Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологическая характеристика и рекомендации

Внимание. Внимательность и скорость переработки информации в целом в норме. В то же время ребенок стремится делать все быстро, но небрежно. Необходимо приучать ребенка к самопроверкам и рассуждениям и не только для того, чтобы они не допускали ошибок по небрежности. Быстрые и умные дети часто сразу видят ответ, при этом «не задерживаются» на способе его получения. Методы и алгоритмы остаются неосознанными, и самостоятельность мышления не формируется. В итоге ребенок может действовать только тогда, когда сразу видит ответ, и не умеет самостоятельно разбираться и искать решение, когда оно для него неочевидно. Использование ребенком речевой рефлексии (самоанализа, самооценки), проговаривание алгоритмов самой деятельности позволяют ему гармонично развивать свое мышление.

Мышление. Линейное визуальное мышление – средний уровень: ребенок может самостоятельно и спонтанно использовать наглядный вспомогательный материал и сознательно прибегает к нему при затруднении в выполнении заданий. Если и испытывает затруднения при анализе каких-либо схематичных изображений, то причина не в слабости визуального мышления, а в незнании самого материала. Структурное визуальное мышление - Ребенок легко выделяет связи, закономерности, изображенные графически. Может быстро научиться «читать» схемы и чертежи. Структурно-динамическое визуальное мышление. Ребенок может научиться пользоваться таблицами, чертить графики функций без дополнительных развивающих игр. Он в принципе способен все это понять, но придется приложить много усилий, чтобы не только сформировать эти конкретные визуальные навыки, но и развить мышление в целом, «внедрить» в него динамический вектор. Уровень развития визуального комбинаторного мышления – на первоначальном уровне формирования. В случае использования манипулятивных игр с визуальным стимульным материалом (аналог игр в кружке «Я-конструктор») продвижение будет соответствовать возрастной норме и далее.

Понятийное интуитивное мышление – средний уровень развития, что свидетельствует о том, что необходимые зачатки для развития полноценного понятийного мышления имеются, но прогноз является неопределенным. Само по себе мышление не развивается, поэтому ребенку необходима помощь. Важно, чтобы ребенок не просто вызубривал и повторял учебный материал, а правильно понимал его. Для этого необходимо полностью исключить простой пересказ, когда ребенок близко к тексту, по памяти воспроизводит содержание. Запоминание текста в этом случае достигается путем многократных прослушиваний (или прочтений) и пересказов (сначала по частям, а потом и в целом). Этому упорно учат детей в начальных классах, окончательно останавливая развитие мышления. Ребенок должен учиться пересказывать, но другим способом, сначала осмысливая содержание текста, а именно: 1) ознакомиться со всем текстом; 2) прочитав каждый отдельный абзац, своими словами выразить основную его мысль одним предложением (на первых порах, можно предложить несколько вариантов готовых или использовать текст) и записать; 3) в итоге составить смысловую структуру, план или конспект. Прежде чем перейти к пересказу, необходимо ответить на вопросы в конце параграфа и также своими словами. Пересказывать лучше не по плану, а в разбивку (1-й, 3-й, 2-ой и т.д. абзацы). Проработав с ребенком данный алгоритм 1-2 месяца, у ребенка сформируется новый принцип запоминания и будет в дальнейшем действовать автоматически.

Ребенок должен привыкнуть к следующей технологии подготовки устных уроков: если есть вопросы после названия параграфа до текста, то необходимо их прочитать и найти ответы, далее прочитать вопросы после текста параграфа, и только потом начинать знакомиться с самим текстом. В данном случае чтение будет осмысленным. Необходимо, чтобы ребенок только знакомясь с текстом, уже пытался найти ответы на поставленные вопросы, чтобы мышление изначально было задействовано в процессе чтения. Если ребенок сначала прочтет параграф, у него возникнет некое общее впечатление. Затем он просматривает вопросы к нему и представляет, как можно на них ответить. Для образного представления ответов на основе восстановления в памяти прочитанного текста мышление практически не требуется, соответственно, и не развивается. Редко какой ребенок начнет читать второй раз читать параграф, чтобы четко и доказательно сформулировать ответы на вопросы. Еще хуже, если подготовка устных предметов начинается с запоминания пересказа текста (иногда этим и заканчивается и до вопросов дело так и не доходит).

Понятийное логическое мышление - средний уровень: ребенок способен чувствовать (понимать, осознавать) смысл, суть закономерностей, с которыми он имеет дело, и правильно применять их на практике. Однако, благоприятный прогноз дальнейшего развития полноценного понятийного мышления возможен только при условии развития полноценного и интуитивного его компонента.

Речевое мышление развито лучше, чем образное, т.е. ребенок лучше воспринимает материал на слух, то есть когда слушает объяснения, когда рассуждает самостоятельно или обсуждает что-то с другими людьми. Красочные рисунки, иллюстрации могут его при этом запутать. Он мыслит больше фразами, а не глазами. Наиболее эффективны для него объяснения – последовательные и подробные рассказы, в которых используются четко и правильно пост роенные предложения. В дальнейшем необходимо заниматься развитием зрительных представлений и визуального мышления, чтобы избежать неприятностей на уроках геометрии и черчения. Разобравшись в алгоритме решения задачи важно, чтобы он изображал содержание текста в виде блок-схемы и рисунка чертежа. Необходимо также учить фиксировать текст в виде схемы или таблицы, а словесное описание закономерностей различных величин в более старших классах – в виде графика на координатных осях. Абстрактное мышление на среднем уровне, что позволяет, при благоприятных условиях, делать положительный прогноз на успешность обучения в более старших классах.

Таким образом, рекомендуем продолжать посещать занятия кружков «Учусь учиться», «Я-конструктор», а также рассмотреть возможность посещать кружок «Гимнастика для ума».

Навык чтения сформирован еще не полностью, что является нормой для первоклассников, но для второго класса уже не остаточно для успешного обучения в гимназических классах. Единицей восприятия при чтении является словосочетание. Смысл предложения ребенок понимает не сразу. Длинные, стилистически усложненные предложения ребенок может вообще не понять.

Память. Кратковременная зрительные и речевые виды памяти имеют хороший уровень развития. Ребенок не просто накапливает информацию, запоминает ее, пользуясь ассоциациями, а пытается анализировать, структурировать и преобразовывать материал, т.е. стремится к осмысленному запоминанию.

Речевое развитие – хорошее, достаточное для обучения по общеобразовательной программе.

Эмоциональное состояние. Тревожность – повышенный уровень, который говорит о том, что у ребенка постоянно присутствует какой-то беспокоящий фактор, которому он не может противостоять. Действие этого фактора ограничено и не определяет общего самочувствия ребенка, но требует наблюдения за поведением ребенка со стороны родителей. Отношение к школе в целом положительное, хотя ребенок еще не чувствует ответственности ученика и ходит в школу, в основном, чтобы играть и общаться с другими детьми. Ему нравится в школе, когда там бывает интересно и когда там хвалят. Однако, если возникают трудности в обучении и замечания со стороны учителя, отношение к школе будет меняться, могут начаться капризы, жалобы на здоровье. Тревожность проявилась в отношении к математике, возможно, испытывает трудности в освоении материала. Стремление к лидирующим позициям по физической культуре, литературному чтению, в кружках «Я-конструктор» и «Учусь учиться». На русском языке и ИЗО хорошее и светлое настроение. К переменам относится негативно. Настроение дома «серое», так как ребенок скорее всего воспринимает себя как брошенного, испытывает недостаток эмоционального участия в его жизни родителей.

Личностные особенности. Ребенок достаточно уверен в себе, верит в свои возможности, энергетически богат. Уровень работоспособности – оптимален, отличается бодростью, отсутствием усталости, готов к энергозатратам. Нагрузки соответствуют его возможностям, образ жизни позволяет восстанавливать затраченную энергию. Эмоциональное состояние в норме, ребенок может радоваться, печалиться, поводов для беспокойства нет. Привязанность и к отцу, и к матери – равная. Взаимоотношения с окружающими – в норме, потребность в общении удовлетворяется, - круг общения четко определен и ограничен.

 

Психолог,

кандидат психологических наук, доцент Сумарокова Оксана Вячеславовна

 

Тел. 50-84-65

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...