Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социально-экономическое и политическое положение России в постперестроечный период




Августовский политический кризис 1991 г. означал конец «перестройки». После подписания Беловежского соглашения об образовании СНГ произошел распад сверхдержавы. После распада СССР руководство бывших республик выбрало свои пути выхода из кризиса.

 

Осенью 1991 г. новое российское правительство под руководством Е.Т.Гайдара (15.06.1992-14.12.1992) приступило к осуществлению широкомасштабных реформ с целью создания в нашей стране основ рыночной экономики. Намечались:

1) Либерализация цен, т.е. отказ от их жесткого регулирования государством и предоставление производителям права самостоятельно устанавливать цены в зависимости от спроса и предложения;

2) Приватизация государственной собственности;

3) Частичная конвертация рубля внутри страны, т.е. возможность покупки за рубли иностранной валюты в банках России;

4) Полная свобода торговли внутри страны;

5) Сокращение государственных расходов с целью уменьшения дефицита бюджета;

6) Отказ от монополии государства на внешнюю торговлю;

7) Создание эффективного судопроизводства;

Методом осуществления реформ правительство Гайдара избрало так называемую шоковую терапию (по польскому варианту), т.е. резкий отпуск цен и рыночное регулирование доходов и расходов. Не произведя демонополизации экономики, не создав основ для конкуренции, правительство России со 2 января 1992 года «отпустило» цены на товары и услуги. Мгновенно произошло обесценивание денежных накоплений населения, резкое падение уровня жизни. Цены в России выросли в 1992 году в 26 раз, однако на многие продукты и товары в десятки и сотни раз. Снижение реальных доходов населения составило 41%, отток населения за рубеж –3,5 млн.человек. В то же время либерализация цен и свобода торговли в короткий срок ликвидировали проблему дефицита товаров, полки магазинов наполнились. Однако происходило это на фоне раскручивания инфляции, сокращения производства, роста безработицы, падения покупательной способности населения.

Внешняя политика России в конце 20-начале 21в.

Новое место России в мире.

С распадом СССР положение и роль России в мире изменились. Прежде всего изменился мир:окончилась «холодная война», ушла в прошлое мировая система социализма, достоянием истории стало противоборство двух сверхдержав — СССР и США.

Россия унаследовала место СССР в международных организациях. Наша страна осталась второй по размерам ракетно-ядерного потенциала мировой державой. Однако ее военные возможности сократились.

Ситуацию осложняло и разрастание военных конфликтов вблизи границ со странами СНГ, которые в 90-е гг. были фактически открытыми.

России предстояло найти внешнеполитическую концепцию, отвечавшую ее национальным интересам.

Россия и Запад.

У российского руководства в начале 90-х гг. еще не было четкого представления о сущности национальных интересов страны.

Поначалу цели внешней политики страны определялись представлениями о том, что в первую очередь необходимо обеспечить международную финансово-политическую помощь реформам в России со стороны Запада. Руководство страны взяло курс на установление союзнических отношений с США и развитыми европейскими странами. Президент Ельцин в начале 1992 г. объявил, что ядерные ракеты России больше не нацелены на объекты в США и других странах НАТО. Была подписана кэмп-дэвидская декларация о прекращении состояния «холодной войны»

В январе 1993 г. была заключен Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2). К 2003 г. ракетно-ядерные потенциалы двух стран должны были сократиться на 66%. Россия присоединилась к Конвенции о запрещении химического оружия. Досрочно были выведены российские войска из Германии. Летом 1994 г. Россия присоединилась к программе НАТО «Партнерство во имя мира», которая предполагала возможность военного сотрудничества.

«Большая семерка», объединяющая ведущие западные страны, во второй половине 90-х гг. расширилась до «восьмерки» — в нее была принята Россия. Серия неформальных встреч «без галстуков» Президента России с лидерами ведущих мировых стран также способствовала нормализации международной обстановки.

Однако политика, построенная на уступчивости, готовности к компромиссам, подчас воспринималась на Западе, да и в самой России, как признак слабости. Российского министра иностранных дел А. В. Козырева за неизменное согласие с условиями американских партнеров прозвали «господином «Да». Лидеры западных стран не собирались поступаться своими интересами ради дружбы с Россией, где это поняли далеко не сразу.

Переломным в развитии отношений России и Запада событием стал Балканский кризис 1999 г.

Отчуждение между Россией и странами Запада усилилось, когда некоторые международные организации попытались выступить посредниками в урегулировании чеченской проблемы. Их действия напоминали о Балканском кризисе и роли, которую сыграли США и НАТО в Косове.

Вновь возникла потребность в уточнении внешнеполитического курса России.

Россия и Восток.

В первой половине 90-х гг. отношения со странами Востока были второстепенным направлением внешней политики России. События последующих лет показали, что подход, основанный на недооценке восточного направления российской внешней политики, ошибочен.

С 1996 г., когда министрами иностранных дел были Е. М. Примаков и И. С. Иванов, отношения России со странами Азии, Африки, Латинской Америки активизировались. Состоялись переговоры на уровне глав государств и правительств с руководителями Японии, Китая, Индии, Южной Кореи, стран Юго-Восточной Азии и Персидского залива.

Одним из крупнейших торговых партнеров России стал динамично развивающийся Китай. Активно развивалось сотрудничество с Вьетнамом в добыче нефти, с Ираном в сооружении ряда крупных объектов, в том числе атомной электростанции.

Роль России заметно усилилась после ее принятия в 1998 г. в Международную организацию стран Азиатско-Тихоокеанского бассейна. Членство в этой влиятельной организации не только дало нашей стране значительные преимущества в торговле, но и усилило ее политические позиции.

В дни Балканского кризиса руководители России и Китая выступили с заявлением о необходимости наладить стратегическое партнерство, обеспечить многополярность современного мира.

Россия — СНГ.

Перед лидерами и народами новых независимых государств, возникших после распада СССР, стояла исторической важности задача не допустить, чтобы территориальные и политические противоречия переросли в вооруженные конфликты. Так произошло в Югославии: спад государства привел здесь к кровопролитной гражданской войне.

Руководство России сумело избежать двух опасных крайностей — попыток силой восстановить союзное государство и полного отказа от участия в решении проблем, возникших на постсоветском пространстве — так называют страны Содружества Независимых Государств (СНГ).

С помощью российских войск были погашены очаги военных конфликтов в Таджикистане, Грузии, Нагорном Карабахе, Молдавии.

Только за первые 5 лет существования СНГ его участники приняли более 800 совместных решений, среди которых Договор об экономическом союзе (1993), Соглашение о межгосударственном экономическом комитете (1993), Договор о коллективной безопасности (1992—1994).

Однако Содружества в том виде, как это предполагалось в декабре 1991 г., создать не удалось. Большинство программ и планов остались нереализованными. Объемы торговли внутри СНГ неуклонно сокращались. Нарастали новые противоречия, и они охватили все области сотрудничества — экономическую, политическую, юридическую, информационную. Свою роль сыграл и внешний фактор: не все страны мирового сообщества были готовы мириться с воссозданием на новой основе единого мощного государственного образования или союза государств.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...