Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование комплексной модели объекта

Комплексная модель будущего архитектурного объекта всегда стремится сохранить в максимальной степени художественную неповторимость, оригинальность и новизну. Тем не менее, определение новых способов решения проблем ведется с ориентацией на сложившиеся традиции и реальные условия существования объекта.

Концепция – это способ понимания, трактовки каких-либо явлений, система взглядов, основная мысль, заложенная в произведении. Архитектурные концепции формируются под непосредственным влиянием идей философии, науки, политики. Они всегда отражают уровень развития общества.

Так, например, на рубеже Х1Х-ХХ веков новейшие физические представления о пространственно – временной картине мира превратились в пространственную концепцию архитектуры. Это выразилось в решительном изменении принципов архитектурного формообразования, не имеющих аналогов в истории архитектуры.

Новая концепция архитектурной формы зодчими Запада и конструктивистами советской архитектуры двадцатых годов была построена на представлениях о единстве пространственной среды, организуемой архитектурой, несмотря на индивидуальные подходы мастеров к формообразованию.

К семидесятым годам ХХ века в мировой архитектуре родилась концепция, основу которой составила подчеркнутая пластичность, перешедшее в иное качество, пространство, наполнившееся материальными формами. Все оттенки и индивидуальные вариации концепции стали выступать антиподом пустоте и стеклянной стерильности чистых геометрических объемов.

Постмодернистское сознание современного периода не содержит единой универсальной теоретической концепции. Классическая метафизика признана ограниченной в возможностях развития и применения для решения современных задач. Принципиальным для всей новейшей архитектуры является новый подход к пространственному моделированию, заключающийся в так называемой «работе без правил, намеренно состоящий из противоречивых высказываний, из игры различий. Предполагается, что эмоционально-приподнятое настроение (лучше, если оно вызвано шоком) способствует усилению ассоциативного мышления и вводит воспринимающего в мир активной интерпретации образа. Эклектизм видится постмодернисту «как метод работы». Причиной тому послужило появление новых наук о сложных системах, нелинейной графики, самоорганизации в синергетике, фрактальной геометрии.

Поиск новой формы в архитектуре - символизация идеи мира как живого организма, естественное продолжение природы - основного вдохновителя в творчестве. Архитектура заимствует свои образные и морфологические характеристики у естественного природного ландшафта земли, бионических форм (геоморфность, зооморфность, антропоморфность, фрактальная архитектура).

Для поддержания необходимого интереса к архитектурной среде необходима смена пространственных впечатлений. Связанная с ними система художественных образов, способна возбуждать определенный эмоциональный настрой, передавать ценностные ориентиры.

Выразительность базируется:

1. На использовании эмоционально-эстетических знаков и символов (линий и фигур, как специфических единиц восприятия, имеющих определенное значение;

2. На использовании художественных образов (антропоморфных и анималистических), которые взаимодействуя между собой и с эмоционально-эстетическими знаками, формируют синтетический художественный образ.

Критерием, при помощи которого можно оценить и понять выразительность, может стать метафора.

Метафора – это перенесение свойства одного предмета (явления или аспекта бытия) на другой по принципу их сходства в каком-либо отношении или по контрасту. Это скрытое сравнение, в котором слова - «как», «словно» и т.п. подразумеваются. Роль метафор в современной архитектуре чрезвычайно высока. Однако большого разброса в метафорах не наблюдается. Как правило, метафоры иконографичны. Иконическими метафорами называют знаки, в которых форма дает понятие о содержании и иногда, о функции.

При попытке выразить какие-то яркие впечатления, переживания или для того, чтобы решить какую-либо сложную задачу, часто прибегают к упрощенному наглядно-буквальному моделированию, оперируя при этом образами и сюжетами, характерными метафорическими сравнениями, тяготеющими к мифологическому, сказочному мышлению.

В итоге организованного поискового процесса по схеме определенного метода выхода на идею носителем нужного качества будет аналог в том или ином виде или взаимодействие аналогов, обладающих объемом понятия и предметным значением.

Главная идея или концепция возникает как отражение уровня профессионализма автора и обобщенно в соответствии с тремя основными смысловыми горизонтами: философская метафора, символические смыслы или эмоциональное строение.

 

 

 

Имея предметное значение аналога и объем связанного с ним понятия, необходимо рассмотреть содержание проектируемого объекта в соответствии с тем, что с наибольшей точностью может раскрыть идею: философская метафора, символический смысл или эмоционально-эстетические знаки, извлеченные из аналога.

 

Философская метафора или структура отражает умозрительное постижение целостной картины мира в соответствии с основными характеристиками порядка и хаоса. От древней космогонии к современной синергетике. Космогонией в настоящее время является область науки, изучающей образование и развитие всех астрономических объектов. Синергетика – наука о самоорганизации сложных систем, о превращении хаоса в порядок.

В мифологическом сознании миропорядок предстает как рождение Космоса из Хаоса, древний образ которого можно рассматривать как метафорический аналог современного понимания нелинейной среды, в которой в скрытом виде содержится целый спектр возможных структур порядка. В синергетическом понимании не существует единого, раз и навсегда данного образа порядка. Порядок предстает как процесс становящийся, но не ставший. Синергетическая интерпретация порядка как процесса позволяет примирить противоречия в понимании порядка и хаоса, сложившиеся в современной науке. Это не столько различные образы, сколько взаимодополняющие характеристики различных фаз единого процесса образования определенного порядка. В созданных структурах упорядоченности есть опасность, с одной стороны, угасания без энергетической подпитки хаоса, как носителя новизны. С другой стороны – это опасность разрушения хаосом созданной структуры. Сам порядок есть своего рода компромисс (мера) между устойчивостью и неустойчивостью (равновесие).

Важная для архитектуры оппозиция между метафизикой и постмодернизмом представлена в числе других сегодня в виде философских метафор Дерева с корневищем и Ризомы – некого спорадического образования, типа грибницы, не имеющего четкой структуризации.

В метафоре Дерева представлен образ мира, как единое целое во всех своих проявлениях. Человек остается в центре философской мысли. Это не зависит от целевых ориентиров или методов.

В философской метафоре Ризомы человек удаляется. Есть некая безликая структура. Это влечет за собой отсутствие понятия телесности, весомости, иерархии элементов, понятия «верха-низа». Хаос как условие развития. Форма освобождается от непосредственной зависимости от функции. Бессистемность и отсутствие регулируемого порядка.

Создается провокационная неопределимость как новое состояние безграничной свободы, пристрастия к парадоксам, тяготения к разрушению. Это постоянное обращение к немотивированным крайностям, бесконечному процессу самоорганизации, порождающему свежие мысли. Создание эффекта хаоса непреднамеренного, повествовательного, фрагментированного.

Нередко образ Ризомы дополняется метафорой лабиринта, где отчетливо выражена идея децентрализации. В нем отсутствует начало и конец, имеется бесконечное количество входов и выходов, тупиков, коридоров, которые могут пересекаться, но не дают шанса выбраться наружу. Реализуется прежняя мысль об отсутствии порядка. Игра, не имеющая ранее установленных правил, рассчитанная на непредвиденную реакцию. Когда уничтожаются привычные пространственно-временные рамки, характерным становится взаимопроникновение смыслов и значений пространств и объектов, процесс развития и трансформаций. Образная структура может видоизменяться в зависимости от задаваемых параметров и значений.

 

Символическое отношение, подобно любому знаку, всегда связывает то, что обозначает и то, что обозначается. Конкретным формам приписываются те или иные ценности.

«Символ….должен вызывать в памяти не самого себя, как данную конкретность, единичную вещь, но лишь, то всеобщее качество, которое подразумевается в его значении. (Гегель).

Соотнесение формы и функции, как правило, является символическим соотнесением. Говоря: «форма соответствует функции» имеют в виду, как раз то, что при восприятии архитектурного объекта не ощущается противоречия между его функциональным предназначением и композиционным решением. Символическое формообразование присуще разным периодам истории архитектуры и разным культурам, где оно приобрело характер традиции в самом мировосприятии. В современной архитектуре символичность в большей мере обусловлена особенностями личностного мировосприятия. Активно выражаясь в определенных признаках архитектурных объектов, символичность образов подчиняет формообразование особой образно-символической логике.

Фигуры и вещи – это морфология той или иной архитектурной формы. Корень слова «морфология» указывает на тот факт, что форма выступает со стороны своих объективных конструктивных свойств, пространственных параметров, и прочих преимущественно физических характеристик. Распространенным языком описания морфологии архитектурной формы является геометрия. Фигуры обладают не только эмоциональным выражением, но и глубоким символическим смыслом, который проявляется в виде структур, логических и ценностных соподчинений. Возможны истолкования их эмоционально-эстетического содержания.

 

Став общеизвестными символами, многие вещи обозначают самое себя. Это могут быть мифологические описания космоса, в которых строение архитектурной формы будет нормативно соотнесено со строением мироздания. Это может быть описание политических структур, и тогда формы архитектуры будут соотнесены с теми или иными политическими институтами. Это могут быть описания хозяйственных функций, конструкций, материалов, исторических событий или человеческого тела, структуры растений и животных, строения совершенно абстрактных философских или научных идей, образов исторических событий, представлений о мире и природе определенных этносов и национальностей с их культурными традициями и т.п. И во всех случаях, если будет нормативно положено соответствие между ними и морфологией архитектурной формы, мы можем говорить о символике.

 

Линии формы (эмоционально-эстетические знаки) олицетворяют определенные переживания, идеи, явления, человеческие свойства и представления. Как бы определенные явления действительности. Они обладают устойчивым значением, инвариантностью их смысла и выступают «неразложимыми единицами бессознательного». В этом объективная сторона восприятия архитектуры человеком. В сознании человека складывается синтетический художественный образ в результате взаимодействия эмоционально-эстетических знаков, символов и ряда ассоциативных образов, выступающих метафорами.

 

Структура художественного образа выявляет художественное качество архитектурной формы, обозначающее наличие у архитектурного объекта целостности, которая достигается выявлением доминирующего исходного образа-темы при помощи системы выразительных средств композиции. Художественный замысел эстетически организует информационно-знаковую систему через визуальные элементы формы.

Определенность художественного образа передается образными прототипами с их «ссылками» на ценностные ориентиры эпохи.

Многозначность образа определяется «новой» ассоциативностью, интерпретацией ценностных ориентиров конкретного времени согласно особенностям художественного языка.

Обеспечить формальную и смысловую целостность произведения архитектуры помогает композиционная модель, которая отражает определенное эмоциональное состояние, заложенное в драматургии сценария.

 

Определенность. Можно говорить о двух группах тенденций при формообразовании. Одни направлены к наполнению визуального материала объекта многообразными значениями. Другие направлены к созданию визуальной организованности, которую принято связывать с представлениями о порядке, согласованности, соподчиненности, единстве части и целого, соразмерности элементов, цветовой гармонии.

Разнообразие создает потенциальную возможность игры воображения, свободного распознавания образов.

Организованность, упорядоченность визуального материала определяет четкую направленность самого процесса эстетического восприятия.

Объединение двух тенденций не только порождает эстетические эмоции, но и создает устойчивый длительный интерес к объекту. Разнообразие и организованность композиций и форм превращаются в символические начала формообразования. Они определяют два типа символического восприятияархитектурного сооружения. В первом случае обнаруживается преобладание свободы, живописности, а в другом - регулярности, упорядоченности.

В различные периоды в различных культурах вырисовываются достаточно принципиальные различия в подходе к формообразованию с точки зрения «тяготения» к правильности и порядку или, напротив, к живописности композиционных построений. Это роль символических значений существенна для понимания стиля мышления разных эпох.

В основе разнообразия лежат различия, в основе организованности – тождества. Различия и тождества существуют не сами по себе, а только во взаимосвязи, которая наиболее полно отражается в понятии «определенность».

Определенностьнаправлена на обозначение главной идеи и предполагает органичное соединениев ясной форме символических и предметно-функциональных значений.

 

Целесообразность рождается в живом взаимодействии многих процессов, протекающих в объекте либо в архитектурной среде в целом. Понятие «архитектурная форма» отличается множественностью вкладываемых в него смыслов. Сопровождается теми или иными характеристиками такими как, «пластика и пространство», «пространство и масса», «искусство и техника», но самая известная, конечно, витрувианская триада – «польза-прочность-красота».

Прочность – свойство конструкции, обеспечивающей существование формы. Отсутствие прочности трудно признать целесообразным. В силу того, что инженерно - строительные дисциплины относятся к другому виду деятельности, для архитектора важна целесообразность построения, выбор конструктивного решения в соответствии с общей идеей. Из-за потери связи с конструктивной основой сложная форма прочитывается как эклектичная, противоречивая

Понятие пользы ближе всего соответствует современному пониманию функции. Ясность маршрута и комфорт не равнозначны примитивности пространственной композиции. Тектоника пространства выступает как целесообразнаяорганизация движения и поэтому воспринимается эстетически.

Целесообразность процесса созидательной деятельности требует рассмотрения в понимании архитектуры как практической деятельности. Восприятие архитектуры оказывается зависимым от различных конкретных потребностей и интересов людей, от функции и полезности архитектурных объектов. Характер восприятия архитектурного сооружения, его направленность, эмоциональная окрашенность зависят от характера той деятельности, которая осуществляется в среде данного типа. Находясь в комфортной, понятной среде, человек острее воспринимает ее эстетические качества.

Информационные системы, адекватные процессам деятельности в среде отчасти служат объективной основой красоты. Акценты, ориентирующие человека в архитектурной среде, знаковые формы, выявляющие функционально-пространственные структуры этой среды, распределение в пространстве особо значимых объектов – все эти особенности архитектурного сооружения как организованной информации развиваются в приемы композиции. Они проявляются в характере архитектурных форм – приобретают особые эстетические функции, включаются в выражение художественных смыслов и символов.

Красота - характеристика, объединяющая свойства и формы и композиции. В профессиональных представлениях о композиции и о форме заметна некоторая вульгаризация эстетической проблематики. Наблюдается стремление выявить некие «абсолютно прекрасные» формы и пропорции. Иногда просто свести эстетическое восприятие в архитектуре к психофизиологическим закономерностям или анализировать архитектурную композицию в отрыве от содержания архитектурного произведения.

Целесообразность архитектурной формы. Эта категории связана с полезностью архитектурного объекта, но не равнозначна какой-то конкретной практической цели. При восприятии форма раскрывает свои обусловленности и внутренние связи элементов. Формируется образ, который согласуется с представлением о визуальном восприятии «хорошей формы». Если так называемое «визуальное суждение» Р. Арнхейма дает ответ на неосознанно заданный ответ «почему», то объект в целом прочитывается как целесообразный и красивый. Если же мы не находим ответа, возникает отрицательный эстетический эффект.

Красота не возникает при явном нарушении целесообразности формы. Любое произведение искусства существует лишь потому, что оно переживается человеком как некоторая действительность, как художественная правда. Правдивость в искусстве характеризует не отдельные стороны художественного произведения, а художественный образ в целом. Именно художественная правда не позволяет человеку любоваться художественной формой как таковой. Особенно тогда, когда субъект воспринимающий включается в изображаемую автором действительность. Распространено представление о самостоятельной ценности «формально-композиционных новинок» - линейных рядов, крестов, любых других геометрических построений. Однако вне содержательной обусловленности этих построений говорить об их достоинстве невозможно: вне целесообразности не существует эстетических качеств.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...