Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Существует классификация целей по функциональным областям.

ТЕМА 2. ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

1. Формирование видения и миссии организации.

2. Стратегические цели (понятие, виды, требования). Дерево целей.

3. Определение стратегии.

Формирование видения и миссии организации

Прежде чем приступать к разработке стратегии, мы должны подумать, как нам видится будущее компании, в каком направлении она должна развиваться, какими станут в будущем используемые технологии, товар, клиенты, какое положение в отрасли должна занять компания через несколько лет. Для ответа на эти вопросы мы должны тщательно изучить внутреннюю и внешнюю среду нашей компании, чтобы понять, будут ли меняться потребности бизнеса в течение этого времени и дальше, а если будут, то как. Для этого мы должны определить стратегическое видение и миссию нашей компании.

Представление о долгосрочном развитии компании, избранных технологиях, товарах, клиентах, направлениях развития бизнеса составляет стратегическое видение компании.

Стратегическое видение - руководящая философия бизнеса, обоснование существования фирмы. Это то, что видится менеджеру относительно места своей фирмы на рынке, идеальная картина того, что компания собирается делать и чем собирается стать.

Примеры стратегического видения:

1. Стать лучшей сетью ресторанов быстрого обслуживания в Европе.

2. Мир, в котором подключение к Internet проще, доступнее, дешевле (3COM).

3. Обеспечивать новые возможности в любое время, в любом месте, на любом устройстве с помощью первоклассного программного обеспечения (видение Microsoft).

Если стратегическое видение определяет будущий образ компании, то миссия описывает деятельность компании в настоящее время: какие товары и услуги она производит, кто ее клиенты, каковы технологические и деловые возможности.

В широком понимании миссия - это философия и предназначение, смысл существования организации.

В узком понимании миссия - это сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует организация, т.е. миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных.

Существуют различные версии того, что должна включать миссия. Мы выделим наиболее общие составляющие:

1. Описание продуктов или услуг предполагаемой организации.

2. Характеристика рынка - организация определяет своих основных потребителей, клиентов или пользователей.

3. Цели организации, выраженные в интересах выживания, роста, доходности.

4. Технология: характеристика оборудования, технологических процессов, инноваций в области технологии.

5. Философия: здесь должны быть выражены базовые взгляды и ценности организации, служащие основой для создания системы мотивации.

6. Внутренняя концепция, в рамках которой организация описывает собственное впечатление о себе, указывая источники силы, основные слабости, степень конкурентоспособности, фактор выживания.

7. Внешний образ фирмы, ее имидж, подчеркивающий экономическую и социальную ответственность фирмы перед партнерами, потребителями, обществом, в целом. В этой части миссия должна передать впечатление, которое фирма хочет произвести на внешний мир.

Примеры миссии:

1. Pfizer - глобальная исследовательская фармацевтическая компания. Мы разрабатываем и создаем инновационные продукты, улучшающие качество жизни людей во всем мире и обеспечивающие здоровье и долголетие. Компания действует в трех сегментах рынка: медицинские препараты, охрана здоровья людей, охрана здоровья животных. Наши продукты продаются в более чем 150 странах.

2. Gillette - глобальная компания по производству предметов потребления, стремящаяся к получению конкурентного преимущества за счет производства высококачественных средств личной гигиены. Мы действуем глобально в четырех сегментах: предметы личной гигиены, портативные потребительские источники питания, канцелярские товары, компактные электроприборы. Мы стараемся привлекать, удерживать и достойно вознаграждать лучших специалистов во всех сферах нашего бизнеса. Мы инвестируем и будем инвестировать в технологии, необходимые для успешного развития каждой товарной категории. Мы действуем в рамках закона везде, где ведем свою деятельность. Наши продукты безопасны в производстве и использовании.

Стратегические цели (понятие, виды, требования). Дерево целей

Цель – это дальнейшая разработка видения, причем конкретная и измеримая. Она указывает на желаемое состояние предприятия в будущем, к которому оно стремится, выполняя свои ежедневные функции.

Существуют различные классификации целей.

Так, цели подразделяются на стратегические и оперативные и формируются руководителями различных уровней.

Стратегические цели формируются руководителями высшего звена и являются долгосрочными. Они определяются миссией организации. При их формировании руководитель должен предвидеть состояние организации на несколько лет вперед. Стратегические цели распространяются на всю организацию, являются широкими и носят общий характер. Они определяют политику организации и вытекают из ее основных целей. Примерами стратегических целей могут быть расширение сегмента рынка, охватываемого деятельностью фирмы; поиск и ускоренное заполнение новых рыночных ниш; существенное повышение уровня обслуживания покупателей; рост суммы прибыли и уровня рентабельности деятельности; снижение уровня хозяйственных рисков; рост суммы собственного капитала и повышение рыночной стоимости фирмы и т.д.

Оперативные цели формируются руководителями среднего и низшего звена, и являются среднесрочными и краткосрочными. Они разрабатываются и реализуются для достижения стратегических целей. Оперативная цель – это отдельная составляющая стратегической цели, разложенной на части. Оперативные цели позволяют осуществлять работу внутри организации в соответствии с принятой ею политикой.

Другая классификация целей – это экономические и неэкономические цели.

К неэкономическим целям можно отнести социальные цели, например, улучшение условий труда. Фирма не в коем случае не должна забывать о формулировании неэкономических целей, так как всякая фирма – это не просто деловая структура, нацеленная на получение прибыли, но и сообщество людей с присущими им человеческими потребностями.

Экономические цели выражены в показателях хозяйственной деятельности организации. Их можно разделить на количественные ( увеличение доли рынка фирмы до 10% к 2011 г. ) и качественные ( достижение фирмой технологического превосходства в отрасли ).

Существует классификация целей по функциональным областям.

1. Рыночные цели (маркетинговые или внешние программные цели), например, поиск новых рыночных ниш, повышение доли фирмы в рамках своего сегмента рынка, проникновение в другие сегменты потребительского рынка, проникновение на другие региональные рынки и т.п.

2. Производственные (внутренние программные цели) – являются следствием рыночных целей. Они включают в себя все, что необходимо для достижения рыночных целей (кроме организационных ресурсов). Они, в свою очередь, включают в себя инвестиционные ( строительство или приобретение новых магазинов или складских помещений, реконструкция или модернизация действующего производства, формирование эффективного портфеля финансовых инструментов и т.п. ) и инновационные ( внедрение новых технологий товародвижения, прогрессивных методов продажи товаров, новых видов товарных услуг покупателям, новых технологий расчетов за приобретенные товары, новых видов учета и т.д. ) цели.

3. Организационные цели связаны с управлением, структурой и персоналом фирмы, например, переход на новую организационно-правовую форму деятельности, внедрение новой организационной структуры управления, внедрение новых форм организации труда производственного и вспомогательного персонала и т.п.

4. Финансово-экономические цели увязывают между собой все цели в стоимостном выражении, например, снижение уровня издержек, повышение суммы прибыли и уровня рентабельности собственного капитала, снижение доли заемных средств в используемом капитале, ускоренное формирование собственных финансовых ресурсов и т.п.

Цели можно классифицировать по времени, на которое они устанавливаются: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.

При формировании целей необходимо учитывать общепринятые требования к ним.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...