Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обследование речевого развития детей раннего возраста




Цель логопедической диагностики на начальных этапах стадиях развития речи:

- раннее распознавание и исправление отклонений речевого, развития и начинается с первых месяцев жизни ребенка.

Принципы диагностики детей раннего возраста:

· ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЙ - соотнесение с принятыми возрастными показателями;

· КОМПЛЕКСНОСТЬ И ВСЕСТОРОННОСТЬ - обязательно параллельное обследование всех специалистов, в том числе у детского пси­холога. Это необходимо для сопоставления всех линий развития (двигательного, сенсорного, умственного, эмоционального, речево­го), а также для объективного анализа в соответствии с возрастом процессов формирования навыков поведения, самообслуживания и игровой деятельности у ребенка с отклонениями в развитии речи. Только на основе всестороннего анализа основных показателей раз­вития ребенка раннего возраста логопед сможет адекватно оценить индивидуальные речевые про­блемы.

· Принцип деятельностного подхода. Обследование должно осуществляться в рамках ведущей деятельности: для детей первого года жизни – это эмоционально-положительное общение со взрослым, на 2 году жизни – предметно-практическое общение со взрослым, на третьем году – игровая деятельность.

· Принцип индивидуального подхода - важно выяснить индивидуальные особенности речевого развития конкретного ребенка.

· Этиопатогенетический принцип. Обследование должно быть направлено не только на выявление внешних проявлений отклонений в развитии, а на причинах, вызывающих эти нарушения. Сложная структура дефекта определяется отношениями между первичными и вторичными нарушениями.

· Особая организация диагностических мероприятий: обязательно гибко варьирование содержания, тактики и структуры индивидуального занятия, его длительности, в зависимости от характера нарушений, самочувствия ребенка, поведенческих реакций и индивидуальных возможностей;

· Эмпатия, осторожность и аутентичность в установлении контакта с ребенком и его родителями;

Обследование доречевого развития младенца до 1 года

В логопедическом обследовании используют комбинированно методы

· анализа анам­нестических данных

· анкетирования родителей

· наблюдения за ребенком младенческого возраста.

I этап (от 0 до 3 м)

При сборе анамнестических данных о неонатальном перио­де логопед отмечает:

· характер первого крика новорожденного (громкий, прон­зительный, хриплый, слабый, тихий, после хлопка по попке, после стимуляции, не кричал);

· физиологическая функция дыхания (дышал самостоя­тельно с рождения, проводились реабилитационные ме­роприятия из-за заглатывания околоплодных вод или слизи, подключали к аппарату искусственной вентиля­ции легких, на какой срок, длительность нахождения в кювезе);

· интенсивная терапия в неонатальном периоде (антибио­тики, заменное переливание крови, подключение к ка­пельнице);

· хирургические мероприятия в неонатальном периоде (в случаях тяжелой врожденной патологии органов дыха­ния, кровообращения, голосообразования и т.п.);

· первое кормление ребенка грудью (на какой день, сосал сам или кормили сцеженным молоком из бутылочки, ис­пользовался ли молокоотсос?);

· причины раннего искусственного вскармливания (стафи­лококк в материнском молоке, заболевание матери, бо­лезнь ребенка, слабость сосательного рефлекса, разлука с матерью и др.);

· длительность кормления (быстро уставал и засыпал, от­сасывал молоко у соска и отказывался сосать дальше, активно сосал все кормление, отказывался брать грудь, требовал соску);

· характер сосательных и глотательных движений при кормлении (срыгивания, поперхивания, захлебывания, вытекание молока через нос, вялость губ, болезненное «покусывание» груди во время кормления).

Наблюдение за ребенком в естественных ус­ловиях.

При опросе родителей и осмотре ребенка логопед обраща­ет особое внимание на:

· характер реакций на голод, охлаждение или перегрев при купании (резкий крик и общая двигательная активность, вялое покряхтывание, длительный пронзительный крик, общая вялость и пассивность);

· появление первых мимических гримас (реакция на «сладкое-горькое» при изменении питания кормящей матери или введении новой смеси или пищевых добавок), их симметричность или асимметричность, вялость, смазанность;

· начальное зрительное и слуховое сосредоточение (затиха­ет при поднесении к лицу яркого, светящегося предмета или прислушиваясь к новому звуку на фоне других);

· «оральное внимание» (фиксирует взгляд на лице говоря­щего взрослого);

· наличие «комплекса оживления» в ответ на обращение к нему со стороны взрослого);

· характер преобладающих реакций на раздражители (рез­кий звук, яркие блики, болевые ощущения): крик, плач, вздрагивание, широкое открывание глаз, начальное со­средоточение, отсутствие реакций;

· характер преобладающих реакций на обращенную к нему речь матери: «оральное внимание», «комплекс оживле­ния», отворачивается в сторону, плачет, не реагирует;

· проявление положительных эмоций в комфортных усло­виях, например после кормления или смены мокрых пеленок (покряхтывание, ворчание, сопение и т.п.).

Отдельно отмечаются первые доречевые реакции младенца:

· начальное гуление— «гуканье»;

· истинное гуление (критерии оценивания):

o время его появления,

o длительность и напевность голосовой продукции,

o наличие голосовой и двигательной аутостимуляции,

o особенности общего пове­дения при гулении,

o наличие/отсутствие эмоциональной реакции на ухаживающего взрослого в форме более ак­тивного гуления после звуковой или двигательной стиму­ляции;

o монотонность / выразительность, напевность гуления,

o модулированный/немодулированный характер первой доречевой продукции;

· первые реакции на интонацию взрослого (сердитую, лас­ковую), их проявления в форме плача, комплекса ожив­ления, мимических гримас.

II этап (от 3 до 6 м)

При наблюдении и опросе/ анкетировании родителей отмечают:

· характер голосовых реакций младенца и особенности его поведения, когда к нему обращаются или длитель­но смотрят на него:

o активно реагирует, не обращает внимания, тянет руки к взрослому, отворачивается, плачет, проявляет беспокойство;

o спонтанное или ситу­ативно обусловленное «гуканье», преобладание корот­ких голосовых серий, переход к длительной напевной вокализации);

· особенности интонационной окрашенности голосовых ре­акций и их мелодической организации (выразитель­ность, монотонность, скандированность, истощаемость голоса и дыхания, близость вокальной продукции к ме­лодике родного языка ребенка);

· переход к произнесению артикулем, близких к рече­вым звукам; появление «слогов» различной длительно­сти (с акцентацией на первом «слоге» серии);

· изменение поведения в ответ на слуховые раздражители (ребенок оборачивается на хлопок ладонями, закрывает глаза на громкий шум, поворачивает голову по направ­лению шелеста бумагой, звучания колокольчика, скри­па двери);

· наличие или отсутствие мышечной активности в речевой и мимической мускулатуре (гримасничанье, первый смех типа «повизгиванья», щелканье языком, пришлепыва­ние губами, «жевание» игрушек);

· патологические трудности при переходе на густую пищу (наличие рвотного рефлекса при попытке кормить с лож­ки, особенности формирования умения пить глотками из поильника, сглатывать с кончика языка капельки жидко­сти или крошки печенья): «дисфагия»;

· особенности визуального контакта с близкими людьми: поиск или избегание встречного взора, напряженность, отстраненность взгляда;

· неполноценность комплекса оживления (отсутствие дви­гательного, голосового, эмоционального компонента, его безадресность или адресованность неодушевленным пред­метам, запаздывание реакции на раздражитель).

III этап (от 6 до 9 м)

При наблюдении и опросе/ анкетировании родителей отмечают:

1)Особенности формирования лепета:

· отсутствие лепета, модулированный по громкости и тону лепет, его затухание в этом периоде; постепенное обогащение звукового состава, интонационная вырази­тельность речевой продукции;

· близость лепета к интонационным особенностям родной
речи;

· лепетные диалоги: постепенный переход от эмоциональной реакции на обращенный монолог матери к диалогу: мать — ребенок, в котором они выражают свое эмоциональное отношение друг к другу в сериях слоговых последовательностей (ба-ба-ба, ма-ма-ма);

· умение ребенка выражать свои эмоции в обществе других
людей или в одиночестве (при игре с игрушками) с помощью лепета.

2)Особенности формирования понимания обращенной речи:

· знает свое имя (реакция на имя), начинает различать имена близких людей — как их называют в семье (мама, папа) и поворачивать голову в их сторону в ответ на вопросы: «Где мама?»; «Где папа?».

3)Развитие паралингвистических форм коммуникации:

· выражение своих просьб жестами и требовательными возгласами, криком;

· формирование направленного взгляда («соединяющего»), использование его наряду с жестами, чтобы получить необходимую игрушку, пищу;

· умение всегда смотреть в глаза своему «собеседнику», со­блюдать некую очередность, отдаленно напоминающую диалог, при «беседе» со взрослым (в «диалогичес­ких» лепетных сериях).

4) Развитие навыков глотания и формирование навыков же­вания твердой пищи:

· постепенно ослабевает рвотный рефлекс, сдвигаясь к корню языка, и ребенок получает возможность не только сосать во рту твердую пищу, но и есть рассыпчатую кар­тошку и кусочки бисквита;

· развиваются движения языка из стороны в сторону и
вверх-вниз, необходимые для разжевывания твердой пищи во рту, и ребенок перестает выталкивать твердую пищу изо рта движением кончика языка вперед;

· переход от питья кефира (густой жидкости) к умению пить воду из чашки маленькими глотками, не захлебываясь и не поперхиваясь.

5)Характер взаимодействия матери и ребенка:

· сколько времени мать уделяет общению с ребенком, игре с ним;

· пытается ли мать активизировать ответную реакцию малыша.

IV этап (от 9 до 12 м)

При наблюдении за ребенком в естественных условиях отмечают:

· степень овладения основными аспектами человеческой коммуникации:

o младенец смотрит в глаза собеседнику,

o соблюдает очередность «высказываний»,

o кивает головой — «согласен/не согласен», машет ручкой — «до свидания» и т.п.);

· хорошее понимание обращенной речи(знает свое имя,
понимает простые вопросы, следует запретам, выполня­ет простую инструкцию);

· завершение лепетной стадии:

o активный лепет, его интонационная окрашенность и его близость к выразительным мелодико-ритмическим особенностям речи взрослых,

o переход от аутолалической стадии лепета к лепетным диалогам с
мамой, подражанию новым слогам;

· появление первых слов и переход к речевой коммуникации(в лепете различаются первые слова, близкие по своей структуре к лепету, развивается подражание значи­мым словам взрослых людей в форме нескольких облегченных слов);

· условия, наиболее влияющие на активизацию звуковой/
речевой активности ребенка:тактильно-эмоциональное,
эмоционально-речевое, предметно-действенное общение
ребенка со взрослым или сочетание этих форм (Ю.А. Ра-
зенкова, 1998) – как в данной семье создаются эти условия?;

· сформированность базовых навыков глотания и жевания.

Любые выявленные нарушения могут потребовать дополнительного обследования ребенка у других специалистов(невропатолога, отоларинголога, сурдолога), а труд­ности формирования коммуникативной деятельности — консуль­тирования у детского психолога.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...