Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экология и природопользование




Проект

Примерная

Основная образовательная программа

Высшего профессионального образования

 

 

По направлению подготовки

Экология и природопользование

 

Квалификация (степень) выпускника Бакалавр

 

Нормативный срок освоения программы - 4 года

 

Форма обучения - очная

 

 


2. Список профилей по направления подготовки 022000 Экология и природопользование:

1. Экология

2. Природопользование

3. Геоэкология

 

Требования к результатам освоения основной образовательной программы

Бакалавр по направлению подготовки 022000 – Экология и природопользование в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности, указанными в ФГОС ВПО по данному направлению, должен иметь следующие компетенции:

1. Общекультурные (ОК) (обязательные для всех профилей подготовки, – все общекультурные компетенции от ОК-1 до ОК-13) соответствуют ФГОС ВПО бакалавриата по направлению подготовки Экология и природопользование.

2. Профессиональные (ПК):

2.1. Общенаучные – все общенаучныепрофессиональные компетенции от ПК-1 до ПК-3 соответствуют ФГОС ВПО бакалавриата по направлению подготовки Экология и природопользование;

2.2. Общепрофессиональные – все общепрофессиональные компетенции от ПК-4 до ПК-7 соответствуют ФГОС ВПО бакалавриата по направлению подготовки Экология и природопользование.

2.3. Профильно-специализированные (по видам деятельности):

2.3.1. Компетенции по профилю «Экология»:

- знать теоретические основы биогеографии, экологии животных, растений и микроорганизмов (ПК-8);

- владеть методами прикладной экологии, экологического картографирования, экологической экспертизы и мониторинга; владеть методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной экологической информации и использовать теоретические знания на практике (ПК-9).

2.3.2. Компетенции по профилю «Природопользование»:

знать теоретические основы природопользования, общего ресурсоведения и регионального природопользования, картографии (ПК-10);

- владеть методами экологического проектирования и экспертизы, экологического менеджмента и аудита, экологического картографирования; владеть методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной экологической информации и использовать теоретические знания на практике

– (ПК-11);

2.3.3. Компетенции по профилю «Геоэкология»:

- знать и уметь решать глобальные и региональные геоэкологические проблемы; владеть методами ландшафтно-геоэкологического проектирования, мониторинга и экспертизы – (ПК-12);

- знать теоретические основы геохимии и геофизики окружающей среды, владеть методами геохимических и геофизических исследований; владеть методами общего и геоэкологического картографирования – (ПК-13);

- владеть методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной геоэкологической информации и использовать теоретические знания в практике (ПК-14).

4. Примерный учебный план

Примерный учебный план содержит перечень учебных циклов и дисциплин базовой и вариативной частей, определяющих профиль подготовки в соответствии с ФГОС ВПО по направлению 022000 - Экология и природопользование, включая их трудоемкость, распределение по семестрам и формы промежуточной аттестации представлен в Приложении 1.

Примерные программы дисциплин

Краткие аннотации примерных программ учебных дисциплин для базовой части каждого цикла, а также для дисциплин вариативной части каждого цикла, определяющих профили подготовки, даны в Приложении 2.


Приложение 1

 

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Подготовки бакалавра по направлению Экология и природопользование

Квалификация (степень) – бакалавр

Нормативный срок обучения – 4 года

 

№ п/п Наименование дисциплин (в том числе практик) Трудоемкость Примерное распределение по семестрам  
Зачетные единицы Академические часы 1-й семестр 2-й семестр 3-й семестр 4-й семестр 5-й семестр 6-й семестр 7-й семестр 8-й семестр Форма промеж. аттестации  
 
Количество недель  
                   
Б.1. Гуманитарный, социальный и экономический цикл 30-40 1080-1440                    
  Базовая часть 15-20 540-720                    
1.1. История 4-5 144-180 +               Экз.  
1.2. Философия 4-6 144-180             +   Экз.  
1.3. Иностранный язык 8-13 288-468 + + + +         Зач., Экз.  
1.4. Экономика 4-6 144-216     +           Экз.  
  Вариативная часть*,в т.ч. дисциплины по выбору студента 15-20 540-720                    
  Дисциплины по выбору студента                        
Б.2. Математический и естественнонаучный цикл 50-60 1800-2160                    
  Базовая часть 35-30 1080-1440                    
2.1. Математика 5-7 180-252 + + + +         Зач., Зач., Экз.  
2.2. Информатика, ГИС в экологии и природопользовании 4-6 144-216       + +       Экз., Зач.  
2.3. Физика 2-4 144-216   +             Экз.  
2.4. Химия 2-4 144-216 +               Экз.  
2.5. Биология 4-6 144-216 +               Зач,  
2.6. География 4-6 144-216     +           Зач.  
2.7. Геология 2-4 72-144     +           Зач  
2.8. Почвоведение 2-4 72-144       +         Зач  
  Вариативная часть*,в т.ч. дисциплины по выбору студента 15-20 540-720                    
  Дисциплины по выбору студента                        
Б.3. Профессиональный цикл 105-115 3750-4140                    
  Базовая (общепрофессиональная) часть 50-55 1800-1980                    
3.1. Безопасность жизнедеятельности*) 1-2 36-72             +   Зач.  
  Модуль Основы экологии 14-16 504-576                    
3.2. Общая экология   72-144 +               Зач.  
3.3. Геоэкология   72-144   +             Экз.  
3.4. Биоразнообразие 2-3 72-144       +         Экз.  
3.5. Экология человека   72-144     +           Экз.  
3.6. Социальная экология   72-144         +       Экз.  
3.7. Охрана окружающей среды 2-3 72-144             +   Зач.  
  Модуль Учение о сферах Земли 11-13 216-432                    
3.8. Учение об атмосфере 3-4 72-144   +             Экз.  
3.9. Учение о гидросфере 3-4 72-144     +           Экз.  
3.10. Учение о биосфере   72-144     +           Зач.  
3.11. Ландшафтоведение   72-108   +                
  Модуль Основы природопользования 13-15 468-540                    
3.12. Основы природопользования       +             Зач.  
3.13. Экономика природопользования           +         Экз.  
3.14. Устойчивое развитие 2-3 72-108               +    
3.15. Оценка воздействия на окружающую среду 3-4 108-144         +          
3.16. Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды                 +      
  Модуль Прикладная экология 8-10 288-360                 Экз.  
3.17. Экологический мониторинг   108         +       Экз.  
3.18. Нормирование и снижение загрязнения окружающей среды 3-4 108-144           +     Экз.  
3.19. Техногенные системы и экологический риск 2-3 36-108             +      
  Вариативная часть*,в т.ч. дисциплины по выбору студента 65-70 2340-2520                    
  Профиль 1. Экология 12-22 432-792                    
  Биогеография 2-4 72-144             +   Зач.  
  Экология растений, животных и микроорганизмов 2-4 72-144         +       Зач.  
  Прикладная экология 2-4 72-144               + Экз.  
  Методы экологических исследований 2-4 72-144             +   Экз.  
  Современные экологические проблемы 4-6 144-216       +         Экз.  
  Дисциплины по выбору Вуза 43-33 1548-1188                    
  Профиль 2. Природопользование 12-22 432-792                    
  Глобальные проблемы природопользования 2-4 72-144           +     Экз.  
  Региональное и отраслевое природопользование 2-4 72-144           + + + зач., Экз.  
  Ландшафтно-экологическое планирование для оптимизации природопользования 2-4 72-144         + +     Зач,Экз.  
  Методы исследований и обработка информации в природопользовании 2-4 72-144         + + +   Зач,эк.  
  Картографирование природопользования 4-6 144-216           + +   Зач.,Экз.  
  Дисциплины по выбору Вуза 43-33 1548-1188                    
  Профиль 3. Геоэкология 12-22 432-792                    
  Глобальная и региональная геоэкология 4-6 144-216         + + + + Экз., Зач.  
  Геохимия окружающей среды 2-4 72-144                    
  Геофизика ландшафта 2-4 72-144                    
  Геоэкологическое картографирование 2-4 72-144             +   Зач.  
  Дистанционные и ГИС-технологии в геоэкологических исследованиях 2-4 72-144               + Экз.  
  Дисциплины по выбору Вуза 43-33 1548-1188       +         Экз.  
  Дисциплины по выбору студента 10-15 360-540                    
Б.4. Физическая культура   400**)         Зач.  
Б.5. Учебная и производственная практики (разделом учебной практики может быть НИР обучающегося) 25-35 900-1260                    
  Базовые учебные практики       +             Зач.  
  Профильные учебные практики           +         Зач.  
  Производственная практика               +     Зач.  
Б.6. Итоговая государственная аттестация 4-6 144-216                 Экз.  
Всего:   8640 (+328) *                    
                                                     

*)В скобках указаны часы, выделенные на реализацию дисциплины Физическая культура сверх нормативно определенного часового эквивалента зачетных единиц.


Приложение 2

Программы дисциплин по направлению

Экология и природопользование

Базовая часть

1. Общая экология

Компетенции: иметь базовые представления об основных теоретических и прикладных направлениях экологии.

Аннотация: Экология как междисциплинарная область знаний, связывающая воедино основные положения «экономики природы»: классическую ландшафтную, прикладную и глобальную экологии и экологию человека. История развития фундаментальных знаний о функционировании живой природы и экосистем в целом, их биотических и абиотических компонентов. Единство и закономерности взаимоотношений природы и общества. Многообразие взаимоотношений природы, общества и техносферы. Основные свойства, законы и принципы функционирования экологических систем, новейшие научные данные о пределах устойчивости биосферы и глобальных экологических изменениях. Пространственные и временные особенности развития взаимоотношений в системе «общество – окружающая среда»на глобальном, региональном и локальном уровнях. Роль и последствия антропогенного воздействия на живую природу и окружающую среду. Прикладные аспекты экологии, экологическая безопасность, экологический риск и устойчивое развитие. Экологическая доктрина России: приоритеты экологической политики; экологическое воспитание и образование как основа устойчивого развития страны.

2. Геоэкология

Компетенции: иметь базовые представления о теоретических основах и прикладных направлениях геоэкологии

Аннотация: Геоэкология как наука о взаимосвязях природы, общества и хозяйства. История возникновения и развития геоэкологических представлений. Глобальный, региональный и локальный уровни исследований. Геоэкологические системы. Природные, социальные и экономические факторы и процессы, управляющие геоэкологическими системами. Глобальная и региональная геоэкология. Глобальные и региональные геоэкологические проблемы и подходы к их решению. Международное сотрудничество в области рационального использования и охраны природных ресурсов. Концепция устойчивого развития.

 

3. Биоразнообразие

Компетенции: знать основные закономерности формирования биоразнообразия и его дифференциации в географическом пространстве и времени.

Аннотация:. Теоретические основы и методы решения научных и практических задач изучения и сохранения биоразнообразия. Разнообразие жизни на планете. Видовое, ценотическое и экосистемное разнообразие и географические факторы пространственной дифференциации разнообразия. Эволюция биосферы и биоразнообразия, изменение биоразнообразия в геологическом прошлом. Основные методы оценки состояния и динамики биоразнообразия, в том числе при глобальных изменениях среды, биоразнообразие и деятельность человека. Методы сохранения биоразнообразия Мониторинг при изучении биоразнообразия. Международные программы и национальная стратегия изучения и сохранения биоразнообразия.

4.Экология человека

Компетенции: иметь представление о неразрывной связи окружающей среды и жизнедеятельности человека, его здоровья и качества жизни.

Аннотация: Экология человека как наука, изучающая влияние среды обитания на человека. Методология и методы исследований в экологии человека, изучение биологических и социально-демографических аспектов экологии человека, фундаментальные знания о единстве и закономерностях взаимодействия природы и человека. Роль и последствия антропогенного воздействия на живую природу и окружающую человека среду. Теоретические и прикладные аспекты экологии человека, в том числе, антропоэкология, урбоэкология, военная экология. Современные подходы к оценке последствий воздействия природных и антропогенных факторов на человека и качества окружающей среды по медико-экологическим параметрам.

 

5. Социальная экология

Компетенции: иметь представления об основных проблемах социальной экологии и этапах взаимодействия общества и природы

Аннотация: Предмет социальной экологии и его связь с другими экологическими дисциплинами. Взаимосвязи общества и природы на различных этапах развития человечества, их отношение к природе. Среднестатистическая стоимость здоровья населения. События, происходящие с человеческими общностями: войны, эпидемии острозаразных болезней, миграции населения, массовый голод, сексуальная революция. Динамика общественного здоровья на фоне политических, социальных и экономических событий. Состав и размещение населения, использование его трудовых ресурсов, региональные особенности образа жизни людей. Экология семьи. Урбанизация и здоровье населения. Влияние на жизнедеятельность населения преступности, наркомании и алкоголизма. Изменение системы ценностей в современном обществе.

 

6. Охрана окружающей среды

Компетенции: иметь представления о развитии охраны окружающей среды, как части мегаэкологии, об основных направлениях и способах охраны природы и предотвращения негативного антропогенного воздействия на окружающую среду и человека.

Аннотация: Становление охраны окружающей среды как междисциплинарной области знаний. Рост численности человечества, развитие природопользования, различных вариантов антропогенного воздействия на окружающую среду и прогноз последствий. Потребление природных ресурсов и оценка последствий их истощения. Обеспечение человечества продовольствием. Экологические проблемы и условия энергетического обеспечения прогресса. Экологические проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды. Технологические способы уменьшения негативных последствий антропогенного воздействия на окружающую среду. Глобальные и региональные экологические проблемы. Охрана природы. Особо охраняемые природные территории: их значение, принципы создания и охраны. Правовые, экономические и организационные способы обеспечения экологической безопасности. Экологическая политика. Роль международного сотрудничества в охране окружающей среды. Концепция устойчивого развития человечества.

 

7.Учение об атмосфере

Компетенции: З нания о строении атмосферы и составе воздуха, процессах преобразования солнечной радиации в атмосфере, тепловом и водном режиме, основных циркуляционных системах в различных широтах, о климатической системе, процессах климатообразования.

Аннотация: Строение, состав, свойства атмосферы Земли, статика атмосферы, радиация в атмосфере, барическое поле и ветер, тепловой режим атмосферы, вода в атмосфере, атмосферная циркуляция, климатообразование, климаты Земли, крупномасштабные изменения климата.

 

8. Учение о гидросфере

Компетенции: Получение теоретических знаний в области гидрологии ледников, подземных вод, рек, озер, водохранилищ, морей, охраны вод суши и Мирового океана; способность понимать и анализировать общую гидрологическую информацию о водных объектах;

Аннотация: Общие закономерности гидрологических процессов на Земле; географо-гидрологические особенности водных объектов суши; химические и физические свойства природных вод, физические основы гидрологических процессов, круговорот воды в природе, водные ресурсы, гидрология ледников, подземных вод, рек, озер, водохранилищ, болот; основные проблемы рационального использования и охраны водных объектов суши.

 

9. Учение о биосфере

Компетенции: иметь базовые представления о биогеохимических функциях живого вещества, организованности, эволюции биосферы и биогенном круговороте химических элементов.

Аннотация: Биосферная концепция В.И. Вернадского о взаимосвязях живого вещества, литосферы, атмосферы и океана. Организованность биосферы, этапы эволюционного развитияю Глобальный, региональный и локальный уровни исследований биосферы. Роль биоты Земли в поддержании устойчивого состояния окружающей среды. Геохимическая роль живого вещества как биотического компонента биосферы, глобальный масштаб биогеохимических процессов, биосферные циклы важнейших химических элементов. Проблемы взаимодействия человека и биосферы.

 

10. Ландшафтоведение

Компетенции: знать основные закономерности иерархии природных территориальных комплексов (геосистем), их динамике, функционировании: знать основы ландшафтной экологии.

Аннотация: Цель курса - формирование у студентов геосистемных представлений и понятий о генетическом и функциональном единстве ландшафтной сферы Земли как природной и природно-антропогенной среды обитания человечества и ее регионального разнообразия.

Структура курса. История становления ландшафтоведения. Объект и предмет исследования. Пространст-венно-временная организация, динамика, функционирование и эволюция геосистем региональной и локальной размерности. Их исследование картографическими, дистанционными, геохимическими, геофизическими, математическими методами. Законы и закономерности строения и функционирования ландшафтной сферы Земли. Природно-антропогенные и культурные ландшафты. Ландшафтная экология и ландшафтный прогноз.

 

11. Основы природопользования

Компетенции: иметь базовые представления об основных теоретических и прикладных направлениях природопользования.

Аннотация: Природопользование как одно из приоритетных междисциплинарных научных направлений и сфера общественно-производственной деятельности. Основные понятия и теоретические основы природопользования. История природопользования. Роль природно-ресурсных, экономических, социальных, национальных, культурно-исторических и других факторов в формировании региональных систем природопользования. Подходы к классификации типов и видов природопользования, основные территориальные формы их организации. Анализ масштабов природопользования, социально-экономические и экологические последствя природопользования на глобальном, региональном, локальном уровнях. Экономические аспекты природопользования. Управление природопользованием, охрана природы и экологическая безопасность. Основы современного законодательства в области природопользования, государственная экологическая политика, административные, экономические и др. механизмы управления природопользованием для обеспечения устойчивого развития регионов. Научные основы рационального природопользования и возможности перехода к устойчивому развитию на национальном и глобальном уровнях.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...