Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О целях или результатах рассуждений

Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского

Томас Гобб

Введение

Человеческое искусство является подражанием природе как во многих других отношениях, так и в том, что оно умеет делать искусственное животное. Искусство идет еще дальше, имитируя разумное и наиболее превосходное произведение природы – человека. Ибо искусством создан тот великий Левиафан, который называется Республикой, или Государством. В этом Левиафане верховная власть, дающая жизнь и движение всему телу, есть искусственная душа, должностные лица и другие представители судебной и исполнительной власти – искусственные суставы; награда и наказание представляют собой нервы, выполняющие такие же функции в естественном теле; и т.д.

Часть первая

О человеке

Глава I

Об ощущении

Начало всех призраков есть то, что мы называем ощущением. Все остальное есть производное от него. Причиной ощущения является внешнее тело, или объект, который давит на соответствующий каждому ощущению орган непосредственно, как это бывает при вкусе и осязании, или опосредствованно, как при зрении, слухе и обонянии.

Глава II

О представлении

Никто не сомневается в той истине, что вещь, находящаяся в состоянии покоя, навсегда остается в этом состоянии, если ничто другое не будет двигать ее. Схоластики говорят, что тяжелые тела падают вниз из стремления к покою и из желания сохранить свою природу в таком месте, которое наиболее пригодно для них, и, таким образом, бессмысленно приписывают неодушевленным вещам стремление и знание того, что пригодно для их сохранения.

Ослабленное ощущение, когда желаем обозначить саму вещь, мы называем, как я сказал, представлением. Но когда мы желаем выразить факт ослабления и обозначить, что ощущение поблекло, устарело и отошло в прошлое, мы называем его памятью.

Богатая память, или память о многих вещах, называется опытом.

Сновидения. Представления спящих мы называем сновидениями.

Призраки, или видения. Труднее всего отличить сновидения человека от его мыслей наяву, когда мы по какой-нибудь случайности не замечаем, что спали, как это легко может случиться с человеком, которого тяготят страшные мысли и сильные укоры совести.

Понимание. Представление, которое вызывается в человеке словами или другими произвольными знаками.

Глава III

Последовательности или связи представлений

Под последовательностью, или связью мыслей, я понимаю то следование мыслей друг за другом, которое называют мысленной речью.

Когда человек думает о какой-нибудь вещи, то непосредственно следующая за этим мысль не является совершенно случайной, как это кажется.

Неупорядоченная связь мыслей. Связь мыслей, или мысленная речь, бывает двоякого рода. Первого рода связь не упорядочена, не скреплена определенным намерением и не постоянна.

Упорядоченная связь мыслей. Второго рода связь более постоянна, так как она упорядочивается каким-нибудь желанием или намерением.

Благоразумие. Иногда человек желает знать последствия какого-нибудь действия, и тогда он представляет себе подобное действие в прошлом и его результаты, предполагая, что одинаковое действие приводит к одинаковым последствиям.

Опыт прошлого. Подобно тому, как благоразумие есть предположение будущего, основанное на опыте прошлого, точно так бывает предположение прошедшего, выведенное из других вещей (не будущих, а тоже прошлых).

Бесконечное. Все, что мы себе представляем, конечно. В соответствии с этим мы не имеем никакой идеи, никакого понятия о какой-либо вещи, называемой нами бесконечной.

Глава IV

О речи

Без способности речи у людей не было бы ни государства, ни общества, ни договора, ни мира, так же как этого нет у львов, медведей и волков. Первым творцом речи был сам Бог, который научил Адама, как называть тварей, подобных тем, которые Он ему показал, и в этом вопросе Священное писание дальше не идет.

Употребление речи. Общее употребление речи состоит в том, чтобы перевести нашу мысленную речь в словесную, или связь наших мыслей – в связь слов. Польза от этого двоякая. Первая – это регистрация хода мыслей. Второе – в том, что многие люди, пользующиеся одними и теми же словами, обозначают друг другу свои понятия или мысли о каждой вещи, а также свои желания, опасения или другие чувства.

Злоупотребление речью. Этим способам употребления соответствуют также четыре злоупотребления речью. Первое, когда люди неправильно регистрируют свои мысли из-за неустойчивого значения употребляемых ими слов. Второе, когда они употребляют слова метафорически, т. е. в ином смысле, чем тот, для которого они предназначены. Третье, когда они словами объявляют как свою волю то, что ею не является. Четвертое, когда слова употребляют, чтобы причинить боль друг другу.

Глава V

О рассуждении и научном знании

Когда человек рассуждает, он лишь образует в уме итоговую сумму путем сложения частей или остаток путем вычитания одной суммы из другой.

Польза и цель рассуждения заключается не в том, чтобы найти сумму или истину одной или нескольких связей, лежащих далеко от первых определений и установленных значений имен, а в том, чтобы начать с этих последних и двигаться вперед от одной связи к другой.

Об ошибке и абсурде. Человек может размышлять и без помощи слов в отношении отдельных вещей, например, когда он при виде какой-либо вещи предполагает то, что, по всей вероятности, предшествовало ей или, по всей вероятности, последует за ней.

Заключаем. Свет человеческого ума – это вразумительные слова, однако предварительно очищенные от всякой двусмысленности точными определениями.

Глава VI

О внутренних началах произвольных движений, обычно называемых страстями, и о речах, при помощи которых они выражаются

Животным свойственны двоякого рода движения. Одни называются органическими, они начинаются с самого рождения и беспрерывно продолжаются в течение всей жизни, как-то: циркуляция крови, биение пульса, дыхание, пищеварение, питание, испражнение и т. п. Все эти движения не нуждаются в помощи представления. Другие суть анимальные движения, иначе называемые произвольными движениями, как, например, ходить, говорить, двигать каким-нибудь из наших членов.

Влечение. Желание. Голод. Жажда. Отвращение. Любовь. Ненависть. Пренебрежение. Добро. Зло. Удовольствие. Радость. Надежда. Страх. Смелость. Гнев. Неверие. Негодование. Благоволение. Доброта. Корыстолюбие. Честолюбие. Малодушие. Величие духа. Храбрость. Щедрость. Скаредность. Доброжелательность. Естественное влечение. Сладострастие. Любовная страсть. Мстительность. Любознательность. Религия. Суеверие. Истинная религия. Панический ужас. Восторг. Слава. Тщеславие. Упадок духа Тщеславие. Внезапная слава. Внезапный упадок духа. Стыд. Смущение Бесстыдство. Жалость. Жестокость. Соперничество. Зависть. Обдумывание. Воля.

Глава VII

О целях или результатах рассуждений

Во всяком рассуждении (discourse), руководимом желанием познать, бывает цель, она состоит или в нахождении этого знания, или в отказе от него. И где бы ни была прервана цепь рассуждения, имеется цель для данного момента.

Глава VIII

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...