Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Распад СССР и образование СНГ. Законодательно-правовое оформление суверенитета Республики Беларусь.




Провал августовского путча (19-21 августа 1991 г.) резко изменил ситуацию в стране. Перемены произошли, прежде всего, в сфере межнациональных отношений. Ускорился распад Союза ССР. Союзные республики объявили себя независимыми государствами. В сентябре 1991 г. У Внеочередной съезд народных депутатов СССР принял решение о прекращении своих полномочий как высшего органа власти в стране. Президент СССР М. С. Горбачев предпринимал попытки выработать и заключить новый Союзный договор. Однако становилось все очевиднее, что сохранить какое-либо единое государственное образование на территории СССР невозможно.

8 декабря 1991 г. лидеры трех республик - Беларуси, России, Украины -республик, подписавших в 1922 г. договор об образовании СССР, заявили о прекращении его существования. Стороны отметили, что "переговоры о подготовке нового Союзного договора зашли в тупик, объективный процесс выхода республик из состава Союза ССР и образования независимых государств стал реальным фактом" и заявили об образовании Содружества Независимых Государств (СНГ).

Несколько позднее к Содружеству присоединились и другие бывшие союзные республики, за исключением стран Балтии и Грузии. 21 декабря в Алма-Ате была принята Декларация государств - участников СНГ. Участники Алма-Атинской встречи констатировали территориальную целостность входящих в Содружество государств, нерушимость существующих границ, сохранили объединенное командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием, гарантировали также выполнение международных обязательств бывшего Союза ССР.

25 декабря стало последним днем работы Президента Союза ССР М.С. Горбачева. СССР прекратил свое существование.

Становление СНГ проходило непросто. Между бывшими советскими республиками возникали трения, различной остроты конфликты. Наиболее опасные разногласия возникли между Россией и Украиной по вопросу о судьбе Черноморского флота (Россия относила флот к стратегическим силам, которые находятся под объединенным командованием стран СНГ; Украина считала, что почти весь флот должен принадлежать ей), Крыма (завоеванного во второй половине XVIIIв. Россией и переданного в 1954 г. Н. С. Хрущевым Украине), экономических взаимоотношений. Несмотря на существующие ныне и возможные в будущем сложности в отношениях между странами СНГ, его образование имело положительное значение. Оно прервало процесс хаотического распада Союза и способствовало координации действий между республиками бывшего СССР.

Новые независимые государства получили международную поддержку и признание. Утверждению международного авторитета России способствовали визиты ее Президента Б. Н. Ельцина в Италию, США, Англию, Канаду, Францию в конце 1991- начале 1992 г., новые инициативы российского руководства в области ограничения и сокращения вооружений. Россия сняла с боевого дежурства около 600 стратегических ракет, ликвидировала 130 шахтных пусковых установок межконтинентальных ракет, приняла решение о прекращении производства отдельных видов тяжелых бомбардировщиков, вдвое сократила количество атомных подводных лодок с баллистическими ракетами, находящихся на боевом патрулировании, заявила о сокращении на 700 тыс. человек Вооруженных Сил бывшего СССР.

На встрече российского и американского президентов - Б.Н. Ельцина и Дж. Буша была принята кэмп-дэвидская декларация. В ней была изложена новая формула взаимоотношений между двумя странами: "Россия и Соединенные Штаты не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников. Их отношения характеризуются отныне дружбой и партнерством, основанным на взаимном доверии, уважении и общей приверженности демократии и экономической свободе".

Мировое сообщество оказало странам СНГ существенную помощь поставками продовольствия, предоставлением кредитов. Однако отсутствие благоприятных экономических и правовых условий сдерживает инвестиции в экономику государств Содружества.

Освобождение от центральных союзных властей позволило независимой России быстрее и энергичнее встать на путь широких экономических преобразований.

Тяжелое экономическое положение, доставшееся в наследие от прошлого, заставило российское правительство начать экономическую реформу с либерализации цен, установления высокого уровня налогообложения, урезания социальных программ. Все это преследовало цель стабилизировать финансовое положение, уменьшить дефицит государственного бюджета, открыть стране дорогу в международные экономические и финансовые организации. В то же время задерживается процесс приватизации предприятий, существуют серьезные бюрократические препятствия открытию и функционированию частных фирм.

Вынужденные жесткие экономические меры вызвали снижение жизненного уровня населения, способствовали появлению недовольства, усилению социальной напряженности в обществе. В январе - феврале 1992 г. в Москве, других городах прошли митинги, участники которых требовали возврата к старому, к коммунистической системе, планово-распределительной экономике, к прежней советской империи, выступали против реформ, экономической, политической и духовной свободы. Разногласия возникли и в самом российском руководстве. Ряд государственных деятелей, в частности вице-президент А.В. Руцкой, подвергли критике политику реформ кабинета Б. Н. Ельцина. Однако, как свидетельствуют многочисленные социологические опросы, большинство населения России в целом поддерживает действия российского правительства.

Дальнейшее развитие ситуации, очевидно, будет определяться способностью руководства России к эффективным преобразованиям в области становления рыночной экономики, к мирному разрешению сложных межнациональных проблем, а также способностью населения адаптироваться к новым условиям жизни, авторитетом, влиянием тех слоев населения, которые составляют социальную базу реформ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...