Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1. Структурно-композиционные особенности журналистского текста

МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

«Утверждаю»

Проректор по учебной работе

В.С. Белозеров

________________

(подпись)

«___»_________________2011 г.

 

 

________ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ______

(Наименование дисциплины (модуля)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Направление подготовки

Журналистика

 

Профиль подготовки

 

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

Объем занятий: всего 64 часа

Изучается в 3 семестре

Разработана:

доц. Клец Ю.А.,

Дата разработки:

«_10_» ноября _ 2011 г.

Согласована:

Декан ФФЖ

(факультет)

/___________/ проф. Серебряков А.А.

(подпись)

«_____» ____________ 2011 г.

Зав. кафедрой

/ проф. Лепилкина О.И. / _______________

Рассмотрено УМК ФФЖ

«___» ___________ 2011 г.

протокол №

Председатель УМК ____________

(подпись)

 

Ставрополь, 2011


 

Содержание

Предисловие………………………………………………………………….. 3

Учебно-тематический план …………….……………………………………. 5

Практические занятия…………………………………………………………..7

Лабораторные работы………………………………………………………….12

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Основы журналистской деятельности» является:

- сформировать представление о сущности новостной журналистики, о специфике информационных жанров;

- дать знания о жанровой структуре современных СМИ;

- привить навыки подготовки авторских журналистских тестов разных жанров для печатных масс-медиа.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Основы журналисткой деятельности».

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Общекультурные компетенции:

1. Способность ориентироваться в современной системе источников информации в целом и по отдельным отраслям знаний и сферам общественной практики, знание и умение владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, умение использовать различные программные средства, базы данных, работать в Интернете и использовать его ресурсы, пользоваться поисковыми системами, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-19).

Профессиональные компетенции:

1. Ориентация в основных мировых тенденциях развития медиаотрасли (содержательных и технологических), понимание процессов конвергенции, осведомленность в области важнейших инновационных практик в сфере массмедиа, в том числе понимание процессов конвергенции (ПК 3);

2. Знание общих и отличительных черт различных средств массовой информации (печать, телевидение, радиовещание, информационные агентства, интернет СМИ, мобильные медиа), их типов и видов, базовых типологических признаков (ПК 8);

3. Понимание сущности журналистской деятельности как многоаспектной, включающей подготовку собственных материалов и работу с другими участниками производства текстов СМИ (привлекаемыми авторами, аудиторией); индивидуальную и коллективную деятельность; текстовую и внетекстовую работу (проектную, продюсерскую, организаторскую) (ПК-21);

4. Знание принципов работы с источниками информации и методов её сбора (интервью, наблюдения, работы с документами), селекции, проверки и анализа, а также методов прецезионной (точной) журналистики (ПК-23);

5. Знание особенностей массовой информации, задач и методов, технологии и техники процесса создания журналистских материалов, понимание их содержательной и структурно-композиционной специфики (ПК-25);

6. Углубленное знание особенностей новостной журналистики, и представление о специфике других направлений (проблемно-аналитическая, расследовательская, художественно-публицистическая журналистика) (ПК 27);

7. Знание методов редактирования текстов СМИ, основанных на использовании новых технологий (ПК-29);

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: круг профессиональных обязанностей журналиста в печатных и электронных СМИ; основные методы получения информации; базовые характеристики журналистских произведений как продукта профессиональной творческой деятельности, основные отличия материалов разных жанровых групп (информационные, аналитические, художественно-публицистические); понимать специфику новостной и аналитической журналистики; понимать смысл и представлять содержание различных направлений деятельности редакции.

Уметь: уверенно ориентироваться в информационной среде; быстро находить необходимые источники информации, оперативно получать нужные сведения, используя различные методы; работать с интернет-ресурсами, материалами информационных агентств, мобильной связью; оперативно подготовить и написать текст в разных жанрах; уметь участвовать в планировании работы редакции и своей собственной; выполнять другие необходимые виды редакционной работы.

Владеть: навыками сбора информации и ее профессиональной обработки; навыками организации и проведения общественных обсуждений, дискуссий, интерактивного общения с аудиторией; навыками деятельности в команде, участвуя в разработке концепции средства массовой информации, проводимых им акций и кампаний, в подготовке коллективных материалов.

 

 

Учебно-тематический план

Раздел дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
      Лекции Практические занятия Лабораторные работы СРС  
Раздел 1. Журналистика как область творческой деятельности. Новостная журналистика.
Тема 1. Виды творческой деятельности журналиста   1,2         Проверка конспекта лекции  
Тема 2. Структурно-композиционные особенности журналистского текста   3,4         Проверка составленной по лекции терминоло-гической таблицы; Устный опрос на практическом занятии
Тема 3. Жанрообразующие факторы в журналистике   5,6         Проверка конспекта лекции. Устный опрос на практическом занятии
Тема 4. Понятие жанра в журналистике. Классификация жанров. Современные тенденции жанрообразования   9,10         Проверка конспекта лекции; Устный опрос на практическом занятии (предполагается участие в круглом столе)
Тема 5. Заголовочный комплекс. Типы заголовков и лидов   11,12         Проверка составленной по лекции терминоло-гической таблицы
Тема 6. Новостная журналистика. Общая характеристика информационных жанров   13,14         Устный опрос на практическом занятии
Тема 7. Основные информационные жанры.   2-16         проверка лабораторной работы
Тема 8. Анализ журналистского текста (1,2)             Проверка СРС
Итого в 3 семестре              
                 

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Тема 1. Структурно-композиционные особенности журналистского текста

Цель занятия – способствовать формированию общепрофессиональных компетенций студентов в виде знания особенностей создания журналистских публикаций, понимания их структурно-содержательной и композиционной специфики (ПК 25).

Организационная форма занятия: практическое занятие.

Вопросы для обсуждения:

1. Объект и предмет творческого отображения в журналистике. Тема, идея, проблема журналистского текста. Понятие ситуации, типы ситуаций в журналистике.

2. Понятие композиции. Типы композиционных форм: композиция, сюжет, фабула, архитектоника. Типы композиций. Основные структурные элементы журналистского текста.

3. Журналистский текст как система выразительных средств. Выразительные средства как носитель информации и способ организации журналистского текста.

Методические рекомендации:

1. Для ответа на первый – четвертый вопросы воспользуйтесь книгой Г.С. Мельник, А.Н. Тепляшина разделом «Технология подготовки журналистских произведений для печатных изданий», либо книгой Г.В. Лазутиной часть 2, глава 1 «В чем состоит идейно-тематическое своеобразие журналистских материалов» и «Как устанавливаются отношения между формой и содержанием» либо книгой М.Н. Ким «Основы творческой деятельности журналиста» параграфом «Типы композиционных форм» и «Диалектика формы и содержания».

Задания для контроля владения компетенциями:

1. Дайте определение понятиям тема, идея, проблема, ситуация в журналистском тексте.

2. Перечислите типы композиционных форм, дайте определение каждой.

3. Дайте определение понятию выразительные средства, укажите их функции.

Рекомендуемая литература

Основная:

1. Ким М.Н. Основы творческой деятельности журналиста. – Спб., 2011.

2. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста: Учебное пособие. – М., 2007.

3. Лазутина Г.С. Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для студентов вузов / Г.В. Лазутина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во «Аспект Пресс», 2006.

4. Мельник Г.С., Тепляшина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. – СПб, Изд-во «Питер», 2008.

5. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. / 3-е изд., испр. и доп. / – М., 2006.

Интернет-ресурсы:

1. www.evartist.narod.ru

2. www.cjes.ru

3. www.mediascope.ru

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...