Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологический анализ урока




Обязательной частью задания по педагогической практике является психологический анализ отдельных сторон урока. Студентам предлагается три варианта выполнения данного вида работы, из которых необходимо выбрать один.

 

Вариант 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА: ОРГАНИЗАЦИЯ ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ

Что общего можно усмотреть за следующими действиями учителя на уроке:

— перед объяснением нового материала делает к нему интригующее вступление;

— заметив, что не все ученики внимательно слушают, делает в объяснении паузу;

— организует работу так, чтобы в каждой части объяс­нения нового материала перед учащимися был только один экспонат из подготовленных к уроку;

— приступая к объяснению нового материала, дает школьникам задание составить план по ходу изложения?

Все это действия по управлению вниманием учащихся.

Цели

Применение на практике знаний о внимании, его видах и свойствах, а также о его проявлениях в различных ситуациях урока. Создание условий для развития наблюда­тельности и пытливости как профессионально важных ка­честв личности.

Воспитание исследовательской позиции по отношению к образовательному процессу и, прежде всего, способам орга­низации учебной активности учащихся.

Позиции анализа

Перед тем как студенты приступят к выполнению насто­ящего задания, целесообразно рекомендовать им углубить свои познания в области организации внимания школьни­ков. Интересные материалы содержатся в ряде источни­ков (см. Литература).

В выполнении задания можно придерживаться следую­щих позиций наблюдения.

1. Как влиял учитель на внимание учащихся в начале
урока? Например, начал урок только тогда, когда учащиеся успокоились, или приступил к работе при наличии шума?

2. Огласил ли цели урока, может быть, каким-то образом приобщал учащихся к формулированию целей?

3. Всегда ли темп урока был оптимальным для поддер­жания внимания школьников?

4. Можно ли сказать, что речь педагога была достаточно последовательной и выразительной для поддержания внима­ния?

5. Как было организовано внимание учащихся при использовании средств наглядности?

6. Реализовал ли учитель какие-нибудь приемы поддер­жания и развития внимания учащихся (интригующее вступление, использование занимательного материала, обращение к личному опыту ученика, подчеркивание практической зна­чимости вопроса, сначала — формулирование вопроса для всех и лишь затем — называние учащегося и др.)?

7. Чередовались ли формы учебной работы или урок в этом отношении получился однообразным?

8. Имели ли место на уроке формы организации учебной деятельности школьников, вызвавшие особое внимание с их стороны? Почему это произошло?

9. Правомерно ли говорить о дисциплинирующих воздействиях в отношении отвлекавшихся учащихся (пауза, пристальный взгляд, спрашивание не только тех, кто поднимал руку, замечания, предупреждения и др.)?

10.На какие свойства внимания (объем, концентрация, устойчивость, переключение, распределение) опирался учитель, в каких эпизодах урока?

11.Какие суждения можно высказать о соотношении не­произвольного и произвольного внимания учащихся в раз­ личных фрагментах урока?

12.Можно ли определенно указать на факторы, снижавшие внимание учащихся?

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Для выполнения настояще­го задания необходимо посетить ряд уроков. Для представления в качестве отчета выбирается один из них, оказавшийся наи­более интересным.

Студентам не следует стремиться к тому, чтобы дать одно­значный, исчерпывающий ответ по каждому из предложен­ных вопросов, ибо уроки бывают весьма разнообразными. По некоторым вопросам может не оказаться материала, зато мо­жет появиться материал по вопросам, которых в нашем пе­речне нет. Надо творчески подойти к заданию и отнестись к вопросам как к некоторым опорным точкам для наблюдений и рассуждений.

Возможно, что для большинства студентов окажется при­емлемым порядок ведения записей, предложенный в табли­це, которая приведена ниже. В записях возможны условно­сти, сокращения и даже небрежности. Запись, которая включается в состав отчета, должна быть рекон­струирована.

На основе зафиксированных данных осуществляется пси­хологический анализ, в котором подводятся итоги и делается вывод.


Таблица

 

Действия учителя Действия учащихся Замечания по отдельным позициям  
Учитель вошел в класс через 2—3 мин после звонка Большинство учащихся быстро встали, но некоторые продолжали сидеть, разговаривали, не замечая педагога    
Подождал, пока все встали и в классе установилась тишина          
Затем: «Добрый день, садитесь, пожалуйста». Сели, но некоторые возобновили разговоры    
К п. 1: Хорошо, что учитель достиг внимания учащихся при приветствии, но не надо было начинать опрос в условиях шума  
Начал спрашивать учащихся по домашнему заданию А шум в классе продолжался  

 

 

ЛИТЕРАТУРА

Гоноболин Н.Ф. Внимание и его воспитание. — М., 1972.

Левитина С.С. Можно ли управлять вниманием школь­ника? — М., 1980.

Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д.Шадрикова. — М., 1990.

Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н.Леонтьева, А.А. Пузырея и В.Я. Романова. — М., 1976.

 

Вариант 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА: ОРГАНИЗАЦИЯ МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

 

Цели

Применение на практике знаний о мышлении, его видах, ме­ханизмах и закономерностях в приложении к процессу обу­чения.

Развитие наблюдательности как профессионального каче­ства будущего педагога.

Культивирование исследовательской позиции по отноше­нию к образовательному процессу и приемам управления учебной деятельностью.

Позиции анализа

Для проведения психологического анализа урока можно придерживаться следующих позиций наблюдения:

1. Как часто учитель стимулирует учеников к осмысле­нию пройденного и объясняемого материала? (Добивается лучшего осознания связей между понятиями и закономерно­стями, просит уточнить решение, в случае если учащийся осуществил его интуитивно, и др.)

2. Реализуются ли в ходе объяснения какие-либо логиче­ские приемы (аналогия, сравнение, анализ, синтез, абстра­гирование и др.) и побуждаются ли учащиеся к использова­нию этих приемов?

3. Пытается ли педагог разобраться в логике решения, предложенного учеником? (Например, задает уточняющие вопросы, просит ученика представить всю последовательность рассуждений, которые привели к итоговому ответу, и др.)

4. Развивает ли он у школьников умение выводить след­ствия из общей закономерности? Использует ли для этого схемы, пиктограммы, модели, таблицы, организует ли их применение учащимися?

5. Обращает ли педагог внимание ученика на содержа­щиеся в его ответе или решении противоречия?

6. Можно ли утверждать, что учитель вызывает у учени­ков интерес к изучаемому материалу и процессу работы с ним? (Демонстрирует учащимся взаимосвязь изучаемого ма­териала с их познавательным опытом, предоставляет инициативу в выборе обсуждаемых проблем и выдвижении гипотез, поощряет формулирование нестандартных решений и т. д.)

7. Можно ли утверждать, что педагог предлагает уча­щимся задания, вызывающие интеллектуальное затруднение? Как управляет познавательной активностью учеников в проблемной ситуации (задает наводящие вопросы, предла­гает проверить гипотезу экспериментально, реализует серию подсказок и др.)?

8. Насколько продуктивно использованы индивидуализи­рованные формы организации мыслительной деятельности?

9. При объяснении нового материала и решении задач учитель ориентируется только на учащихся, которые быст­ро усваивают материал, или обращает внимание и на учеников, нуждающихся в дополнительном времени для обдумы­вания?

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

Психологическому анализу урока должно предшество­вать ознакомление со специальной литературой по вопросам психологии мышления и проблеме управления данным пси­хическим процессом в контексте обучения.

В ходе выполнения задания целесообразно посетить цикл уроков. Отчет составляется по итогам анализа наи­более интересного и информативного из всех посещенных занятий.

Вышеуказанные позиции наблюдения следует соотносить с типом и структурой анализируемого урока (комбинирован­ного объяснительно-иллюстративного, проблемного, урока-конференции, урока-диспута и др.).

При ведении записи урока можно использовать следующую форму:

 

Действия учителя Действия учащихся Пометки с использованием перечня вопросов и др.
Смотрит фамилии по Учащиеся листают  
журналу: — Хочу по- учебники и тетради.  
слушать Дмитрия! Спрошенный ученик  
Что представлял со- встает  
бой Ливонский орден?    
(Выдерживает паузу.) Ученик медленно, К пункту 1:в данной
— Слушаю тебя! сбивчиво отвечает ситуации педагог
    учитывает замедленный
— Так... хорошо.   темп мыслительной
  Ученик садится деятельности ученика
     

 

В заключение психологического анализа урока формулируются основные выводы.

 

ЛИТЕРАТУРА

Акимова М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащего­ся и индивидуальный подход. — М., 1992.

Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, вообра­жение. — М., 1996.

Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д.Шадрикова. — М., 1990.

Психология мышления / Перевод с нем. и англ. под ред. A.M. Матюшкина. — М., 1965.

Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятель­ности учащихся. — М., 1983.

 


ВАРИАНТ 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...