Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 6 Национальные образы мира как основа сближения между народами




Лекция 6

История идеи «национального характера» столь же древняя, как и само разделение человечества на народы и племена. Мысль, что этнические различия выражаются не только в различии вещей, обычаев и способов хозяйства, но и в разнице темпераментов и поведенческих черт, приходила и Геродоту, и 11естору, и Монтескье, десяткам и сотням их менее знаменитых современников.

Психический склад народа не есть его культура, но культура отражает психическую специфику народа. Психология этноса — явление текущее, изменяющееся, живое, непосредственно присущее в каждый отрезок времени конкретной общности и выделяющее ее среди других. Психология выражает себя во всех сферах повседневной человеческой деятельности. Сегодняшние настроения, застывая в культуре, продолжают воздействовать на членов общности, оживляя для новых ее поколений прошлый психический опыт.

Также и попытки литературного описания характеров различных народов идут от древности и продолжаются до сих пор. Широко распространено убеждение, что «члены различных наций имеют в целом некоторые общие психологические характеристики», но между учеными нет согласия в том, о каких собственно «некоторых психологических характеристиках» здесь идет речь.

Так, многие очерки русской души основывались на романах Достоевского. Главным недостатком этого метода является то, что исследователь имеет дело исключительно с психологией элиты народа, и именно в ней видит выразителя «национального характера». Но, даже если элита воплощает в себе ценности, присущие народу в целом более ясно и полно, чем его другие слои (что само по себе проблематично), это еще не дает нам права говорить о «национальном характере», поскольку встает вопрос об отношении ценностей элиты и ценностей простолюдинов в рамках одного и того же этноса.

Так, Роберт Редфильд различает «большую традицию рефлексирующего меньшинства и малую традицию большинства», то есть традицию "школ и храмов" и традицию деревенской общины. Из характера Татьяны Лариной, несмотря на всю ее «русскость», невозможно вывести характер русской крестьянки из родовой деревни Лариных, и сколь ни соблазнительно принять тот факт, что немецкая философия является национальной немецкой логикой, остается большой вопрос: в каком отношении она стоит к логике немецких крестьян?

Часто исследования «национального характера» связывались с изучением продуктов культуры того или иного народа (литературы, живописи, кино, философии). Считалось, что таким образом выявляется «гений народа», его уникальные качества.

Любая культурная черта проявляется только в контексте своей культуры, а вынутая из нее оказывается не более, чем абстракцией. Например, принято считать, что немцы любят порядок, а русские нет. Такое утверждение нельзя доказать эмпирически, а исследование показало бы, что в одних и тех же социальных условиях и у немцев, и у русских любовь к порядку примерно одинаковая.

Чаще всего народы просто описывались. Довольно долго описания национального характера были уделом беллетризованной эссеистики. Путешественники описывали нравы жителей ближних и дальних стран, политические памфлетисты обличали пороки своих народов или подлости внешних врагов, ученые и философы пытались, вслед за Гердером, разгадать тайну «духа народа».

Все это удобно упаковывалось в обертку «национального характера», склеенную из стереотипов - немцы склонны к порядку, англичане чопорны, французы ветрены, китайцы церемонны, русские добродушны и ленивы, зато «быстро ездят». В зависимости от таланта и наблюдательности автора, у кого- то картинки получались красивыми и убедительными.

Различные авторы фиксировали свои впечатления об особенностях психологии того или иного народа. Однако характеристики одного и того же этноса, данные различными исследователями, были порой взаимоисключающими.

Поскольку субъективностью восприятия страдают все, то ценность описательного подхода всегда сомнительна, хотя, любое описание психологии и быта народа может быть использовано антропологом как вторичный источник информации. Однако, мало того, что в одно и то же время разные исследователи могут увидеть разные особенности национальной психологии народа, те черты, которые в какой-то период считались характерными для того или иного народа, со временем могут значительно измениться.

Разгадать «загадочную русскую душу» пыталось не одно поколение русских и иностранцев, выдумывая для нее все новые и новые алхимические формулы. «В русском человеке сочетаются Петр Великий, князь Мышкин и Хлестаков», - утверждает англичанин Бэринг. А один из отечественных авторов находит другой образ - братьев Карамазовых: «Бескорыстие любви Алеши, неудержимость национального порыва Дмитрия, до конца идущая рефлексия Ивана, подлая маргинальность Смердякова» (остается спросить - а как быть с глумливым сластолюбием Федора Павловича?). В общем, повторяя слова одного из помянутых братьев: «Широк русский человек. Я бы сузил».

Каждая национальная целостность рассматривается как своеобразный Космо-Психо-Логос, то есть единство местной природы, характера народа и его склада мышления.

В современной науке большое внимание уделяется экзистенциальной культурологи, когда личность автора, его жизнь, включены в процесс исследования. Примером такого подхода являются труды Г.Гачева.

Национальный образ - идеальное конструирование этнической общностью как носительницей культуры определенных представлений о себе, о своих типических чертах, особенностях национального характера. Это одна из важнейших составляющих национального самосознания. Суждения о характерных чертах и особенностях своего народа непременно соотносятся с представлениями о характерных свойствах других народов и их представителей.

Ядром национального образа выступают культурные архетипы - первичные идеи и представления, заложенные в основе национальной культуры, и достаточно устойчивые по отношению к динамике культуры.

Архетип имеет этническую природу и первоначально принадлежит этносу. Этнический архетип определяет своеобразие «ответа» популяции на «вызов» внешней или внутренней среды. Приобретая предметность в культуре и институтах общества, архетип влияет на популяцию уже вне ее этничности, и как следствие транслирует стереотипы поведения на национальный уровень развития. Выделяются составляющие российской национальной идентификации: связь с территорией («родная земля», «русская земля», «мать сыра земля», «Родина»); природные богатства («страна лесов», «кладовая мира»); язык и русское литературное наследие («родная речь», «страна Пушкина, Толстого, Достоевского»); религиозные традиции и обычаи («православная земля», «русская душа»); культурное наследие и высшие достижения культуры («народ - труженик», космическая держава»); исторические события («народ - освободитель», «народ - защитник»); общераспространенные суждения о национальном характере.

В эпоху современности, когда главенствует информатизация, основными инструментами формирования национального образа могут выступать реклама и РК. Благодаря рекламным акциям национальный образ Великобритании представляет и превозносит такие понятия, как «стабильность», «высокий уровень жизни», «научные технологии», «качественное образование» и так далее. Отсюда понятие «бренд - имиджа страны» становится наиболее актуальным. Можно выделить бренды ведущих мировых торговых держав, например: Голландия - тюльпаны, корабли, мельницы, сыр; Швейцария - часы, банки, курорты, шоколад.

Устойчивый положительный бренд-имидж важен для поддержания национальной идентификации не только в культурном, но и в коммерческом смыслах, что на современном этапе, также немаловажно.

Для создания имиджа государства могут привлекаться образы, наглядно выражающие особенности поведения или мышления, в которых выражается национальный характер. Например, США часто ассоциируется с дядей Семом. Национальный образ страны также интересно рассмотреть, через эпитеты, традиционно приписываемые определенным странам: Германия - «ученая и просвещенная», Франция - «прекрасная», Русь - «святая» и «многострадальная». Специфика национального образа Великобритании же имеет ярко выраженный тендерный аспект: она ассоциируется в женском облике, в то же время, наделяясь рядом мускульных черт, которые отражены в символических атрибутах, представленных в мифологии и символике современного государственного герба.

Выделяются следующие основные составляющие самоидентификации британцев: территория, регион («Британские острова», «Страна Северо- Западной Европы»); особенности климата («туманный Альбион», «страна дождей и туманов»); язык и литература («правильная английская речь»,«английская классическая литература и поэзия»); религиозные традиции и обычаи («протестантская страна», «конституционная монархия»); национальные символы, культурные предпочтения и привычки, стереотипные суждения о национальном характере. Можно отметить, что особое место в национальном образе занимают фигуры выдающихся личностей. Рассматриваются ключевые символические фигуры и из мира животных и растений: собака, волк, лиса, птицы, цветы, сады.

Американскую культуру олицетворяют концепты «демократия», «американская мечта», «фаст-фуд» и так далее. В США фавориты-символы - хищные животные и птицы, но главный символ - это Машина, автомобиль (новый кентавр - тап-т-саг). Еще один ярчайший символ США - Дядя Сем. ЭТОТ образ возник как олицетворение государства во время британско- американской войны 1812 года. Американский фольклор утверждает, что появление выражения «Дядя Сем» связано с мясником Сэмюэлем Уилсоном, который поставлял провизию на Нью-Йоркскую военную базу Трой. Он маркировал бочки с мясом буквами 11.8., имея в виду Соединенные Штаты, а солдаты в шутку говорили, что мясо прибыло от Дяди Сема (англ. Шс1е 8ат).

Культура тесно связана с создавшим ее народом. В ее арсенал входит набор общечеловеческих мировоззренческих понятий, определяющих «практическую философию» человека. Набор ядерных признаков культуры - представления о Боге, правах человека, справедливости, законе, времени, пространстве, сексе, свободе, истине, правде, лжи, судьбе, зле, добре, порядке, беспорядке, долге, грехе, вине, добродетели, красоте и др. Вместе с тем, каждое из этих понятий национально специфично. Национальный образ мира - особый поворот, в котором бытие представляется данному народу. Представители разных этнических и национальных культур разумеют под одними и теми же словами разные вещи.

Исторически сложилось, что в Европе и России доминировали разные стратегии восприятия мира - одни понимали мир как бесконечную множественность, другие - как сверхрациональное Единство, а соответственно, и сознание одних строилось как сознание, дробящее мир на эти множественности, а других, напротив, как преодолевающее эту множественность.

Для Европы определяющим стало первое, когда субъект своей волей и личностным усилием одновременно продуцирует и создает механизмы для удержания в своем сознании этой бесконечной множественности, которая начинается с выделения и обособления субъектом собственного Я, как противостоящего всему остальному миру.

Эта особенность европейского сознания реализуется на бытовом уровне Примером тому, может служить хотя бы тот факт, что в Европе всегда отдавалось предпочтение стульям и табуретам, которые давали возможность и одновременно провоцировали выделение и обособление отдельной персоны. В России же, напротив, издавна предпочитали лавки и скамейки, которые как раз обособление и выделение отдельного «Я» делали невозможными. Стулья же и их разновидности получили распространение в России, прежде всего, в дворянской среде вследствие моды на европейские интерьеры и европейский стиль жизни.

Противоположность взглядов, которые еще называют партикулярными, то есть независимыми, обособленными, сказывается в трактовке таких универсальных понятий, как время и пространство.

Для германца роднее - время.

Для русских - пространство.

Англосаксы уравняли «время-деньги», что не могло бы прийти в голову русскому.

Для России - бесконечное пространство, горизонтальные идеи - Даль, Ширь, Путь-Дорога.

Германские архетипы - Глубь, Высь, Генеалогическое Древо, Дом (вертикаль).

В Италии комната буквально означает стоянка, а в приветствии спрашивают: «Как стоишь?». При этом в Италии космос нисходящий, ниспадающая вертикаль, а в Германии - восходящий.

Разительней всего Китай отличает от Запада ориентация во времени. Если мы помещаем будущее перед собой, а прошлое позади себя, то для китайцев прошлое обозначается словом «шан» - «верх», то есть время для них течёт сверху вниз. Китайскому мышлению чужда идея прогресса, концепция линейного времени, западное представление о вечности.

Все это отнюдь не говорит о превосходстве одной культуры над другой, но лишь свидетельствует о диалектике межкультурного взаимодействия, благодаря которому совершается взаимообмен национальными образами, символами, художественными достижениями. Национальные образы, отраженные и заключенные в чувственно доступную форму, предстают как носители значения и генераторы смыслов национального опыта, переходя в знаки и символы. Изучение этого материала безгранично расширяет содержание мировой культуры и углубляет ее содержание.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...