, дверей, окон.

Каннелюры (врезы, желобки). Параллельные желобки на поверхно­сти ствола колонны или пилястры (вертикальные К.) либо на поверхно­сти тора (горизонтальные К.). Делаются либо вплотную одна к другой (дорический ордер), либо с небольшими промежутками (ионический ордер).

 

 

Пилястра. Плоский, каннелированный или филёнчатый вертикаль­ный выступ на фоне стены, имеющей базу и капитель.

 

 

 

Элементы сооружений.

 

Портик. Композиция на фасаде зда­ния, которая образована колоннами, полуколоннами либо пилястрами, несущими антаблемент. Ордерные формы портиков возникли и получили распространение в античной архитектуре Греции и Рима, широко использовались в архитектуре классицизма.

 

 

 

Перистиль. Прямоугольные двор и сад, площадь, зал, окруженные с четырех сторон крытой колоннадой. Перистиль как составная часть древнегреческих жилых и общественных зданий известен с IV в. до н.э., широкое распространение получил в эллинистическом искусстве и искусстве Древнего Рима.

 

Кариатида. Женская статуя, под­держивающая архитектурный вы­ступ.

 

Акротерий (греч. akrwthrion) – скульптурное украшение (статуя, пальметта и др.), помещаемое над углами фронтона (или над тимпаном портала, закомары, и т.д.)

 

 

Портал. Архитектурно оформленный вход в здание. Для античности характерны порталы с плоскими перемычками, для древней Вавилонии – арочные, для средневековой архитектуры Древнего Востока – пештаки.

С XI в. в романской, готической и древнерусской архитектуре распространяются арочные, так называемые перспективные порталы, оформленные в виде уступов.

 

 

 

 

Пилоны.

1 Массивные столбы, служащие опорой арок, перекрытий, мостов либо стоящие по сторонам входов или въездов.

2 Башнеобразные сооружения с трапецевидными фасадами (обычно украшенными рельефами), воздвигавшиеся по сторонам входов в древнеегипетские храмы

 

 

 

Пропилеи, пропилон. Парадный проход, проезд, образованный симметричными портиками и колоннадами, расположенными по оси движения. Известны в эгейском искусстве, но особенно характерны для архитектуры Древней Греции. В 19 в. к типу пропилей обращались архитекторы классицизма. Во 2 пол. 19-20 вв. пропилеи строятся как часть особо значительных торжественных архитектурных комплексов или сооружений, имеющих мемориальное значение.

 

 

Балюстра

1. Фигурный столбик в балюстраде.

2. Каждый из двух завитых валиков по бокам ионической капители.

 

Балюстрада (франц. balustrade) – ограждение (обычно невысокое) лестниц, террас, балконов и т.д., состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединенных сверху горизонтальной балкой или перилами.

 

 

Маскарон (маска). Включенное в архитектурный декор скульптурное изображение львиной морды, лица человека, фавна, гидры и т. п (часто в гротескном или фантастическом облике). Маскароны помещаются преимущественно на замках арок, оконных и дверных проемов, используются в качестве водометов, а также украшения мебели.

 

Меандр. Вытянутый орнамент: непрерывная линия с оди­наковыми Г-образными изломами.

 

Амфитеатр (от греч. amfiqeatron) –

1. Древнеримское монументальное здание для зрелищ (боев гладиаторов, травли диких зверей, театрализованных представлений). Амфитеатры представляли собой грандиозные эллипсовидные в плане сооружения без крыши, с ареной посередине, окруженные местами для зрителей повышающимися уступами (как бы соединение двух подковообразных в плане греческих театров). Места для зрителей поддерживались сложной системой столбов и арок, между которыми были расположены сводчатые галереи, служившие фойе, и лестницы. Крупнейший амфитеатр – Колизей в Риме.

2. Места для зрителей в закрытых помещениях, расположенные дугообразными незамкнутыми ярусами (в театрах, кинотеатрах, аудиториях) или вокруг круглой арены (в цирке).

 

 

 

 

Пантеон. (лат. Pantheon, от греч. pan – все и qeoV – бог – храм или место, посвященное всем богам)

1.В Древнем Риме – “храм всех богов”, построенный ок. 125 г.н.э.

2. Усыпальница выдающихся людей. Обычно пантеоны располагаются в зданиях, имеющих (или первоначально имевших) культовое назначение (Вестминстерское аббатство, Пантеон в Париже).

 

Акведук (лат. Aquaeductus, от aqua – вода и duco – веду) – водовод (канал, труба) для подачи воды к населенным пунктам, оросительным и гидроэнергетическим системам из расположенных выше их источников. Акведуком называют также часть водовода в виде арочного моста над оврагом, рекой, дорогой, в котором стенки и днище лотка или трубы являются несущими пролетными конструкциями.

 

 

Гипостиль, гипостильный зал (от греч. upostuloV, от upo – “под” и stuloV — колонна, т.е. – поддерживаемый колоннами) – в архитектуре Древнего Востока (Египет, Иран) большой зал храма или дворца с многочисленными, регулярно поставленными колоннами.

 

 

Ростральная колонна. Отдельно стоящая колонна, ствол которой украшен скульптурными изображениями носовой части кораблей. Были распространены в Древнем Риме и в период ампира, воздвигались в честь морских побед или как символ морского могущества страны.

 

 

Пирамида. Монументальное сооружение, имеющее форму пирамиды (иногда ступенчатую или башнеобразную). Пирамидами называют гробницы древнеегипетских фараонов (пирамида Хеопса в Гизе, XXVIII в. до н.э., и др.). Постройки типа пирамид (нередко служившие постаментами для храмов или связанные с космологическими культами) возводились в Центральной и Южной Америке в 1 тыс. до н.э.

 

 

Зиккурат (аккадск.) – в архитектуре Древней Месопотамии культовая ярусная башня. Зиккураты имели 3-7 ярусов в форме усеченных пирамид или параллелепипедов из кирпича-сырца, соединявшихся лестницами и пологими подъемами – пандусами.

 

 

Христианский храм

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...