Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Базовые понятия системного мышления




Министерство образования и науки

Российской федерации

Томский государственный университет

Кафедра теоретической кибернетики

Ф. П. Тарасенко

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

По курсу

«ПРИКЛАДНОЙ СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ»

 

 

ЧАСТЬ I

 

СИСТЕМНОЕ МЫШЛЕНИЕ:

(Методология прикладного системного анализа)

 

 

Томск 2016

 

 

Рекомендации

по использованию рабочей тетради

 

Тетрадь предназначена для облегчения конспектирования изучаемого курса.

1. На левой части разворота сформулированы (и пронумерованы!) дидактические единицы – главные мысли, базовые порции информации, передать которые обучающемуся является целью преподавателя.

Как только Вы услышите это на лекции (или прочтете в учебнике – при самостоятельном изучении), обведите кружочком номер дидактической единицы. Это будет означать, что Вы обратили на нее внимание.

2. Правая часть разворота тетради отведена для того, чтобы Вы зафиксировали полезную (по Вашему мнению) дополнительную информацию, услышанную на лекции (увиденную в учебнике): рисунки, графики, таблицы, понравившиеся примеры, пояснения, а также – собственные соображения и вопросы, возникшие у Вас по ходу лекции (чтения учебника).

Здесь же можно зафиксировать результаты Вашего последующего самостоятельного поиска информации по данному вопросу в других источниках (книгах, статьях, Интернете, на консультациях, в беседах и спорах…), новые идеи, выразительные цитаты, и т.п.

3. Консультации по курсу автор оказывает дистанционно: ваш вопрос присылайте по e-mail: [email protected]..

4. На экзамене повышенную оценку получат только те ответы, которые содержат больше информации, чем на левой части тетради. Экзамен или зачет по Первой части курса проводится только в письменной форме. Зачет по Второй (практической) части курса ставится по результатам выполнения заданий.

 

Тема 1.

Как и зачем возник прикладной системный анализ?

Определение исходных терминов

1. Объект – любая реальная сущность, которая по некоторым признакам может быть выделена, обособлена в бесконечно разнообразном Мире. Являясь частями Мира, все объекты подчинены закономерностям природы, определяющим все происходящее вне и внутри объектов

 

2. Бесконечное разнообразие объектов в природе мы описываем конечным образом с помощью различных классификаций (группировок). Например, все объекты можно разделить на два класса: живые и неживые. В данном курсе мы будем пользоваться классификацией, выделяющей особый класс объектов, которые будем называть субъектами (для краткости «объекты – не-субъекты» будем называть просто объектами, памятуя, что субъекты одновременно являются объектами, тоже подвластными законам природы).

 

3. Субъект – отдельная личность или любая сущность, в которую человек входит как составная часть (группа, организация, население, нация, государство, и т.п.)

 

4. Характерные особенности субъектов, отличающие их среди других объектов:

• Способность не только взаимодействовать с окружающей средой (это свойство присуще всем объектам), но оценивать свои взаимодействия с окружением (это свойство присуще только субъектам).

• Оценивание – сугубо субъективное качество, основанное на собственном мировосприятии субъекта, которое можно назвать культурой субъекта. По причинам, которые будут обсуждены позже (в разделе «Модели и моделирование»), каждый субъект обладает своей, особенной и уникальной культурой. Поэтому разные субъекты могут по-разному оценивать одно и то же явление. Объективных оценок не бывает.

• Способность субъекта к оцениванию сопровождается возможностью вынесения ошибочных оценок. Риск ошибки тем выше, чем слабее культура субъекта отражает оцениваемую реальность.

• Способность к целеполаганию (выбору предпочтительного варианта на основе сравнения оценок вариантов)

 

Практика субъекта – объективная основа появления системного анализа

5. Любая деятельность человека состоит в решении возникающих перед ним проблем

6. Опыт решения проблем бывает успешным и неудачным. Стремление к успеху побуждает к обобщению опыта и выработке советов, рекомендаций, правил и запретов, следование которым повышает вероятность успеха.

 

7. Решение любой проблемы требует привлечения сведений и различных областей знаний. Набор специальных, часто глубоко профессиональных знаний специфичен, уникален для каждой проблемы. Это создало стойкое впечатление, что главным в решении проблемы является ее профессиональная специфика. Поэтому в учебных планах всех специальностей есть предметы, в которых излагаются сведения о том, как следует решать проблемы данной профессии.

 

8. Сравнение рекомендаций, накопленных эмпирически в разных профессиях, обнаружило их общность в том, что, как, и в какой взаимосвязи следует делать (и чего не следует делать) для продвижения к успешному решению проблемы.

 

9. Эта общность объясняется тем, что любую проблему мы решаем, лишь с разных сторон, вмешиваясь в единый мир нашего существования, мир, организованный по единым законам, с которыми приходится считаться нам всем.

 

10. Отсюда и идея прикладного системного анализа как описания универсальной технологии решения любых проблем, независимо от их конкретной (профессиональной) специфики.

 

11. Успех любого дела зависит от двух его составляющих: Системности Мышления и Системности Практики.

 

12. Под Системностью Мышления понимается полнота и достоверность информации о ситуации, подлежащей рассмотрению и изменению. Основы системного мышления даются в данной Первой части курса, излагающей Методологию прикладного системного анализа, пополняющую Ваше системное видение Мира.

 

13. Под Системностью Практики понимается стремление строго следовать определенной технологии решения проблем, повышающей шансы на успех.

Основы такой технологии излагаются во Второй, практической части курса, излагающей Технологию прикладного системного анализа.

 

14. Общий вывод:

- овладение понятиями и методами системного анализа полезно и необходимо специалистам любого профиля

- системный анализ выходит из ряда традиционных наук: 1) по своим целям (он направлен не на поиск общих закономерностей, а на решение конкретной уникальной проблемы), 2) по своим методам (он является сплавом науки, искусства и ремесла); 3) он имеет меж- и над-дисциплинарный характер; 4) он выполняется не специалистом-профессионалом, а группой лиц, представляющей всех существенных участников проблемной ситуации, с помощью эксперта в технологии системного проектирования: системного аналитика, модератора, фасилитатора (синонимы в русском языке управленцев).

 

Часть I

Базовые понятия системного мышления

15.Системная картина Мира у человека основана на четырех базовых понятиях:

1. Проблема (как мы оцениваем реальность)

2. Система (как организована реальность)

3. Модель (как мы познаем реальность)

4. Управление (как мы изменяем реальность)

Следующие разделы излагают эти понятия в тех подробностях, знание и использование которых необходимы для достижения успеха в решении проблем (т.е. успеха в любой деятельности).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...