Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Песнь песней 1 страница




Глава 1

 

Был человек в земле Уц, и звался он Иов; и человек этот был прост[857], и праведен, и богобоязнен, и далек от зла.

И родилось у него семеро сыновей[858] и трое дочерей; имения же было у него семь тысяч овец, и три тысячи верблюдов, и пятьсот пар волов подъяремных, и пятьсот ослиц, и челяди весьма много. И был человек этот велик между всеми сынами земли восточной.

И сыновья его имели обыкновение сходиться, и каждый в день свой давал пир в доме своем; и посылали они за тремя сестрами своими, и звали их есть и пить вместе. Но когда дни пира совершали круг свой, тогда посылал Иов за сынами своими и творил над ними очищение; рано утром вставал он и возжигал искупительную жертву по числу их. Ибо говорил Иов:

«Может статься, погрешили сыны мои

И похулили Бога в сердце своем? »

И так делал Иов во все дни.

И был день, когда пришли Сыны Божьи[859], чтобы предстоять Господу[860]; и Противоречащий[861] пришел с ними.

И вопросил Господь Противоречащего:

«Отколе приходишь ты? »

И ответствовал Господу Противоречащий, и сказал:

«От обхода земли,

от скитаний по ней».

И вопросил Господь Противоречащего:

«Приметило ли сердце твое

раба моего,

Иова?

Ведь нет на земле мужа, как он:

прост, и праведен,

и богобоязнен, и далек от зла! »

И ответствовал Господу Противоречащий, и сказал:

«Разве не за мзду богобоязнен Иов?

Не Ты ли кругом оградил его,

и дом его,

и все, что его?

Дело рук его Ты благословил,

разошлись по земле его стада.

Но ‑ протяни‑ ка руку Твою,

дотронься до всего, что есть у него;

разве не похулит он Тебя

в лицо Тебе? »[862]

И сказал Господь Противоречащему:

«Вот ‑ все, что его, в руке твоей;

лишь на него не простри руки твоей! »

И отошел Противоречащий от лица Господа.

И был день, когда сыновья и дочери Иова ели и пили вино в доме брата своего первородного. И приходит к Иову вестник, и говорит:

«Орали на пашне волы

и ослицы подле паслись,

как напали савеяне

и взяли их,

а отроков сразили острием меча,

и спасся я один,

дабы известить тебя! »

Он не кончил, как приходит другой и говорит:

«Огонь Божий ниспал с небес,

овец и пастухов попалил и пожрал;

и спасся я один,

дабы известить тебя! »

Он еще не кончил, как приходит другой и говорит:

«В три отряда халдеи сошлись,

и напали на верблюдов,

и взяли их,

а отроков сразили острием меча,

и спасся я один,

дабы известить тебя! »

Он еще не кончил, как приходит другой и говорит:

«Сыны твои

и дочери твои

ели и пили вино

в доме брата своего первородного;

и вот великий вихрь

с того края пустыни пришел,

и сотряс он четыре угла

дома того,

и пал дом на юных, и они мертвы;

и спасся я один,

дабы известить тебя! »

И тогда встал Иов, и разодрал ризу свою, и обрил главу свою, и повергся на землю, и преклонился, и сказал:

«Наг вышел я из родимых недр

и наг возвращусь назад.

Господь дал, Господь взял ‑

благословенно имя Господне! »

При всем этом не погрешил Иов и не оказал Богу никакого неподобия.

 

Глава 2

 

И был день, когда пришли Сыны Божьи, чтобы предстоять Господу, и Противоречащий пришел с ними, чтобы предстоять Господу.

И вопросил Господь Противоречащего:

«Отколе приходишь ты? »

И ответствовал Господу Противоречащий, и сказал!

«От обхода земли,

от скитаний по ней».

И вопросил Господь Противоречащего:

«Приметило ли сердце твое

раба моего

Иова?

Ведь нет на земле мужа, как он:

прост, и праведен,

и богобоязнен, и далек от зла.

И доселе тверд он в простоте своей;

а ты наущал меня на него,

ища погубить его без вины! »

И ответствовал Господу Противоречащий, и сказал:

«Кожа за кожу! [863] ‑

и все, что имеет муж,

отдаст он за жизнь свою.

Нет ‑ протяни‑ ка руку твою,

дотронься до кости его

и плоти его:

разве не похулит он тебя

в лицо тебе? »

И сказал Господь Противоречащему:

«Вот ‑ он в руке твоей;

лишь дыханье его сохрани! »

И отошел Противоречащий от лица Господа, и поразил Иова злыми язвами[864] от подошвы стопы его по самое темя его. И взял Иов черепок, чтобы соскребать с себя гной, и сел среди пепла.

И говорила ему жена его:

«Ты все еще тверд в простоте твоей?

Похули Бога ‑ и умри! »

Но он сказал ей:

«Словно одна из безумных жен,

так молвила ты!

Приемлем мы от Бога добро ‑

ужели не примем от Него зло? »

При всем этом не погрешил Иов устами своими.

И прослышали трое друзей Иова о всех несчастьях, что постигли его, и пошли они каждый из места своего: Элифаз из Темана, и Билдад из Шуаха, и Цофар из Наамы[865]; и сговорились они идти к нему вместе, чтобы соболезновать ему и утешать его.

И когда они издали подняли глаза свои, они не узнали его. Тогда возвысили они глас свой, и возрыдали, и разодрал каждый ризу свою, и метали они прах на главы свои, к небу. И сидели они при нем на земле семь дней и семь ночей; и никто не говорил ему ни слова, ибо видели они, что скорбь его весьма велика.

 

Глава 3

 

После этого отверз Иов уста свои и проклял день свой[866]. И начал Иов, и сказал:

«Да сгинет день, в который рожден я,

и ночь, что сказала: «зачат муж»! [867]

День тот ‑ да будет он тьма,

Бог с высот да не взыщет его,

да не сияет ему свет!

Смертная тень да емлет его,

да обложит его мгла,

затмение да ужаснет! [868]

Ночь та ‑ да обладает ею мрак,

Да не причтется она к дням годовым,

в месячный круг да не войдет!

Ночь та ‑ да будет неплодна она,

да не звучит в ней веселья клик!

Да проклянут ее клянущие день,

те, что храбры Левиафана ярить!

Да тмятся звезды утра ее,

пусть ждет лучей, но они не придут,

пусть не узрит зениц зари, ‑

за то, что не затворила родимых недр,

не сокрыла горя от глаз моих!

Зачем не умер я при исходе из чрева

и не сгинул, выйдя из недр?

Зачем колени держали меня,

к чему питали меня сосцы?

Как недоноску, не жить бы мне,

как младенцам, что не зрели свет!

Тогда лежал бы я, дремля,

спал бы и был в покое,

среди царей и советных вельмож,

что зиждут себе строенья гробниц,

среди князей, у которых злато,

полнящих серебром домы свои.

Там кончается ярость злых,

там отдыхает, кто утомлен;

узники в кругу своем не знают тревог,

не слышат голоса палача;

малый и великий там равны,

пред господином волен раб.

На что Он дает страдальцу свет

и жизнь тому, кто душой удручен,

кто хочет смерти, и нет ее,

кто рад бы добыть ее, как клад,

до восторга бы возликовал

и восхитился, обретя гроб, ‑

мужу, чей путь скрыт,

кому поставил преграду Бог?

Вместо хлеба моего мне вздохи мои,

и льются, как воды, стоны мои,

ведь чего я ужасался, постигло меня,

и чего я боялся, приходит ко мне.

Нет мне затишья, и нет мне покоя,

и нет мне мира,

но пришла смута! »

 

Глава 4

 

И ответствовал Элифаз из Теманы, и сказал:

«Попытаешь слово ‑ тебе досадишь;

но в чьих силах сдержать речь?

Бывало, многих ты вразумлял,

возвращал ослабевшей длани мощь,

поднимало падшего слово твое,

и колено дрожащее ты укреплял.

А дошло до тебя ‑ и ты без сил,

коснулось тебя ‑ и ты смущен?

Не страх ли Божий ‑ надежда твоя,

не праведность ли твоя ‑ упованье твое?

Припомни: когда чистый погиб

и где справедливый был стерт?

Насколько я видел, пахарь беды

и сеятель зол пожнут посев.

От дуновенья Божья сгинут они,

истают от дыханья гнева Его.

Глас льва, и рычащего зык,

и зубы львят исчезнут;

и погиб без добычи ярый лев,

и рассеяны отродья львицы.

И прокралось слово ко мне ‑

лишь отзвук до уха дошел ‑

при раздумьях от видений, в ночи,

когда сон людей бывает глубок;

схватил меня страх, и дрожь

кости мои сотрясла,

и овеял лицо мое дух,

и дыбом поднялись власы.

И стал пред очами зрак, ‑

не распознать вида его, ‑

лишь повеяло, и слышу слова?

«Человек ли пред Богом прав,

перед Творцом своим чист ли муж?

Вот, не верит Он и Слугам Своим,

и в Ангелах обличает порок.

Что сказать о тех, чей дом

из глины и стоит на пыли?

Их раздавят, как моль,

к вечеру их рассекут,

они сгинут ‑ не приметит никто.

Исторгается у шатра их червь,

и не в мудрости умирают они».

 

Глава 5

 

Взывай же! Кто даст ответ?

Кого из Святых призовешь?

Так, глупца убивает гнев,

и неискусного губит пыл.

Я видел: возрастал глупец,

но вдруг иссохла пажить его;

нет счастья его сынам,

у врат их бьют, не поможет никто,

и жатву их алчный пожрал,

и снопы их бедность берет,

скудость съедает добро.

Не из праха растет беда,

и не из почвы восстает скорбь;

но рожден человек страдать,

как искры ‑ возлетать ввысь[869].

Но я бы к Силе Божьей воззвал

и Богу вверил бы дело мое,

Творящему скрытое от ума

и дивные без меры дела,

Дающему дождь на лицо земли,

Посылающему воды на лицо полей,

Возвышающему тех, кто пал ‑

и спасаются те, кто скорбят, ‑

Разрушающему умысел хитрецов,

так что руки их затеянного не совершат,

Уловляющему лукавцев в их же сеть, ‑

и умысел мудрых посрамлен:

среди бела дня найдет на них мрак,

и в полдень собьются они с пути;

Бог избавляет от меча, и от лжи,

и от рук насильников того, кто нищ, ‑

и немощному надежда есть,

и злоба затворяет свои уста.

Так,

блажен, кого обличит Бог,

и наказанья от Крепкого[870] не отвергай!

Ибо Он уязвит, и Он исцелит,

Он бьет, и врачуют руки Его.

В шести бедах спасет тебя,

и в седьмой не коснется тебя зло;

в голод избавит от смерти тебя

и на войне ‑ от силы меча.

От злого языка будешь укрыт,

не убоишься прихода нужды.

Нужде и гладу посмеешься ты,

и зверя земли не страшись:

ибо с камнями поля у тебя союз,

и зверь поля в мире с тобой.

И узнаешь, что дом твой цел,

оглядишь двор твой ‑ и ущерба ни в чем,

и узнаешь, что обильно потомство твое,

и отпрыски твои, как трава земли.

Созрев до конца, сойдешь ты в гроб,

как сноп, что собран во время свое.

Ибо вот,

мы это испытали, и верно все;

услышь и ты и заметь для себя! »

 

Глава 6

 

И ответил Иов, и сказал:

«Если бы взвесить скорбь мою

и боль мою положить на весы!

Тяжелее она, чем песок морей;

оттого и дики слова мои!

Ибо стрелы Крепкого настигли меня,

и дух мой ядом их напоен,

и ужасы Божьи мне грозят.

Ревет ли дикий осел на траве,

и мычит ли бык над кормом своим,

и пресное ли без соли едят,

и есть ли вкус в белке яйца?

Да, чем гнушается душа моя,

то дано мне в тошную пищу мою!

О, когда бы сбылась просьба моя

и надежду мою исполнил Бог!

Соизволил бы Он сокрушить меня,

простер бы руку Свою сразить меня!

Тогда была бы отрада мне,

и я веселился бы средь муки злой!

Ибо слов Святого не предал я.

Что моя сила, чтоб терпеть и ждать,

и что моя цель, чтобы длить жизнь?

Разве твердость камней ‑ твердость моя

и разве из меди плоть моя?

Не ушла ли помощь моя от меня

и разве осталась опора мне?

Кто друга своего не жалеет в беде,

тот оставляет пред Крепким страх.

Ненадежны братья мои, как поток

и как вешние воды, что скоро сойдут.

Ручьи мутнеют от талого льда

и принимают в себя снег, ‑

но в летнее время пропадают они

и в жару исчезают с лица земли.

Люди отходят от пути своего,

заходят в пустыню и гибнут там:

караваны из Темы ищут ручей,

путники из Савы уповают на него,

но посрамлены они в надежде своей,

приходят на место и терпят стыд.

Вот что стали вы для меня!

Увидели ужас, и страх вас взял.

Что я, прошу: «Дайте мне,

и заплатите за меня от ваших щедрот»?

Говорю ли: «Вырвите из рук врага,

из рук злодеев искупите меня»?

Вы наставьте меня, и я замолчу;

и в чем я неправ, скажите мне!

Разве обидит правдивая речь?

Но что укоризна одного из вас?

Думаете ли словами вершить суд,

а слова отчаявшегося ‑ ничто?

Вы мечете жребий о сироте,

и друга своего продаете вы.

Ныне соизвольте вглядеться в меня:

что же, лгу ли я вам в лицо?

Отступитесь, да не будет зла,

отступитесь же ‑ ведь я прав!

Разве на языке моем ложь,

не распознаёт худого моя гортань?

 

Глава 7

 

Не повинность ли несет человек на земле,

и не срок ли наемника ‑ срок его?

Как раб, что изнывает по тени ночной,

и наемник, что ждет платы своей,

так и я принял месяцы зла,

и ночи скорби отсчитаны мне.

Ложась, думаю: «Скорей бы встать! » ‑

и ворочаюсь от вечера до утра.

В червях и язвах тело мое,

и на коже моей струп и гной.

Мелькают мои дни, как ткацкий челнок,

и без упованья спешат к концу.

Вспомни, что дуновение ‑ жизнь моя;

уж не видать счастья глазам моим!

Видящий больше не увидит меня:

воззрят Твои очи, а меня ‑ нет.

Редеет облако, уходит оно:

так сошедший долу не выйдет вспять.

В дом свой не вернется он,

и место его не вспомнит о нем.

Потому не удержу я уст моих,

и в утеснении духа моего скажу,

и пожалуюсь в удручении души моей!

Разве я пучина и разве я змий[871],

что ты приставляешь ко мне дозор?

Чуть помыслю: «Утешит меня постель моя,

и подымет мою горесть ложе мое», ‑

как Ты снами ужасаешь меня

и наводишь на меня морок ночной!

Не дышать хотела бы моя душа;

лучше смерть, чем моя боль!

Довольно с меня! Не вечно мне жить.

Отступи от‑ меня! Мои дни ‑ вздох.

Что есть человек, что Ты отличил его,

занимаешь им мысли Твои,

каждое утро вспоминаешь о нем,

испытуешь его каждый миг? [872]

Когда отведешь Ты от меня взор,

отпустишь меня сглотнуть слюну?

Пусть я погрешил, ‑

Тебе что я сделал, Соглядатай мой?

Зачем Ты поставил меня, как цель для стрел,

и сам для себя я в тягость стал?

Почему Ты не простишь мой грех

и не взглянешь мимо вины моей?

Ибо ныне во прах ложусь я:

будешь искать меня, а меня ‑ нет».

 

Глава 8

 

И отвечал Билдад из Шуаха, и сказал:

«Долго ты будешь говорить так?

Шумный ветер ‑ твои слова!

Ужели суд Свой извращает Бог

и Крепкий извращает правду Свою?

Погрешили пред Ним сыны твои,

и во власть вины их предал Он их.

Но если взыскуешь Бога ты

и с мольбою Крепкого призовешь

и если чист и праведен ты, ‑

Он нынче же встанет над тобой

и умирит место твоей правоты;

и если начало твое мало,

то велик будет твой конец!

Расспроси‑ ка старинных людей

и вникни в то, что дознали отцы;

ведь вчерашние мы, у нас знанья ‑ нет,

ибо наши дни на земле ‑ тень.

Не поучат ли они, не вразумят ли тебя,

из сердца своего не извлекут ли слова?

«Растет ли тростник, где топи нет,

и встает ли камыш, где нет воды?

Еще он свеж, не созрел для ножа,

как вдруг сохнет прежде всех трав.

Вот участь тех, кто о Боге забыл,

и надежда отступника придет к концу ‑

на нити висит упование его,

и безопасность его ‑ как ткань паука:

обопрется о дом свой ‑ и не устоит,

схватится за него ‑ и рухнет с ним.

Вот он возрастает в полном соку,

за сад тянутся ветви его,

корни его оплели скалу

и между камней пробили путь, ‑

но когда вырвут его с места его,

его место скажет: «Не знаю тебя! »

Вот радость пути его!

А другие вырастают из земли».

Вот, Бог не отвергает того, кто прост,

и не держит руку творящих зло.

Он еще наполнит смехом твой рот

и ликованьем ‑ твои уста.

Ненавидящие тебя оденутся в стыд,

и шатра нечестивых больше нет! »

 

Глава 9

 

И отвечал Иов, и сказал:

«Воистину, знаю, что это так:

но будет ли человек перед Богом прав

Если б захотели судиться с Ним,

из тысячи ни один не даст ответ.

Мыслью мудр, силой могущ, ‑

кто спорил с Ним и остался здрав?

Он горы движет, неслышно как,

и рушит их во гневе Своем;

Он сдвигает землю с места ее,

и дрожат устои ее;

Он молвит солнцу, и не светит оно,

и держит звезды под печатью Своей;

Он один простирает небеса

и превыше морей совершает путь;

Он создал Медведицу и Кесиль[873],

Семизвездье и домы южных планет;

дивны и непостижны дела Его,

и чудесам Его нет числа!

Вот, пройдет Он предо мной, и не увидя

пронесется мимо, и не примечу Его;

вот, схватит, и кто возбранит Ему?

Кто спросит Его: «Что творишь? »

Гнева Своего не сдержит Бог:

слуги Рахава[874] падут пред ним!

Что я? Мне ли отвечать Ему,

для спора с ним подбирать слова?

Пусть правда ‑ моя, но я смолчу,

должен умолять Судью моего.

Если б звал я и явился Он,

я не верю, что Он бы слушал меня.

В вихре налетел Он на меня,

без вины умножил раны мои,

не дает мне перевести дух,

но горечью пресыщает меня!

Если дело в силе ‑ могущ Он;

а если в правде ‑ кто рассудит меня?

Пусть прав я ‑ осудят Его уста,

пусть прост ‑ но Он отыщет вину!

Правда моя! Мне все равно,

не нужна мне моя жизнь!

Да, все едино, говорю я:

простец иль злодей ‑ обоим казнь!

Когда убивает Его бич,

ужасу невинных смеется Он.

Предал Он землю во власть злых,

завесил лица судей земли;

а если не Он, кто еще?

Быстрей гонцов бегут мои дни,

доброго не видя, уходят прочь,

несутся, как легкие ладьи,

как орел, что летит на добычу свою!

Сказать ли: «Забуду мою печаль,

изменю лицо и буду бодр»?

Дрожь меня берет от моих бед ‑

знаю, не оправдает Он меня!

Все равно буду виновен я;

для чего же напрасно томлюсь?

Когда бы талым снегом омылся

и щелоком очпитил руки мои,

и тогда бы Ты в яму погрузил меня,

и побрезговали мной одежды мои!

Ведь не человек Он, как я, чтоб ответить Ему,

чтобы вместе нам предстать на суд.

Между нами посредника нет,

чтоб руку возложить на обоих нас.

Пусть уберет Он от меня розгу Свою,

чтоб угроза Его не ужасала меня ‑

тогда стану говорить, не страшась Его:

дело мое неладно идет!

 

Глава 10

 

Тошной стала мне моя жизнь!

Жалобам моим волю дам,

в горечи души моей заговорю!

Скажу Богу: не засуживай меня,

открой, за что Ты на меня напал?

Что за выгода Тебе неправду творить,

отвергать творение Твоих же рук,

а над умыслом злых являть свет?

Разве плотские очи у Тебя

и разве зришь Ты, как зрит человек;

разве дни Твои, как человека дни,

и, как дни мужа, ‑ годы Твои, ‑

что Ты допытываешься о моей вине

и о грехе моем чинишь сыск,

хоть ведомо Тебе, что невинен я?

А из Твоих рук не избавит никто.

Твои руки дали мне вид;

а после Ты обернулся ‑ и меня сгубил!

Вспомни, что из глины Ты создал меня ‑

а ныне возвращаешь меня в прах!

Не Ты ли вылил меня, как молоко,

и, как творог, сгустил меня?

Кожей и мясом Ты облек меня,

костями и жилами скрепил меня,

жизнь и милость даровал Ты мне,

и я дышал, Тобою храним.

Но вот что скрывал Ты в сердце Твоем ‑

знаю, вот что у Тебя на уме:

Ты выследишь меня, чуть погрешу,

и больше мне чистым не быть!

Если виновен я ‑ горе мне!

А если прав ‑ мне головы не поднять:

я насыщен стыдом и горем пьян.

Чуть ободрюсь, Ты травишь меня, как льва,

противу меня дивно велик:

послуха за послухом выводишь Ты,

умножаешь ярость Твою,

и новая рать на меня идет!

Зачем Ты из чрева вывел меня?

Пускай бы я умер, не увиден никем,

как будто и не было меня,

из утробы в могилу перенесен!

Вот, недолги дни мои!

Отступи к от меня и дай вздохнуть,

прежде, чем без возврата уйду

в страну, где мрак и смертная тень,

где темная темень и мерцает мгла,

в ту неустроенную страну,

где даже и самый свет ‑ тьма».

 

Глава 11

 

«Разве суеслову не найдется ответ

и сильный в речах останется прав?

Похвальба твоя заткнет ли людям рты,

чтобы ты без помехи глумиться мог,

говоря: «Верно учение мое,

и чист я в глазах Твоих»?

Однако! Если бы заговорил Бог,

и отверз для тебя уста Свои,

и тайны премудрости возвестил ‑

вдвое больше увидел бы ты

и понял, что Бог для тебя

оставил без кары часть грехов!

Глубины Божьи измеришь ли ты,

познаешь ли Крепкого до конца?

Он выше небес ‑ что сможешь ты?

Глубже преисподней ‑ что знаешь ты?

Протяженней земли мера Его,

пространнее, чем моря.

Если пройдет Он и в темницу запрет,

созовет суд ‑ кто возбранит?

Ибо ведает лукавых Он,

и видит порок, и не оставит его.

Пустоголовый наберется ума,

и запомнит науку дикий осел.

Если ты управишь сердце твое

и к Нему прострешь руки твои, ‑

удалишь скверну с руки твоей,

из шатра твоего прогонишь порок,

тогда вознесешь беспорочно лицо твое,

не убоишься и будешь тверд.

Так, ты позабудешь скорбь свою;

она будет для тебя, как вода, что ушла.

Светлее полудня воссияет жизнь,

и утренним светом озарится мрак.

Будешь спокоен и надеждой богат;

ты огражден отовсюду, чтоб в мире спать;

возляжешь, и грозящего тебе нет,

и многие будут угождать тебе!

Между тем истают очи злых,

и убежище их падет,

и надежда их ‑ смертный вздох».

 

Глава 12

 

И отвечал Иов, и сказал:

«Воистину, люди, ‑ вы одни,

и вместе с вами мудрость умрет!

Но у меня есть ум, как у вас, ‑

и кто же не знает того, что вы?

Смешон я стал для друга моего ‑

я, кто к Богу взывал, внимаем им;

да, смешон праведный и простой!

Кто в покое, смеется чужой беде,

толкает того, чья нога скользит!

Благополучны разбойничьи шатры,

раздражающие Бога имеют покой,

потому что им Бог ‑ сила их.

Но спроси‑ ка у скота ‑ он скажет тебе;

у птицы ‑ и она возвестит тебе;

у земли ‑ и она вразумит тебя;

и поведают тебе рыбы морей, ‑

есть ли тот, кто не узнал бы от них,

что это все сотворил Господь,

в чьей руке ‑ дыхание всего, что живет,

и всякой человеческой плоти дух?

Не пробует ли ухо слова,

как рот, что отведывает вкус яств?

Разве в старцах мудрость живет

или в дряхлолетних явлен ум?

И мудрость и мощь ‑ все у Него:

у Него ‑ совет, у Него ‑ ум.

Что Он разрушит, но воздвигнется вновь;

кого Он заточит, не выйдет вновь.

Он сдержит воды ‑ и придет сушь;

пустит ‑ и они взроют прах.

Сила и удача ‑ в Его руке;

обман, и обманувшийся ‑ во власти Его.

Мужей совета помрачает Он

и делает глупцами судей земли;

расторгает узы царей

и возлагает запор на чресла их;

священников понуждает босыми идти

и могучих повергает во прах;

отнимает речь у опытных мужей

и лишает старцев силы ума;

обильно изливает на знатных срам

и ослабляет пояс борцов!

Отверзает Он сокрытое во тьме

и выводит затененное на свет:

умножает народы и губит их,

расселяет племена и обращает в ничто,

отнимает ум у народных вождей

и ведет в пустыню, где нет пути, ‑

ощупью, без света бредут они,

как пьяные, шатаются в темноте!

 

Глава 13

 

Вот, все это видело око мое,

мое ухо слыхало и приметил ум;

что знаете вы, знаю и я

и не отстал от вас ни на пядь!

Жалобу Крепкому хочу принесть

и с Богом спорить о праве моем;

а вы ‑ слагатели поддельных слов,

худые лекари вы все!

Хоть бы вы, по крайности, умели смолчать!

И это слишком мудро для вас.

Выслушайте же доводы мои,

вникните в укоризну моих уст!

Или вы для Бога будете лгать

и неправду возвещать ради Него,

в угоду Ему кривить душой,

в споре выгораживать Его?

Что будет, если Он испытает вас?

Как человеку лгут, солжете ль Ему?

Рассудит и осудит вас Он

за то, что вы таитесь и кривите душой.

Иль величие Его не грозно для Вас

и страх перед Ним не нападает на вас?

Ваши умствования ‑ зола,

и оплот ваш ‑ глиняный оплот.

Замолчите, и я буду говорить,

пусть, что будет, то будет со мной!

Плоть мою я взял в зубы мои

и душу мою держу рукой моей!

Пусть убьет Он меня ‑ я надеюсь на Него;

только б защитить мне пред лицом Его

пути мои!

И это было б спасением мне,

ибо отступник не пойдет пред лице Его.

Слушайте, выслушайте слово мое,

пусть речь моя дойдет до ваших ушей!

Вот, судебное дело начал

и знаю, что добьюсь правды моей.

Кто может оспорить меня?

Тогда бы я затихнул и угас!

Только двух вещей не делай со мной,

чтобы не прятаться мне от лица Твоего

сними с меня руку Твою

и ужас Твой пусть не мучит меня!

Тогда окликай, а я отзовусь;

или я спрошу, а Ты отвечай!

Сколько у меня пороков и грехов?

Вину мою и грех мой покажи мне!

Для чего скрываешь Ты лицо Твое

и почитаешь меня Твоим врагом?

Это значит крушить опавший лист

и гоняться за соломинкой сухой,

что распадается, словно гниль,

словно съеденная молью ткань, ‑

когда Ты пишешь горькое на меня

и грехи юности вспоминаешь мне,

забиваешь в колодки ноги мои,

подстерегаешь каждый мой шаг,

выслеживаешь ног моих следы!

 

Глава 14

 

Человек, рожденный женой,

скуден днями, но скорбью богат;

он выходит и никнет, как цветок,

ускользает, как тень, и не устоит.

И на него Ты отверзаешь очи Твои?

И меня требуешь к суду с Тобой?

Кто родится от нечистого чист?

Ни один!

Если сосчитаны дни его

и число его месяцев у Тебя,

если Ты положил ему предел,

которого он не перейдет, ‑

отойди от него, чтоб он отдохнул,

как наемник, порадовался своему дню!

Да, для дерева надежда есть,

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...