Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исторические этапы развития анатомии.

Остеология и артрология

Билет № 1

Анатомия человека: предмет и содержание, место в ряду биологических дисциплин.

Анатомия человека — это наука о происхождении и развитии, формах и строении человеческого организма. Анатомия изучает внешние формы и пропорции тела человека и его частей, отдельные органы, их конструкцию, микроскопическое строение. В задачи анатомии входит исследование основных этапов развития человека в процессе эволюции, особенностей строения тела и отдельных органов в различные возрастные периоды, формирования человеческого организма в условиях внешней среды.

Место анатомии в ряду биологических дисциплин

Биология – медицина – морфология – анатомия (описательная, систематическая, топографическая, возрастная, сравнительная, патологическая, пластическая, эндоскопическая, компьютерная)

Билет№2

Исторические этапы развития анатомии.

- Анатомические представления древних, анатомический инстинкт, бальзамирование (древний Египет, народы майя, Македонский, Нельсон, Феррантес) Гванг – ти, индусские Аюрведы

- Анатомический театр (Мондино да Луцци)

- Либетина – покровительница трупов (древний Рим)

- Древняя Греция (многие термины, предложенные древнегреческими учеными, вошли в современную номенклатуру: артерия, ангиология, антропология, бронх, colon, lobus, spleen, thenar, larynx, всего более 700 терминов) Выдающимися представителями греческой медицины и анатомии того периода были Гиппократ, Аристотель, Герофил, Эразистрат.

Гиппократ (460 – 377 гг до н.э.) Ему принадлежат труды по анатомии медицине (Гиппократовы сборники: «Об анатомии», «О железах», «О прорезывании зубов», «О природе ребенка» и др.) Он описал некоторые кости черепа, соединения их, образование аллантоиса, считал, что основу строения организма составляют четыре жидкости (сока): кровь, слизь, желчь и черная желчь). От преобладания одного из соков зависят виды темперамента сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик)

Аристотель (384 - 322 г.г. до н.э.) Оставил многочисленные труды: «О частях животных», «О возникновении животных», где описал черепные нервы. Сосуды плаценты и желточного мешка, установил, что артерии отходят от аорты, отличал нервы от сухожилий.

Герофил (304 г. до н.э.) был первым греком, который стал вскрывать трупы. В своей работе «Анатомика» пытался обобщить сведения по анатомии, поэтому он считается создателем анатомии как науки. Описал головной мозг, оболочки мозга с синусами и сосудами. Провел дифференцировку нервов и сухожилий, артерий и вен, описал предстательную железу и диафрагму.

Эразистрат (350 – 300 г.г до н.э.) Отвергал учение Гиппократа о четырех жидкостях. Вскрывая трупы и проводя живосечение преступников, пришел к выводу о существовании двигательных и чувствительных нервов, описал мозжечок, извилины головного мозга.

- Древний Рим В древнем Риме медицина многие годы являлась занятием рабов и не была в почете. Лишь в конце 1 века н.э. медициной стали заниматься свободные граждане. Поэтому древние римские ученые не внесли в анатомию большого вклада. Однако они считаются создателями латинской анатомической терминологии. Наиболее яркие представители: Авл Корнелий Цельс и Клавдий Гален.

Авл Корнелий Цельс (30 г. до н.э – 45 г н.э.), автор энциклопедического труда «О медицине» в котором были приведены многие анатомические данные.

Клавдий Гален. (131 – 210 г.г. н.э.) Из его анатомических трудов известны «Анатомические исследования», «О назначении частей человеческого тела». Описал мышцы позвоночника и спины, три оболочки артерий, четверохолмие головного мозга, 7 пар черепных нервов, большую вену мозга. Анатомические сочинения Галена в течение 13 веков составляли основу анатомических знаний.

Средние века В этот период много внимания уделялось комментариям трудов Гиппократа и Галена

Наиболее ярким представителем считается Авиценна (980 – 1037 г.г н.э. Иначе его называли Абу Али Ибн Сина. Наиболее значительным трудом является «Канон врачебной науки», состоящий из 5 книг. Первая посвящена анатомии и физиологии. Он одним из первых обратил внимание на типы телосложения, увязав на связь реакций организма с телосложением.

В эпоху позднего средневековья (Х11 – Х111 века) в связи с открытием новых медицинских школ в Италии и Франции возобновляется интерес к анатомии, было разрешено вскрывать трупы (1 труп в 5 лет!)

Эпоха возрождения. К наиболее ярким представителям эпохи относятся Леонардо да Винчи, Андрей Везалий, Вильям Гарвей.

Леонардо да Винчи (1452 – 1519), интересовался анатомией как художник, одним из первых стал вскрывать трупы. На рисунках с незначительными ошибками изобразил различные органы человеческого тела, явился основоположников пластической анатомии.

Андрей Везалий (1514 – 1564). Широко применив вскрытие трупов, впервые систематически изучил строение тела человека, устранил многочисленные ошибки Галена (более 200). Издал обширное и богато иллюстрированное руководство «О строении тела человека в 7 книгах» - первую анатомию человека в новейшей истории человечества.

Вильям Гарвей (1578 – 1657) При изучении анатомии не ограничивался описанием структуры, а подходил с позиций сравнительной анатомии и эмбриологии. Высказал догадку, что онтогенез повторяет филогенез.

В труде «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных» утверждал, что кровь движется по замкнутому кругу. Маленькая книжка Гарвея создала эпоху в медицине. В эпоху возрождения нельзя не упомянуть таких известных ученых как: Габриель Фаллопий(1523 – 1562), Бартоломео Евстахий (1510 1574), Джованни Аранци (1530 – 1589), Л. Ботало (1530 – 1600), Ф. Сильвий (1614 – 1672) и др.

Анатомия в России. В феодальной России светской медицинской школы не существовало, медицина развивалась в монастырях, при которых духовенство учреждало больницы. Работавшие в них монахи не только переводили сочинения греческих и римских врачей, но и создавали свои. Так, Ермолай Эразм написал «Слово о сотворении тричастном», где была изложена система анатомо-физиологических взглядов на строение тела человека. В 1620 году был учрежден Аптекарский приказ, при котором в 1654 году организована первая медицинская школа. В 1706 году был организован первый госпиталь и медицинская школа при нем. Анатомия в этой школе преподавалась по руководству А.Везалия, переведенному на русский язык Епифанием Славинецким в 1658 году. В 1725 году в Петербурге создана Российская академия наук, в которой анатомия стала одной из фундаментальных дисциплин.

А.П. Протасов (1724 – 1796) был первым русским академиком-анатомом. Известна его диссертация «О движении крови в легких». К.И. Щепин первым стал преподавать анатомию на русском языке. М.И. Шеин – автор первого русского анатомического атласа «Sylabus», 1744. Н.М. Максимович-Амбодик создал первый русский словарь анатомических терминов. Кафедру анатомии и физиологии возглавил П.А. Загорский, написавший первый учебник анатомии на русском языке. Н.И. Пирогов (1810 – 1881) – создатель топографической анатомии. Ввел в анатомию метод распилов замороженных трупов для изучения точного взаиморасположения органов. Выдающийся хирург, придавал огромное значение знанию анатомии. П.Ф. Лесгафт (1837 – 1909) – наиболее крупный после Н.И. Пирогова анатом России. Привел ряд доказательств влияния внешней среды, физических упражнений на структуры организма. Призывал к изучению анатомии живого человека. В.П. Воробьев (1876 – 1937) – разработал стереоморфологический метод исследования конструкции органов, написал учебник анатомии и 5 томов анатомического атласа. Создал анатомическую школу. В.Н. Шевкуненко (1872 – 1952) – разработал учение об индивидуальной анатомической изменчивости. В.Н. Тонков (1872 – 1954) – создатель учения о коллатеральном кровообращении, автор учебника, выдержавшего 4 переиздания. Фундаментальные исследования кровеносной и лимфатической систем выполнены в получивших международное признание анатомических школах Г.М. Иосифова (1870 – 1933), Д.А. Жданова (1902 – 1971), В.В. Куприянова (1912 – 2006) и ныне здравствующих: М.Р. Сапина, Ю.И. Бородина.

Билет№3

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...