Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2. Общее представление о профессии, специальности и квалификации.




«Профессиональное обучение» как специальность (6 часов ).

Термин «педагог профессионального обучения» обозначает утвержденное в 2000 г. наименование вида квалификации для лиц, получивших высшее профессионально-педагогическое образование. Это обобщающее название персонала, занятого в образовательном процессе учебных заведений начального профессионального образования на административных должностях или в качестве преподавателей общетехнических, специальных дисциплин, старших мастеров, мастеров производственного обучения [46].

Профессиональная курсовая подготовка, профессиональное обучение, повышение квалификации, обеспечение профессионального роста и профессиональной карьеры специалистов - это то, чему подчинен процесс непрерывного профессионального образования. Планирование, организация и осуществление данного процесса возложены на педагога профессионального обучения.

Педагог профессионального обучения – это высококвалифицированный специалист, осуществляющий диагностику обучающихся, проектирование, оснащение и реализацию личностно ориентированного профессионального обучения и социально-профессионального воспитания, внеучебную воспитательную работу, производственно-технологическую и инновационную деятельность, а также повышение уровня своей квалификации в условиях осуществления методической работы по преподаваемому предмету с учетом специфики и тенденций развития основного и дополнительного начального профессионального образования и соотвествующей социокультурной и экономической ситуации региона.

Педагог профессионального обучения – полноправный субъект профессионально-педагогической деятельности. Как выпускник вуза и молодой специалист, он проходит путь профессионального становления. Процесс профессионального становления имеет стадиальный характер. Переход от одной стадии профессионального становления к другой осуществляется посредством преодоления определенных кризисов, отражающих противоречия между изменяющимися требованиями к личности педагога со стороны профессионально-педагогической деятельности и состоянием самой личности, готовой или неготовой к постоянному совершенствованию своих качеств и свойств, профессиональной направленности и компетентности.

Не следует отождествлять понятие «квалификация» с понятием «должность». Должность, с одной стороны, - также показатель степени профессионального мастерства (например, мастер производственного обучения, старший мастер, преподаватель), а с другой стороны - вид руководящей работы (например, заместитель директора профессионального училища по учебно-производственной работе). Если преподавателя повышают в должности и делают заместителем директора учебного заведения, то это еще не значит, что он «автоматически» превращается в хорошего руководителя, так как предметы труда, средства труда и условия труда у преподавателя и руководителя разные.

«Должность» происходит от слова «должен». Должностные обязанности можно определить как систему требований или функций, предъявляемых к лицу, выполняющему определенный вид работы.

Изменение перечней профессий и специальностей подразумевает открытие новых, закрытие устаревших, интеграцию и дифференциацию существующих.

Основой формирования специальностей среднего профессионального образования является по мнению специалистов функционально-предметный подход, а специальностей высшего профессионального образования – объектно-деятельностный [51, с. 29].

Специалист с высшим образованием взаимодействует с обобщенными объектами-системами. Он должен быть подготовлен к различным этапам выполнения профессиональной деятельности, к различным ее видам, представляющим обобщенные типы профессиональных задач (диагностика, проектирование, организация, осуществление учебного процесса, др). Исходя из этого на первое место выдвигается объект деятельности, а на второе – виды профессиональной деятельности.

Выпускникам предстоит в будущем выполнять работы по проектированию, организации и осуществлению учебного процесса по целому ряду общепрофессиональных и специальных дисциплин, а также курсу производственного обучения с учетом получаемого профиля специальности “Профессиональное обучение”.

Таблица 2

Профили специальности “Профессиональное обучение” и перечень общепрофессиональных и специальных дисциплин, реализуемых впроцессе подготовки профессии НПО

Автомобили и автомобильное хозяйство Информатика, вычислительная техника и информационные технологии Дизайн
Устройство автомобиля Эксплуатация автотранспортных средств Ремонт автотранспортных средств Технология обслуживания автотранспортных средств и другие   Операционные системы и среды Информационные технологии Информационная безопасность Технические средства информатизации Основы компьютерных сетей Основы компьютерной графики Автоматизация делопроизводства Логика Основы алгоритмизации и программирования и другие Технология конструирования одежды Материаловедение Оборудование швейного предприятия Основы художественного проектирования одежды Специальный рисунок и другие  
Предназначены для подготовки профессии «Автомеханик», «Слесарь по ремонту автомобилей» Предназначены для подготовки профессии «Оператор ЭВМ» Предназначены для подготовки профессий «Портной», «Закройщик»,

Специалист – человек, обладающий специальными (профессионально значимыми) знаниями, умениями и навыками в какой-то сфере управления, производства, услуг, науки, техники, искусства, имеющий специальность, удостоверяемую документом об образовании; человек хорошо знающий что-либо.

Для работающих специалистов термин «квалификация» выступает синонимом термина «квалифицированный специалист» как эталон, выражающий высокий уровень и качество профессиональной деятельности уже работающего человека.

Квалификация как степень профессионального мастерства и уровень развития профессиональной деятельности уже работающего специалиста свое формальное выражение находит в разрядах, категориях, рангах, званиях, классах.

Техникумы и вузы уровень квалификации выпускников не определяют и разряды не присваивают, ограничиваясь присвоением специальности с указанием определенного вида квалификации в документе об образовании.

Таким образом, профессиональная квалификация – ступени и уровни профессиональной подготовленности специалиста к выполнению того или иного вида труда определенного качества и сложности.

Совокупность ступеней квалификации составляет квалификационную структуру непрерывного профессионального образования. Чем сложнее специальность, тем больше времени и средств требуется для ее освоения и тем выше ее статус.

Специальность «Профессиональное обучение»:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...