Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 1. Методологические проблемы военной психологии.

Методология, теория, практика

Учебно-методическое пособие

 

Москва

Военный университет


Военный университет

 

Кафедра психологии

 

 

Военная психология

Методология, теория, практика

 

Учебно-методическое пособие

 

Москва

1996 год


Данные учебное пособие представляет собой взгляды военных психологов кафедры психологии Военного университета на настоящее и будущее военной психологии по всем трем основным уровням военно-психологической науки: методологическому, теоретическому и собственно прикладному.

Издание рекомендовано Главным Управлением Кадров Министерства обороны Российской Федерации как учебно-методическое пособие.

Учебное пособие предназначено для адъюнктов и слушателей Военного университета РФ, военных психологов-исследователей и преподавателей военной психологии.

 

 

Ó Военный университет


АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:

Абдурахманов Р.А. - кандидат психологических наук, подполковник (§2.13)
Анцупов А.Я. - доктор психологических наук, профессор, полковник (§2.23)
Бархаев Б.П. - доцент, кандидат педагогических наук, полковник (§1.6)
Бекаревич О.Л. - майор (§2.3)
Боенко А.В. - кандидат психологических наук, подполковник (§2.22)
Гнездилов Г.В. - заместитель руководителя авторского коллектива, доцент, кандидат психологических наук, полковник (введение, §2.5, §2.8, §2.9, литература)
Гончаров А.И. - кандидат психологических наук, подполковник (§2.18, §2.24)
Дьяченко М.Н. - доктор психологических наук, профессор (§2.2)
Захарик С.В. - кандидат психологических наук, полковник (§2.14)
Караяни А.Г. - кандидат психологических наук, полковник (§2.7, §2.10, §2.12)
Каширин В.П. - доцент, кандидат психологических наук (§ 2.17)
Королюк Н.И. - кандидат психологических наук, подполковник (§1.5)
Корчемный П.А. - руководитель авторского коллектива, академик Международ-                              ной Академии акмеологических наук, доктор психологических                              наук, профессор, генерал-майор (§2.4, §2.15)
Крук В.Н. - доцент, кандидат психологических наук, полковник (§1.7)
Кузнецов Л.Н. - заместитель руководителя авторского колектива, доцент, кандидат психологических наук, полковник (введение, §1.1, §2.16, литература, заключение)
Лахманский Е.С. - майор (литература)
Макаров В.А. - кандидат психологических наук, полковник (§2.20)
Николин В.С. - кандидат психологических наук, капитан 2-го ранга (§1.3)
Останкович А.Е. - кандидат психологических наук, подполковник (§2.3)
Полянский М.С. - кандидат психологических наук, полковник (§2.21)
Помогайбин В.Н. - кандидат философских наук, подполковник (§1.2)
Раздуев В.А. - кандидат психологических наук, подполковник (§2.1)
Сулимов Ю.Г. - доцент, кандидат психологических наук (§2.19)
Ткаченко Ю.В. - кандидат психологических наук, подполковник (§2.11)
Утлик Э.П. - доктор психологических наук, профессор (§2.6)
Федотов В.В. - доцент, кандидат психологических наук, полковник (§1.4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение Раздел 1. Методологические проблемы военной психологии... § 1.1. Методологические основы военной психологии...... § 1.2. Зачем военному психологу знания истории психо-логии............................................................................................ § 1.3. Методология военно-психологического исследо-вания............................................................................................ § 1.4. Социально-психологические проблемы военной психологии................................................................................... § 1.5. Возрастная психология, как составляющая мето-дологических основ военной психологии................................... § 1.6. Педагогическая психология и военная психология.. § 1.7. Военная психология и психотерапия........................ Литература............................................................................ Раздел 2. Военная психология, как отрасль психологической             науки § 2.1. Развитие военной психологии в России до 1917г..... § 2.2. Основные направления военно-психологических исследований в России после 1917г............................................. § 2.3. Основные направления развития зарубежной военной психологии.................................................................... § 2.4. Психологическая подготовка военнослужащих и ведение активных боевых действий............................................ § 2.5. Психология боевой подготовки военнослужащих... § 2.6. Психология воинской дисциплины........................... § 2.7. Современный бой и его влияние на психику воина.. § 2.8. Психология боевой деятельности военнослужащих. § 2.9. Психология риска в управленческой деятельности командира в бою......................................................................... § 2.10. Психологические особенности боевых действий военнослужащих в различных видах боя и в условиях приме-нения ОМП.................................................................................. § 2.11. Пути и способы поддержания психологической устойчивочти и боевой активности личного состава в ходе боевых действий.......................................................................... § 2.12. Противодействие психологическим операциям противника, как задача психологического обеспечения сов-ременного боя.............................................................................. § 2.13. Боевой стресс и его психологические последствия. § 2.14. Посттравматические стрессовые растройства, пути и средства купирования............................................................... § 2.15. Психологическое обеспечение боевой деятельно-сти................................................................................................. § 2.16. Психологическое обеспечение боевой готовности боевого дежурства....................................................................... § 2.17. Морально-психологическое состояние личного состава подразделения (части).................................................... § 2.18. Социально-психологические факторы эффек-тивности совместной деятельности воинского коллектива....... § 2.19. Сплоченность боевых расчетов............................... § 2.20. Профилактика неуставных взаимоотношений в воинских коллективах................................................................. § 2.21. Отрицательное лидерство в первичных воинских коллективах.................................................................................. § 2.22. Психологические особенности суицидального поведения военнослужащих и его профилактика...................... § 2.23. Особенности конфликтов во взаимоотношениях офицеров...................................................................................... § 2.24. Основные направления психологического иссле-дования воинского коллектива................................................... Литература.......................................................................... Заключение.................................................................................. Приложения № 1.......................................................................... № 2........................................................................... № 3...........................................................................
     

Введение

Реформирование Вооруженных Сил предъявляет серьезные требования к своему психологическому обеспечению. Жизнедеятельность военнослужащего осуществляется в экстремальных условиях воинской службы, тем самым ставя его постоянно в ситуации выбора, испытания на прочность духовных и физических сил. Конструктивное разрешение выбора в интересах развития личности военного профессионала призвана обеспечить военная психология.

С другой стороны, психологический анализ войны, боя позволяет правильно обосновать пути совершенствования боевой, общественно-государственной, психологической подготовки, несения боевого дежурства, вахтенной и караульная службы и т.д. так как необходимым участником, субъектом любых событий здесь является человек. Военная наука обречена на сотрудничество с военной психологией. Таким образом, заказ на военную психологию продиктован:

1. необходимостью совершенствования военно-профессионального развития военнослужащих и обоснования эффективных путей военной реформы. Военная психология опирается на образ человека-деятеля, субъекта воинской деятельности в мирное и военное время;

2. потребностью человека в армии постоянно разрешать личные проблемы, осуществлять себя, искать и находить смысл своего бытия, строить свою семью, воспитывать детей. В решении этих проблем военная психология опирается на образ «человека-нуждающегося».

Стратегический путь развития сегодня военной психологии в обеспечении конструктивного разрешения объективного противоречия между «человеком-деятелем» и «человеком-нуждающимся", «человеком-ценностью» и «человеком-средством» в интересах Человеческой Личности - защитника своей Родины.

Для того, чтобы соответствовать уровню поставленных задач военная психология сама «должна измениться", пересмотреть свою методологию, мировоззренческие позиции, теоретическую концепцию, используемые методы и технологии.

Данные учебное пособие представляет собой взгляды военных психологов кафедры психологии Военного университета на настоящее и будущее военной психологии.

Логика учебного пособия построена таким образом, чтобы представить взгляды профессорско-преподавательского состава кафедры по всем трем основным уровням военно-психологической науки: методологическому, теоретическому и собственно прикладному.

В разделе I «Методологические проблемы военной психологии» тематика глав подобрана таким образом, чтобы отразить накопленный опыт подготовки военных психологов в Военном университете, в основе которого лежит понимание того, что все психологические дисциплины по отношению к военной психологии несут свою методологическую функцию, наряду с общеметодологическими концепциями, представленными в первой главе.

В разделе II «Военная психология как отрасль психологической науки» раскрывается практическая роль данной науки в обеспечении жизни и деятельности войск, эффективности управления частями (кораблями), подразделениями и отдельными военнослужащими современных Вооруженных Сил РФ, обосновываются психологические закономерности совершенствования боевой, в том числе и психологической подготовки воинов к бою. В ней впервые в прямой постановке нашли отражение вопросы психологического обеспечения подготовки, ведения боевых действий личного состава и его жизнедеятельности после их завершения. Это представляется вполне актуальным в связи с включением в боевые уставы видов Вооруженных Сил специального раздела, касающегося совершенствования, в том числе, и проблем психологического обеспечения боя. В содержании глав данного раздела нашли отражение вопросы, связанные с пока еще небольшим, но уже накопленным опытом деятельности военных психологов в войсках.

Тематика глав II-го раздела отражает основное содержание всех тематических планов по предмету «Военная психология", преподаваемых в Военном университете слушателям, обучающимся на различных факультетах. В этой связи главы раздела посвящены проблемам психологического обеспечения деятельности войск, руководителей воинских коллективов как в военное, так и в мирное время. Авторы стремились не только теоретически описать существующие сегодня психологические проблемы, но и дать практические рекомендации для их разрешения.

Раздел 1. Методологические проблемы военной психологии.

Сегодня военная психология «переживает» этап переосмысления своих основ, взаимоотношений с другими дисциплинами, отраслями психологического знания.

До недавнего времени большая часть психологов, при общем согласии с тем. что «военная психология есть отрасль психологической науки", тем не менее считали, что у военной психологии «свой путь» в познании личности военнослужащего, воинской деятельности, свое «предметное поле».

При этом, на наш взгляд, специфика объекта выдавалась за специфику предмета военно-психологической науки.

Это часто приводило к «неконструктивному эклектизму", вольному обращению как с общепсихологическими так и частно-психологическими понятиями военной психологии.

В некоторых исследованиях военных психологов можно было наблюдать «Терминологическую всеядность": использование понятий из одних «объяснительных систем", методик из других, а интерпретация полученных результатов часто осуществлялась на уровне «здравого смысла». «Фельдшеризм» не миновал и военной психологии.

В настоящее время военно-психологическая наука получила возможность своего дальнейшего развития, опираясь на широкие возможности как отечественной, так и зарубежной психологии, опыт подготовки военных психологов, имеющих базовое психологическое образование.[1]

Это требует от военной психологии осознать свои методологические и мировозренческие основы, по новому взглянуть на связь с общей психологией, психологическими научными школами, другими отраслями психологии.

В этом залог как ее собственного развития, так и обогащения результатами ее исследований других отраслей психологических знаний, общей психологии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...