Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теоретические и методологические основы учета и анализа расчетов с поставщиками и покупателями




СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ  
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА И АНАЛИЗА РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОКУПАТЕЛЯМИ………  
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………………………………………  
2.1. Организационно-правовая характеристика предприятия……………….  
2.2. Анализ основных показателей деятельности ОАО «Искож»…………...  
3. УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ……………...  
3.1. Оценка дебиторской задолженности при ее постановке на учет……….  
3.2. Расчеты авансами…………………………………………………………..  
3.3. Расчеты векселями…………………………………………………………  
3.4. Погашение дебиторской задолженности путем взаимозачетов………...  
3.5. Погашение дебиторской задолженности покупателей и заказчиков путем переуступки прав требования……………………………………………...  
3.6. Учет расчетов с покупателями при продаже продукции по договору мены…………………………………………………………………………………  
3.7. Расчеты с покупателями и заказчиками при осуществлении посреднических операций…………………………………………………………  
3.8. Учет суммовых разниц при расчетах с покупателями и заказчиками….  
3.9. Расчеты с покупателями и заказчиками по экспортным операциям…...  
3.10. Списание дебиторской задолженности…………………………………  
4. АУДИТ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ……………  
4.1. Источники информации для проведения аудита расчетов с покупателями и заказчиками, задачи и общий порядок аудиторской проверки ………………………………………………………………………...  
4.2. Планирование аудита расчетов с покупателями и заказчиками………  
4.3. Проведение аудита расчетов с покупателями и заказчиками по существу………………………………………………………………………...  
4.4. Результаты аудиторской проверки, анализ выявленных нарушений и аудиторское заключение……………………………………………………….  
5. АНАЛИЗ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ…………  
5.1. Анализ динамики и структуры дебиторской задолженности………….  
5.2. Анализ качества дебиторской задолженности………………………….  
5.3. Анализ оборачиваемости дебиторской задолженности………………..  
5.4. Анализ соотношения дебиторской и кредиторской задолженности….  
5.5. Управление дебиторской задолженностью………………………………  
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ…………………………………………………...  
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………  
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….  

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Предприятия постоянно ведут расчеты с покупателями – за купленные ими товары, с заказчиками – за выполненные работы и оказанные услуги.

В условиях нестабильной рыночной экономики риск неоплаты или несвоевременной оплаты счетов увеличивается, это приводит к появлению дебиторской задолженности. Часть этой задолженности в процессе финансово – хозяйственной деятельности неизбежна и должна находится в рамках допустимых значений.

Сомнительная дебиторская задолженность свидетельствуют о нарушениях клиентами финансовой и платежной дисциплины, что требует незамедлительного принятия соответствующих мер для устранения негативных последствий. Своевременное принятие этих мер, возможно, только при осуществлении со стороны предприятия систематического контроля.

Развитие рыночных отношений повышает ответственность и самостоятельность предприятий в выработке и принятии управленческих решений по обеспечении эффективности расчетов с дебиторами. Увеличение или снижение дебиторской задолженности приводят к изменению финансового положения предприятия. Так, например, значительное превышение дебиторской задолженности над кредиторской может привести к так называемому техническому банкротству. Это связано со значительным отвлечением средств предприятия из оборота и невозможностью гасить вовремя задолженность перед кредиторами. На основании этого необходимо проводить мониторинг и анализ состояния расчетов. Для проведения анализа используются данные бухгалтерского учета и отчетности, поэтому немаловажную роль играет правильная организация на предприятии бухгалтерского учета расчетных операций, которая требует своевременного и полного отражения хозяйственных операций по расчетам в первичных документах и учетных регистрах.

Целью работы является учет и анализ расчетов с покупателями и заказчиками.

В соответствии с поставленной целью необходимо решать следующие задачи:

1. Изучить учет расчетов с поставщиками и покупателями;

2. рассмотреть порядок списания истребованной и не истребованной задолженности;

3. провести анализ динамики, структуры и качества дебиторской задолженности;

4. проанализировать соотношение дебиторской и кредиторской задолженности;

5. выявить пути улучшения состояния расчетов.

Объектом исследования в выпускной квалификационной работе является открытое акционерное общество "Кировский комбинат искусственных кож", г. Киров.

В процессе изучения и обработки материалов применяются следующие методы экономических исследований: экономический, монографический, экономико – математический, рассчетно – конструктивный; используются основные методы экономического анализа, такие как: элиминирование, балансовый метод и так далее.

Методологической и технической основой для работы послужили: Федеральный Закон «О бухгалтерском учете»; Положение по введению бухгалтерского учета и отчетности в РФ; Постановления Правительства РФ и инструктивные материалы по изучаемым вопросам; учебная литература и труды отечественных и зарубежных ученых.

Источниками конкретной информации для проведения исследования являются годовая бухгалтерская отчетность предприятия за 2001 – 2003 г.г.:

форма № 1 "Бухгалтерский баланс";

форма № 2 "Отчет о прибылях и убытках".

данные аналитического и синтетического учета по счету счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками";

первичные документы.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА И АНАЛИЗА РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОКУПАТЕЛЯМИ

Хозяйственные связи, по утверждению Лубяной В. С. - это необходимое условие деятельности предприятия, так как они обеспечивают бесперебойность снабжения, непрерывность процесса производства и своевременность отгрузки, а так же реализации продукции (работ, услуг). Оформляются и закрепляются хозяйственные связи договорами, согласно которым одно предприятие выступает поставщиком товарно-материальных ценностей, работ или услуг, а другое их покупателем, потребителем, а значит и плательщиком. В договорах оговариваются: вид поставляемых материальных ценностей, выполняемых работ и услуг; коммерческие условия поставки; количественные и стоимостные показатели поставок; сроки отгрузки материальных ценностей (выполнения работ услуг); порядок расчетов (условия платежей) между предприятием и поставщиками (подрядчиками). По определению Кондракова Н.П.[18], к покупателям и заказчикам относят организации, физические лица покупающие сырье и другие товарно–материальные ценности, а так же потребляющие различные виды услуг (электроэнергии, пара, воды и др.) и различные работы (капитальный и текущий ремонт основных средств и др.).

К этому счету могут быть открыты следующие субсчета: 62 – 1 "Расчеты по авансам полученным в рублях"; 62 – 2 "Расчеты с покупателями и заказчиками в рублях"; 62 – 3 "Расчеты по авансам, полученным в валюте"; 62 – 4 "Расчеты с покупателями и заказчиками в валюте "; 62 – 5 "Расчеты по векселям полученным"; 62 – 6 "Расчеты по переуступке прав требования" и другие.

На субъекте 62 – 5 "Расчеты по векселям полученным " учитываются расчеты с покупателями и заказчиками, обеспеченные полученными векселями.

На суммы оплаты за отгруженную продукцию, выполненные работы и оказанные услуги организация предъявляет расчетные документы покупателю или заказчику и производит бухгалтерскую запись:

Дебет сч. 62 "Расчеты с покупателями и  заказчиками"

Кредит сч. 90 "Продажи".

При погашении покупателями и заказчиками своей задолженности они списывают сумму данной задолженности с кредита счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" в дебет счетов денежных средств.

Аналитический учет по счету 62 ведут по каждому предъявленному покупателем или заказчиком счету, а при расчетах в порядке плановых платежей – по каждому покупателю и заказчику в ведомости № 16. Кредитовый оборот по счету 62 заносится в Ж/О № 11, а затем в Главную книгу.

Каждый законченный и оплаченный этап работ представляет собой объем реализованных выполненных работ данного отчетного периода. Стоимость законченных предприятием этапов работ, принятых в установленном порядке и оплаченных заказчиком, относится в дебет счета 46 "Выполненные этапы по незавершенным работам" в корреспонденции с кредитом счета 90 "Продажи". По окончании всех этапов работ в целом оплаченная заказчиком стоимость этапов, учтенная на счете 46, списывается в дебет счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками ". Аналитический учет по счету 46 "Выполненные этапы по незавершенным работам" ведется по видам работ.

Безруких П. С. [12] справедливо утверждает, что в условиях рыночной экономики для уменьшения риска не оплаты или несвоевременной оплаты счетов поставщик может либо потребовать предварительной оплаты счета, либо произвести расчеты за счет выставленного покупателем аккредитива, либо прибегнуть к вексельной форме расчетов. Предварительная оплата связана с неэтичным использованием средств покупателя в обороте поставщика до момента перехода товара в собственность плательщика. Аккредитивная форма расчетов также ведет к отвлечению денежных средств покупателя из оборота. Наиболее гибкой, оперативной и одновременно обеспечивающей укрепление платежной дисциплины является вексельная форма расчетов. Согласно Гражданского Кодекса РФ (2, ст. 815), вексель является формой договора займа. С момента выдачи векселя отношения сторон регулируются нормами вексельного права.

Различают простые и переводные векселя. Простой вексель по определению Кондракова Н. П. [18], - это письменное долговое денежное обязательство одной

 

Зачетная операция отражается в бухгалтерском учете:

Дебет счета 60 "Расчеты поставщиками и подрядчиками",

      счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

Кредит счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...