Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Драгоценное человеческое тело




Человек здесь занимает срединное положение меж живыми существами, и в буддийских текстах постоянно подчеркивается, что человеческая форма рождения особенно благоприятна. Человек не так погружен в обманчивое блаженство, как боги, но и не настолько измучен, как обитатели адов; кроме того, человек в отличие от животных наделен также развитым интеллектом. Такое положение способствует тому, что только человек среди других форм существ способен к обретению освобождения от сансары, вынужденного неосознаваемого и обусловленного круговращения рождений-смертей.

Поэтому классические буддийские тексты постоянно говорят о том, что рождение в человеческом теле с возможностью практиковать буддийские освобождающие методы — редкая драгоценность и обретение его — великое счастье.

Внешний ободок

Внешний ободок Колеса сансары содержит символическое изображение учения о Причинно-зависимом происхождении.

Цепь причинно-зависимого происхождения состоит из ряда этапов существования (санск. нидана, «звено»), ведущих существ от рождения к старости и смерти и к новому рождению. В дидактических целях она показана на примере человеческой жизни. Изображения читаются по часовой стрелке, начиная сверху. Звенья цепи связаны между собой посредством Кармы - законом причинно-следственной связи. Эта цепь звеньев отражена во внешнем круге композиции. Этот последний, узкий круг, образующий как бы обод колеса, разделен на двенадцать сегментов, соответствующих двенадцати звеньям цепи причинно-зависимого происхождения.

Каждой «нидане» соответствует символическое изображение:

1.базовое неведение (санск. авидья, тиб. маригпа) относительно своей и окружающих вещей истинной природы приводит существ в круг сансары. Неведение символизирует изображение человека, в глаз которого попала стрела, или слепца с посохом: не понимая закона кармы, человек в сансаре бредет наугад и не застрахован от падения в низшие формы бытия. Стрела, ранящая человека – традиционный символ неведения. Существует известная притча из 63-й проповеди «Маджхима-никаи», в которой Будда рассказал историю о человеке, раненном отравленной стрелой, который вместо того, чтобы вытащить ее и залечить рану, медлил, выясняя, что за человек пустил в него эту стрелу, как его зовут, какие у него были намерения, к какой он принадлежал касте и т.д. Под отравленной стрелой подразумевалось базовое неведение, лечение представляли собой искусные практические методы Будды, а промедление - уподоблялось увлечению абстрактными метафизическими вопросами.

2.возникающие при этом подсознательные импульсы (санск. санскара, тиб. дхудже), формирующие факторы мотиваций и ментальных привычек, влекущие умершего к новому рождению, представлены в виде фигуры гончара, лепящего горшки на своем гончарном круге; здесь промежуточное состояние (тиб. бардо) заканчивается и происходит зачатие новой жизни;

3.наличие формирующих факторов (санскар) обусловливает появление различающего, двойственного сознания (санск. виджняна, тиб. намше), пока еще неоформленного, аморфного. Такое сознание изображено в виде обезьяны, прыгающей с ветки на ветку (такое сознание нецелостно и неустойчиво, склонно перескакивать с одного объекта на другой); это сознание уже содержит семена действий в виде кармических привычных тенденций, которые созревают и происходит-

4.формирование имени и формы (санкс. нама-рупа, тиб. мингчжук), то есть психофизических характеристик существа. Они представлены двумя людьми, плывущими в одной лодке; на их основе формируются –

5.шесть баз (санск. садайтана, тиб. кьече друк) восприятия, то есть шесть органов, или способностей (санск. индрия), чувственного восприятия. Шестой индрией является «манас» (санск.; «ум»), также считающийся органом восприятия «умопостигаемого». Они изображены в виде дома с шестью окнами;

6.в момент рождения шесть органов чувств приходят в контакт (санск. спарша, тиб. рекпа) с объектами чувственного восприятия, что изображено в образе предающейся любви супружеской пары;

7.в результате чего возникают ощущения (санск. ведана, тиб. цорва) приятного, неприятного и нейтрального; такое восприятие изображено как вода, выливаемая из кувшина на раскаленное докрасна железо.

8.эти ощущения обусловливают появление желания (санск. тришна, тиб. сепа) вновь испытать то, что приятно, что в свою очередь приводит к появлению влечения, страсти, привязанности. Тогда как чувство неприятного формирует гнев и его тонкое проявление - отвращение. В буддийском "Колесе Бытия" всегда изображают человека, пьющего пиво, или которому подносят пиво. Влечение и отвращение как две стороны одного состояния образуют -

9.привязанность, схватывание, попытки удержать (санск. упадана (праявастхана), тиб. ленпа) приятное и оттолкнуть неприятное, оставляя без внимания нейтральное. Это изображено в образе собирания плодов обезьяной;

10. привязанности составляют сущность сансарического бытия (санск. бхава, тиб. сипа), они становятся силой, побуждающей войти в следующую фазу существования. Образ десятого звена известен в виде супружеской пары, где женщина беременна. В результате происходит –

11. новое рождение (санск. джати, тиб. кьева), На буддийских изображениях показана рожающая женщина. Однако, новое рождение неизбежно приводит к -

12. старению и смерти (санск. джала-марана, тиб. гава чива). В буддийских версиях, показана урна с прахом, или труп, завернутый и переносимый одним или несколькими людьми.

И далее вновь базовое неведение приводит умы существ к очередному воплощению и т.д. Все это «колесо обусловленного существования» держит в своих лапах, как бы обнимая его, Яма, символизирующий страдание и «страдательность», обусловленность как главное свойство сансарического бытия [Торчинов 2005: 34-35].

Яма

(санск. Яма, тиб. Шиндже, “Господин Мертвецов”) Яма – индийский бог смерти, его образ в буддийском контексте приобретает собственное значение, он выражает принцип кармы, крепко держащий колесо сансары. В популярных народных представлениях Яма сохраняет свои функции судьи подземного царства, воздающего умершим по их заслугам. Яма в буддийской иконографии красного цвета (символ мудрости, познавшей иллюзорность сансары), с третьим глазом просветленной мудрости.Согласно буддийской космологии он - правитель божественного Мира без разногласий, известном как Небеса Ямы.

Будда

 

Вне колеса в верхнем углу картины, обычно изображается Будда или Великий Бодхисаттва, свободный от круговорота миров страданий, указывающий на сияющий круг около него — символ нирваны, ничем не обусловленного, а потому нерушимого счастья.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...