Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Украинское народное жилье




 

Типичным для полтавских усадеб было расположение дома внутри чистого двора на значительном расстоянии от улицы (т.н. "глубокое"), окнами к солнцу, и отделение от дома хозяйственных построек. Основными его признаками были: пропорциональная равнозначность соотношение высоты стен и крыши (высота стен равна высоте крыши) и лишен любых пластических элементов обтекаемый силуэт четырехскатной соломенной крыши, сформированной укладкой расстеленной или мятой соломы, иногда залитой сверху жидкой глиной; асимметричное конструктивно-тональное решение отдельных частей фасадной стены, которое проявляло соответствующие назначения различных помещений жилья (жилого - "хаты", входящего - "сени" и хозяйственного - "кладовой".

 

Интерьер полтавского жилья был типичным для левобережных районов Украины. По традиции печь в полтавском жилье размещалась в углу у входной двери, открытый шкафчик для посуды ("полка") - в противоположном углу у двери. В самом светлом месте в доме - под окнами несущей стены против печи - ставили широкую массивную скамью. На скамье устанавливали кудель с пенькой; сидя на лавке, шили и вышивали, а на праздники сажали почетных гостей. Характерная особенность интерьера полтавского дома - поперечная балка (поперечная перекладина) потолка, стягивала две противоположные продольные стены дома и конструктивно не была связана с традиционными продольными балками, которые составляли основу несущей конструкции потолка. Беленый потолок дома накрест был переделен балками, которые не белили, а украшали контурной или трехгранной резьбой. На балках вырезали культовые обереги (крест, солярные знаки - круги, круги и т.д.), иногда дату возведения дома и фамилия хозяина. По традиционным представлениям, эти знаки охраняли семью от враждебных сил и способствовали ее благополучию. О принадлежности полтавского интерьера к украинскому жилья левобережных районов Днепра свидетельствовала также и форма дымохода печи. В отличие от правобережной, полтавская печь имела закрытый стенами печи шесток, т.е. дымоход печи не нависал над печкой, а стоял на нем.

Типичными элементами декора в интерьере полтавского жилья были разнообразные декорированные профильной резьбой кронштейны, которые поддерживали полочки, расположенные над дверями и над окнами. За характерную форму завершения в виде конской головы эти кронштейны назывались "лошадками". "Лошадки" служили своеобразными кольями, на которые вывешивали тканые или искусно вышитые тамбурным швом полтавские полотенца - гордость хозяйки и ее дочерей. Декоративные праздничные полотенца, которыми украшали в праздники стены дома, называли в народе " кілкові", в отличие от прикладных и ритуальных полотенец.

Украинская диаспора

Украинская диаспора (укр. Українська діаспора или Українська діяспора) — сформировалась в основном вследствие сталинских депортаций и миграции времен II Мировой войны. Она условно делится на восточную (Россия 4,3 млн, Казахстан 900 тыс., Молдавия 600 тыс., Беларусь 300 тыс., Узбекистан 150 тыс., Киргизия 100 тыс.) и западную (США 2 млн, Канада свыше 1 млн, Бразилия и Аргентина по 400 тыс., Австралия и Франция по 40 тыс., Великобритания 30 тыс., Германия 25 тыс.). Часть украинцев издавна проживает на территориях, которые после II Мировой войны вошли с состав соседних с Украиной государств (Польша 300 тыс., Румыния 100 тыс., Словакия 40 тыс. жителей украинского происхождения).

Всего в мире вне границ Украины проживает примерно 10 млн человек украинского происхождения.

 


Еще один вопрос об Украине – религиозный. У многих иностранцев сложилось мнение, что религия Украины – православие. Но на самом деле религиозная жизнь Украины довольно разнообразна.

Религия Украины

Действительно, большинство верующих граждан Украины – христиане. Украина – первое восточнославянское государство, на территории которого проповедовалось христианство. Самые мощные христианские церкви в Украине – Украинская православная церковь Московского патриархата и Украинская православная церковь Киевского патриархата. Большим влиянием в западных регионах Украины пользуются Украинская греко-католическая и Украинская римско-католическая церкви. Армян, которые живут в Украине, объединяет Армяно-григорианская церковь. Есть среди сторонников религиозной жизни в Украине и представители протестантских христианских конфессий: баптисты, лютеране, адвентисты, кальвинисты и другие.

В Украине проживает третья по величине иудейская религиозная община Европы и пятая по величине иудейская община мира.Ислам, одна из трех мировых религий, в Украине насчитывает несколько миллионов сторонников.

Имеют свои объединения в Украине и сторонники некоторых нетрадиционных для Восточной Европы религий: буддисты, кришнаиты, язычники.

...

На современном этапе развития украинской нации, семья является убежищем, позволяющим пережить все трудности и невзгоды в условиях социальной и экономической неразберихи. Быт украинцев. Украинская семья.

Во времена Киевской Руси и в период Средневековья (XV—XVIвв.) для территории Украины была характерна большая патриархальная семья, или домашняя община, известная под названием «семья», «дворище». Но наряду с ними существовали и небольшие семьи. По обыкновению семья состояла из родителей и неженатых детей. Чаще всего в ней было пять или шесть человек. За распорядком хозяйственных работ в украинской крестьянской семье следил отец.

Он каждый день за ужином подытоживал, что было сделано втечение дня, и давал задание каждому члену семьи на следующий день. Воля отца вкрестьянских семьях была законом.

В семье существовало раз и навсегда установленное распределение дел на «мужские», «женские» и «общие».

Женщина ухаживала за огородом, собирала и перерабатывалаурожай овощей, готовила еду, обрабатывала лен и коноплю, пряла, ткала, шиларубашки, стирала одежду, присматривала за птицей, коровой, свиньями. Кроме того,она должна была заботиться о муже и детях, убирала в доме. В обязанность мужчины входила работа в поле, изготовление и починка сельскохозяйственного инвентаря, заготовка топлива и строительных материалов, уход за рабочим скотом.Совместно семья собирала урожай на поле (например, мужчина косил, а женщинавязала снопы). Женщина должна была помогать мужчине во всем, однако мужчина считал зазорным для себя выполнять какую бы то ни было женскую работу

Старшие дети обычно спали все вместе на полатях — настиле издосок между печью и стеной, часто вместе со взрослыми. Потрадиции дети, даже взрослые, к отцу и матери обращались на «вы».

Любовь к родительскому дому была воплощением любви украинцев к своему роду, к родному краю.

Статистика показывает, что в современных украинских семьях главой семейства является… женщина. По крайней мере, в более половины украинских семей ситуация именно такова.

Так, согласно статистике, предоставленной Департаментом семейной и гендерной политики Министерства Украины по делам семьи, молодежи и спорта, более 50% украинских семей возглавляют женщины.

распространенными в Украине остаются семьи из двух человек (29,1%). Многочисленные семьи (из пяти и более человек) остаются более характерными для сельской местности (14% против 6% в городских поселениях.

Большие семьи (четыре и более лиц) распространенные в западных областях - в Закарпатской, Волынской, Львовской, Ивано-Франковской, Черновицкой, Тернопольской и Ривненской областях (50-32%).

Главным источником украинской народной морали всегда были уважение и любовь к вольному труду, особенно земледельческому. Чем трудолюбивее был человек, тем больше уважения заслуживал он у окружающих, и наоборот, к бездельникам и тунеядцам народ всегда относился с пренебрежением. Недаром масса украинских пословиц и поговорок посвящены именно этой теме. Например: «Як дбаєш, так і маєш», «Хто пізно встає, в того хліба не стає» А любимые растения — калину, вербу, тополь, явор — нередко наделяли человеческими чертами, воспевали в думах и песнях. Без преувеличения можно сказать, что украинский народ является рекордсменом по числу народных песен. Ведь, по данным некоторых исследователей, их количество составляет около 200 тысяч (и это только те пНосители украинского менталитета отличаются толерантностью, трудолюбием, бережливостью и уважением к частной собственности (и своей, и чужой – «мне чужого не надо, но и своего я не отдам»). Украинскому менталитету не свойственна ксенофобия и империалистические стремления к расширению своей территории (идеалом считается интенсивный, а не экстенсивный путь развития). Носители украинского менталитета отличаются индивидуализмом, в них слабо развит дух коллективизма и стремление (согласие) поставить нужды государства выше нужд личности, свойственные российскому менталитету

Этнические украинцы делятся на три подгруппы, каждая из которой имеет особый этнический статус:

· западные украинцы (не русские, но входящие в русский постимперский суперэтнос; субэтнос украинской народности, тяготеющий к собственной идентичности);

· центральноукраинцы (наполовину русские, наполовину самостоятельная этническая общность; субэтнос украинской народности);

· украинороссы — русские, но с украинскими этнокультурными особенностями, часть русской нации. (Не путать просто с русскими носителями украинских фамилий, утратившими какую-либо связь с украинской культурой).

Анализ этнической картины Украины показывает, что сегодня украинские субэтносы структурируются по их отношению к русскому проекту и к великороссам по принципу отталкивания-притяжения, но в обоих направлениях подвязка к русской идентичности присутствует.

Западно-украинский субэтнос. В условиях наметившегося этнополитического раскола республики всё большей реальностью становится западно-украинский субэтнос. К западноукраинцам, грубо говоря, мы относим коренное население Тернопольской, Ивано-Франковской, Черновицкой, Львовской, Волынской, Ровенской, Винницкой, Хмельницкой, Житомирской, Закарпатской областей. Общая численность этих регионов в рамках от 11572 (1959 год) до 13096 млн. человек (2001 год). Разница, прежде всего, кроется в культуре, традициях народа, его ментальности, этнических особенностях. Так, восточная часть Украины – это, прежде всего, регион индустриального развитии, где сосредоточены предприятия металлургического комплекса Украины. Развитие промышленности в этом регионе требовало привлечения рабочей силы. Этим было вызвано как стихийное, так и плановое перемещение в регион работников с территории всей Российской империи, а со временем — и всей советской территории, которые общались только на русском языке. Сюда же они принесли свою культуру и традиции.
Надо помнить что Западная Украина, никогда не входил в состав России. Это была Речь Посполитая, потом Австрия и Польша - то есть страны, для которых Россия являлась вероятным или реальным противником.
В Первую мировую русская оккупация, оставила не лучшие воспоминания – депортация, аресты, концлагеря, высылка священников, арест митрополита. Затем Западная Украина была насильственно включена в Советский Союз и много лет с оружием в руках боролась против советской власти.
Кроме того, исторически сложилось так, что большинство населения западной Украины говорили и говорят на украинском языке.
К тому же население западной Украины - католики или представители униатской церкви.
Большинство школ на територрии западной Украины – украинские.
Население же Восточной Украины в своей массе исповедует православие и является прихожанами УПЦ в составе Московской Патриархии, и значительная часть его говорит по-русски. Общим языком для этих областей является «суржик» (смесь русского и украинского языков).
Большая часть школьников получает образование на русском языке

более тесные личные контакты россиянеподдерживают с жителями Украины по сравнению с теми, кто живет в Беларуси.

Украина и Россия имеют общую раннюю историю, а Киев нередко называется «матерью городов русских» и рассматривается как колыбель восточнославянской православной цивилизации.

Как правило, в опросах общественного мнения россияне говорят, что они имеют более отрицательное отношение к Украине, чем положительное.

Основные вопросы, которые повлияли на взгляды россиян к Украине:

§ Возможное членство Украины в НАТО

§ Попытки добиться признания Голодомора геноцидом украинского народа

§ Попытки чтить Украинскую повстанческую армию

Отношение россиян к Украине:

Мнение Октябрь 2008[11] Апрель 2009[12] Июнь 2009 Сентябрь 2009 Ноябрь 2009
Положительное 38 % 41 % 34 % 46 % 46 %
Отрицательное 53 % 49 % 56 % 44 % 44 %

Примечание: 80 % имели показатели «хорошее или очень хорошее» отношение к Белоруссии в 2009 году.

Отношение украинцев к России:[источник не указан 934 дня]

По данным многолетних социологических исследований, проводимых Институтом социологии Национальной академии наук Украины, на Украине индекс национальной дистанцированности по отношению к русским имеет самый низкий показатель среди всех нетитульных национальностей, что свидетельствует о том, что население Украины относится к русским практически так же положительно, как и к украинцам. Согласно данным опросов, 87 % жителей Украины готовы принять русских в качестве жителей, 8 % — только в качестве туристов, 5 % вообще не допускали бы их на Украину. В то же время, социологическое исследование 2000 года показало, что население Львовской области из всех зарубежных государств наиболее отрицательно относится к России (20 %). Исследование 2005 года показало, что наименее положительно к России относятся в западноукраинских областях, а также в Киеве и Киевской области.

Мнение Октябрь 2008 Июнь 2009 Сентябрь 2009 Ноябрь 2009
Положительное 88 % 91 % 93 % 96 %
Отрицательное 9 % - - -

Параллельные опросы 5 ноября 2009 показали, что около 67 % украинцев считают, что отношения должны быть дружественными между двумя независимыми государствами, в России эту концепцию поддержало 55 % опрошенных.

 

Миф о сале!.





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.