Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Чувственное познание. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение




Законодательная база научно-исследовательской деятельности в Республике Беларусь

 

Национальный центр законодательства и правовых исследований Республики Беларусь является научно-практическим государственным учреждением, обеспечивающим подготовку проектов законодательных актов в Республике Беларусь, методическое руководство нормотворческой деятельностью, проведение научных исследований в области права и подготовку научных работников высшей квалификации. Центр был создан в целях повышения эффективности правотворческой деятельности и усиления роли правовой науки в обеспечении социально-экономического и общественно-политического развития республики.

Закон Республики Беларусь «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь»направлен на определение правовых и организационных основ государственной инновационной политики и инновационной деятельности в Республике Беларусь.

Закон Республики Беларусь «О научной деятельности»направлен на создание благоприятных условий для осуществления научной деятельности, усиление государственной поддержки науки как необходимого условия экономического и социального развития Республики Беларусь, повышения интеллектуального и культурного уровня ее граждан, укрепления авторитета и независимости государства.

Государственный комитет по науке и технологиям РБ.

Министерство Образования Республики Беларусь. В настоящее время в системе Министерства образования функционируют 7 технопарков, 2 инновационных центра, 9 центров трансфера технологий, Межвузовский центр маркетинга научно-исследовательских разработок и региональные маркетинговые центры, Университеты.


Основы организации научно-исследовательской работы (НИР) студентов

 

В Законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» закреплены права студентов вузов, в том числе и право принимать участие во всех видах научно-исследовательских работ, конференциях, а также представлять свои работы для публикации. Студенты вузов обязаны овладеть знаниями, выполнять в установленные сроки все виды заданий, предусмотренных учебным планом и образовательными программами высшего профессионального образования. В Законе не предусмотрена обязанность студентов заниматься научно-исследовательской работой, но студенты должны выполнять те виды заданий, которые содержат элементы научного исследования и включены в учебный план. К их числу относят реферат, доклад, курсовая работа, дипломная работа, магистерская диссертация.

Понятие «научно-исследовательская работа студентов» (НИРС) включает в себя два элемента:

1)Обучение студентов элементам исследовательского труда.

2)Научные исследования, проводимые студентами под руководством преподавателей.

Основные задачи научной работы студентов:

1)Развитие творческого и аналитического мышления.

2)Получение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы.

3)Повышение качества усвоения изучаемых дисциплин.

4)Применение теоретических знаний и методов научных исследований.

Научная работа студентов подразделяется на учебно-исследовательскую, включаемую в учебный процесс и проводимую в учебное время (УИРС), и научно-исследовательскую, выполняемую в не учебное время (НИРС).

Формами реализации УИРС и НИРС выступают: реферат, доклад, сообщение на конференции или заседании научного кружка, конкурсная работа, публикация, наглядные пособия для учебного процесса, курсовая работа, дипломная работа, и др.

Основная форма организации НИРС– студенческий научный кружок при кафедре. Главным содержанием деятельности кружка является выполнение во в не учебное время научных исследований по определенной тематике.


 

Понятие научного познания

 

Научное познание – это вид и уровень познания, направленный на производство истинных знаний о действительности, открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов.

Эпистемология – это учение о научном познании.

Уровни научного познания:

Эмпирический уровень познания – это опытное изучение объекта. Он включает в себя получение данных об отдельных сторонах и связях объекта, осмысление и описание на языке науки полученных данных, их первичною систематизацию.

Теоретический уровень характеризуется глубоким проникновением в сущность изучаемого объекта, выявлением и объяснением закономерностей его развития и функционирования, построением теоретической модели объекта и ее углубленным анализом.

Особенности научного познания:

1)Обнаружение и объяснение объективных законов действительности природных, социальных и мышления.

2)Это объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами.

3)Ориентировано на то, чтобы быть воплощенным на практике.

4)Научное познание есть сложный процесс воспроизводства знаний, образующих целостную, развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов.

5)Строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов.

6)Использование специальных орудий (средствам) познания: научная аппаратура, измерительные инструменты, приборы.


 

Процесс познания

 

Познание– это общественно-исторический процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания, на основе которых возникают цели и мотивы человеческих действий. Особенность человеческого познания – его осознанность, т.е. познание неразрывно связано с осознанием того, что собой представляет та или иная вещь, в каких отношениях она находится с другими вещами, какое значение она имеет для познающего субъекта. С точки зрения современной науки такое осознание присуще только человеку.

При анализе процесса познания в его структуре выделяются два главных элемента: субъект и объект познания.

Субъект познания – это активный элемент познавательного процесса, источник познавательной активности. В качестве субъекта познания может выступать отдельный человек как социальное существо. Субъектом познания может быть коллектив или общество в целом, т.к. оно хранит знания, полученные разными людьми, и передает их последующим поколениям.

Объект познания – объект, на который направлена познавательная деятельность субъекта. Объектом познания является окружающий человека мир, та часть мира, с которой субъект познания вступил в практически-познавательные отношения. Предметами познания могут быть материальные и идеальные объекты (мысленные модели и теоретические понятия, созданные человеком для изучения реальных явлений).

Процесс познания – это процесс отражения действительности в сознании человека, зеркальное отображение видимого мира. Познание не сводится к одностороннему воздействию объекта на органы чувств человека (субъекта) и пассивному восприятию им этого воздействия. Познание во многом определяется и регулируется потребностями человека (материальными и духовными), его эмоциями и интересами (изучается то, что интересно изучать, что доставляет удовольствие), ценностными ориентациями (изучается то, что человек считает полезным знать) и т.п.

Мысль человека в процессе познания способна проникнуть в сущность вещей и явлений, конструировать мысленные образы предметов, не существующих в реальности, предвидеть ход природных и социальных процессов («опережающее отражение).

Основой познания является общественно-историческая практика: познание возникло как средство достижения целей, которые субъект познания ставил перед собой в трудовом процессе.


 

Чувственное познание. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение

 

Чувственное познание– это познание в виде ощущений и восприятии свойств вещей, непосредственно данных органам чувств.

Ощущение – простейший чувственный образ, отражение, копия или своего рода снимок, отдельных свойств предметов. Ощущения возникают под влиянием процессов, исходящих из внешней по отношению к человеку среды и действующих на его органы чувств. Внешними раздражителями являются звуковые и световые волны, механическое давление, химическое воздействие и т.д.

Целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы, чувств предметы, их свойства и отношения, называется восприятием. Восприятие человека включает в себя осознание, осмысливание предметов, их свойств и отношений, основанное на вовлечении каждый раз вновь получаемого впечатления в систему уже имеющихся знаний. Ощущения и восприятия осуществляются и развиваются в процессе практического воздействия человека на внешний мир, в труде, в результате активной работы органов чувств; например, неподвижный глаз не в состоянии воспринимать цвет вещей.

Представления – это образы тех предметов, которые когда-то воздействовали на органы, чувств человека и потом восстанавливаются по сохранившимся в мозгу связям. Ощущения и восприятия являются началом сознательного отражения. Память закрепляет и сохраняет полученную информацию. В представлении сознание впервые отрывается от своего непосредственного источника и начинает существовать как относительно самостоятельное субъективное явление. Представление — это промежуточное звено между восприятием и теоретическим мышлением.

Воображение–возможность мыслить и рассуждать о вещах и событиях, которые никогда не видел и не воспринимал как-либо иначе и, быть может, никогда не увидишь (мозговые процессы, порождающие психические феномены, прошлое и будущее). Репродуктивное воображение производится в соответствии с ранее известным. Продуктивное (творческое) воображениеприводит к созданию новых, оригинальных образов. Фантазия, мечта – это формы воображения


 





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.