Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Купание перед пятничной молитвой.




 

Поскольку пятница является днем собрания для поклонения и молитвы, шариат велит искупаться, чтобы мусульмане были на собрании в своем лучшем состоянии - чистыми и опрятными.

Передают, что Абу Са’ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Каждый совершеннолетний обязан купаться в пятницу и ему следует также почистить зубы и использовать благовония сколько сможет». Этот хадис передали аль-Бухари 857, 895 и 2665, Муслим 4/846, Абу Дауд 344, ан-Насаи 3/95 и Ибн Маджах 1089

Слово «обязательно» здесь означает, что это очень желательно.

Это высказывание пророка, да благословит его Аллах и приветствует, разъясняет сообщение, которое передал аль-Бухари от Ибн ’Умара, да будет доволен Аллах ими обоими:

«Однажды, когда ‘Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, читал пятничную проповедь, в мечеть вошел человек из числа первых мухаджиров, сподвижник пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и это был ‘Усман, да будет доволен им Аллах. ‘Умар окликнул его: “Какое сейчас время?” Он сказал: “Я работал и вернулся домой только тогда, когда услышал призыв к молитве, и совершил не больше чем обычное омовение”. ‘Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: “И ты совершил только малое омовение, в то время как ты знал, что посланник Аллах, да благословит его Аллах и приветствует, велел искупаться?”» Этот хадис передали аль-Бухари 882, Муслим 4/845, Абу Дауд 340, ат-Тирмизи 493 и ан-Насаи 3/93.

 

Комментируя этот случай аш-Шафи’и сказал:

«Поскольку ‘Усман не оставил молитву из-за купания и ‘Умар не велел ему выйти (из мечети) чтобы тот искупался, то это указывает на то, что сподвижники пророка знали, что это веление (искупаться) оставляет выбор».

 

Также то, что (купание в пятницу) является желательным, показывает хадис, переданный Муслимом от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, в котором сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тому, кто совершит омовение должным образом, и затем придет на пятничную молитву, послушает молча (имама во время проповеди), простятся грехи совершенные им между двумя пятницами и дополнительно три дня». Этот хадис передали Муслим 27/857, Абу Дауд 343.

 

Аль-Куртуби утверждая, что данный хадис устанавливает желательность купания, сказал: «Упоминание омовения и того, что имеет к нему отношение, приобщив к нему награду, которая подразумевает под собой его правильность (т.е. правильность данного действия), указывает на то, что одного омовения достаточно».

 

Ибн Хаджар в книге «Ат-Талхис» сказал: «Это - одно из самых сильных доказательств того, что купаться для пятничной молитвы не обязательно».

 

Мнение о желательности купания построено на том, что его не совершение не приносит вред. Но если это вредит людям, наподобие запаха пота (исходящего) от тела или одежды, то купание становится обязательным и не выполнение его становится запретным /харам/.

Некоторые ученые говорят, что купание в пятницу является обязательным, даже если не совершение его не причиняет никакого вреда (другим). В основе этого мнения лежит хадис от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, в котором сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Каждый мусульманин обязан искупаться однажды в каждые семь дней, и (в этот день) он должен помыть свою голову и тело». Этот хадис передали Аль-Бухари 897 и Муслим 849, и они принимают смысл хадиса буквально и опровергают то, что противоречит этому хадису.

 

Время пятничного купания продолжается от рассвета и до начала пятничной молитвы, и желательно совершить его перед отправлением (в мечеть). Если человек осквернился после купания, то будет достаточно совершить омовение (которое совершается для молитвы).

Аль-Асрам сказал: «Я слышал, как Ахмада спросили: «Если человек искупался и затем у него нарушилось омовение, достаточно ли будет ему совершить обычное омовение?» Он ответил: «Да, и я не слышал что-либо предпочтительнее хадиса Ибн ‘Абзы».

 

Ахмад ссылается на хадис, рассказанный Ибн Аби Шейбой с достоверной цепью от ‘Абду-р-Рахмана ибн ‘Абзы со слов его отца, который являлся сподвижником, что он купался в пятничный день и когда нарушалось омовение, то совершал только омовение и не повторял ѓусль (купание).

Время для купания заканчивается с окончанием молитвы. Если человек купается после молитвы, то это не считается пятничным омовением и тот, кто поступает таким образом, не следует Сунне пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

 

Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, рассказывал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-то из вас отправляется на пятничную молитву, пусть искупается». Этот хадис передали аль-Бухари 882, Муслим 4/845, Абу Дауд 340, ат-Тирмизи 493, ан-Насаи 3/93.

 

В версии Муслима говорится: «Когда один из вас хочет пойти на пятничную молитву, пусть искупается».

Ибн ’Абдуль-Барр сказал: «Существует согласованность мнения ученых /иджма’/ в этом вопросе».

 

[Примечание не из книги]:

Со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен им Аллах, передается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пускай тот из вас, кто собирается отправиться на пятничную молитву, совершит полное омовение». (аль-Бухари/894; Муслим/844).

 

Со слов Абу Са’ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Купание в пятничный день – обязательно для каждого достигшего половой зрелости». (аль-Бухари/858, 879, 895, 2665; Муслим/846).

 

Со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен им Аллах, сообщается, что однажды, когда ‘Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, проводил пятничную проповедь, некий мужчина из числа первых мухаджиров и сподвижников [Сообщается, что этим сподвижником был ‘Усман ибн ‘Аффан] пророка, да благословит его Аллах и приветствует, вошел в мечеть, и ‘Умар воскликнул, обращаясь к нему: «Ты знаешь, который сейчас час?!» - на что этот мужчина ответил: «Я был занят, и вернулся домой лишь, когда услышал призыв на молитву, и (я торопился настолько, что) успел совершить лишь малое омовение». Тогда ‘Умар сказал: «Вдобавок ко всему ты совершил лишь малое омовение?! А ведь ты знаешь сам, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел совершать полное омовение!» (аль-Бухари/878; Муслим/845).

 

Указание на то, что купание перед пятничной молитвой является обязательным, из данного хадиса извлекается из целого ряда обстоятельств:

Во-первых, для того, чтобы высказать ‘Усману, да будет доволен им Аллах, свое замечание ‘Умар, да будет доволен им Аллах, прервал пятничную проповедь, несмотря на то, что она является обязательной. А известно, что ‘Умар был далеко не таков, чтобы оставлять обязательное, за исключением ситуаций, когда этого требовало нечто еще более обязательное. В данном случае необходимость этого была продиктована велением одобряемого и удержанием от порицаемого человека, не выполнившего обязательного требования присутствия на пятничной проповеди и купания перед ней, что осложнялось также и тем, что этим человеком был тот, на которого равнялись массы обычных людей.

 

Во-вторых, если бы купание было всего лишь желательным требованием, то ‘Умар бы не стал порицать ‘Усмана, да будет доволен им Аллах, за его неисполнение, и тем более не стал бы делать это прилюдно. При всем при этом, мы полагаем, что вероятнее всего ‘Усман совершил одно полное омовение утром, но не успел совершить еще одно, специально для пятничной молитвы, ограничившись первым лишь из-за того, что не располагал достаточным временем. Такое заключение нам позволяет сделать достоверное сообщение о том, что ‘Усман совершал полное омовение ежедневно. И мы совершенно не склонны думать, что в отношении действия, совершать которое пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не приказывал, ‘Усман был более прилежным и старательным, нежели в отношении действия, которое пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вменил в обязанность.

В-третьих, мнение о том, что ‘Умар считал купание в пятницу обязательном, подкрепляется сообщением о том, что однажды по поводу чего-то дурного он сказал: «Сделай я это, я был бы более никчемным, чем тот, кто не купается по пятницам». (‘Абдур-Раззак/5308. Иснад сообщения достоверный /сахих/).

 

В-четвертых, об этом свидетельствуют, слова ‘Умара «…ведь ты знаешь сам, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел совершать полное омовение!» А веление чего-либо, как известно, предполагает обязательность оного.

 

В-пятых, упрек и порицание, которое высказал ‘Умар ‘Усману, были сделаны в присутствии огромного количества великих сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и если бы у них было чем возразить ‘Умару, они непременно сделали бы это и встали на сторону ‘Усмана. Тот факт, что они не стали возражать ‘Умару указывает на то, что они были согласны с ним во мнении об обязательности купания в пятницу, ибо невозможно себе представить, чтобы все они смолчали, услышав, что ‘Умар говорит нечто ошибочное и ложное, и одобрили это, тем самым. Более того, сам ‘Усман не возразил ‘Умару на его замечание и не сказал: «Почему ты порицаешь меня, в то время как купание в пятницу является всего лишь желательным действием?!» Но даже если и предположить, что кто-то из сподвижников придерживался мнения о том, что купание в пятницу всего лишь желательно, то очевидно, что довод был на стороне тех, кто считал его обязательным, поскольку их мнение соответствовало велению пророка, да благословит его Аллах и приветствует. А известно, что в любой спорной ситуации мы обязаны возвращаться к решению Аллаха и Его посланника. [Сказал Всевышний: «Если же вы станете препираться о чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день». (Женщины, 59)].

 

Предания от предшественников относительно данного вопроса:

Сообщается, что Абу Са’ид аль-Худри сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вменил в обязанность совершение полного омовения в пятницу каждому достигшему половой зрелости». (‘Абдур-Раззак/5307). В одной из передач этого хадиса, сообщается, что ‘Амр ибн Суляйм сказал: «Я свидетельствую, что Абу Са’ид аль-Худри сказал: «Я свидетельствую, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Купание в пятничный день – обязательно для каждого достигшего половой зрелости. Также ему следует почистить зубы и умаститься благовониями, если они у него имеются». Далее ‘Амр ибн Суляйм сказал: «Что касается купания, то я свидетельствую, что оно обязательно, а что касается чистки зубов и благовоний, то Аллах лучше знает, является ли это обязательным или нет, однако я передаю хадис так, как есть». (аль-Бухари/880).

 

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Купание в пятницу обязательно так же, как купание после полового осквернения». Некий мужчина сказал ему: «Ты передаешь эти слова от пророка, да благословит его Аллах и приветствует?» - на что он ответил: «Нет!» - и разгневался». (‘Абдур-Раззак/5305. Иснад сообщения достоверный /сахих/).

 

Ибн Хазм сказал: «Вменение в обязанность купания в пятницу было передано нам через непрерывные иснады от ‘Умара ибн аль-Хаттаба, его сына (Ибн ‘Умара), Ибн ‘Аббаса и Абу Хурайры, и каждая из этих передач обладает наивысшей степенью достоверности. Таким образом, сообщение об этом становится сообщением-мутаватир*, обязывающим воспринимать его как безусловное знание». (См. «аль-Мухалля» 2/9).

*[Сообщения мутаватир (непрерывно следующие друг за другом) – это сообщения, обладающие настолько большим количеством передатчиков в каждом своем звене, что вероятность сговора этих передатчиков для фальсификации текста или факта какого-то события исключается как невозможная].

 

Сообщается, что однажды некий человек с надменностью и высокомерием обратился к ‘Аммару ибн Ясиру, да будет доволен им Аллах, и тот сказал: «(Судя по тому, как ты обращаешься ко мне), я более вонюч, чем тот, кто не купается по пятницам». (Ибн Абу Шейба 2/94).

 

Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: «Тот, кто обязан присутствовать на пятничной молитве, обязан и искупаться (перед ней)». (аль-Байхаки 1/217. Иснад сообщения хороший /хасан/).

 

Ибн Хазм сказал: «Передается, что Са’д ибн Абу Уаккас, да будет доволен им Аллах, говорил: «Я не видел мусульманина, который бы оставлял купание в пятницу». Также передается, что однажды Ибн Мас’уд, задумавшись о чем-то, сказал: «Сделай я это, я был бы более глуп, нежели тот, кто не купается по пятницам». (См. «аль-Мухалля» 2/9).

 

Сообщается, что Абу Ляйля (или ‘Абдур-Рахман ибн Абза) сказал: «Я застал сподвижников посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и в частности, участников сражения при Бадре и тех, кто присягал пророку, да благословит его Аллах и приветствует, под деревом. Когда кто-либо из них собирался отправиться на пятничную молитву, он совершал полное омовение подобное тому, которое совершают после полового осквернения, надевал лучшие из своих одежд и умащался благовониями, если они у него имелись». (‘Абдур-Раззак/5299. Иснад сообщения достоверный /сахих/).

 

Ибн Хазм сказал: «Нам неизвестно о существовании достоверной информации о том, чтобы хоть кто-либо из сподвижников говорил об аннулировании обязанности купания в пятницу». (См. «аль-Мухалля» 2/10).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...