Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Антропология «холодного реализма»




В искусстве неоавангарда преемником поп-арта стал гиперреализм («холодный реализм», резкофокусный реализм, фотореализм, радикальный реализм), который заявил о себе во второй половине 60-х гг. В 1967 г. критик Л. Оллоуэй, отметив зарождение нового направления, назвал его «пост-попартистским реализмом». С поп-артом его роднит интерес к реалиям повседневной жизни с ее массмедийной составляющей, товарным гедонизмом, подробной фиксацией убанистических контекстов. Как и поп-арт, фотореализм ориентирован на освещение «коротких дистанций»: жизнь «здесь и сейчас» – в блеске неоновых витрин, смене ситуативных декораций, в «атмосферных» интерьерах магазинов, ресторанов, кафе, незамысловатых квартир среднестатистических людей «без претензий». Однако, в отличие от поп-арта, художники-гиперреалисты воспроизводят холодный мир «общества потребления» традиционными живописными средствами, реанимируя станковизм и полностью отказавшись от дадаистской основы поп-арта (коллажной, фотомонтажной техник, ready - made и т. д.). Вместе с тем, метод гиперреалиста отличен от метода и художника-реалиста. Последний, работая над наброском, идет от общего к частному, в то время как фотореалист может не соблюдать подобной последовательности. Например, метод Клоуза заключается в следующем: он переносит фотоизображение на холст, прибегая к масштабной сетке, акцентирует границы тональных переходов и методично заполняет регулярные квадраты, предпочитая использовать масляные или акриловые краски. При этом для достижения эффекта имперсонального письма гиперреалист аэрографом «снимает» фактуру как «авторский след». Такова специфика метода портретиста Чака Клоуза (род. 1940), прославившегося в 1967 г. живописной серией крупноформатных черно-белых портретов «Головы»; правда, с 1970 г. он стал добавлять основные цвета; однако его подход, подразумевающий уподобление глаза объективу фотокамеры с ее внекритическим, бесстрастным, механистическим способом фиксации, сохранился (ил. 7.9). В жанрах урбанистического пейзажа, натюрморта, бытового жанра работали такие радикальные реалисты, как Ральф Гоингс, Дон Эдди и Ричард Эстес. 

               

Ил. 7.9. Чак Клоуз. Линда, акрил/х., 112х213 см, 1976. Частное собрание

Сочетая натуралистическую убедительность и внеэмоциональное отношение к модели, не меньших успехов достигли скульпторы-гиперреалисты. Большинство из них, подобно живописцам, которые в качестве основы использовали фотографию, также имели первоисточник; это – муляжи, слепки с человеческих тел, лиц. В частности, Дуэйн Хансон (1925–1996), создававший многофигурные композиции, достигал фотореалистического документализма за счет продумывания реквизита (париков, сделанных из искусственных волос, грима, одежды, аксессуаров), раскрывающего сюжет и вводящего в проблематику авторского замысла. Здесь показательны такие его скульптурные серии, как «Люди улицы» (1969), «Наркоманы» (1973) и другие, в которых актуализируются вопросы социального неравенства, бедности, наркомании, расизма (ил. 7.10). Особый интерес представляют материалы, с которыми работали скульпторы-гиперреалисты, это – пласт-резина и силикон, по своим свойствам достоверно имитирующие фактуру человеческой кожи.

Ил. 7.10. Дуэйн Хансон. Полицейский и демонстрант, пластрезина, 1967

Таким образом, и в «новом реализме», и в «радикальном реализме» мастера, возвращаясь к реализму, по-разному интерпретировали диапазон возможностей самого метода, что давало им возможность наиболее достоверно, документально передать социокультурные трансформации массового общества, сформировавшего новый антропологический ракурс, адекватным выражением которого в искусстве стали холодная фиксация гиперреализма и поп-артистское эйфорическое культивирование знаков масскульта.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...