Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Переживания




 

В следующей главе Карма Чагме наставляет Цондру Гьяцо, как развивать опыт в практике и как относиться к медитативным переживаниям:

 

Какую бы медитацию ты ни практиковал – махамудру, дзогчен или их единство, – со временем у тебя появятся знаки и переживания, о которых ты должен поведать своему Гуру.

В соответствии с этими знаками Гуру даст тебе наставления по следующему этапу практики, и ты обязан немедленно применять эти наставления, иначе они превратятся в «наставления без хозяина». Ты должен практиковать однонаправленно, для чего тебе потребуется удалиться в затворничество в горы или, по крайней мере, в собственный дом.

 

У вас постоянно появляются мысли о еде, удовольствиях, славе и духовных свершениях даже во время практики, не так ли? Вы должны осознать, что эти и подобные им мысли являются как раз тем, что держит вас в сансаре, и не идти у них на поводу. Если вы решили сделать месячный ретрит, то нет смысла в нём раздумывать о средствах на пропитание и о своей работе, которая от вас никуда не убежит за этот месяц. Уходя в затворничество, вы должны заниматься там истинной практикой без мирских забот, а иначе незачем в него уходить. Практикуя в ретрите, не читайте во время медитативных сессий никакой литературы, даже об истории выполняемой практики, вы можете сделать это в перерыве. Также во время сессий не следует ничего писать или заниматься какими‑ либо другими делами. Самое главное в ретрите – поддерживать осознавание природы ума, введение в которую вы должны получить от своего коренного Гуру. Медитируя на природу ума, на вашем этапе невозможно оставаться без мыслей и отвлечений. Вас будут отвлекать всевозможные звуки, как‑ то: разговоры прохожих, лай собак, шум дождя или транспорта. Если в этих случаях вы будете думать, что вам непременно надо удалиться в абсолютно изолированное место, где нет никаких звуков, то, поверьте мне на слово, такого места вы никогда не найдёте. Вы не должны зацикливаться на звуках: смотрите в сущность своих мыслей об этих звуках, и они исчезнут, так как сущность мыслей не что иное, как пустотность. Эти мысли будут возникать вновь и вновь, когда затихнет лай собак, вы начнёте думать о том, как сильно дует ветер, но это не меняет сути практики – смотрите вновь и вновь в сущность этих мыслей, и они будут точно так же исчезать одна за другой. Если вы будете так практиковать непрерывно, то ваш ум постепенно стабилизируется, а мысли будут лишь способствовать вашей медитации.

Если ваша практика будет продвигаться успешно, у вас неизбежно будут появляться мысли: «Сейчас моя практика действительно хороша, я, наверное, достиг реализации! » Такие мысли ничем не отличаются от предыдущих, поэтому не упивайтесь ими, а освобождайте, глядя в их сущность. Имейте в виду, что реализация природы ума означает вйдение пустотной природы мыслей постоянно.

Достигнув стабильной реализации, вы будете всегда радостны и счастливы, не имея ни малейшего желания куда‑ либо идти, добывать вкусную еду, хорошую одежду и прочее. Вам будет хотеться лишь оставаться в этом состоянии, и вы будете полностью довольны всем, что имеете. Единственным вашим желанием будет медитировать днём и ночью, поддерживая состояние природы ума. Но и такие счастливые переживания могут со временем исчезнуть, ибо они характерны только для первой стадии реализации махамудры, именуемой «однонаправленность» (тиб. це чик). На этой стадии возможно находиться долгое время в блаженном переживании тела без мыслей. Если вы будете смотреть в природу ума вновь и вновь, то однажды вы увидите её непосредственно, и это постижение будет стабильным, как видение безоблачного неба. Вы поймёте, что нет более глубокой практики, что это и есть сущность всех медитаций. Вы постигнете, что природа ума находится за пределами пустоты и непустоты, и у вас исчезнут цепляния за теоретические описания вроде: «Сущность ума – пустотность, его природа– ясность, и они неделимы…» Вы ощутите, что горы, дома, земля и все явления пусты в своей сущности, равно как и ваше собственное тело. Иногда у вас будут появляться эмоциональные приступы сильного гнева или привязанности. Такие переживания также происходят в результате практики медитации, и не стоит из‑ за них расстраиваться, так как посредством этих переживаний очищаются грубые сансарные состояния, всплывающие из глубин вашего подсознания. Во время таких эмоциональных приступов от вас не требуется ничего другого, как пребывать в той же природе ума, в которой они неизбежно исчезают. Иногда ваша медитация лишена ясности, вы не можете осознавать природу ума, впадаете в сонливость или злитесь на самих себя за плохую практику. В этих ситуациях вам следует распрямить спину, сесть в позу полного лотоса, направить взгляд в небо и сложить ладони в мудре медитации, поддерживая осознавание. В случае сонливости «подбодрите и усильте своё осознавание изнутри», как наставлял Падампа Сангье. Иногда у вас может появиться переживание безразличия, и вы можете начать думать, что реализовали равностность, так как вам безразличны и деньги, и слава, и всё остальное, но не стоит цепляться за это переживание, иначе оно легко превратится в омрачение. Все эти переживания характерны для практики первого этапа махамудры.

На второй стадии махамудры, именуемой «простота» (тиб. тро дрел ), может появляться переживание пустоты всех явлений, вы можете ощущать пустоту стен домов и гор, но, дотронувшись до них, вы поймёте, что не так уж они и пусты: пока что это всего лишь внутреннее переживание. Аналогичные переживания могут происходить в отношении тела и ума, когда появляются мысли, что ум сливается с пространством или распространяется повсюду. Фиксация «мой ум неотделим от пространства» также должна быть отброшена посредством взгляда в её природу. На этой стадии вы сможете принести большую пользу больным людям и умершим существам, находящимся в промежуточном состоянии бардо, если будете сливать свой ум с их умами. Благодаря одному лишь поддержанию осознавания вы сможете реализовать все стадии махамудры, которая не зависит от количества прочитанных книг и полученных учений.

Эта практика должна начинаться с гуру‑ йоги, после чего вы просто пребываете в раскрепощённом состоянии без понятий, не пытаясь анализировать возникающие мысли. Мысли будут, безусловно, появляться, но не идите у них на поводу, а смотрите в их сущность, раскрепощая ум в его собственной природе и поддерживая это состояние. Конечно, если вы не знаете, как поддерживать осознавание, то одна мысль будет цепляться за другую, и они станут выстраиваться в бесконечную цепочку, что, собственно говоря, и есть омрачение. Ключевой момент состоит в том, чтобы не следовать за мыслями, а смотреть в их сущность – дхармакайю. Таков вкратце метод медитации махамудры, позволяющей достичь просветления за одну жизнь.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...