Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ розничного оборота по общему объёму




И общественного питания

Основные вопросы:

1. Анализ розничного оборота по общему объёму.

2. Анализ товарной структуры розничного товарооборота.

3. Особенности анализа оборота оптовой торговли.

4. Анализ производственной программы и оборота предприятия общественного питания.

 

Анализ розничного оборота по общему объёму

Анализ розничного оборота занимает важное место в экономической работе предприятия, он направлен на улучшение работы предприятия, выявление резервов развития товарооборота, увеличение доли организации на рынке т.к. основная задача организации заключается в получении прибыли, целью проведения анализа товарооборота является выявление того, насколько достаточно достигнутые объёмы товарооборота для получения доходов обеспечивающих рентабельную работу предприятия.

Для реализации этой цели в процессе анализа необходимо решить следующие задачи:

– изучение результатов выполнение плана товарооборота;

– определение динамики товарооборота;

– выявление факторов, оказывающих влияние на выполнение плана и динамику товарооборота;

– изучение и обобщение деятельности конкурентов по развитию товарооборота;

– подготовка данных для планирования товарооборота;

– разработка мероприятий направленных на дальнейшие развитие товарооборота.

При анализе оборота розничной торговли используется следующая экономическая информация:

– социально – экономические показатели района деятельности: численность населения, его состав, занятость, денежные доходы и расходы населения;

– бухгалтерская и статистическая отчётность, в которой содержатся фактические данные о развитии оборота;

– внеучетные источники информации, материалы выборочных обследований;

– плановые показатели деятельности;

– материалы о деятельности конкурентов.

Анализ оборота розничной торговли начинается с анализа общего объема и производится в следующей последовательности:

1. Даётся оценка выполнения плана товарооборота. При этом проверяются два аспекта деятельности предприятия:

– уровень работы по достижению поставленных целей;

– качество планирования.

Для расчёта процента выполнения плана необходимо фактический товарооборот соотнести с товарооборотом по плану и умножить на 100%.

Необходимо провести корректировку с учётом планируемого и фактического индекса цен.

2. Большое значение при анализе имеют показатели ритмичности работы. Для характеристики ритмичности работы во времени (по месяцам и кварталам) рассчитывается коэффициент ритмичности:

Критм= 100 – V (1.1)

где V – коэффициент вариации.

Чем ближе коэффициент ритмичности (Критм) к 100 %, тем ритмичнее выполняется план реализации товаров.

По коэффициенту вариации (не ритмичности) можно проанализировать неритмичность выполнения плана оборота:

(1.2)

Среднеквадратическое отклонение позволяет оценить колебание в развитии изучаемого показателя:

(1.3)

где – среднеквадратическое отклонение,

х – процент выполнения плана оборота за каждый месяц или квартал,

– процент выполнения плана за год,

n – число месяцев или кварталов.

Равномерность выполнения плана характеризует, как с планом оборота справились структурные подразделения или отдельные организации.

Равномерность выполнения плана оборота также может быть измерена с помощью среднеквадратического отклонения (), коэффициент вариации (V) и коэффициента равномерности.

(1.4)

где – среднеквадратическое отклонение,

x – процент выполнения плана каждой организацией или структурным подразделением;

– процент выполнения плана в целом;

f – плановый оборот каждой организации или структурного подразделения.

По коэффициенту вариации можно проанализировать неравномерность изменения исследуемого показателя:

(1.5)

Коэффициент равномерности (Кравн) рассчитывается как разница между 100 % и коэффициентом вариации:

Кравн = 100 – V (1.6)

Чем ближе коэффициент равномерности к 100 %, тем равномернее выполняется план оборота.

3. Изучается динамика оборота. При анализе динамики рассчитываются следующие показатели:

– Темпы роста оборота. Базисные темпы роста рассчитываются по сравнению с базисным (начальным периодом). Цепные темпы роста определяются по сравнению с предыдущим периодом.

– Темпы прироста оборота (базисные и цепные) – определяются как разница между темпами роста (базисными и цепными) и 100 %.

– Абсолютный прирост оборота в сумме – исчисляется по сравнению с предыдущим и базисным периодом. Он определяется суммой, на которую увеличился объем продаж за тот или иной период.

– Абсолютное значение 1% прироста рассчитывается делением абсолютного прироста оборота в сумме на темп прироста и показывает значимость 1% прироста.

– Среднегодовой темп роста оборота рассчитывается по формуле среднегеометрической:

(1.7)

где Тср – среднегодовой темп роста оборота за n лет,

– товарооборот отчётного года,

–товарооборот базисного года.

В условиях инфляции темпы изменения объема товарооборота следует рассчитывать как в фактических, так и в сопоставимых ценах, т.е. в ценах базисного года:

ТОс = ТО1/ У ц (1.8) где ТОс – товарооборот в сопоставимых ценах,

У ц – индекс цен.

Следует определить динамику товарооборота в сопоставимых ценах, путём деления товарооборота в сопоставимых ценах на товарооборот базисного (предшествующего) периода.

4. Рассчитывается сумма потерь (экономии) денежных средств населения в результате повышения розничных цен (в связи с покупкой товаров по более высоким ценам) как разница между фактическим оборотом отчетного периода в действующих ценах и суммой оборота этого года в сопоставимых ценах.

(1.9)

где П – сумма потерь денежных средств населением.

5. Находится удельный вес (доля) оборота организации в общем объёме продаж на потребительском рынке и устанавливается её роль в обслуживании населения региона. Доля организации на потребительском рынке региона рассчитывается отношением её оборота к соответствующему показателю в целом по региону, выраженном в процентах.

6. Определяются сезонные колебания в продаже товаров по месяцам, кварталам. Для этого рассчитывается индексы сезонности.

Сезонные колебания в торговле – это из года в год повторяющиеся в одни и те же периоды подъёмы и спады продажи отдельных товаров, обусловленные сезонностью производства и потребления.

Совокупность индексов сезонности отражает сезонную волну.

Индексами сезонности являются процентные отношения фактических сумм продажи товаров в отдельные месяцы к среднемесячной сумме реализации товаров за год.

Расчет сезонной волны начинается с того, что данные о фактическом обороте за каждый месяц суммируются за все годы и эти суммы делятся на число лет, в результате определяется средний уровень продажи. Затем исчисляется сезонная волна как процентное отношение средних за каждый месяц к общей годовой средней. Кроме того, что расчёт индексов сезонности даёт наглядную картину изменений в обороте розничной торговли по месяцам, он имеет большое значение для планирования оборота на предстоящий период, так как даёт точную информацию о колебаниях оборота по отдельным месяцам.

7. В процессе анализа необходимо рассчитать влияние отдельных факторов на изменение оборота розничной торговли по сравнению с планом или с предшествующим периодом. Наиболее важные факторы можно объединить в несколько групп:

7.1 Факторы связанные с изменением цен и количества проданных товаров (ТО = ц*к):

– влияние изменения цен на товарооборот (ΔТО (ц)) определяется как разница между оборотом в текущих ценах и оборотом этого же периода в сопоставимых ценах.

ΔТО (ц) = ТО1 – ТО с (1.10)

– влияние физического объёма товарооборота (ΔТО (к)) определяется как разность между оборотом в сопоставимых ценах и оборотом базисного периода.

ΔТО (к) = ТО с – ТО0 (1.11)

– совокупное влияние двух факторов должно дать общее отклонение товарооборота.

7.2 Факторы связанные с изменением численности работников и производительности труда (товарооборота на 1 работника) (ТО =Ч*ПТ):

ΔТО (ч) = (ч 1– ч 0) х ПТ 0 (1.12)

ΔТО(ПТ.) = (ПТ 1 – ПТ 0) х Ч 1 (1.13)

где ΔТО (ч) – изменение товарооборота за счёт численности работников,

ΔТО (ПТ.) – изменение товарооборота за счёт производительности труда одного работника,

ч 1, ч 0 – численность работников отчётного (предшествующего) года,

ПТ 1, ПТ 0 – производительности труда одного работника в отчётном (предшествующем) году.

Совокупное влияние двух факторов должно дать общее отклонение товарооборота.

7.3 Факторы связанные с изменением торговой площади и эффективностью использования торговых площадей (ТО = S*ТО на 1 кв.м):

 

ΔТО (ТО на 1 кв.м) = (ТО на 1 кв.м 1 – ТО на 1 кв.м 0) х S 1 (1.14)

 

ΔТО (S) = (S 1 – S 0) х ТО на 1 кв.м 0 (1.15)

 

где ΔТО (ТО на 1 кв.м) – изменение товарооборота за счёт товарооборота на 1 квадратный метр торговой площади,

ΔТО (S.) – изменение товарооборота за счёт торговой площади,

S 1, S 0 – торговая площадь отчётного (предшествующего) года,

ТО на 1 кв.м 1,ТО на 1 кв.м 0 – товарооборот на 1 квадратный метр торговой площади в отчётном (предшествующем) году.

Совокупное влияние двух факторов должно дать общее отклонение товарооборота.

7.4 Факторы связанные с обеспеченностью товарными ресурсами.

Определяется двумя способами: способ разниц и способ цепных подстановок. Эта взаимосвязь выражается формулой балансовой увязки:

 

З н + П = Р(ТО) + В + З к (1.16)

 

где З н – запасы на начало периода,

П – поступление,

Р(ТО) – реализация (товарооборот),

В – выбытие, естественная убыль, уценка,

З к – запасы на конец периода.

Влияние факторов можно определить способом цепных подстановок.

Из формулы балансовой увязки оборот розничной торговли:

 

Р(ТО) = З н + П – В – З к (1.17)

В процессе анализа важно установить роль интенсивного фактора в развитии товарооборота. Необходимо стремиться к тому, чтобы большая часть прироста оборота достигалась за счёт интенсивного фактора (производительности труда, товарооборота на 1 кв. м торговой площади и т.д.).

(1.18)

где – доля изменения товарооборота за счёт интенсивного фактора,

– изменение товарооборота за счёт интенсивного фактора,

– общее изменение товарооборота.

8. В процессе анализа оборота важно определить влияние самого товарооборота на доходы и прибыль организации.

 

ΔДТО= (ТО1 – ТОО) * УД0 /100 (1.18)

 

ΔПТО= (ТО1 – ТОО) * УП0/100(1.19)

 

гдеΔДТО, ΔПТО – изменение дохода (прибыли) за счёт товарооборота,

УД0– уровень дохода базисного года,

УП0– уровень прибыли базисного года.

 

9. В заключении анализа, выявляются резервы роста оборота, т.е. подсчитываются потери оборота в связи с невыполнением плана отдельными магазинами или в отдельные месяцы, количественно измеряются использованные возможности за счет более эффективного использования торговых площадей, товарных и трудовых ресурсов, за счет выравнивания объема продаж на 1 кв. м торговой площади или выработки на одного работника по отдельным магазинам либо за счет достижения максимальных значений.

Аналитическая работа завершается выводами, составлением плана мероприятий по использованию выявленных резервов увеличения объёма розничного товарооборота торгового предприятия.

Анализ общего объёма оборота дополняется анализом ассортиментной структуры товарооборота.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...