Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Савва Морозов и московский художественный театр




ТЕКСТЫ ИЗЛОЖЕНИЙ

Часть I

Текст 1

ПАВЕЛ МИХАЙЛОВИЧ ТРЕТЬЯКОВ

Быть может, многим теперь покажется странным услышать, что ещё каких-нибудь сто двадцать лет назад в России не было ни одного доступного народу музея, если не считать Эрмитажа (как известно, принадлежавшего царствующему дому Романовых), где русских картин было немного, да ещё музея при Академии художеств.

Несправедливо было бы, однако, утверждать, что в то время в России не было вовсе любителей искусства.

Но любовь любви рознь. Вельможные меценаты любили искусство, как скупой рыцарь своё золото; они лелеяли его, но держали под семью замками. Творения русских живописцев были заперты в залах княжеских дворцов и помещичьих усадеб.

Но те же причины, какие пробудили к жизни новую русскую живопись, сделали неизбежным и возникновение общедоступных музеев.

Имя Павла Михайловича Третьякова навсегда останется среди имён тех людей, кто бескорыстной любовью и преданностью своей двигал вместе с художниками русскую живопись вперёд. Его горячая вера в будущность народного искусства, его действенная и постоянная поддержка укрепляли художников в сознании необходимости дела, которое они делают.

Третьяков не был «покровителем искусств», меценатом того толка, какими были в своё время многие родовитые вельможи в России. Он не красовался, не тешил собственное тщеславие, не выбирал себе любимцев среди художников и не швырял по-княжески деньги. Он был рассудителен, расчётлив и не скрывал этого. «Я вам всегда говорю, – писал он однажды Крамскому, – что желаю приобретать как можно дешевле, и, разумеется, если вижу две цифры, то всегда выберу меньшую: ведь недаром же я купец, хотя часто и имею антикупеческие достоинства».

Именно эти «антикупеческие достоинства» – просвещённость, гуманизм, понимание общенародной роли искусства – и позволили Третьякову выбирать для своей галереи всё самое лучшее, самое правдивое и талантливое, что давала тогда русская живопись.

С первой же выставки передвижников он приобрёл около десятка картин, и среди них такие, как «Грачи прилетели» Саврасова, «Пётр Первый допрашивает царевича Алексея в Петергофе» Николая Ге, «Сосновый бор» Шишкина и «Майская ночь» Крамского. С тех пор он стал постоянным членом товарищества и тем самым присоединился к его общим задачам и целям.

Третьяков известен был своим удивительным чутьём. Тихий, молчаливый, сдержанный, он появлялся в мастерских, где ещё только заканчивались будущие шедевры живописи, и, случалось, покупал их для своей галереи прежде, чем они успевали появиться на выставке.

Бескорыстие его было беспримерным. Приобретя у Верещагина огромную коллекцию его картин и этюдов, он тут же предложил её в качестве дара Московскому художественному училищу. Свою галерею он с самого начала задумал как музей национального искусства и ещё при жизни своей передал в дар городу Москве. И лишь спустя шесть лет (как раз в год смерти П.М. Третьякова) открылся первый государственный русский музей в столичном Петербурге, да и то куда уступавший «Третьяковке», ставшей уже к тому времени местом паломничества многих тысяч людей, приезжавших в Москву со всех концов России. (440 слов) По Л. Волынскому

Творческое задание. Напишите подробное изложение. Расскажите о том, какому виду искусства отдаёте предпочтение вы сами и почему.

Текст 2

В ДОМЕ ЧЕХОВА

О Чехове сказано как будто всё. Но пока ещё мало сказано о том, что оставил Чехов нам в наследство в наших характерах и как Чехов своим существованием определил сегодня жизнь тех, кому он дорог. Почти ничего не сказано о «чувстве Чехова» – всегда живого и милого нам человека, о чувстве сильном и благородном.

И вот я решил статьи не писать, а обратиться к своим записям. Может быть, там где-нибудь и проскользнёт то «чувство Чехова», которое я не могу ещё точно определить. Записи эти  очень короткие. Например: «1950 год. Я один в доме. Мохнатая собачка лает внизу. По традиции её зовут Каштанкой». Память получила лёгкий толчок и начинает восстанавливать прошлое.

Это было осенью 1950 года. Я пришёл в ялтинский дом Чехова к Марии Павловне. Её не было, она ушла куда-то по соседству, а я остался ждать её в доме. Старая работница провела меня на террасу. Стояла та обманчивая и удивительная ялтинская осень, когда нельзя понять, доцветает ли весна или расцветает прозрачная осень. Горел на солнце во всей своей девственной белизне куст каких-то цветов. Цветы уже осыпались от каждого веяния или, вернее, дыхания воздуха. Я знал, что этот куст был посажен Антоном Павловичем, и боялся прикоснуться к нему, хотя мне и хотелось сорвать на память пусть самую ничтожную веточку. Наконец я решился, протянул руку к кусту и тотчас же отдёрнул её: снизу, из сада, на меня залаяла мохнатая рыжая собачка по имени Каштанка. Она отбрасывала задними лапами землю и лаяла совершенно так, как описывал это Чехов. Я невольно рассмеялся. Собачка села, расставила уши и прислушалась. Солнце просвечивало её жёлтые добрые глаза.

Было тихо, тепло. Синий солнечный дым поднимался к небу со стороны моря, как широкий занавес, и за этим занавесом мощно и мужественно протрубил пароход. Я услышал в комнатах голос Марии Павловны, и вдруг у меня сердце сжалось с такой силой, что я с трудом сдержал слёзы. О чём? О том, что жизнь неумолима, что хотя бы некоторым людям, без которых мы почти не можем жить, она должна бы дать если не бессмертие, то долгую жизнь, чтобы мы всегда ощущали у себя на плече их лёгкую руку. Я тут же постарался отогнать эти мысли, но горечь не проходила. Разум говорил одно, а сердце – другое. Мне казалось, что в то мгновение я отдал бы половину своей жизни, чтобы услышать за дверью спокойные шаги и покашливание давным-давно ушедшего отсюда хозяина этого дома.

Давным-давно! Со дня его смерти прошло сорок шесть лет. Этот срок казался мне одновременно и ничтожным, и невыносимо огромным. Пришла Мария Павловна, заговорила о Левитане, рассказала, что была влюблена в него, и, рассказывая, покраснела от смущения, как девочка. Сам не знаю почему, но, выслушав Марию Павловну, я сказал:

— У каждого, должно быть, была своя «Дама с собачкой». А если не было, то обязательно будет. Мария Павловна снисходительно улыбнулась и ничего не ответила. 462 слова По К. Паустовскому*

Творческое задание. Напишите подробное изложение, передав содержание текста от III-его лица.Опишите чувства, возникшие у вас после прочтения текста.

*Константин Георгиевич Паустовский (1892—1968) — русский советский писатель, классик русской литературы. Член Союза писателей СССР. Книги К. Паустовского неоднократно переводились на многие языки мира.

Текст 3

ЧАЙКОВСКИЙ И ПРИРОДА

Чайковский проснулся рано и несколько минут не двигался, прислушиваясь к перезвону лесных жаворонков. Даже не глядя в окно, он знал, что в лесу лежат росистые тени.

На соседней сосне куковала кукушка. Он встал, подошёл к окну.

Дом стоял на пригорке. Леса уходили вниз, в весёлую даль, где лежало среди зарослей озеро. Там у композитора было любимое место – оно называлось Рудым Яром.

Сама дорога к Яру всегда вызывала волнение. Бывало, зимой в сырой гостинице в Риме, он просыпался среди ночи и начинал шаг за шагом вспоминать эту дорогу: сначала по просеке, где около пней цветёт розовый иван-чай, потом берёзовым грибным мелколесьем, потом через поломанный мост над заросшей речкой и – вверх, в корабельный бор. Он вспоминал этот путь, и у него тяжело билось сердце.

Это место казалось ему наилучшим выражением русской природы. Он знал, что сегодня, побывав там, вернётся – и давно живущая где-то внутри любимая тема о лирической силе этой лесной стороны перельётся через край и хлынет потоками звуков.

Так и случилось. Он долго простоял на обрыве Рудого Яра. С зарослей липы и бересклета капала роса. Столько сырого блеска было вокруг, что он невольно прищурил глаза.

Но больше всего в этот день Чайковского поразил свет. Он вглядывался в него, видел всё новые пласты света, падавшие на знакомые леса. Как только он раньше не замечал этого? С неба свет лился прямыми потоками, и под этим светом особенно выпуклыми и кудрявыми казались вершины леса, видного сверху, с обрыва.

На опушку падали косые лучи, и ближайшие стволы сосен были того мягкого золотистого оттенка, какой бывает у тонкой сосновой дощечки, освещённой сзади свечой. И с необыкновенной в то утро зоркостью он заметил, что сосновые стволы тоже отбрасывают свет на подлесок и на траву – очень слабый, но такого же золотистого, розоватого тона.

Знакомый край был весь обласкан светом, просвечен им до последней травинки. Разнообразие и сила освещения вызвали у Чайковского то состояние, когда кажется, что вот-вот случится что-то необыкновенное, похожее на чудо. Он испытывал это состояние и раньше. Его нельзя было терять. Надо было тотчас возвращаться домой, садиться за рояль. Чайковский быстро пошёл к дому.

Дома он приказал слуге никого к себе не пускать, прошёл в маленький зал, запер дребезжащую дверь и сел к роялю.

Он играл. Он добивался ясности мелодии – такой, чтобы она была понятна и ·мила и Фене, и даже старому Василию, ворчливому леснику из соседней помещичьей усадьбы.

Он играл, не зная, что Феня принесла ему земляники, сидит на крыльце, крепко сжимает загорелыми пальцами концы белого головного платка и, приоткрыв рот, слушает. А потом приплёлся Василий, сел рядом с Феней.

– Играет? – спросил Василий. – Прекратить, говоришь, нельзя?

– Никак! – ответил слуга и усмехнулся на необразованность лесника. – Он музыку сочиняет. Это, Василий Ефимович, святое дело. (440 слов) По К. Паустовскому

Творческое задание. Напишите подробное изложение. Почему, по вашему мнению, слуга П.И. Чайковского назвал процесс сочинения музыки «святым делом»? Расскажите о том, какое влияние оказывает музыка на вас.

Текст 4

САВВА МОРОЗОВ И МОСКОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕАТР

Среди крупных московских купеческих фамилий самой выдающейся была династия Морозовых. Основатель династии, Савва Васильевич Морозов, дожив до глубокой старости, так и не одолел русской грамоты, пройдя удивительный путь от крепостного до купца первой гильдии, человека заметного и богатого. Сын его, Тимофей Саввич, возглавит самую крупную мануфактуру – Никольскую в Орехово-Зуево и в десять раз увеличит унаследованный от отца капитал. Его сын, Савва Тимофеевич, пойдёт ещё дальше, в короткое время сделает фабрику одной из самых производительных и доходных в России.

С.Т. Морозов успешно закончил Московский университет. После окончания университета уезжает в Англию, изучает химию в Кембриджском университете, собирается защищать диссертацию. Работал на текстильной фабрике в Манчестере, специализировался в области красителей, имел патенты на изобретения. Купец Морозов был энциклопедически образованным человеком, сведущим в самых различных областях знаний.

Московскому Художественному театру суждено было сыграть поистине историческую роль не только в жизни отечественного театра, но и в судьбах всей отечественной культуры. Вклад Саввы Тимофеевича Морозова в становление театра не ограничивался поражающими воображение суммами; он сам строил театр в буквальном смысле слова. Именно в этом театре плодотворно работали гениальный режиссёр К.С. Станиславский, создатель авторитетной во всём мире театральной системы, выдающиеся художники сцены: М. Чехов, Е. Вахтангов, В. Качалов и многие другие.

Театр строился не только на деньги С.Т. Морозова, но и в буквальном смысле слова – его трудом, его руками. Решение этого трудного дела Морозов выполнил со всем размахом и широтой, присущими его натуре, и выстроил новый театр в Камергерском переулке. Девиз, которым он руководствовался, гласил: всё – для искусства и актёра, тогда и зрителю будет хорошо в театре. Морозов не жалел денег на сцену, на её оборудование; часть здания, которая предназначена для зрителей, была отделана с чрезвычайной простотой, по эскизам известного архитектора Шехтеля, строившего театр безвозмездно. В отделке театра не было допущено ни одного яркого или золотого пятна, чтобы приберечь эффект ярких красок для декораций и обстановки сцены.

Гордостью театра стала специально сконструированная Шехтелем сцена. Здесь происходило вращение целого подпольного этажа. В самой сцене был устроен огромный люк, который опускался с помощью электрического двигателя. В число нововведений входила и значительно усовершенствованная вентиляционная система. Всем освещением сцены и зрительного зала управлял устроенный по последнему слову техники электрический рояль – детище С.Т. Морозова.

Для актёров предназначались комфортабельные гримёрные с мягкими кушетками для отдыха, письменным столом. Зрительный зал на 1100 мест (партер, амфитеатр и два яруса) выдержан был в зеленовато-оливковой гамме. Появился ставший вскоре легендой, визитной карточкой Художественного, занавес с белой чайкой, каждый раз напоминавший, что Чехов и театр Станиславского – это синонимы.

Новое оформление получили театральные подъезды – фонари с дуговыми лампами. Пловец, борющийся с волнами, и летящая над ним чайка служили символом искусства Художественного театра, его историческим предназначением.(427 слов) По А. Аронову

Творческое задание. Напишите подробное изложение. Дайте аргументированный ответ на вопрос: есть ли будущее у меценатства?

Текст 5

ПОНЯТИЕ ОБ ЭТИКЕТЕ

Этикет – слово французского происхождения. К этикету относят правила учтивости и вежливости, принятые в обществе. В основе этикета лежат правила поведения, которые являются всеобщими, поскольку они соблюдаются не только представителями какого-то данного общества, но и представителями самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире. В каждой стране в этикет вносятся свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, национальными традициями и обычаями.

Различают несколько видов этикета, основными из которых являются: придворный этикет – строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов; дипломатический этикет – правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах друг с другом на различных дипломатических приёмах, визитах, переговорах; воинский этикет – свод общепринятых в армии правил и норм поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности; общегражданский этикет – совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.

Большинство правил дипломатического, воинского и общегражданского этикета в той или иной мере идентичны. Отличие состоит лишь в том, что от точности соблюдения правил этикета дипломатами зависит престиж страны, которую они представляют. Несоблюдение правил этикета может привести к осложнениям во взаимоотношениях государств.

По мере изменений условий жизни человечества, роста образования и культуры одни правила поведения устаревают, другие корректируются или сменяются новыми. То, что раньше считалось неприличным, становится общепринятым, и наоборот. Но требования этикета не являются абсолютными: соблюдение их зависит от места, времени и обстоятельств. Поведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, может быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах.

Нормы этикета, в отличие от норм морали, являются условными и носят характер неписаного соглашения о том, что в поведении людей является общепринятым, а что нет. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определённых правил и взаимоотношений. Умение правильно вести себя в обществе облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создаёт устойчивые взаимоотношения.

Тактичный и воспитанный человек ведёт себя в соответствии с нормами этикета не только на работе и на официальных церемониях, но и дома. Встречаются и такие люди, которые на работе, со знакомыми и друзьями вежливы, предупредительны, а дома же с близкими не церемонятся, грубы и нетактичны. Это говорит о невысокой культуре человека и плохом воспитании. Подлинная вежливость, в основе которой лежит доброжелательность, обуславливается чувством меры и такта, подсказывающим, что можно, а чего нельзя делать при тех или иных обстоятельствах.

Современный этикет регламентирует поведение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различных официальных мероприятиях.

Итак, этикет – очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, выработанных на протяжении многих веков жизни всеми народами. (415 слов) По А. Золотарёву

Творческое задание. Напишите подробное изложение. Порассуждайте над вопросами: что такое современный этикет и общегражданский этикет?

Текст 6

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...