Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Второй этап (январь 1987 — июнь 1989)




Попытка реформирования социализма в духе демократического социализма. Характеризуется началом широкомасштабных реформ во всех сферах жизни советского общества. В общественной жизни провозглашается политика гласности — смягчение цензуры в СМИ и снятие запретов с того, что раньше считались табу. В экономике узаконивается частное предпринимательство в форме кооперативов, начинают активно создаваться совместные предприятия с зарубежными компаниями. В международной политике основной доктриной становится «Новое мышление» — курс на отказ от классового подхода в дипломатии и улучшение отношений с Западом. Часть населения охвачена эйфорией от долгожданных перемен и невиданной по советским меркам свободы. Вместе с тем, в этот период в стране начинает постепенно нарастать общая неустойчивость: ухудшается экономическое положение, появляются сепаратистские настроения на национальных окраинах, вспыхивают первые межнациональные столкновения.

Третий этап (июнь 1989—1991)

Заключительный этап, в этот период происходит резкая дестабилизация политической обстановки в стране: после Съезда начинается противостояние коммунистического режима с возникшими в итоге демократизации общества новыми политическими силами. Трудности в экономике перерастают в полномасштабный кризис. Достигает апогея хронический товарный дефицит: пустые полки магазинов становятся символом рубежа 1980—1990-х. Перестроечная эйфория в обществе сменяется разочарованием, неуверенностью в завтрашнем дне и массовыми антикоммунистическими настроениями. С 1990 года основной идеей становится уже не «совершенствование социализма», а построение демократии и рыночной экономики капиталистического типа. «Новое мышление» на международной арене сводится к односторонним уступкам Западу, в итоге чего СССР утрачивает многие свои позиции и фактически перестает быть сверхдержавой, еще несколько лет назад контролировавшей половину мира. В России и других республиках Союза к власти приходят сепаратистски настроенные силы — начинается «парад суверенитетов». Закономерным итогом такого развития событий стали ликвидация власти КПСС и распад Советского Союза.

41. Курс российского руководства на форсированный переход к рыночной экономике: освобождение цен от государственного регулирования, приватизация и акционирование в промышленности, упразднение централизованно-фондовой системы распределения продукции и ресурсов, преобразование колхозов и совхозов, создание фермерских хозяйств и акционерных обществ, введение российской валюты, либерализация внешней торговли.

Этапы приватизации: ваучеры (1992–1993), свободная продажа акций частных и акционированных предприятий (с 1994 года). Первые итоги приватизации. Проблемы вывоза капиталов из страны и инвестиций (отечественных и иностранных) в ее экономику. Состояние дел в сфере промышленности, сельского хозяйства, внутренней и внешней торговли к 1998 году.

Социальные последствия кардинальных изменений в экономике. Имущественное расслоение российского общества. Формирование класса собственников средств производства. Рост безработицы. Дальнейшее ухудшение условий жизни большинства населения.

Политический кризис в сентябре 1993 года: конфликт законодательной и исполнительной властей. Октябрьские события 1993 года в Москве и их последствия. Упразднение местных органов Советской власти. Выборы в Федеральное Собрание (декабрь 1993 года).

Конституция Российской Федерации 1993 года. Формирование президентской республики. Договор об общественном согласии (1994 год). Выборы в Государственную Думу в 1995 году. Президентские выборы 1996 года и избрание президентом РФ Б. Н. Ельцина. Развитие многопартийности. Расстановка политических сил и межпартийная борьба на современном этапе.

Проблема сохранения территориальной целостности России и меры властей по ее разрешению. Договоры о разграничении полномочий между Центром и субъектами РФ. Ввод федеральных войск на территорию Чеченской Республики. Этапы и итоги «чеченской кампании». Межнациональные отношения в современной России.

Президентские выборы и избрание президентом РФ В. В. Путина. Внешняя политика. Внешнеполитический курс РФ в изменившихся условиях.

Взаимоотношения РФ со странами Дальнего зарубежья. Подписание российско-американского договора по ограничению стратегических наступлений вооружений (ОСНВ-2). Завершение вывода российских войск из государств — бывших членов ОВД. Присоединение РФ к программе НАТО «Партнерство во имя мира» (1994 год). Принятие России в Совет Европы и подписание ею международного договора о всеобщем запрещении ядерных испытаний (1996 год). Позиция российского руководства по вопросу расширения НАТО на Восток.

Россия и страны ближнего зарубежья. Договор о коллективной безопасности стран — членов СНГ. Принятие Устава СНГ (1993 год). Создание Межгосударственного экономического комитета. Договор о таможенном союзе России, Белоруссии, Казахстана и Киргизии. Договор о союзе между Россией и Белоруссией (1997 год). Отношения со странами, не вошедшими в СНГ. Достижения и нерешенные проблемы сотрудничества с государствами ближнего зарубежья.

Радикальные изменения в сфере культуры. Ослабление и полное устранение идеологического диктата. Ликвидация цензуры. Политика «открытых дверей» в культурном обмене с зарубежными странами. Литература и искусство в новых условиях. Изменение в системе высшего и среднего образования.

 

В январе 1996 г. на пост министра иностранных дел был назначен Е.М.Примаков, представивший концепцию многополярного мира как основу политики Российской Федерации. Министр обозначил условия перехода к новому миропорядку, формирование которых должно стать приоритетом внешней политики России [11]:

1. «Нельзя допустить, чтобы место старых фронтов противостояния заняли новые разделительные линии. Эта важнейшая задача предопределила наше чётко негативное отношение и к идее расширения НАТО и к попыткам сделать этот альянс осью новой системы европейской безопасности».

2. «Освобождение от менталитета «ведущих» и «ведомых», который «непосредственно подталкивает тенденцию к созданию однополярного мира. Такую модель миропорядка не приемлет сегодня преобладающая часть мирового сообщества».

3. «Демократизация международных экономических отношений, одним из главных элементов которой является отказ от использования экономических средств в эгоистических политических целях».

4. Скоординированность действий международного сообщества при решении таких проблем, как урегулирование конфликтов, сокращение вооружений и укрепление доверия в военной сфере, укрепление гуманитарного и правового компонентов безопасности, помощь развивающимся странам.

Становление внешнеполитического курса. Российской Федерации как правопреемнице СССР необходимо было вырабо­тать новый внешнеполитический курс. В его основу было положе­но четыре главных направления:

1) утверждение себя в мире в качестве независимого госу­дарства с сохранением статуса великой державы;

2) строительство новых взаимоотношений с бывшими республиками СССР и странами бывшего социалистического бло­ка;

3) создание взаимоотношений со странами Запада и США на новой основе;

4) формирование новых отношений со странами Востока.

42. Глобальные проблемы 21 века

«Глобальные проблемы» (термин появился в конце 1960-х гг. -- совокупность проблем человечества, которые встали перед ним во второй половине XX в. и от решения которых зависит существование цивилизации.

Эти проблемы являются глобальными, потому что:

· затрагивают все человечество;

· проявляются как объективный фактор развития общесмтва;

· настоятельно требуют решения;

· предполагают международное сотрудничество различных стран (невозможно решить в одной отдельно взятой стране);

· от их решения зависит дальнейшая судьба цивилизации.

Причины глобальных проблем:

· активный преобразующий характер деятельности человечества;

· противоречия и конфликты становятся из локальных общемировыми из-за растущей взаимозависимости человечества.

Главные (приоритетные) глобальные проблемы

· Проблема мира и разоружения, предотвращения новой мировой войны

· Демографическая

· Преодоление отсталости развивающихся стран

· Продовольственная

· Сырьевая

· Энергетическая

· Экологическая

· Использования Мирового океана

· Мирового освоения космоса

Все глобальные проблемы взаимосвязаны. Невозможно решить каждую из них по отдельности: человечество должно решать их сообща, ради сохранения жизни на планете.

Основные направления разрешения глобальных проблем

· Формирование нового планетарного сознания. Воспитание человека на принципах гуманизма. Широкое информирование людей о глобальных проблемах.

· Всеобъемлющее изучение причин и противоречий, условий, приводящих к возникновению и обострению проблем

· Концентрация усилий всех стран по решению глобальных проблем. Необходимо сотрудничество в создании новейших экологических технологий, общего мирового центра по изучению глобальных проблем, единого фонда средств и ресурсов, обмена информации.

· Вывод международного сотрудничества на новый качественный уровень

· Наблюдение и контроль за глобальными процессами на планете. Получение объективной информации от каждой страны и международных исследований необходимо для прогнозирования и принятия решений.

· Четкая международная система прогнозирования.

Важнейшими факторами, определяющими направленность развития цивилизации на современном этапе, являются:

1.Начавшийся процесс глобальной интеграции человечества на фоне утраты практически всеми странами мира самодостаточности развития.

2.Интенсивное формирование единой мировой системы власти в условиях доминирования в мире блока стран западной цивилизации во главе с США.

3.Интенсивый рост численности населения Земли в условиях нарастания объемов потребления западной цивилизации с приближением к критическому порогу уровня экодавления на всю сферу обитания Земли.

4.Глобальный промышленно-сырьевой дисбаланс, состоящий в том, что наибольший промышленный потенциал сосредоточен в США, странах Европы и Японии, тогда как основные энергетические и сырьевые ресурсы сосредоточены в России и странах третьего мира.

5.Появление на мировой арене самостоятельных геополитических субъектов транснационального характера.

Именно эти черты привели к несоответствию существующего мирового порядка (сложившегося во второй половине 20-го века в рамках биполярной системы) реалиям начала 21-го века.

Следствием этого несоответствия стал глобальный кризис, ведущее противоречие, которого лежит между ростом производства-потребления и имеющимися ресурсами, необходимыми для развития, возможностями экосистемы Земли.

Этот кризис является одним из самых глубоких и масштабных в истории Человечества и носит цивилизационный характер, охватывая практически все стороны жизни современного Человечества.

К основным диспропорциям и противоречиям, непосредственно породивших развивающийся кризис можно отнести:

1. Противоречие между ростом производства-потребления и имеющимися ресурсами, необходимыми для развития, возможностями экосистемы Земли.

Разрешение этого противоречия возможно только за счет сокращения потребления. Возникает вопрос - как и за счет кого?

2. Диспропорциями в распределении промышленных мощностей и сырья, породивших конфликт интересов между промышленно развитыми странами и странами-поставщиками сырья.

Разрешение этого конфликта возможно, либо установлением более справедливых глобальных товарно-денежных отношений, либо достижением контроля промышленно развитых стран над основными планетарными сырьевыми ресурсами путем установлением их господства (в какой-либо форме) над странами-поставщиками сырья.

3. Противоречием между «бедными» развивающимися странами и «богатыми» промышленно развитыми.

Его разрешение также возможно, либо за счет установлением более справедливых глобальных товарно-денежных отношений, либо фактическим уничтожением суверенитета развивающихся стран, установлением над ними в той или форме военно-политического контроля стран промышленно развитого Запада.

4. Противоречием между нациями, национальными элитами и транснациональной элитой.

Его разрешение возможно, либо построением единого мирового государства, где будут доминировать наднациональные органы власти и различные иные транснациональные субъекты, с радикальным ослаблением или полным устранением государственных суверенитетов, либо создания мирового порядка, как сообщества суверенных государств, отражающих интересы своих народов, где наднациональные органы играют лишь координирующую роль, а транснациональные структуры не имеют самостоятельной политической субъектности.

5. Противоречие между объемом мирового «финансового пузыря» и масштабом реального сектора мировой экономики.

Его разрешение возможно либо устранением (в какой-либо форме) мирового «финансового пузыря», что чревато утратой власти транснациональной финансовой элитой, либо его «конверсией» в реальный сектор экономки, что будет означать установление безраздельного экономического господства транснациональной финансовой элиты над миром.

6. Противоречие между огромной мировой финансовой властью транснациональной финансовой элиты и отсутствием ее политической субъектности.

Его разрешение может быть осуществлено либо построением единого мирового государства, с преобразованием нынешней транснациональной финансовой элиты в единственный субъект мировой власти, либо устранением финансового господства транснациональной финансовой элиты в системе международных экономических отношений с восстановлением экономического суверенитета государств.

7. Противоречие между бездуховностью «свободного рынка», порождающей власть денег и духовными основами существования различных цивилизаций, формирующих цивилизационные различия, порождающих власть идей (в той или иной степени).

Диспропорции и противоречия, породившие начинающий свое развитие цивилизационный кризис охватывают все сферы жизнедеятельности Человечества и соответственно изменения в обществе, направленные на устранение этого кризиса должны будут охватить все аспекты мирового порядка. То есть речь идет построении качественно нового мирового порядка, по всем основным аспектам, отличающимся от настоящего.

Россия вошла в пятерку наиболее развитых промышленных стран. Она встала на путь экономической модернизации, т. е. изживания остатков крепостничества, развития промышленности, создания основ индустриального общества, в котором промышленность преобладает над сельским хозяйством, а городское население — над сельским. Модернизация в России имела свои особенности:

приходилось догонять вырвавшиеся вперед индустриальные державы;

огромное влияние на экономический рост оказывало государство. Государственные субсидии, заказы, высокие таможенные пошлины, содержание за счет казны заводов, фабрик, железных дорог были призваны поддержать и ускорить развитие современной на тот период промышленности;

в финансировании промышленного роста заметную — но не решающую — роль играл иностранный капитал: немецкий, французский и др.

Задача модернизации была тем вызовом, который России бросило само время. Ее решение было сопряжено с трудными, даже тяжкими проблемами. Назовем некоторые из них.

Российская экономика была многоукладной. Наряду с динамично развивавшимися частнокапиталистическим, монополистическим и государственно-монополистическим укладами существовали уклады, не охваченные модернизацией, — патриархальный, полукрепостнический, мелкотоварный.

Высокие количественные показатели (темпы роста, уровень концентрации, объемы производства) сочетались с довольно низкими качественными. Низкой была производительность труда. По уровню производства промышленной продукции на душу населения и технической оснащенности предприятий Россия далеко отставала от ведущих индустриальных стран.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...