Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологическая характеристика и рекомендации

Обучающегося 9 лет, 3 класс

Дата: ……

Психологические качества Уровень развития психологических качеств
Слабый (2) Средний (3-норма) Хороший (4) Высокий (5)
Специальные способности
  Математика   +(не умеет искать числовые закономерности)    
  Естественные науки     +(недостаток –понятийное мышление)  
  Гуманитарные науки     +(по личн.-2, по доп.тесту 2)  
  Лингвистика   +(близко 2)    
  Техника   +(разнопл.баллы)    
Интеллектуальные способности, влияющие на обучение
  Понятийное мышление интуитивное     +  
  логическое     +  
  категоризация   +    
  Абстрактное мышление +      
  Самостоятельность мышления   +(близко 2)    
  Дивергентное мышление +      
  Визуальное мышление линейное не проверялось
структурное       +
динамическое   +(близко 4)    
комбинаторное     +(близко 3)  
  Осведомленность     +  
  Пространственное мышление   +    
  Образный синтез +      
  Оперативная логическая память +      
  Скорость переработки информации     +  
  Внимательность       +
  Навык чтения   + (близко к 4)    
Личностные особенности, влияющие на обучение
  Исполнительность G   +    
  Волевой самоконтроль Q3 +      
  Активность D, H, Q4   +    
  Самокритичность Q5     +  
  Независимость, самостоятельность E   +    
  Тревожность O,H,F   + (оптим.)    
  Эмоциональность C     +(неск-ко повышен ур-нь)  
  Активность в общении H,F   +    
  Потребность в общении A   +    
  Психическое напряжение Q4 +(требует внимания)      

 

Психологическая характеристика и рекомендации

Интеллектуальные способности, влияющие на обучение. В процессе чтения ребенок смысл предложений понимает не сразу, а как бы складывает из 2-3-х частей. При медленном чтении может разобрать любые тексты. Просто построенные тексты на знакомые темы понимает легко. Вполне адекватно может понимать только короткие тексты на незнакомые темы, так как «согласен» читать их медленно. Длинные стилистически усложненные предложения ребенок понимает с большим трудом. Для проработки больших объемов использует свой «метод» быстрого чтения (просмотр текста и попытка угадать его содержание, «подставляя» стандартные речевые обороты и штампы; в случае несоответствия «подстановки» и реального текста обычно не замечает). В связи с ограниченным набором речевых шаблонов, смысл текста может восприниматься весьма приблизительно или вообще искажаться. При чтении литературных произведений, ребенок ограничивается «кусками», где излагаются события или герои ведут диалоги, и опускает описание природы и философские рассуждения. Большие по объему тексты обычно не читает, так как из-за «фрагментарного» восприятия не возникает целостного представления о содержании, и книга становится неинтересной. Толстые книги могут читать только дети, склонные к фантазированию. Письмо также страдает специфической неграмотностью. Стилистические и пунктуационные ошибки неизбежны. Их он может допускать и при списывании, так как сознательно может контролировать только словосочетания, а не все предложение целиком. Относительно грамотного письма ребенок может достичь в том случае, если будет пользоваться простыми, короткими фразами.

При выполнении заданий ребенок нуждается в предварительных инструкциях, хотя и не абсолютно беспомощен. Если не дан четкий алгоритм, ребенок будет сначала пытаться самостоятельно найти способ решения, но чаще старается припоминать подобные задания, а не идти путем логических рассуждений. Если ни один из способов не подходит, ребенок все равно использует какой-то из них и выполняет работу неправильно. Если есть образец с которым можно сравнить, то видя несоответствие, ребенок не решает задачу самостоятельно, а обращается за помощью к взрослому. Сам оценить результаты своей деятельности не может, то задание в итоге выполняется неверно, а ребенок будет уверен, что он все сделал правильно.

Ребенок активно осваивает окружающий мир, у него складывается способность овладевать разнообразной информацией, которая не поддается систематизации. Обычно любит читать энциклопедии, справочную и научно-популярную литературу, обсуждать с взрослыми различные проблемы окружающей жизни. У него может быть больше сведений по разным темам, чем содержится в учебниках и требуется по школьной программе, даже гимназической. Любой текст ребенок воспринимает осмысленно. Читая или слушая, он следит именно за логикой, последовательностью происходящих изменений, способен выделить внутреннюю структуру текста, расставить смысловые акценты. Данные способности в настоящее время компенсируют слабый уровень развития абстрактного мышления, обеспечивая хорошую успеваемость не только по естественным наукам, но и по математике до 7-8 класса, но не дальше. Слабый уровень развития абстрактного мышления говорит о том, что ребенок может работать только с конкретными образами, предметами или их свойствами и пока не готов к работе с их отношениями. Благодаря достаточному уровню развития других видов мышления учебные проблемы в ближайшие 3-4-е года могут быть весьма незначительны. Например, при изучении темы «Умножение и деление чисел на дробь». В то же время, вероятность развития абстрактного мышления при дополнительных занятиях (например, в кружке «Учись учиться» ОЦ «Перспектива») велика, а также при серьезном отношении к учебному предмету математика (но не через программу В.В. Занкова).

Выявленные характеристики мышления позволяют прогнозировать сложности при изучении второго иностранного языка, а также несформированность целостного представления об изучаемых в школах науках. Недостаточность развития образного мышления (синтеза) может осложнять в будущем понимание более сложных рисунков, схем чертежей и связанную с ними работу на уроках физики, геометрии и черчении, особенно, когда нужно нарисовать рисунок (чертеж, схему) самому. До 5-го класса такая работа не требуется, но следует эти качества развивать (например, в ОЦ «Перспектива» через кружки «Учись учиться» и «Я-конструктор»). Иначе, например, черчение станет трудным и неприятным предметом.

Выявленный уровень пространственного мышления позволяет прогнозировать как полноценное дальнейшее развитие (при развивающих занятиях), так и снижение уровня, особенно при большой нагрузке на аудиальную систему восприятия информации (на слух). Если ребенок увлекается математикой и усиленно ею занимается, то понятийное мышление может и не развиться, а абстрактное – частично. При этом успеваемость по гуманитарным и естественным наукам будет посредственной. В старших классах развить пространственное мышление практически невозможно.

При запоминании смысловая обработка информации фактически отсутствует. Ребенка необходимо учить запоминать по определенному алгоритму материал по любому устному предмету (окружающий мир, литературное чтение, история и т.п.): 1) ознакомиться со всем текстом; 2) прочитав каждый отдельный абзац, своими словами, выразить своими словами (на первых порах, можно использовать текст) основную его мысль одним предложением и записать; 3) в итоге составить смысловую структуру, конспект или план. Прежде чем перейти к пересказу, необходимо ответить на вопросы в конце параграфа и также своими словами. Пересказывать лучше не по плану, а в разбивку (1-й, 3-й, 2-ой и т.д. абзацы). Проработав с ребенком данный алгоритм 1-2 месяца, у ребенка сформируется новый принцип запоминания и будет в дальнейшем действовать автоматически.

Уровень внимательности и скорости обработки информации – в норме. Ребенок может работать внимательно и успевать все выполнять в том темпе, как идут обычные уроки. Если встречаются ошибки у ребенка, то это не невнимательность, а незнание или непонимание материала. Если не успевает сделать задание, то это не медлительность, а неполнота знаний или непонимание предмета.

Уровень дивергентного мышления (разнонаправленного, творческого) – слабый. У ребенка сложилось убеждение, что любая проблема имеет только один «правильный» способ решения и соответственно единственно возможный результат, но жизнь диктует совсем другие условия. Без специальных занятий дивергентное мышление не развивается, а, значит, маловероятны победы в различного уровня предметных олимпиадах для школьников (кружок в ОЦ «Перспектива» «Путь к олимпу» - один из путей решения проблемы). Занятия рекомендуются технического, а не художественного и гуманитарного направления (например, в ОЦ «Перспектива» кружок «Я-конструктор» и клуб «Учусь учиться»).

Личностные особенности, влияющие на обучение. Ребенок еще нуждается во внешнем контроле, т.к. не всегда бывает исполнительным. Он в целом настроен делать все, что от него требуют старшие. Выполняет все буквально (как сказал учитель, так и надо делать), расстраивается, если почему-либо точное выполнение невозможно, тяжело реагирует на замечания. Необходимо учить ребенка рациональному подходу к любой работе. Волевой самоконтроль – слабо развит. Ребенок не может направлять свои действия к определенной цели, заранее продумать и подготовить все необходимое, организовать свою деятельность, довести работу до конца. Нуждается в помощи взрослых при самоорганизации своей деятельности, т.е. учить периодическому (например, почасовому контролю, самопроверкам, чтобы научился оперативно оценивать, успевать выполнять намеченное (именно этому и учит кружок «Учись учиться ОЦ «Перспектива»). В то же время ребенок начал задумываться о себе и может адекватно оценивать свои действия. Однако отношение к себе пока сохраняется целостное и несколько «улучшенное».

На лидерство обычно не претендует, но свое мнение имеет, может его высказывать. С ним можно сотрудничать, договариваться, долго его убеждать не надо. Выявлена адекватная реакция мобилизационной готовности в неопределенных и меняющихся ситуациях, хорошая адаптивность и гибкость поведения. Выявлен несколько повышенный уровень эмоционального реагирования во всех видах деятельности и ситуациях общения, но чаще проявления внутренние, скрытые, чем внешние реакции. Ребенок может глубоко переживать неприятности, критику, несчастья близких ему людей. Склонен проявлять робость, застенчивость, может теряться в новой обстановке, испытывает сложности при знакомстве с новыми детьми. Могут проявляться затруднения, когда приходится отвечать на уроках без подготовки.

Потребность в общении – в норме.

Преобладает поведение, демонстрирующее отсутствие заинтересованного, эмоционального включения в работу, учебу. Обычно все выполняет формально, по минимуму, причина – лень или соматическая ослабленность.

 

 

Психолог,

кандидат психол.н., доцент Сумарокова Оксана Вячеславовна

 

Тел. 50-84-65

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...