Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные направления контент-анализа в журналистике

Виды контент-анализа

По функциям:

поисковый – направленный на проверку выдвинутой гипотезы, выявление неизвестных тенденций;

контрольный – связанный с более точным определением уже известного (более или менее) содержания.

По характеру:

направленный, когда точно известно, что нужно измерять;

ненаправленный, когда исследователь действует интуитивно, не систематизируя заранее объекта исследования.

Основные направления контент-анализа в журналистике

Первое направление – это саморефлексия редакционного коллектива.

1. Анализ содержания изданий, передач ТВ и РВ для саморефлексии редакционного коллектива и корректировки своей деятельности.

2. Изучение характеристик текстов с позиций их соответствия составу, потребностям, интересам, запросам конкретной аудитории.

3. Установление степени соответствия содержания материалов СМИ заявленной программе, намерениям учредителей и журналистов.

4. Анализ содержания СМИ в качестве способа управления и самоуправления социума.

5. Определение места своего издания в ряду других изданий при помощи контент-анализа.

6. Выявление характеристик авторов публикаций в СМИ.

7. Изучение писем в редакцию, их тематики, мотивации обращения, ожидаемых от редакции реакций, социально-демографического состава авторов и т. п.

8. Анализ анкет, в частности опросов, предпринимаемых редакцией.

Второе направление – изучение документов, необходимых для создания журналистских публикаций.

1. Анализ различных документов, которые используются в публикациях: официальных, в том числе юридических документов, протоколов собраний, вопросов на читательских, зрительских конференциях, библиотечных формуляров, театральных, концертных и киноафиш, звуковой и видеопродукции, рекламных роликов и слоганов, даже надписей и рисунков на заборах, как носителей ориентаций определенных групп массового сознания (как это практиковал в заданиях студентам факультета журналистики МГУ на семинаре Б. А. Гру­шин) и т. п.

2. Реконструкция по текстам событий и процессов, которые происходили и происходят (так называемой внетекстовой реальности) в том случае, когда непосредственное наблюдение их невозможно или затруднено. Это особенно важно для исторических или сравнительных исследований.

3. Выявление характеристик текстов как носителей социальной информации о разных типах социальных общностей.

4. Определение картины мира (знаний, ценностей, норм, распространяемых различными субъектами общественной жизни).

Для этого важно знать основную терминологию контент-анализа как метода.

1. Категории анализа – это сферы анализа, совокупность признаков, которые подлежат анализу. Например, если мы анализируем прессу, это может быть тема, жанр, тип автора и т. п.

2. Признаки анализа – это анализируемые элементы категорий. Например, в категории «тема» будут следующие признаки: политика, экономика, спорт, культура и т. п. В категории «жанр» признаками будут заметка, интервью, репортаж и т. п.

3. Единица анализа – тот текст, фрагмент текста, в которых мы ищем эти признаки, например, публикация, рекламный ролик, телесюжет.

4. Единица счета – единица измерения признаков текста.

 

40. Роль СМИ в формировании идеологии белорусского государства

В системе каналов идеологического влияния на индивиды и социальные группы особая значимость принадлежит СМИ. Они каждодневно, каждочастно входят в каждый дом, в каждую семью, застает человека во время работы и отдыха.

К СМИ относится периодически печатное издание, массовые справочники, радио, телевидение, электронные комуникативные системы.

Роль СМИ в обществе исключительно огромная. Их деятельность направлена на политическое просвящение масс и на осознании ими своих интересов в сфере власти.

Любое государство в том числе и Беларусь моделирует свои отношения с общественностью, поддерживает свой авторитет.

В политической точки зрения СМИ условно можно разделить на:

Правительственные

Оппозиционные

Независимые

Кроме того СМИ бывают:

Коммерческие, которые представляют частный сектор.

Гражданские, которые отражают интересы лектарата.

Профессиональные, которые представляют мнения различных групп общества и также общественно-рыночные, выражающие интересы потребителей.

В чем же конкретно проявляется идеологическое воздействие СМИ на личность, группу, сообщество:

Любое СМИ в современном мире выступает как хорошо осведомленный и оперативно-действующий поставщик информации и в любой информации, представляемой СМИ, обязательно существует идеологическо-составляющее.

СМИ не просто несут своим читателям, слушателям, зрителям потоки информации, они акцентируют их внимание на определенных событиях и процессах, создают совокупность неких символов, образов.

Процессы конструирования картины мира СМИ дают картину мира, тем или иным

Путем оформления образов и оценок

СМИ придают изображения явлениям некий статус общественного мнения общепризнанных оценок.

СМИ предлагая своим зрителям, читателям, слушателям своеобразные эталоны поведения. Образцы того, что следует считать нормальным.

Таким образом, СМИ является мощным фактором мировоззренческого, политического, идеологического влияния на духовный мир. Ценностные ориентации и способы поведения личности или группы, а иногда сообщества в целом. И всё же, среди разных типов СМИ наиболее важной выступает газета. Она дает возможность свободно прочесть ту или иную информацию и её обдумать.

 

41. Методы манипулирования общественным мнением в СМИ

Манипуля́ция обще́ственным мне́нием (син. «манипуля́ция ма́ссовым созна́нием») — один из способов господства и подавления воли людей путём духовного воздействия на них через программирование их поведения. Это воздействие направлено на психические структуры человека, осуществляется скрытно и ставит своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в нужном некоторой группе людей направлении. Как указывал в своей основополагающей работе по этой теме С.Г.Кара-Мурза симптомами и признаками скрытой манипуляции могут быть: язык, эмоции, сенсационность и срочность, повторение, дробление, изъятие из контекста, тоталитаризм источника сообщений, тоталитаризм решения, смешение информации и мнения, прикрытие авторитетом, активизация стереотипов, некогерентность высказываний и т.д.

Методов манипуляции сознанием, используемых в средствах массовой информации, довольно много, но чаще всего выделяются следующие:

  1. Использование внушения.
  2. Перенос частного факта в сферу общего, в систему.
  3. Использование слухов, домыслов, толкований в неясной политической или социальной ситуации.
  4. Метод под названием «нужны трупы».
  5. Метод «страшилок».
  6. Замалчивание одних фактов и выпячивание других.
  7. Метод фрагментации.
  8. Многократные повторы или «метод Геббельса».
  9. Создание лжесобытий, мистификация.

42. Моральная проблематика в современной прессе

43. Проблемы воспитания на страницах печатных СМИ

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...