Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственное автономное образовательное учреждение 




 

Государственное автономное образовательное учреждение 

среднего профессионального образования Республики Крым

«ЯЛТИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Тема: Общий обзор литературы 18-19 веков. Романтическое восприятие красоты крымской природы: Крым в воспоминаниях русских поэтов и писателей: В. В. Капнист, В. А. Жуковский. А. С. Грибоедов, К. Н. Батюшков».

Для чтения и изучения К. Н. Батюшков. Элегия «Таврида». Романтическое восприятие «полуденной страны».

 

 

I. Информационный блок

1. Актуализация знаний (контроль знаний, умений, навыков)

1. Какие народы проживают в современном Крыму?

2. Легенды народов Крыма – это…

3. Работа с текстами легенд, их анализ (фронтальный опрос)

Текст лекции ( с элементами беседы):

        

Особенности развития русской литературы

в конце XVIII – начале XIX века.

По устоявшейся традиции с 18 века мы начинаем отсчет новой русской литературы. С этого времени отечественная словесность начинает движение к литературе европейской, чтобы окончательно влиться в нее уже в 19 веке. Из общего потока выделяется так называемая " изящная словесность", то есть художественная литература, искусство слова. Здесь поощряются вымысел, авторская фантазия, занимательность. Автор — поэт, драматург, прозаик — уже не переписчик, не составитель, не фиксатор событий, а творец, создатель художественных миров. В 18 веке наступает время авторской литературы, начинает цениться не правдивость описанного, не следование канонам, не сходство с образцами, а, напротив, оригинальность, неповторимость писателя, полет мысли и фантазии. Впрочем, такая литература только рождалась, и русские писатели поначалу тоже следовали традициям и образцам, «правилам» искусства.

1. Художественные методы к. 18 – нач. 19вв.

Новая русская литература начинается в Петровскую эпоху, т. к. реформы Петра I способствовали тому, что литература и искусство начали приобретать черты светскости, общедоступности, злободневности. В начале 18 в.                М. В. Ломоносов и его современники обрабатывают литературный язык; опираясь на европейские языки, создают систему литературных жанров, теорию «трёх штилей».

Одним из первых культурных приобретений России у Европы стал классицизм. Это была очень стройная, понятная и несложная система художественных принципов, вполне подходящая для России начала и середины 18 века. Обычно классицизм возникает там, где укрепляется и расцветает абсолютизм — неограниченная власть монарха. Так было во Франции 17 века, так было в России 18 столетия.

Русские писатели создают свои произведения, опираясь на принципы художественного метода – классицизма.

Классицизм (лат. - образцовый) – художественный метод, в основе которого:

1. Признание античного искусства высшим образцом, идеалом, а произведения античности – художественной нормой;

2. Культ разума; (ценилась образованность)

3. Обращение к общественной, гражданской проблематике;

4. Произведение строится как логически завершённое целое, для него                   характерны строгая сюжетно-композиционная организация, прямолинейное изображение человеческих характеров (герои строго делятся на отрицательных и положительных, которые идеализируются).

 

Классицизму характерна строгая иерархия жанров:

1. Высокие: ода, трагедия, эпопея.

2. Средние: письма, дневники.

3. Низкие: басня, комедия, сатира.

Смешение высокого и низкого жанров не допускалось. Драматическим произведениям предписывалось соблюдение «трёх единств»: места, времени и действия.

В основе теории К. лежит идея о воспитательной роли искусства в жизни общества. Все виды исккуства должны служить человеку и государству, направляя их развитие в сторону идеала, способствуя их воспитанию и образованию. В системе ценностей К. на высшей ступени стоит Человек Разумный, обладающий всеми лучшими качествами. В воспитании такого человека главнейшую роль играет литература, т. к. именно в ней он находит образцы для подражания.

В произведениях классицизма почти всегда звучит поучительная интонация.

Грандиозных успехов классицизм достиг в архитектуре. Произошёл расцвет в драматургии, что логично привело к развитию театрального искусства. Театр стал самым популярным зрелищем.

Представители классицизм в русск. лит-е: М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин,       Д. И. Фонвизин.

К концу 18в. зарождается новый художественный метод – сентиментализм,    который был противопоставлением для классицизма.

Сентиментализм (фр. – чувство, чувствительность) – художественный метод (и литературное направление), признающие основой человеческой природы не разум, а чувство.

Важнейшее свойство сентиментализма – стремление исследовать человеческую личность в движении души, мыслях, чувствах, переживаниях. Сентиментализм обращается к изображению частной человеческой жизни, утверждает ценность отдельной личности.

Главные темы сентиментализма – любовь, дружба, страдание.

Герой – простой человек, представитель низших сословий, наделённый врождённой нравственной чистотой, богатым духовным миром.

Жанры С.: дневник, повесть, послание, путешествие, сентиментальный роман, элегия.

Представители С. в русск. лит-е: М. Карамзин, А. Н. Радищев,                   В. А. Жуковский.

На рубеже столетий третьим художественным методом становится романтизм.

Романтизм (фр. - таинственный, странный, ) – тип художественного мышления и способ отображения действительности, в основе которого лежат принципы:

1. Субъективная позиция автора по отношению к изображаемому.

2. Стремление автора пересоздать действительность, используя фантастику, гротеск, символику.

3. Герой – исключительная личность, одинокая, неудовлетворённая действительностью, мятежная, бунтующая против миропорядка, наделённая стремлением к абсолютной свободе, к недостижимому идеалу.

4. Ведущая черта романтизма: герой осознаёт несовершенство мира и людей и в то же время мечтает быть понятым и принятым.

5. Провозглашение ценности человеческой личности и индивидуальности.

Жанры: поэма, баллада, элегия.

Представители Ром-а. в русск. лит-е: В. А. Жуковский, К. Ф. Рылеев, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов.

Особая роль в литературе 19 в. принадлежит реализму, который сформировался к 1830-ым годам.

     Реализм (лат. – вещественный, действительный) – тип художественного мышления и способ отображения действительности, следуя которому писатель изображает жизнь в соответствии с объективной реальностью, правдиво воспроизводит «типические характеры в типических обстоятельствах».

     Как художественный метод реализм делят на три этапа:

1-ый: просветительский – к. 18 – н. 19вв. (Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин,       И. А. Крылов, А. С. Грибоедов);

2-ой: критический – с середины 19в. (Н. В. Гоголь, Н. А. Некрасов,                      Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой);

3-ий: социалистический – 20-й век (М. Горький, А. Н. Толстой; сатира          В. Маяковского, И. Ильфа и Е. Петрова, М. Зощенко; творчество                      А. Твардовского, К. Симонова, В. Гроссмана…).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...