Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ методических ошибок.

Тема «Специфика изучения материала естественно-

географического и историко-обществоведческого содержания:

Анализ уроков изучения окружающего мира»

Урок как система. Требования к урокам изучения окружающего мира. Классификация уроков изучения окружающего мира. Структура и построение урока. Анализ урока изучения окружающего мира

Цель: освоить технологию методического анализа урока изучения окружающего мира, освоить приемы составления «фотографии» урока.

Методический анализ урока

По предмету «Окружающий мир»

ФИО учителя__________________________________________________

Школа_________класс_____________

Учебная программа_________________________________________________________________________

Тема (раздел) программы: ____________________________________________________________

Место урока в теме (разделе) _________________________________________________________

кол-во часов на изучение темы:

- в стандарте (примерной программе)

- в учебной программе

- в рабочей программе учителя

Тема урока:_________________________________ ________________________________________

Вывод о степени ее соответствия стандарту и учебной программе:

Требования к содержанию урока по данной теме с точки зрения ФГОС: обязательные понятия, связи, законы, явления, события, предметные и метапредметные умения (из списка подчеркнуть то, что присутствовало на уроке).

 

I. Общая характеристика урока

1. Цель и задачи урока:

- обучающие,

- воспитательные,

- развивающие.

2. Задачи урока, определенные для детей:

- предметные результаты,

- личностные результаты,

- метапредметные результаты (регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД).

3. Применяемые педагогические технологии:

- информационно-коммуникационная,

- проблемно-диалоговая,

- проектная,

- исследовательская,

- групповой работы,

- другие.

4. Тип урока:

- усвоения новых знаний, формирования умений;

- применения знаний и умений;

- обобщения и систематизации;

- проверки, оценки, коррекции;

- комбинированный.

Организационная структура, логика, цельность урока. Распределение времени на основные этапы урока.

Этап Продолжительность
  Организационный этап  
  Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся  
  Актуализация знаний и способов действий  
  Первичное усвоение новых знаний и способов действий  
  Первичная проверка понимания  
  Первичное закрепление  
  Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция  
  Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению  
  Подведение итогов работы (рефлексия)  

Содержание урока.

Отбор содержания и объем учебного материала: соотношение эмпирических и теоретических знаний, формируемые УУД (предметные и метапредметные), ценностные ориентации. Соответствие содержания дидактическим задачам урока. Анализ условий достижения положительных результатов.

Образовательный потенциал дидактического материала урока: текстов (статьи учебника, слово учителя, комментарий учителя и учеников к изучаемым явлениям и фактам, содержание докладов учащихся); вопросов и заданий; словарей, справочников, карт; графиков, диаграмм, таблиц; иллюстраций; видео- и аудио-материалов.

Организация учебной деятельности детей на уроке.

Разнообразие видов учебной деятельности: работа с текстом, решение задач и упражнений, доклад, сообщение, проведение учебного исследования (мини-исследования, элементов исследования), подготовка учебного проекта (мини-проекта, использование элементов проектной деятельности), учебный диалог, дискуссия.

Постановка целей работы на каждом этапе, чередование видов деятельности. Приемы организации внимания и деятельности учащихся. Соотношение групповой, индивидуальной и коллективной деятельности школьников на уроке. Организация самостоятельной деятельности детей.

Формулировка заданий в соответствии с деятельностным подходом как побуждение к деятельности: прочитайте, решите, найдите, объясните, прокомментируйте, проанализируйте, выскажите свою точку зрения, проведите исследование, сделайте опыт, выскажите суждение.

Методы обучения.

Характеристика методов, используемых на различных этапах урока, их соответствие целям и содержанию урока, эффективность. Соотношение репродуктивных и исследовательских методов. Методы и методические приемы, направленные на формирование умений и ценностных ориентаций.

9. Контроль и оценка работы учащихся.

Виды, методы, формы контроля. Приемы развития самоконтроля и самооценки. Какая оценка деятельности учащихся использовалась на уроке?

Оборудование урока.

Оптимальность средств инструментальной поддержки учебного процесса: доска, учебник, словари, карты, иллюстрации; графики, диаграммы, таблицы; видео- и аудио-аппаратура, компьютер, мультимедийный проектор и др.

Цель, место и методика использования средств обучения. Соответствие использованных средств цели урока. Правомерность использования средств на каждом этапе урока. Эффективность использования средств. Сочетание различных средств.

Реализация современных подходов и принципов обучения.

Приемы, обеспечивающие деятельностный и личностно ориентированный подходы в обучении.

Реализация принципов: научности, природосообразности, последовательности и систематичности, доступности, прочности, сознательности и активности, наглядности, связи теории и практики, учета возрастных и индивидуальных особенностей.

Результативность урока.

Соотнесение результатов с целями урока.

Воспитательная и развивающая ценность урока. Достижение поставленных целей.

Результаты урока:

- предметные (знания и умения),

- личностные,

- метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД).

Психолого-педагогические условия учебного процесса.

Создание психологически комфортной атмосферы. Эстетическое оформление урока. Здоровьесберегающие, гигиенические и дисциплинарные условия. Соблюдение правил техники безопасности при проведении демонстрационного и фронтального эксперимента.

Анализ методических ошибок.

Какие моменты урока оказались для учителя неожиданными?

Чего он не смог учесть при планировании урока?

На какие ответы учащихся не смог отреагировать?

Пришлось ли ему отступить от запланированных им действий и почему?

Заметил ли он свои речевые ошибки, недочеты, неудачно сформулированные вопросы?

Считает ли учитель, что урок достиг поставленной цели? Что является критерием этой оценки? (Активная работа школьников, их интерес к уроку, успешное выполнение самостоятельной работы и т. д.)

II. Характеристика педагогического стиля учителя:

Степень подготовки к уроку, владение учебным материалом, наличие фактических ошибок. Владение методикой и техникой демонстрационного эксперимента, возникшие в этой связи затруднения. Организаторские способности, четкость действий. Общая эрудиция. Увлеченность, эмоциональность. Педагогическая культура, такт.

Энергетическая сила, владение мимикой и жестами, сила внушения, артистичность, умение импровизировать. Культура речи, владение голосом. Внешний вид. Элементы методического творчества.

III. Отношения взаимной деятельности учителя и детей:

Общение учителя с учащимися. Взаимный интерес к знаниям, мыслям, чувствам. Организация обратной связи. Реакция учителя на ошибки детей. Внимание ко всем детям. Организация помощи на уроке. Создание ситуации успеха. Диалог, взаимное сотрудничество учителя и учащихся. Поведение детей на уроке.

Общение учащихся друг с другом. Общение без побуждения и вмешательства учителя. Владение диалоговой формой общения (слушают других, не отвергают чужих идей). Интерес к групповой форме работы, умение распределить роли, слаженность групповой работы, взаимная помощь.



 

Примерный перечень планируемых результатов (универсальных учебных действий / стандарт / )

Личностные УУД Коммуникативные УУД
Самоопределение (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности). Смыслообразования(«какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него). Нравственно-этического оценивания(оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор). Планирование(определение цели, функций участников, способов взаимодействия). Постановка вопросов(инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации). Разрешение конфликтов (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация). Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли(контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).
Познавательные УУД Регулятивные УУД
Общеучебные - формулирование познавательной цели; - поиск и выделение информации; - знаково-символические - моделирование Логические - анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных) - синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты; - выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; - подведение под понятие, выведение следствий; -установление причинно-следственных связей; - построение логической цепи рассуждений; - доказательство; - выдвижение гипотез и их обоснование. Действия постановки и решения проблем: - формулирование проблемы; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Целеполагание(постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно). Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий). Прогнозирование(предвосхищение результатаи уровня усвоения, его временных характеристик). Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона) Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта). Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения). Волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий).

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...