Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этнопсихологический смысл слов-назиданий Абая Кунанбаева.




В истории казахской этнопсихологии и вообще психологии не было классических трудов по психологии. Но это не значит, что не было психологии как таковой. Раз жил и творил народ, то была и психология этого народа, но эта психология была рассыпана изумрудами в народном фольклоре, в легендах, в сказках, в поэмах, в творчестве поэтов, писателей. Одним из выдающихся философов, просветителей казахского народа был Абай (Ибрагим) Кунанбаев. О его времени Шакарим Кудайбердиев писал так: «Он родился в ничтожной среде и прожил унизительную жизнь», но в 1995 году по решению ЮНЕСКО празднование 150-летнего юбилея Абая Кунанбаева прошло в мировом масштабе. Абай из тех, кто рождается раз – на века. Обращаясь к нам из глубины веков, он писал:

Взгляни глубже в душу свою,

Пойми, что загадкой я был

В бездорожье, толчее век провел,

С тысячью один бился. – Не вини!

В этом четвертостишиее упоминается слово «душа», показывающее, что Абай придавал психологии души важное значение. И первые труды Абая были напечатаны в 1909 году в Санкт-Петербурге, это были его стихи. Для нас интерес представляет психологическое наследие Абая, которое рассыпанны по всем его произведениям, и особенно интересен его труд «Слова назидания» – это психология целого народа, написанная языком поэзии. Вот в этом и специфика психологии Абая Кунанбаева. Сравнивая тексты «Книги слов» с содержанием классической психологии, с трудами ученых-психологов С.Л. Выготского, Л.С. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, А. Маслоу, еще раз убеждаемся в том, что Абай К. был психологом, ученым особого склада, его психология была написана языком поэзии. Материал для своей психологической поэзии он черпал из жизни казахов разных сословий.

Абай является основателем дефицитарной психологии казахов (по Маслоу) Быт казахов прямо зависел от скота, то есть быт и бытие казаха зависело от удовлетворения потребностей, прежде всего телесных. Основным источником благосостояния казахов был скот. «Пороки эти оттого, что люди озабочены только одним – как можно больше завести скота и стяжать тем самым почет у окружающих», – пишет Абай про психологию казахов. Развивая тему психологии казахов, он пишет в Слове третьем: «Родители, умножая свои стада, хлопочут о том, как бы стада у их детей стали еще тучнее, чтобы передать заботу о стадах пастухам, а самим вести праздную жизнь – досыта есть мясо, пить кумыс, наслаждаться красавицами да любоваться скакунами». Абай был единственным казахом, который изучал психологию казахов, которая полностью зависела от среды обитания. Именно среда, образ жизни, связанный со скотоводством, формировали психологию его сородичей. Таким образом, Абай получил новые данные о природе, психологии казахов. Его волновали не скот, а положение и духовный мир казаха, обреченного заниматься только приумножением скота. Это положение казахов он называет «пороками», то есть осуждает, что казахи не занимаются другими полезными вещами. Порок имеет у казахов происхождение, связанное с образом жизни, мышлением. Здесь можно провести параллель между теорией мотивацией Маслоу, а именно дефицитарной мотивации, которая направлена на восполнение дефицита в еде или во сне, с одной стороны, и мотивацией казахов, направленной на восполнение потребности телесной, в еде через приумножение скота. Такое бытие Абай считает недостатком нравственным, духовным недостатком, оно противно истине, добру, и считает общим народным пороком казахов. В этом суть психологии казахов, Абай был одним из первых, кто стал изучать отрицательные стороны психологии казахов. Его исследования, основанные на пороках казахов, позволили сформулировать позитивный гуманистический взгляд на человеческую природу казахов. Если исходить из теории мотивации, то Абай говорит о трех видах мотивации казаха – это дефицитарная мотивация, направленная на восполнение дефицита как потребности иметь побольше скота, чтобы удовлетворить телесную потребность в еде, вторая потребность бытийная, то есть потребность вести праздный образ жизни, за что Абай жестко критикует соплеменников. О третьей потребности Абай говорит сам, приводя в пример другие народы, которые в своем развитии далеко ушли от казахов. Говоря о духовности, Абай призывает казахов учить своих детей русской грамоте, русской науке. Он не только призывает казахов учиться науке, но вскрывает психологию души человека на научном уровне, что соответствует современным психологическим теориям о душе: «Ребенок рождается на свет, наследуя два начала. Первое из них требует еды, питья и сна. Это – потребность плоти, без этого тело не может служить пристанищем для души, не будет расти и крепнуть. Другое – тяга к познаниям. Младенец тянется к ярким вещам, берет их в рот, пробует на вкус, прикладывает к щеке. Встрепенется, услышав звук дудки или свирели. Подросши, бежит на лай собаки, на голоса животных, на смех и плач людей, теряет покой, спрашивая обо всем, что видят глаза и слышат уши: Что это? Зачем это? Почему он так делает? – это уже потребность души, желание все видеть, все слышать, всему учиться». Абай ярко раскрывает субстанциональные потребности ребенка, научно описывает чувственное познание ребенка, то что потребность в познании заложена у ребенка самой природой и надо эту потребность развивать путем обучения грамоте, науке. Абай, развивая эту идею о духовной потребности, вплотную развивает теорию внешней мотивации и прямо пишет: «Хорошо бы дать казахским детям образование … Нужно учиться русской грамоте. Духовные богатства, знания, искусство и другие несметные тайны хранит в себе русский язык. Чтобы избежать пороков русских, перенять их достижения, надо изучать их язык, постичь их науку. Русский язык откроет нам глаза на мир. Изучив язык и культуру других народов, человек становится равным среди них, не унижается никчемными просьбами. Просвещение полезно и для религии». Абай говорит об овладении психикой русского просвещения, хотя явно об этом не говорит. В неявном виде в «Словах назиданиях» представлена вся психологическая наука, ведь психика человека не зависит от национальности, она зависит от уровня развития общества, образования, культуры, науки. Поэтому Абай не употребляет специальных терминов психологии, но его произведение представляет психологию, написанную языком поэзии. В этом его преимущество, в способности передать состояние души человека языком поэзии, недостаток в отсутствии специальных категорий психологии как науки. Но они присутствуют в каждой строке абаевской поэзии в неявной форме. Наша задача раскрыть психологию Абая на основе современных психологических теорий.

Уровни проявления этнической идентичности. Моноэтническая идентичность, этническая гиперидентичность, моноэтническая идентичность с чужой этнической группой, биэтническая идентичность, космополитическая идентичность.

Этническая идентичность - составная часть социальной идентичности личности, психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности. В ее структуре обычно выделяют два основных компонента - когнитивный (знания, представления об особенностях собственной группы и осознание себя как ее члена на основе определенных характеристик) и аффективный (оценка качеств собственной группы, отношение к членству в ней, значимость этого членства).

В основе трансформации этнического самосознания по типу гиперидентичности лежит гипертрофированное стремление к позитивной этнической идентичности. Гиперидентичность - своеобразный этнический нарциссизм. Это предполагает переход от естественного предпочтения по ряду параметров собственной этнической группы к абсолютной убежденности в превосходстве над "чужими". При таком типе идентичности более вероятным становится насилие как форма действия и агрессивный стиль решения конфликтов. Гиперидентичность - это характеристика самосознания "наступательного" типа, отражающая стремление представителей группы к этническому доминированию. В межэтническом взаимодействии она проявляется в различных формах этнической нетерпимости: от раздражения, возникающего как реакция на присутствие членов других этнических групп, до отстаивания политики ограничения их прав и возможностей. Относительно лояльный вид гиперидентичности обозначается как этноэгоизм. Он может выражаться и в безобидной форме на вербальном уровне как результат восприятия через призму конструкта "мой народ". Но может предполагать, например, напряженность и раздражение в общении с представителями других этнических групп или признание за своим народом права решать проблемы за "чужой" счет.

Для большинства индивидов характерна моноэтническая идентичность, совпадающая с официальной этнопринадлежностью. Как и другие варианты идентичности она проявляется в многочисленных уровнях интенсивности. При благоприятных социально-исторических условиях позитивная этническая идентичность сопровождается чувствами гордости, достоинства, оптимизма, уверенности, удовлетворения, патриотизма. Кроме того, в многочисленных исследованиях доказано, что существует "тесная внутренняя связь между позитивной групповой (этнической) идентичностью и аутгрупповой (межэтнической) толерантностью". В то же время гиперидентичность со "своим" этносом в полиэтническом обществе сопровождается этноцентристскими стереотипами, предубеждениями по отношению к представителям других этнических групп и уклонению от тесного взаимодействия с ними. Моноэтническая идентичность с чужой этнической группой или смена этнической идентичности, возможна в случаях, когда в полиэтническом обществе "чужая" группа расценивается как имеющая более высокий экономический, социальный и т.д. статус, чем "своя". Моноэтническая идентичность с чужой этнической группой ведет к полной ассимиляции, т.е. принятию традиций, ценностей, норм, языка чужой группы вплоть до - при условии принятия индивида группой - полного растворения в ней.

Сильная идентификация с обеими взаимодействующими группами ведет к формированию биэтнической идентичности. Имеющие такую идентичность люди обладают особенностями обеих групп, осознают свое сходство с обеими культурами. Множественная идентичность наиболее выгодна для человека, она позволяет ему использовать опыт одной группы для адаптации в другой, овладевать богатствами еще одной культуры без ущерба для ценностей собственной. Таких людей называют посредниками или мостами между культурами.

Моноэтническая идентичность с чужой этнической группой (измененная этническая идентичность) возможна в случаях, когда в полиэтническом обществе «чужая» группа расценивается как имеющая более высокий экономический, социальный статус, чем «своя»;

Космополитизм - теория, которая призывает к отказу от патриотических чувств, в отношении страны, но заменяет их аналогичными по отношению к миру, планете Земля. "Единство человеческого рода" - вот главная его идея.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...