Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принцип сравнительного преимущества Риккардо.




В странах наблюдается тенденция, экспортировать те товары, по которым производительность труда на предприятиях этой страны в НАИБОЛЬШЕЙ СТЕПЕНИ превосходит производительность труда на аналогичных предприятиях других стран.

Импортировать те продукты по которым наибольшая степень производительности труда в данной стране. → Чтобы выявить степень преимущества Риккардо предложил расчёт специального аналитического показателя – альтернативная цена (АЦ) - это цена, выражается в единицах другого товара. Для расчёта АЦ надо сравнить затраты на единицу одного продукта с затратами на единицу другого продукта.

В настоящий момент понятие АЦ тождественно понятию «издержек замещения».

Суть: показывает сколько другого товара можно произвести, отказавшись от производства единицы первого товара (сэкономив издержки).

Расчет АЦ позволяет определить диапазон цен в МТ, при котором торговля остаётся выгодна обеим торгующим странам.

Для этого надо сравнить АЦ на один и тот же товар, в странах разных торговых партнёров. Цена торгуемого товара, должна быть больше, чем АЦ этого товара экспортёре и меньше чем АЦ этого же товара в стране импортёра.

На основе сравнения АЦ торгуемого товара можно оценить выгоду экспортёра в расчёте на единицу экспортного продукта. → Риккардо доказал, что выгода страны от МТ состоит в дополнительном количестве того товара, который страна импортирует в обмен на экспорт другого продукта.

Анализ Аб. и Ср. ПР проводится при следующих допущениях:

1) Происходит товарный обмен, т.е. не учитывается влияние динамики валютных курсов на МТ.

2) Не учитываются транспортные затраты.

3) Предполагалось, что торговля происходит без вмешательства государства. По этому эта теория называлась – «Теорией свободной торговли».

4) Предполагалось абсолютная мобильность факторов производства между отраслями внутри страны → объёмы производства определённого продукта в стране считались неограниченной величиной.

Однако эти допущения сохраняют правильность основных выводов и в дальнейшем для анализа МТ используют модель «2х2х2», т.е. анализ торговли ведётся между двумя странами, анализ рассматривает 2 товара и 2 фактора производства, которые являются основными в производстве этих продуктов.

Такой подход упрощает обоснования выбора альтернативных решений.

Билет № 8.

До начала 20века учение классиков являлось формирующим в объяснении международных торговых (МТ) потоков.

В 1912-1914гг. в научных журналах появляются публикации профессора Хекшера, в которых он объясняет развитие МТ не с позиции различия производительности труда, а с позиции стран обеспечения факторами производства, т.е. идеи Хекшера основаны на Сравнительных преимуществах Риккардо, т.к. различия в производительности труда возникают на основе различия в обеспеченности формирования производства.

→ Принципиальное значение такого подхода состоит в том, что он даёт возможность выбрать товар специализации до начала его производства, т.е. сделать прогнозный расчёт выгоды, не сравнивая фактическое различие в производительности труда.

Развитие взглядов было выполнено учеником Олином в 30-х 20века.

Закон пропорциональности

В странах наблюдается тенденция экспорта тех товаров, в производстве которых ИНТЕНСИВНО используются факторы, имеющиеся в данной стране в ИЗБЫТКЕ и импортировать те товары, для производства которых необходимо интенсивное использование дефицитных в данной стране факторов.

(Два вида пропорций, заложенные в этот закон)

Т.о. в данный закон заложен сравнительный анализ обеспеченности стран факторами производства, с учётом различия между странами по площади, что определяет различия в абсолютной величине ресурсов, которыми располагает страна.

Анализ имеет очень объективный характер. Для этого необходимо сравнивать величину фактора в данной стране, приходящегося на единицу другого фактора в этой же стране.

Для того чтобы оценить какой фактор является интенсивно используемым в производстве товара, необходимо проанализировать структуру затрат на единицу продукта.

Основные элементы в структуре затрат:

§ амортизация;

§ заработная плата;

§ стоимость материальных ресурсов.

→ Если в себестоимости больше удельный вес приходится на амортизацию → для производства этого продукта необходимо дорогое оборудование, т.е. товар является капиталоемким. Если выше доля затрат на з/п, значит – трудоёмким.

Разные товары объективно имеют разную структуру затрат. Хотя в 60-е года было сформулировано явление реверс-фактор в производстве, т.е когда один фактор может быть заменён другим фактором.

→ Закон Хекшера-Олина является универсальным, для объяснения основных товаропотоков в МТ.

Билет № 9.

После второй мировой войны, активизировались процессы торговой интеграции в западной Европе, с целью восстановления экономики за счёт МРТ, но это явление не соответствовало зависимости Хекшера-Олина. Почему?

Т.к. по Хекшеру-Олину активнее должна развиваться торговля между странами, которые имеют максимальное различие обеспеченности факторами производства.

Это явление было очень заметно, поэтому американский экономист Василий Леонтьев, по данным за 1949г. проанализировал товарную структуру импорта и экспорта США.

Гипотеза.

Экспорт должен быть капиталоёмким, т.к. после войны США были лучше обеспеченны капиталом, чем другие страны, а импорт трудоёмким.

Методика исследования.

Было отобрано экспортных товаров на 1млн.$ и импортных товаров на туже сумму. Товарная структура этой суммы вточности соответствовала товарной структуре общей величины амер. экспорта и импорта.

Были подсчитаны затраты труда (чел/часы) и затраты капитала ($), которые необходимы для производства товаров, составляющих сумму в 1млн.$.

→ Оказалось, что экспорт США был на 30% более трудоёмкий, чем импорт, это парадокс Леонтьева.

Объяснения парадокса.

Объяснения было дано на основе дополнительных исследований. Выделяют 2 направления:

1) Исследования по данным 1951года – год восстановления экономики.

2) Учитывались качественные различия фактора – труд (учитывался уровень квалификации труда).

Итоги:

По данным за 1951 год, экспорт оказался только на6% более трудоёмким, чем импорт.

Труд был поделён на 5 групп, по уровню квалификации и оказалось, что в амер. экспорте, предлагают товары, для которых нужен более квалифицированный труд.

Принципиальные выводы:

1) Необходимо учитывать, не только количественные, но и качественные характеристики производства, которыми наделена страна.

2) Возможно дробление основных факторов для объяснения МТ.

3) Для наделённости каким-либо фактором или особой частью этого фактора в стране могут создаваться специальные условия. (Например, в 70-е годы ученик Леонтьева – Кисинг сформулировал, за счёт чего США имеют высокую наделенность квалифицированной рабочей силы: особая иммиграционная политика; высокий престиж образования в обществе; высокое качество преподавания.)

4) Для объяснения МТ необходимо учитывать торговую структуру экспорта и импорта, т.к. США, Япония отличаются капиталоёмким импортом, за счёт того, что в импорте присутствуют природные ресурсы, которых нет в этих странах, а производство природных ресурсов традиционно является очень капиталоёмким.

→ По этому экспорт РС является капиталоёмким, хотя капитал там не является избыточным фактором.

Т.О. исследование Леонтьева являются очень значимым в экономической науке и оно положило начало нескольким направлениям современных исследований о МТ.

Билет № 10.

Уровень технологий в одной и той же отрасли разных структур может быть разным.

Различия в технологии являются следствием различия в обеспеченности капиталом.

Более высокий технологический уровень в какой-либо отрасли определяет более высокие экспортные возможности страны по товарам этой отрасли. Т.к. более совершенные технологии позволяют использовать следующие возможности:

выпуск принципиально нового продукта;

улучшенное качество традиционного продукта;

более низкие затраты на единицу продукта.

→ Повышается конкурентоспособность товара на внешнем рынке.

Но влияние этого фактора является временным → необходимо проводить определённую политику для сохранения технического преимущества → необходимо научное исследование в данной отрасли.

Эти выводы доказывает Р.Вернон (1961г.). Кроме этого, позже было выявлено влияние технологических различий на направления МТ.

Цикл жизни продукта:

1. внедрение (выведение на рынок)

2. рост

3. зрелость

4. спад.

В новом продукте воплощены более высокие затраты на исследование + его цена выше за счёт уникальности продукта → спрос на новый продукт на стадии его выведения на рынок, формируется только за счёт ПРС, и объёмы на этой стадии не большие.

На стадии роста увеличиваются объёмы торговли, новый продукт появляется на рынках РС.

На стадии зрелости происходит распространение технологий → предложение растёт → усиливается конкуренция → в сбыте становится важным цена товара → для снижения цены производства перемещается в РС → РС становятся экспортёрами этого товара.

На стадии спада объемы торговли уменьшаются, рынок сбыта ограничен РС.

Вывод: географические направления торговли так же находятся под влиянием технологических различий.

Билет № 11.

Английский экономист Рыбчинский, выявил влияние ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ, которое организовано в соответствии пропорциональности Хекшера-Олина, на ОТРАСЛЕВУЮ СТРУКТУРУ экономики торгующей страны.

Теорема Рыбчинского.

«Более высокое предложение одного из факторов производства приводит к не пропорционально большому увеличению объёма производства и доходов в отраслях, где данный фактор является более интенсивно используемым, и к уменьшению объёмов производства и доходов (депрессии), в тех отраслях, где интенсивно используемым является другой фактор».

Эта теорема доказана математически.

Пояснения:

1) Увеличение объёмов производства в какой-либо отрасли всегда стимулируется спросом на эту продукцию, но внутренний рынок любой страны всегда ограничен (это величина лимитированная) → более высокий спрос формируется за счёт внешней торговли.

2) Доказательство теоремы Рыбчинского, основано на границе производственных возможностей стран, которая показывает, что невозможно увеличить объёмы производства в одном сегменте экономики, без уменьшения объёма производства в другом сегменте, т.к. все отрасли экономики используют разные факторы производства, и одна отрасль может оттягивать часть факторов из другой.

Поэтому увеличение экспорта всегда связано с увеличением импорта по продукции тех отраслей, где возникла депрессия.

Здесь выявлено явление разоряющего экспорта («голландская болезнь») – когда доходов от экспорта не хватает для оплаты импорта. Это явление возможно при неблагоприятной динамики цен экспортных и импортных товаров.

Для того чтобы избежать этого следствия, страна должна быть диверсифицированной (товарная структура экспорта и географические направления торговли).

П.Самуэльсон в 70-е годы на основе теоремы Рыбчинского, выявил зависимость в изменении цен на факторы производства при развитии внешней торговли страны в соответствии с законом Х-О..

Если страна увеличивает производство для экспорта какого-либо товара, в котором воплощён избыточный фактор (изначально дешёвый), то меняется соотношение между спросом и предложением по данному фактору на внутреннем рынке страны-экспортёра [спрос растёт, а предложение ограниченно] → растёт цена фактора на рынке страны-экспортёра.

В стране-импортёре обратная ситуация: тот фактор, который был дефицитным (дорогим), воплощается в импортных товарах → спрос на данный фактор снижается → цена фактора тоже будет снижаться.

Эта зависимость называется Теоремой об относительном выравнивании цен на факторы производства в торгующих странах.

Билет №12.

П.Кругман сформулировал тенденции развития мирового рынка, которые обуславливаются влиянием крупных производителей на рыночную ситуацию в определённом сегменте.

Проанализировал развитие автомобильного рынка в Западной Европе и доказал, что данный сегмент развивается на основе продукции 10 крупных поставщиков. В этом случае возник эффект масштаба, когда крупные производители доминируют за счет:

качества товара(высокие затраты на научные исследования);

за счёт более низких затрат на единицу продукции.

Влияние эффекта масштаба приводит к тому, что фирмы из разных стран, которые относятся к одной и той же отрасли начинают специализироваться на более узкой товарной номенклатуре и торговать друг с другом продукцией одной и той же отрасли.

В 90-ые годы 20 века получила развития внутриотраслевая торговля, которая объясняется кроме эффекта масштаба следующими факторами:

1) сезонные различия;

2) потребительский спрос;

3) различия в расстоянии между поставщиками и покупателями в своей стране и в зарубежной стране.

 

На основе исследований, связанных с объяснением парадокса Леонтьева, возникло явление, по которому МТ объясняется иными факторами – не связанными с обеспеченностью стран, торговых партнёров, основными факторами производства.

Одно из объяснений МТ связанных с особенностями спроса в торгующих странах – Б. Беллас: «спрос – это многофакторная характеристика, которая зависит от традиций, особенностей национальной культуры, от уровня доходов населения и т.д..

Чем выше доход населения, тем выше требования к товарам. (график) Т.о. особенности характеристик национального спроса должны учитываться отдельными фирмами при организации торговых отношений с зарубежными партнёрами.

Для того, чтобы учесть культурные особенности предполагается деление всех стран мира на социо-культурные регионы, в каждом из которых есть некоторые общие типичные черты. В такие регионы входят близко расположенные страны или страны, которые имели общие этапы в своём историческом развитии.

В итоге более успешно развивается торговля между странами одной культурной группы. Это объясняется тем, что на внешний рынок выводится тот товар, который уже адаптирован на внутреннем рынке.

Между странами разных социо-культурных регионов возможна торговля или ограниченной товарной номенклатурой, куда входят товары, обладающие универсальными потребительскими свойствами, или модифицированными товарами, т.е. доработанными с учётом требований внешнего рынка.

Т.о. параметры национального спроса оказывают существенное влияние на МТ.

Билет №13.

М.Портер обобщил практику развития МТ с целью выработать рекомендации, позволяющие отдельной стране изменить свои позиции на внешнем рынке.

В 1991 году вышла книга «Международная конкуренция», в которой доказывается влияние на внеш.торговлю страны следующих факторовов.

1. Портер выделяет факторы, которые страны получают в наследство (ресурсы, климат) и приобретенные факторы, которые страна обеспечила накоплением в процессе своего исторического развития. Он делит их другие группы: общие, которые влияют на развитие многих отраслей, и специфические, влияющие на развитие какой-либо определённой отрасли.

→ Влияние на общие факторы даёт больший мультипликативный эффект, с другой стороны, специфические факторы обеспечивают более устойчивое преимущество.

2. Портер доказал, что более выгодные позиции на МР имеет страна с развитым спросом (спросом, кот. отличается высокими требованиями к качеству товаров и высокой чувствительностью к новизне товаров).

Работая на таком рынке нац. производство выпускает более конкурентоспособный товар, т.к. у него более высокое качество, а с другой стороны эти производители могут на внутр рынке попробовать этот товар и улучшить его.

3. Если уровень конкуренции высокий, то эти производители отличаются более высокой готовностью к конкуренции на внешнем рынке и знают как выработать правильную стратегию на таком рынке.

4. Конкурентоспособность конечного продукта зависит от качества комплектующих и ресурсов, из которых делается этот продукт → для того, чтобы улучшить позиции на внешнем рынке надо стимулировать развитие кластеров - группы взаимосвязанных отраслей.

5. Государство может влиять на все указанные характеристики за счет таможенной, налоговой, финансовой, бюджетной политики, обеспечивая большие стимулы развития определённых секторов экономики.

6. Непредсказуемые изменения цен на МР, стихийные бедствия, политические катаклизмы.

Т.о., теория национального ромба показывает, что можно управлять процессом повышения внешней конкурентоспособности национального товаров за счет влияния на определённые группы факторов.

Билет №14.

В наст момент МНТ развивается интенсивно, т.к. страны хотят получить выгоды от участия в МРТ → происходит либерализация ВТП → рынок отличается высоким уровне конкуренции → на внешнем рынке обращаются только более качественные продукты.

Развитие интеграционных процессов, которые формируют условия для развития внешней торговли между фирмами объединившихся стран.

Международный товарооборот (сумма мирового экспорта и мирового импорта) с 1950 года вырос в 2 раза, больше чем МВП → МТ является необходимым условием для поддержания объемов национального производства во многих странах.

В международном товарообороте изменяется структура.

Годы 60-ые г. Текущее десятилетие
Продукция добывающих отраслей 75% 25%
Готовая продукция 25% 75%

Отраслевая структура МНТ меняется в зависимости от 2 факторов:

1. масштабов торговли;

2. динамики цен на отдельный вид товаров.

В структуре товарооборота по продукции обрабатывающих отраслей наблюдается стабильный рост продукции машиностроения больше 37%, химической промышленности 9-10%, лесной и целлюлозно-бумажной промышленности 7%, военной промышленности 3%.

Торговые потоки определяют географическую структуру МТ, которая оценивается по доли товарооборота между отдельными странами в мировом товарообороте. Наиболее значимая величина в общих масштабах торговля между США и Саудовской Аравии, между Японией и странами Ближнего Востока, между США и Канадой, между США и Мексикой, между отдельными Европейскими странами и странами поставщиками энергоресурсов.

На развитие торг отношений влияют:

1) обеспеченность ресурсами факторов производства

2) географ положение

3) интеграция

→ В МТ изменения показателей связаны с изменениями во внешней торговой политике, которые часто определяются интеграционными процессами.

Показатели оценки внешней торговли страны:

1) Экспорт – стоимость товаров, реализуемых на внешнем рынке.

2) Импорт – стоимость товаров, купленных за рубежом.

3) Внешнеторговый оборот (Э+И).

4) Сальдо торгового баланса (Э-И).

5) Экспортная квота – доля ВВП в составе продукции для внешнего рынка.

6) Импортная квота – доля ВВП в составе продукции купленной за рубежом.

7) Экспорт на д.н.

8) Импорт на д.н.

9) Внешнеторговый оборот на д.н.

10) Темпы роста экспорта, импорта и внешнеторгового оборота.

11) Индекс участия страны в МТ – отношение темпов роста экспорта к темпам роста ВВП (если больше 1, то в прошедшем году страна стала более активно участвовать в МРТ).

Показатели с 5 по 11 используются для международных сравнений.

12) Коэффициент экспортной специализации – отношение доли отрасли в экспорте данной страны к доле в мировом экспорте (если больше 1, то страна торгует товарами этой отрасли в большей степени, чем другие страны – это товар специализация).

13) Индекс условий торговли – отношение между индексом цен на экспортные товары и индексом цен на импортные товары (внешняя торговля становится более выгодной, если индекс больше 1, это означает, что на каждую единицу экспорта, страна смогла купить больше импорта, чем в предыдущем году; если индекс больше 1, то благосостояние нации за счет торговли растет).

Показатель 13 используется при прогнозировании масштабов внешней торговли.

Билет № 15.

ТП – это налог, который накладывается на товар, пересекающий таможенные границы. ТП бывают: экспортные(на вывозимые товары) и импортные (ввозимые товары).

В основном используются импортные пошлины, т.к. любая страна заинтересована в больших масштабах своего экспорта:

1. Для увеличения объема СКВ, что позволяет:

увеличить объем импорта, в том числе наукоемкого;

поддерживать более низкий уровнь цен → стимулировать рост эффективности национального производства.

2. Экспортные отрасли отличаются более высокой эффективностью → рост этих отраслей обеспечивает общий рос эффективности национальной экономики.

3. 1+2=рост уровня жизни населения торгующих стран.

Для получения этих эффектов отрасли специализации должны быть выбраны в соответствии с принципом сравнительных преимуществ.

Импортные пошлины, обеспечивают исполнение простого механизма регулирования объемов иностранных товаров на внутреннем рынке, т.к. импортные пошлины увеличивают цену ввозимых товаров.

Функции:

1) фискальная (пополнение бюджета)

2) протекционистская (защита своих производителей)

3) балансировочная (используется в том случае, когда в производстве товара за рубежом использовались субсидии → цена импортного товара оказывается ниже за счёт того, что иностранные производители часть своих затрат покрыли за счет субсидий – в этом случае ТП позволяют обеспечивают честную конкуренцию).

Классификация ТП:

I. по объекту:

экспортные;

импортные;

транзитные (наклад на товар пересек страну).

II. по методике расчета:

адвалорные – устанавливаются в % от таможенной стоимости товара;

специфические – учитывают специфику товара, твердая сумма с каждой единицы измерения товара (используются для продукции добывающих отраслей);

комбинированная – на некоторые товары методика предполагает оценку как адвалорной так и специфической пошлины, выбирается та, которая выше.

III. в зависимости от страны происхождения товара:

преференциальные – используются в рамках интеграционных объединений – льготные;

базовая ставка – используются в торговле между странами с которыми заключен договор по РНБ (режим наибольшего благоприятствия);

генеральные – максимальны, используются в отношении тех стран, с которыми хотят ограничить торговлю.

IV. по назначению:

антидемпинговые

Демпинг – явление, когда товар продается по цене ниже себестоимости, но узнать себестоимость производство товара за рубежом практически не возможно. → В международной торговле демпингом является продажа товара за рубежом по цене ниже, чем в стране производителе.

Виды демпинга:

1. Случайный (пассивный) – не опасен, импортный товар продается дешевле в связи с ограниченным сроком хранения.

2. Длительный (агрессивный) – направлен на разорение зарубежных производителей.

Против него вводятся антидемпинговые пошлины → может вызвать торговую войну, когда торгующие страны взаимоувеличивают пошлины → антидепенговые пошлины вводятся после доказания факта демпинга в международном суде.

сезонные - используются только в ЕС на товар производимый в данной стране в течении нескольких месяцев, когда национальные производителя этого товара наиболее уязвимы (на с/х продукцию).

Кроме того, во всех странам мира признаётся закономерность, что ТП на товары с более высокой степенью обработки выше, чем на товары ресурсных отраслей

Т.о. если какая либо отрасль использует импортные ресурсы, то степень фактической защиты этой отрасли оказывается выше чем отрасли которые производят готовый продукт.

Билет №16.

ТП – это налог, который накладывается на товар, пересекающий таможенные границы. ТП бывают: экспортные(на вывозимые товары) и импортные (ввозимые товары).

В основном используются импортные пошлины, т.к. любая страна заинтересована в больших масштабах своего экспорта:

4. Для увеличения объема СКВ, что позволяет:

увеличить объем импорта, в том числе наукоемкого;

поддерживать более низкий уровнь цен → стимулировать рост эффективности национального производства.

5. Экспортные отрасли отличаются более высокой эффективностью → рост этих отраслей обеспечивает общий рос эффективности национальной экономики.

6. 1+2=рост уровня жизни населения торгующих стран.

Для получения этих эффектов отрасли специализации должны быть выбраны в соответствии с принципом сравнительных преимуществ.

Импортные пошлины, обеспечивают исполнение простого механизма регулирования объемов иностранных товаров на внутреннем рынке, т.к. импортные пошлины увеличивают цену ввозимых товаров.

Функции:

4) фискальная (пополнение бюджета)

5) протекционистская (защита своих производителей)

6) балансировочная (используется в том случае, когда в производстве товара за рубежом использовались субсидии → цена импортного товара оказывается ниже за счёт того, что иностранные производители часть своих затрат покрыли за счет субсидий – в этом случае ТП позволяют обеспечивают честную конкуренцию).

ТП влияют на объемы торговли → на объемы национлного производства и вызывают в отраслевой структуре экономики.

Исходным элементом, определяющим цепочку экономических последствий, является изменение цены товара на внутреннем рынке.

Если используются импортные пошлины, то увеличивается цена импортного товара → растет цена отечественного товара → повышается общий уровень цен.

Последствия ТП, оценим на примере импортных пошлин, т.к. они используются чаще.

Обобщенный анализ можно произвести на основе графического анализа, который предполагает следующие допущения:

1) национальные производители выпускают товар, который конкурентоспособен с импортным товаром, т.е. потребителям всё равно какой товар покупать;

2) объем импорта может быть не ограничен, т.е. объём импорта определяется рыночной ситуацией в стране-импортёре.

Допустим, правительство вводит импортную пошлину на данный товар → внутренняя цена товара становится больше, чем мировая.

Эффекты:

1) уменьшение объема национального спроса;

2) увеличение объема национального производства;

3) уменьшение объема импорта.

Для того что бы сопоставить эффекты у разных субъектов экономики используют понятие излишка.

Излишек потребителя формируется за счет разницы между той ценой, на которую согласен потребитель и текущей рыночной ценой товара.

Эффект от введения импортных пошлин в отношении национальных производителей проявляется в увеличении излишка.

Под излишком производителя понимают разницу между рыночной ценой товара и той ценой, и той ценой, на которую согласен производитель, т.е. ценой, которая обеспечивает ему нормальную прибыль (должна быть выше уровня инфляции, обеспечивать самый безопасный способ вложения денег).

Билет 16 + 17.

Таможенные пошлины – это налог, который накладывается на товар, пересекающий таможенные границы. ТП бывают: экспортные(на вывозимые товары) и импортные (ввозимые товары).

В основном используются импортные пошлины, т.к. любая страна заинтересована в больших масштабах своего экспорта:

7. Для увеличения объема СКВ, что позволяет:

увеличить объем импорта, в том числе наукоемкого;

поддерживать более низкий уровнь цен → стимулировать рост эффективности национального производства.

8. Экспортные отрасли отличаются более высокой эффективностью → рост этих отраслей обеспечивает общий рос эффективности национальной экономики.

9. 1+2=рост уровня жизни населения торгующих стран.

Для получения этих эффектов отрасли специализации должны быть выбраны в соответствии с принципом сравнительных преимуществ.

Импортные пошлины, обеспечивают исполнение простого механизма регулирования объемов иностранных товаров на внутреннем рынке, т.к. импортные пошлины увеличивают цену ввозимых товаров.

Функции:

7) фискальная (пополнение бюджета)

8) протекционистская (защита своих производителей)

9) балансировочная (используется в том случае, когда в производстве товара за рубежом использовались субсидии → цена импортного товара оказывается ниже за счёт того, что иностранные производители часть своих затрат покрыли за счет субсидий – в этом случае ТП позволяют обеспечивают честную конкуренцию).

ТП влияют на объемы торговли → на объемы национлного производства и вызывают в отраслевой структуре экономики.

Исходным элементом, определяющим цепочку экономических последствий, является изменение цены товара на внутреннем рынке.

Если используют экспортные пошлины, то → экспорт станет менее выгодным → часть товара, которая могла бы уйти на внешний рынок при свободной торговле остается на внутреннем рынке → увеличивается предложение товара на внутреннем рынке → его цена становится более низкой.

Если используются импортные пошлины, то увеличивается цена импортного товара → растет цена отечественного товара → повышается общий уровень цен.

Последствия ТП, оценим на примере импортных пошлин, т.к. они используются чаще.

Обобщенный анализ можно произвести на основе графического анализа, который предполагает следующие допущения:

3) национальные производители выпускают товар, который конкурентоспособен с импортным товаром, т.е. потребителям всё равно какой товар покупать;

4) объем импорта может быть не ограничен, т.е. объём импорта определяется рыночной ситуацией в стране-импортёре.

Допустим, правительство вводит импортную пошлину на данный товар → внутренняя цена товара становится больше, чем мировая.

Эффекты:

4) уменьшение объема национального спроса;

5) увеличение объема национального производства;

6) уменьшение объема импорта.

Для того что бы сопоставить эффекты у разных субъектов экономики используют понятие излишка.

Излишек потребителя формируется за счет разницы между той ценой, на которую согласен потребитель и текущей рыночной ценой товара.

Эффект от введения импортных пошлин в отношении национальных производителей проявляется в увеличении излишка.

Под излишком производителя понимают разницу между рыночной ценой товара и той ценой, и той ценой, на которую согласен производитель, т.е. ценой, которая обеспечивает ему нормальную прибыль (должна быть выше уровня инфляции, обеспечивать самый безопасный способ вложения денег).

Билет №17.

ТП – это налог, который накладывается на товар, пересекающий таможенные границы. ТП бывают: экспортные(на вывозимые товары) и импортные (ввозимые товары).

В основном используются импортные пошлины, т.к. любая страна заинтересована в больших масштабах своего экспорта:

10. Для увеличения объема СКВ, что позволяет:

увеличить объем импорта, в том числе наукоемкого;

поддерживать более низкий уровень цен → стимулировать рост эффективности национального производства.

11. Экспортные отрасли отличаются более высокой эффективностью → рост этих отраслей обеспечивает общий рос эффективности национальной экономики.

12. 1+2=рост уровня жизни населения торгующих стран.

Для получения этих эффектов отрасли специализации должны быть выбраны в соответствии с принципом сравнительных преимуществ.

Импортные пошлины, обеспечивают исполнение простого механизма регулирования объемов иностранных товаров на внутреннем рынке, т.к. импортные пошлины увеличивают цену ввозимых товаров.

Функции:

10) фискальная (пополнение бюджета)

11) протекционистская (защита своих производителей)

12) балансировочная (используется в том случае, когда в производстве товара за рубежом использовались субсидии → цена импортного товара оказывается ниже за счёт того, что иностранные производители часть своих затрат покрыли за счет субсидий – в этом случае ТП позволяют обеспечивают честную конкуренцию).

ТП влияют на объемы торговли → на объемы национального производства и вызывают в отраслевой структуре экономики.

Исходным элементом, определяющим цепочку экономических последствий, является изменение цены товара на внутреннем рынке.

Если используют экспортные пошлины, то → экспорт станет менее выгодным → часть товара, которая могла бы уйти на внешний рынок при свободной торговле остается на внутреннем рынке → увеличивается предложение товара на внутреннем рынке → его цена становится более низкой.

Билет №18.

Государство так же участвует в перераспределении доходов, т.к. ТП обеспечивают дополнительные доходы государственному бюджету.

Обобщающая оценка:

потребители проигрывают

национальные производители выигрывают

государство выигрывает

→ Потребители проигрывают больше, чем выигрывают производители и государство. → В масштабах экономики таможен защита приводит к чистым потерям национального благосостояния. Это происходит за счет увеличения цены на национальный товар и за счёт того что с национального рынка уходит часть импортеров.

Однако графический анализ не учитывает следующих негативных последствий:

1. таможенная защита формирует типичные условия для национальных производителей → это может вызвать технологическое отставание отрасли;

2. бюджет имеет дополнительные доходы → в анализе важно на что будут расходоваться дополнительные средства (на увеличение з/п государственных служащих или на поддержку национальных производителей);

3. увеличение ТП на товары из развивающихся стран приведёт к тому, что таможенная защита определённой части общества обойдется дороже (более низкие доходы определяют спрос на товары более низкого качества, на товары из развивающихся стран);

4. изменения внешней торговой политики формирует так называемые отраслевые издержки, т.е. издержки связанные с перемещением факторов производства между отраслями.

Структурные издержки – это сумма затрат, возникших у национальных наёмных работников в связи с изменением сферы занятости + разница между остаточной стоимостью и рыночной стоимостью распроданного оборудования в отраслях, которые оказались в более неблагоприятных условиях.

Билет № 19.

Широко используются квоты как инструмент регулирования V экспорта (импорта) определённого товара.

Квота – этоограничение количества товара, разрешенного к ввозу (вывозу).

Влияние квоты на экономику, аналогично влиянию таможенных пошлин, но есть особенности:

1. Квоты мене заметны и менее регулируемы м/н соглашениями, т.к. изменение цены в условиях квоты происходит медленнее, действуют рыночные механизмы из

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...