Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие межкультурного взаимодействия в контексте проблемы межкультурной коммуникации




Лекция № 2

Культурогенез и проблема межкультурного взаимодействия

План:

Культурогенез: динамика и статика культуры

Понятие межкультурного взаимодействия в контексте проблемы межкультурной коммуникации

Структура и средства межкультурного взаимодействия

Виды межкультурного взаимодействия

Аккультурация в межкультурных взаимодействиях

Культурогенез: динамика и статика культуры

Частное понятие культурогенеза

Культурогенез (от лат. cultura и греч. genesis – возникновение).

1) возникновение культуры как таковой;

Общее понятие культурогенеза

2) один из видов социальной и исторической динамики культуры заключается в порождении новых культурных форм и в интеграции новых культурных форм в существующие культурные системы.

Культурогенез не следует представлять как только начало становления общества и человека, это непрерывные процессы постоянной адаптации человеческих сообществ к меняющимся условиям их существования путем выработки новых форм деятельности и социального взаимодействия.

Культурогенез напрямую связан с динамикой и статикой культуры.

Статика культуры – это состояние неизменности культуры.

Динамика культуры – это изменения, которые происходят в культуре и во взаимодействии различных культур.

Причинами динамики культуры являются:

– адаптация к изменившимся внешним условиям бытия сообществ;

– необходимость разрешения накопившихся внутренних противоречий;

– творческая инициатива отдельных личностей.

Преобладание статики над культурной динамикой неизбежно ведет к культурному застою – состоянию длительной неизменности культуры, при котором резко ограничиваются или запрещаются нововведения; нормы, ценности, способы деятельности, идеалы воспроизводятся практически в неизменном виде.

Рассмотрим культурную динамику.В развитии культуры выделяются три скачка:

1) появление письменности;

2) изобретение книгопечатания;

3) современные достижения (появление телевидения, аудио- и видеозаписи, голографии).

Важнейшая характеристика культурной динамики – инновация.

Инновации, или культурное творчество, – это новые культурные явления, порожденные внутренними причинами социального саморазвития сообществ и инициативным творчеством отдельных авторов.

Разновидностями инноваций являются открытия и изобретения:

– открытие – получение новых знаний о мире, которые описывают то, что ранее не было известно;

– изобретение – создание новой комбинации на основе ранее сделанных открытий.

Примеры открытий

Примеры открытий: теория Ч. Дарвина, Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

Примеры изобретений

Паровой двигатель не был бы изобретен в начале XIX века, если бы не открытие Закона объемного расширения газов, сделанное Жозефом-Луи Гей-Люссаком в 1802 году.

Позже на основе парового двигателя появился локомотив,

пароход, автомобиль, что в свою очередь стало причиной промышленного переворота, повлекшего за собой изменение производительных сил и производственных отношений, соответственно, смену общественно-экономической формации и т.д.

К серьезным изменениям в каждой конкретной культуре приводит взаимодействие культур, которое выражается в виде:

 

– диффузии культурных ценностей,

взаимном проникновении культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их соприкосновении.

Каналами диффузии служат миграция, туризм, деятельность миссионеров, торговля, война, научные конференции, торговые выставки и ярмарки, обмен студентами и специалистами и др.

Китайский повар, плававший с великим путешественником Марко Поло, принес рецепт спагетти в Италию, а столетие спустя итальянские иммигранты завезли его в Америку.

Миссионеры принесли в развивающиеся страны не только новый религиозный кодекс, но также новые обычаи в поведении, одежде, гигиене, школьном обучении.

– культурного лага, возникающего между инновацией и ее усвоением. Это понятие ввел Уильям Огборн.

Одна из причин культурного лага – привычка и инерция.

Часто бывает трудно убедить людей в целесообразности нового, более разумного поведения.

Другим препятствием на пути к переменам является то обстоятельство, что современные общества состоят из групп, имеющих глубоко различные интересы.

Социальная новация (например, смягчение иммиграционных законов) может быть в значительной мере желательна для тех, кто стремится привезти в страну своих родных и вызвать решительный протест со стороны тех, кто боится потерять работу из-за нуждающихся в ней иммигрантов или необходимости обеспечивать их пособиями.

К примеру, изобретение пишущей машинки и автомобиля сулило обществу серию радикальных изменений, но, хотя пишущая машинка сулила качественное облегчение канцелярской работы, американские женщины не спешили идти работать в офис. Над ними тяготели традиционные ценности семейного уклада, согласно которым женщина должна сидеть дома и заниматься хозяйством. Понадобилось 50 лет на то, чтобы сломались привычные стереотипы, изменились культурные ценности и появилась новая социальная роль деловой секретарши.

Серьезные изменения в культурной жизни Америки вызвал автомобиль. Мужчины, особенно подростки, восприняли его как диван на колесах, на котором можно проводить свидания с возлюбленной. В обиход вошли новые образцы отношений между юношей и девушкой. В результате изменились нормы, регулирующие время вступления в брак, добрачные отношения и связанные с ними социальные отношения. Неправильно считать пишущую машинку и автомобиль прямой причиной этих изменений, но, несомненно, они стимулировали их.

– культурной трансмиссии, представляющей собой процесс преемственности и непрерывности культурного развития.

Преемственность или непрерывность культуры доказывает ее жизнеспособность. В 1917 году в России произошел полный разрыв с прошлой культурой, и она искусственно подавлялась в течение 75 лет.

Но через 75 лет в России вновь вернулись к ценностям прошлой, дореволюционной культуры.

Возврат стал возможным благодаря тому, что сохранились, хотя и в небольшом количестве, памятники материальной культуры (церкви, книги), живые носители культуры (старожилы и представители русского зарубежья), а также некоторые традиции, обычаи, трудовая этика, религия, историческая память народа.

– культурной ассимиляции, процесса усвоения культурных черт группой меньшинства, которая попала в культуру группы большинства, т.е. ситуацию усвоения культуры через эмиграцию в страну с другой культурой.

В результате культурной ассимиляции возникали целые страны, в частности Бразилия.

В конце XIX века она начала интенсивно заселяться выходцами из Германии, Италии, Восточной Европы, Японии и стран Средиземноморья.

Иммигранты постепенно ассимилировались в общую культуру, которая создавалась на пересечении португальской, африканской и латиноамериканской (индейской) культур. Бразилия представляет «плавильный котел» даже в большей степени, чем США и Канада, где этнические группы еще сохранили свою самобытность и самоидентификацию.

Негры в США были и остаются этническим меньшинством. На протяжении 200 лет, еще будучи рабами, они впитывали черты доминирующей национальной культуры, приютившей их. Ассимиляция может продолжаться до полного растворения в новой культуре и потери своей культурной самобытности, а может оставаться частичной.

Государство может поощрять терпимость к иной культуре, а может придерживаться политики этноцентризма – силового навязывания национальным меньшинствам норм и ценностей господствующей культуры. Подобная форма культурной политики присуща самым разным государствам, даже таким, которые принято считать оплотом демократии и цивилизованности.

Резервации индейцев и негритянские гетто в США – это пример культурной дискриминации, политики, которая отрицает равные права и возможности за разными группами населения. Она может включать вытеснение этнических групп в неудобные климатические зоны. В результате длительного проживания в неблагоприятных условиях уровень жизни и здоровье этнической группы резко ухудшаются.

Частью культурной политики может стать насильственная ассимиляция. В Болгарии, начиная с 1984 года, туркоговорящее меньшинство, составляющее 10% населения страны, стало подвергаться насильственной болгаризации: закрывались мечети, официально запрещалось говорить на турецком языке, носить традиционную одежду, распространять Коран. Власти даже потребовали турецкие имена и фамилии изменить на болгарские. Когда турецкое меньшинство начало сопротивляться, правительство Болгарии стало конфисковывать их земли и сажать за решетку лидеров.

Это политика насильственной ассимиляции.

Политика этнического изгнания ставит своей целью выселение этнических групп, которые отличаются от доминирующей культуры.

В 1972 году из Уганды были выселены 74 тыс. азиатов.

Неонацистские партии в Европе выступают за выселение турок из Германии, индусов из Англии, алжирцев из Франции.

Известны лагеря палестинцев в Египте и Иордании, созданные после арабо-израильской войны 1948 и 1967 гг.

Колониализм, еще одна форма притеснения, представляет собой политическое, социальное, экономическое и культурное господство над территорией и населяющими ее людьми со стороны иностранной державы на неопределенное время. Французская и британская колониальные империи – исторически наиболее известные примеры колониализма. В расширительном смысле этот термин применяется и к бывшей Советской империи.

 

Понятие межкультурного взаимодействия в контексте проблемы межкультурной коммуникации

Одним из важнейших условий существования и дальнейшего развития культуры является возможность обмена духовными ценностями между людьми.

Воздействия на развитие культуры так или иначе связаны с межкультурной коммуникацией.

Межкультурная коммуникация – информационное взаимодействие культур в процессе и в результате прямых или опосредованных контактов между разными этническими или национальными группами.

В русском языке слово «коммуникация» впервые появилось в связи именно с международными событиями. Впервые его употребил Петр I.

Произошло это в связи с тем, что по Столбовскому договору 1617 г. шведы полностью оттеснили Россию от Балтийского моря и захватили исконные русские земли по побережью Финского залива. Давая политическую оценку этому обстоятельству, Петр I отмечал: шведы, отодвинув Россию от Балтийского моря, тем самым «разумным очам добрый задернули занавес и со всем светом коммуникацию пресекли».

Наиболее важным обстоятельством следует считать то, что термин «коммуникация», наряду со многими другими, вошел в первый русский словарь иностранных слов (XVIII столетие).

Этот словарь, озаглавленный «Лексикон вокабулам новым по алфавиту», содержит толкование 503 иностранных слов. На странице 9 «Лексикона» мы находим интересующее нас слово: «Коммуникация – переговор, сообщение».

Начиная с этого момента слово «коммуникация» входит в деловую русскую речь.

Латинское слово communicatio принадлежит к обширному семейству слов с корнем munis (munus).

Одно из ключевых слов этого семейства, от которого произошли многие производные, в том числе и наше «коммуникация», – слово communis, означающее «общий, всеобщий». От него происходит communio –общность, соучастие.

Коммуникация, однако, не является единственным способом взаимодействия людей в международной практике.

В процессе развития контактов между людьми или их объединениями нередко наступают такие моменты, когда коммуникативные возможности воздействия одной стороны на другую с целью изменения ее поведения оказываются или кажутся исчерпанными.

Тогда вступает в действие механизм насильственного принуждения к определенному образу поведения, механизм, покоящийся не на передаче информации (в основном), а на приложении силы, жестокости, механизм коэрции.

Коэрция (от лат. соегсео – наказывать, обуздывать, укрощать) – механизм реализации воздействия или взаимодействия не коммуникативным способом, а с применением силы, принуждения (драка, заключение в тюрьму, война и т. д.). Понятие «коэрция» является антитезой понятию «межкультурная коммуникация».

Сами типы коммуникации, используемые в жизненной практике, накладывают рамки на процесс принятия и усвоения информации.

Выделяют следующие типы коммуникации:

– непосредственная, межличная коммуникация;

– интергрупповая коммуникация;

– межгрупповая коммуникация;

– межкультурная коммуникация;

– массовая коммуникация.

При движении в этом списке от 1-го номера к 5-му ослабевает обратная связь в коммуникационном процессе, что снижает его продуктивность.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...