Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оцените прием допроса, описанный ниже. Какова его психологическая сущность?




...Самый верный способ изобличить допрашиваемого во лжи – это заставить его несколько раз повторить свой рассказ. Если его показания ложные, он рано или поздно неизбежно допустит какую-нибудь неточность, отойдет от первоначального варианта. Только человек, обладающий феноменальной памятью, может до мельчайших подробностей помнить свою легенду, вновь и вновь рассказывая ее внимательному, терпеливому следователю. К тому же это оказывает на допрашиваемого известное психологическое воздействие. Вынужденный все время повторять ложные показания, допрашиваемый начинает сам сомневаться в правдоподобности своей версии (См.: Пито О. Друг или враг? М., 1959. С. 69, 70.).

 

4. 26 апреля в устье реки Черной, протекающей недалеко от пос. Рябовка, были обнаружены части расчлененного трупа жителя этого поселка Сенина. Жена Сенина на допросе показала, что утром 16 апреля ее муж уехал на рыбалку и после этого домой не вернулся.

30 апреля следователь допросил в качестве свидетелей соседей Сениных – Лопатова Виктора и Шагурову Евгению, которые подтвердили, что видели, как утром 16 апреля Сенин уехал из дома на Черную речку ловить рыбу. Однако позднее следователь установил, что 16 апреля Сенин на рыбалку не ездил. В этот день рано утром после очередного скандала он был убит женой во время сна. Выясняя причину недостоверных сведений, сообщенных Липатовым и Шагуровой, следователь убедился, что они добросовестно заблуждались. Они действительно видели, как Сенин уезжал на рыбалку, однако это было не 16, а 14 апреля. В определенной мере ошибочные показания Лопатова и Шагуровой объяснялись влиянием Сениной, которая после исчезновения мужа в разговоре с соседями не раз повторяла, что ее муж уехал 16 апреля на рыбалку и не вернулся.

Разумеется, следователь на первых допросах этих свидетелей записал в протоколе ту информацию, которая была ему сообщена. Однако уже на этих же допросах он мог получить с Лопатова и Шагуровой точные сведения о том, когда действительно Сенин отправился на рыбалку.

Определите тактическую ошибку, допущенную следователем на первых допросах свидетелей Лопатова и Шагуровой.

Какие бы вы использовали приемы, способствующие оживлению в памяти допрашиваемого воспоминаний о времени наступления того или иного события?

 

 

5. Группа следователей работала с Герцогом «на контрасте», то есть «злой – добрый» следователь. Если «злой» добивается правдивых показаний грубостью, угрозами и унижением подследственного, то «добрый», согласно сценарию, должен расположить его к себе показным пониманием его участи, заботой и вниманием.

Через некоторое время мы отказались от этой тактики, так как стало ясно, что Герцог осведомлен о методах ведения следствия и скептически воспринимает наши артистические потуги (См.: Атаманенко И.Г. Евангелие от афериста: Повесть. М., 1999. С. 349.).

Разработайте модель поведения с Герцогом. Как вы бы построили сценарий первого общения с ним?

 

 

6.Иногда для того, чтобы человек проговорился, достаточно сделать вид, что тебе хорошо известны какие-то факты, которые скрывает твой партнер или противник. И если обман удался, собеседник перестанет хранить «устаревшие» тайны. В. Суворов пишет в романе «Аквариум»: «Для этого есть только один путь: сделать вид, что я понимаю, о чем идет речь, и тогда в случайном разговоре кто-либо действительно знающий может сказать чуть больше положенного. А одной крупицы иногда достаточно, чтобы догадаться».

Раскройте сущность психологических механизмов, которые лежат в основе данного приема.

 

 

7.Какой прием эмоционального воздействия лежит в основе поведения царя Иудеи Соломона (900-е гг. до н.э.)? Возможно ли применение его психологической сути при производстве очной ставки? Каким образом и при каких обстоятельствах?

«Две женщины утверждали, что именно она – мать ребенка. И сказал царь: «Эта говорит: мой сын живой, а твой сын мертвый; а та говорит: нет, твой сын мертвый, а мой живой». И сказал царь: «Подайте мне меч... рассеките живое дитя надвое и отдайте половину одной и половину другой». И отвечала та женщина, которой сын был живой, царю, ибо взволновалась вся внутренность ее от жалости к сыну своему: «О, господин мой! Отдайте ей этого ребенка живого и не умерщвляйте его!» А другая говорила: «Пусть же не будет ни мне, ни тебе, рубите!» И отвечал царь и сказал: «Отдайте этой живое дитя и не умерщвляйте его: она – его мать!» (3 Цар., 3).

 

 

8.Ознакомьтесь с приведенными ниже отрывками из воспоминаний известных политиков, ответьте на вопросы.

В чем заключается сущность проведения проверки с использованием полиграфа?

Можно ли управлять психофизиологическими реакциями?

Как внешние условия влияют на мотивацию поведения и стрессоустойчивость личности?

По каким внешним признакам можно определить девиантность поведения личности?

 

 

9.В современной России уже никто не оспаривает «право полиграфа на жизнь». Полиграф стоит в том же ряду, что и другие широко распространенные технические средства исследования объектов реального мира, изобретенные, принятые человеческим сообществом и служащие его благу. Критиковать полиграф, отвергать его полезность и нужность так же нелепо, как клеймить позором и подвергать сомнениям полезность и нужность таких устройств, как барометр или градусник. Но место полиграфа в уголовном судопроизводстве все-таки окончательно не определено. По поводу «прописки полиграфа» в научной литературе до сих пор идут острые дискуссии. Такие видные ученые-юристы, как В.А. Образцов, Е.Р. Российская, Н.А. Селиванов и др., пришли к выводу о целесообразности применения полиграфа в отечественном уголовном процессе. В.Е. Коновалова, А.М. Ларин, B.C. Шадрин и др. остались на позиции, согласно которой применение полиграфа в ходе расследования уголовных дел считается принципиально невозможным.

Не подвергая сомнению право каждого из ученых и практиков иметь собственное суждение по проблеме использования полиграфа в уголовном судопроизводстве, выскажите свое мнение по вопросу о возможности его внедрения в отечественную, не только оперативную, но и следственно-судебную практику,

 

Контрольная точка проводится путем решения задач по всем темам учебного курса.

Цель: закрепление магистрами знаний об основных знаниях тактико-криминалистического обеспечения раскрытия и расследования преступлений и навыков применения данных знаний в практической деятельности в точном соответствии с законом. (ОПК-1,5,6,ОК-1,4,7,ПК-4,5,6,7,8,-16)

Содержание контрольной точки

На основании представленных преподавателем в письменном и электронном виде материалов отметить правильный ответ. Выполненные задания скрепляются степлером и сдаются преподавателю на проверку за 15 мин. до окончания занятия.

Примерные тесты:

 

1. Число версий, которое может выдвинуть следователь, планируя расследование
одну
не более трех
число не ограничено

2. Критерий допустимости тактического приема
научная обоснованность
возможность применения
согласие всех участников следственного действия

3. Составная часть теоретической основы криминалистической тактики
понятийный аппарат
частные рекомендации, относящиеся к производству отдельных следственных действий
общие рекомендации, направленные на эффективное расследование

4. Тактика предъявления доказательств в ходе допроса зависит от
содержания информации, которой располагает следствие
желания следователя поделиться полученной информацией с допрашиваемым
способа фиксации следственного действия

5. Криминалистическая тактика – это
отдельная область криминалистики, включающая систему специальных приемов и научно-технических средств по собиранию, фиксации и исследованию доказательств
учение о психологических и тактических принципах и методах раскрытия и предупреждения преступлений
учение, разрабатывающее систему специальных приемов и средств собирания, фиксации, исследования и использования судебных доказательств

6. Этап следственного действия, на котором следователь определяет роль каждого из участников данного действия
в ходе проведения следственного действия
по окончании следственного действия
при планировании следственного действия

7. Задача криминалистической тактики – разработка
научно-технических средств и приемов обнаружения, фиксации и изъятия доказательств
тактических приемов для эффективного расследования преступлений
компьютерных технологий, позволяющих не использовать помощь специалистов

8. Построение версии допустимо на основании интуиции следователя
нет
да
да, если интуиция никогда не подводила следователя

9. В основание версии могут быть положены данные, полученные непроцессуальным путем
да
нет
да, если не возражает прокурор

10. В начале расследования при недостаточности информации о сущности и характере преступления следователем выдвигаютсяверсии
судебные
типичные
гипотетические

11. В целях получения нужных показаний возможно использовать религиозные убеждения допрашиваемого.
нет
да
да, если нет иного выхода

12. Криминалистическая тактика разрабатывает приемы, обеспечивающие проведение отдельных следственных действий.
да
нет, разрабатывает только общие принципы
да, если речь идет о «серийных» преступлениях

13. Инициатором использования тех или иных тактических приемов в ходе проведения следственного действия является
защитник
допрашиваемый
следователь

14. Версии, предложенные следователю обвиняемым должны проверяться
да
нет
да, если он на этом настаивает

15. В тактических целях, возможно, использовать при допросе слова, которые непонятны допрашиваемому
да
да, если следователь не может найти синоним данного слова
нет

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...