Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологический аспект управленческого образования




 

Гуманитаризация образования становится неотъемлемой частью обновления высшей школы. Она является средством формирования у студентов и будущих специалистов общечеловеческой культуры, с другой стороны, важным инструментом повышения активности учебно-воспитательного процесса. Основная задача обучения в учебном заведении-обеспечение требуемого уровня профессиональной подготовки.

Изменения социальных и экономических процессов в нашей стране порождают новый слой людей, профессионально занимающихся предпринимательской и управленческой деятельностью. Знания в области психологии становятся востребованными повсеместно, тем более для студентов, которые будут работать в сфере управления.

Задача дисциплин психологического направления - не только передать конкретные знания, но и быть движущей силой саморазвития личности учащегося. Важны знания о человеке, которые включают формирование психологической системы деятельности. Проблема управления: деятельность и отношение личности к ней. Будущая успешность профессиональной деятельности во многом зависит от психологической готовности, объединяющей побудительные силы и возможности человека, направляющие его энергию на самореализацию. Для этого необходимы психологические и мировоззренческие знания, позволяющие понять себя, других людей, свое место и роль в мире.

Особенности психологических дисциплин в том, что личностное включение в различные формы взаимодействий на занятиях определяет характер используемых методов работы, позволяет отследить ценностные позиции студентов. Значит, происходит не только передача знаний студентам, а и непосредственное общение преподавателя и студента, где немаловажное значение имеет психологическое мастерство самого преподавателя.

Создание гибкой системы преподавания, ориентированной на фундаментальную подготовку специалистов широкого профиля, используемые ею содержание, формы и методы должны быть направлены на человека как основной определяющий ориентир целесообразной общественной деятельности.

В настоящее время этот аспект деятельности учебных заведений реализуется во многом на инициативных началах, без должного системного согласования, поскольку сами учебные заведения действуют в автономном режиме, во многом сохраняя тенденции своего отраслевого функционирования. Задача состоит в последовательной ориентации деятельности разнофункциональных учебных заведений на нужды региона с последовательной трансформацией их совокупности в органичную часть социально-экономической структуры региона, имеющую характер упорядоченной системы.

Основными признаками такой системы являются: уровень и спектр развития образовательной деятельности, позволяющие согласованно удовлетворять образовательные потребности населения и экономики в режиме дифференциации образования с учетом местных условий; наличие единого субъекта управления региональной системой образования, представляющего центр регионального образовательного пространства; достаточность ресурсного, в том числе финансового, обеспечения деятельности образовательных учреждений по социально- экономическому развитию региона.

На переходном этапе необходимо обеспечить сбалансированное взаимодействие региональных и ведомственных интересов. Такой подход может уберечь профессиональное образование от провинциализации в самом худшем смысле этого слова. Это может быть достигнуто на основе проведения соответствующей целенаправленной государственной политики. Реализация государственной политики регионализации профессионального образования не может происходить иначе, как при участии и через деятельность всех участников сферы образования - органов государственного управления, учебных заведений, органов самоуправления в образовании, хозяйственных структур. В противном случае весь этот многообразный процесс примет характер принятия прямых административных решений и такого же метода их реализации. Программно-целевой подход к формированию региональных систем профессионального образования. Одним из решающих условий достаточно полной и быстрой реализации государственной региональной политики в области профессионального образования является наличие механизма управления соответствующими процессами. Пока еще реализация поставленных целей происходит в виде достаточно разрозненных мероприятий как в режиме общего движения, определяемого различными правовыми, организационными и иными актами федеральной значимости, так и в режиме деятельности региональных органов управления.

В настоящее время основная часть учреждений профессионального образования находится в государственной собственности. Является необходимым создание в регионах единых органов управления образованием, включающих управление системой среднего профессионального образования и обладающих достаточными властными функциями.

Для этого целесообразно, прежде всего, развивать систему договоров и соглашений между государственными и региональными органами управления профессиональным образованием, предусматривающих, в частности, делегирование последним прав в области осуществления лицензирования, аттестации и аккредитации учебных заведений, что необходимо для поддержания единых образовательных и иных стандартов.

Необходимо также предоставить указанным органам возможность более действенного финансового воздействия на деятельность учебных заведений путем формирования регионального заказа, учитывающего образовательные запросы населения и народного хозяйства и обеспеченного средствами из регионального и государственного бюджетов. Одной из актуальных задач является создание действенного сектора общественного управления профессиональным образованием, органически включенного в общую структуру управления. Это тем более необходимо в условиях тенденции усиления роли учебных заведений в развитии местных социумов, привлечения для нужд образования все больших финансовых средств из местных бюджетных источников. Система маркетинга и мониторинга профессионального образования в регионе. Задача учета в деятельности образовательных учреждений различного рода региональных интересов и запросов, активное участие в их реализации предполагает постоянное изучение этих интересов и запросов, динамики их изменения. Причем это должно производиться как в текущем, так, особенно, и в перспективном режиме, поскольку только на этой основе можно разрабатывать и реализовывать тактику и стратегию деятельности каждого образовательного учреждения и всей их региональной совокупности в целом, привлекать в сферу среднего профессионального образования необходимые бюджетные и внебюджетные средства.

Одним из условий устойчивого состояния образовательного учреждения являются исследования рынка труда, рынка сбыта своих услуг, маркетинговые исследования. Маркетинг образовательных услуг представляет собой систематическое, детализированное, научно обоснованное изучение, формирование и управление спросом на специалистов, проявляемым на индивидуальном, групповом, региональном и других уровнях.

Но, говоря о маркетинге образовательных услуг, нужно и здесь исходить из их экономической сущности, выражаемой в том, что чаще всего мы имеем дело с распределением этих услуг под контролем государства. Это в той или иной степени сохранится и впредь и, естественно, потребует учета при организации маркетинговой деятельности образовательных учреждений и органов управления образованием. Поэтому для успешного применения идей маркетинга следует учитывать необходимость удовлетворения потребностей общества, предприятий и организаций, социальных институтов и т.п., не носящих характера спроса в рыночной его форме. Если в традиционных концепциях маркетинга субъектом маркетинговой деятельности является предприятие, фирма, учреждение в лице специальных органов или подразделений, то применительно к системе образования, субъектом маркетинга оказывается главным образом государство в лице их органов управления образованием. В связи с этим на сегодняшний день образовательный маркетинг является, в основном, прерогативой органов управления образованием.

Мониторинг образования - это специально организованный непрерывный процесс поиска, группировок и комплексного анализа показателей с целью оперативного диагностирования и прогнозирования состояния образовательной системы и ее уровней в аспекте соответствия поставленным целям, выработки коррекционно-упреждающих мер управленческого воздействия.

Для решения задачи формирования региональных систем профессионального образования мониторинг необходим в силу особенностей самой системы профессионального образования - большой ее дисперсности, неупорядоченности управления, разноречивости интересов отдельных учебных заведений и их групп. Мониторинг, как и маркетинг, должен явиться действенным инструментом преодоления этого состояния профессионального образования, а также фактором усиления системности его функционирования. Функциональная направленность образовательного мониторинга предполагает необходимость того, чтобы его инструмент отвечал требованиям целостности и системности. Важно, чтобы общий и частный инструменты мониторинга привязывались к общей системе индикаторов.

Соответствующие аспекты мониторинга должны опираться на специфический набор индикаторов общей их системы. Финансовое обеспечение региональных систем профессионального образования. Одним из решающих условий возможности управления процессом регионализации профессионального образования со стороны региональных органов управления является финансовое обеспечение этой деятельности.

На основании материала, изложенного в предлагаемом исследовании, можно сделать следующие основные выводы:

. Сеть средних специальных учебных заведений широко развита и достаточно равномерно размещена по территории регионов, что создает необходимые условия и способствует дальнейшей ориентации учебных заведений на региональные потребности.

. Сохраняются диспропорции в масштабах и направленности развития профессионального образования в отдельных регионах по отношению к запросам населения по получению образования и рынка труда к специалистам определенного профиля, что обусловлено инерцией ранее сложившихся, отражающих отраслевую структуру построения экономики направлений деятельности учебных заведений.

. Развитие процесса врастания профессионального образования в региональные системы требует последовательного проведения соответствующей государственной политики по переходу от преимущественно отраслевого, централизованно управляемого его построения к преимущественно регионально построенным, территориально целостным системам профессионального образования.

. Одним из действенных способов управления процессами регионализации деятельности профессионального образования является программно-целевой метод, позволяющий соединить интересы отдельных активно действующих агентов системы образования, особенно самих образовательных учреждений, обладающих академической и хозяйственно-финансовой автономиями, для реализации общерегиональных целей развития.

. Необходимо создание в регионах единых органов управления образованием, включающих управление системой профессионального образования, обладающих необходимыми возможностями для реализации государственной политики в области регионализации образования, в том числе путем действенного финансового воздействия на основе формирования регионального заказа, обеспеченного средствами из государственного и регионального бюджетов.

. Для оценки степени регионализации деятельности учебных заведений необходимо проведение комплекса постоянных исследований состояния и динамики изменения спроса на услуги учебного заведения по всей его структуре, построение на этой основе стратегии развития профессионального образования в регионе в целом и отдельных его составляющих. При этом маркетинг образовательных услуг профессионального образования является элементом функционирования государственного сектора экономики и должен быть направлен на рационализацию деятельности образовательных учреждений и эффективное использование бюджетных средств.

. Необходимо создание систем мониторинга процессов регионализации, выполняющих функцию отслеживания происходящих изменений, их соответствия поставленным задачам развития системы профессионального образования, внесения при необходимости коррективов в процесс регионализации.

. Региональные источники финансирования среднего профессионального образования в настоящее время не могут обеспечить сколько-нибудь значимое воздействие на деятельность профессионального образования в силу бюджетной слабости самих регионов. Невелики возможности привлечения средств из региональных внебюджетных источников. В целом государственная финансовая политика в отношении региональных систем профессионального образования должна строиться на основе признания исключительных обязанностей государства по обеспечению деятельности профессионального образования.

Результаты выполненного исследования не исчерпывают всех аспектов рассматриваемой проблемы. За его рамками остался ряд вопросов, требующих дальнейшего изучения. К ним относятся: проблемы соотношения общегосударственных и региональных функций профессионального образования; проблемы правового характера, возникающие при создании региональных образовательных комплексов; вопросы формирования и реализации регионального заказа на подготовку специалистов; проблемы собственности образовательных учреждений, особенно в условиях многоучредительства, и некоторые другие.


Литература

образование управление мониторинг

1. Социальное управление: Словарь. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - С. 153.

. Энциклопедический социологический словарь. - М.: ИСПИ РАН, 1995. - С. 624.

. Социальное управление: Словарь. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - С. 106.

. Энциклопедический социологический словарь. - М.: ИСПИ РАН, 1995. - С. 507-508.

. Общественные отношения. Вопросы общей теории / Под ред. П.А. Рачкова. - М.: Изд-во МГУ, 1981. - С. 33.

. Перфильев М.Н. Общественные отношения. Методологические и социологические проблемы. - Л.: Наука, 1974. - С. 104.

. Энциклопедический социологический словарь. - М.: ИСПИ РАН, 1995. - С. 671-672.

. Социальное управление: Словарь. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - С. 169.

. Энциклопедический социологический словарь. - М.: ИСПИ РАН, 1995. - С. 839-840.

. Мурашов В.И. Идея ресурсов - идея жизни. - М.: Логос, 1999. - С. 12.

. Шихлинский С.О. Отчуждение государственных служащих: причины, специфика проявления и пути преодоления: Автореф. дисс. … уч. ст. канд. филос. наук. - М.: РАГС, 1997. - С. 9-11.

. Лукницкий С.П. Средства массовой информации в системе социального управления современной России: Автореф. дисс. … уч. ст. д-ра соц. наук. - М.: РАГС, 1998. - С. 5, 13-14.

. Бузский М.П. Фактор свободы в субъектном регулировании общества. - Волгоград: Изд-во ВАГС, 1998. - С. 7.

. Андренов Н.Б. Философские основания социального управления. - Чита: ОКГС, 1999.

. Гордин В.Э. Социальная политика и социальный маркетинг. - СПб.: СпбУЭиФ, 1993; Методология социального проектирования: Тез. докл. к ХХIII академическому симпозиуму. - Н.-Новгород: ОАЧ, 1995.

. Неретина Е.А. Управление социальными процессами. - Саранск: Красный Октябрь, 1999.

. Петров В.П. Объект управления - население. - М.: НИИ Геодезия, 1999. - С. 13.

. Словар «Социальное управление» - М.: Изд-во МГУ, 1994.

. Аракелов Е. Проблемы конверсии в военном секторе промышленности США // Зарубежное военное обозрение. - 1990. - № 1. - С. 73-77.

. Показатели устойчивого развития: структура и методология / Пер. с англ. - Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН, 2000.

. Формировать активную творческую личность // Среднее специальное образование. - 1988. - 7. - 0,3 п.л. (в соавторстве, автором - 0,15 п.л.).

. Структура и направления экономического образования в колледже // Проблемы и процессы становления экономического образования в техническом вузе: Сб. статей по проблемам высшей школы / Новочеркасский государственный технический университет. - Ростов-на-Дону: Пегас, 1995. - 0,1 п.л.

. Развитие среднего профессионального образования // Высшая школа в 1996 году. Ежегодный доклад о развитии высшего образования. - М.: НИИВО, 1997. - 0,4 п.л. (в соавторстве, автором - 0,1 п.л.).

. Среднее профессиональное образование в России: период реформ. - М.: НМЛ СПО Госкомвуза России, 1996. - 4,6 п.л. (в соавторстве, автором - 1,15 п.л.).

. Среднее профессиональное образование: региональный аспект // Среднее профессиональное образование. - 1995. - 2-3. - 0,4 п.л.

. Среднее профессиональное образование в условиях регионализации образовательной системы // Материалы Международной науч.-практ. конф. "Инновационные процессы в образовании, науке и экономике России на пороге XXI века". г.Оренбург. - 1998. - 5 п.л. (в соавторстве, автором - 0,04 п.л.).

. Среднее профессиональное образование в условиях регионализации образовательной системы // Регионология. - 1998. - 1. - 0,2 п.л. (в соавторстве, автором - 0,1 п.л.).

. Среднее профессиональное образование России в рыночных условиях // Образование - наука - рынок. - 1996. - 1-2. - 0,25 п.л. (в соавторстве, автором - 0,12 п.л.).

. Среднее профессиональное образование: региональный аспект // "Интеграция региональных систем образования". - Саранск. - 1995. - 0,1 п.л.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...