Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Прокладка маршрутов и ориентирование на местности.




Прокладка маршрутов и ориентирование на местности.

Маршрут экспедиции зависит от целей и задач исследования. Для прокладки маршрута необходимо собрать всю доступную информацию о расположении объектов исследования. Главным источником такой информации являются карты. Как правило для планирования маршрута достаточно карт масштаба 1: 100000 или 1: 200000. Дополнительные сведения можно получить из космических снимков, электронных карт, специальной литературы, отчетов туристических групп, контента туристических, рыболовных, охотничьих форумов, людей ранее бывавших в районе маршрута. Информация всех этих источников может оказаться не совсем точной. Большая часть издаваемых карт имеет устаревшую топооснову, что приводит к неактуальности данных, особенно это касается малозначительных дорог, малых населенных пунктов, наличия мостов. Впечатления людей, отражаемые в отчетах, часто зависят от субъективных факторов. Оценка тяжести маршрута, наличия вдоль него ресурсов сильно зависит от подготовки писавшего отчет, погоды и т. п. случайных обстоятельств. При прокладке маршрут следует разработать способы доставки коллектива к началу маршрута и вывоза его с финишного пункта. Нужно спланировать места ночевок и дневок, способы экстренного аварийного схода с маршрута. Маршрут должен максимально использовать имеющиеся дороги и тропы, но при этом проходить как можно ближе к объектам исследования. Следует учесть возможность и целесообразность посещения населенных пунктов для пополнения припасов, помощь местного населения для переправы через реки, возможность аренды транспортных средств для облегчения перемещения и т. п.. Под ориентированием на местности понимаются действия, предпринимаемые для определения своего местоположения по отношению к объектам, изображенным на карте.

 

 Для ориентирования применяют следующее оборудование: - карты масштаба 1: 100000 и мельче; - компасы; - линейки; - курвиметр; - хронометр (лучше часы со стрелочной индикацией); - спутниковые навигаторы (GPS, ГЛОНАСС); Не следует целиком полагаться на спутниковый навигатор, поскольку загружаемые в них карты часто менее подробны, чем печатные. Кроме того, при исчерпании источников питания навигатора группа окажется в совершенно беспомощном положении, тогда как, имея печатные карты и компас, легко можно определить свое местонахождение и без навигатора. Проще ориентироваться при перемещении по дороге, реке, в гористом районе при хорошей видимости. Наибольшую трудность ориентирование представляет при движении через сплошной лесной массив по равнинной местности. В этом случае нужно постоянно следить за направлением движения, используя взятие азимутов компасом или перемещение с постоянно включенным спутниковым навигатором (что быстро истощает его питание и дает не слишком точные результаты из-за низкой скорости). При использовании компаса нужно знать и постоянно учитывать магнитное склонение для данной местности. Помимо постоянного контроля направления движения, надо оценивать пройденное расстояние. Для этого можно использовать навигатор с записанной в памяти точкой начала маршрута или точкой его перелома. Менее точно пройденное расстояние можно определить, зная время движения и среднюю скорость. Иногда в летних экспедициях можно применить шагомер, а в зимних одометр. В некоторых случаях, когда не требуется высокой точности ориентирования, а необходимо лишь сохранять общее направление движения, удобнее ориентироваться по солнцу. Этот метод единственный надежный при аварийном отсутствии навигационного оборудования. Такие, часто указываемые в литературе способы ориентирования, как относительное расположение муравейников и стволов деревьев, рост мхов и лишайников на одной стороне ствола и т. п. использовать нельзя, так как, по крайней мере, в таежной зоне, поскольку они не соответствуют действительности. Лишайники и мхи реагируют не на стороны света, а на освещенность, причем реакция разных видов может быть диаметрально противоположной.

Муравьи строят муравейники не на южной стороне дерева, а на более теплой, т. е. тоже реагируют на неравномерность освещенности, а не стороны света. Некоторую информацию о направлении своего движения в пасмурную погоду можно получить, наблюдая за движением облаков, особенно зная господствующие в данной местности ветра, нужно только учитывать возможную смену ветра.

Основы безопасности в экспедиции.

Уровень опасности, угрожающей участникам экспедиции сильно зависит от ее маршрута, продолжительности, видов работ, состава участников. Все угрозы (опасности) можно условно разделить на объективные, которые зависят от внешних причин и субъективные, зависящие от причин внутренних (физиологических и психологических). Объективные опасности могут и должны быть заблаговременно предусмотрены и, по возможности предотвращены при организации экспедиции. Важнейшими моментами безопасности могут считаться следующие: - заведомо опасные работы (подъем на скалы и деревья, спуск в пещеры, колка дров, сплав по бурным рекам, управление механическими транспортными средствами и т. п. ) должны выполнять специально обученные люди с применением всех необходимых приемов и технических средств страховки, правил техники безопасности; - снаряжение должно соответствовать целям, задачам, маршруту, времени проведения, особенностям участников экспедиции; - одежда, обувь, спальные мешки, палатки должны быть рассчитаны на наихудшие в данном районе погодные условия, не зависимо от предположений и прогнозов; - продуктовая раскладка должна быть рассчитана с учетом возможной случайной задержки;

Субъективные опасности значительно многообразнее объективных, часто предусмотреть их невозможно. Однако можно выделить основные принципы, позволяющие их минимизировать: - участники экспедиции должны быть уравновешены, спокойны, миролюбивы, несклонны к панике. Истериков, паникеров, склонных к агрессии кандидатов необходимо отсеять на этапе подготовки коллектива; - запрещаются одиночные маршруты, одиночное производство любых работ, каждый участник экспедиции должен постоянно знать местонахождение всех остальных участников; - все участники экспедиции должны иметь в личном пользовании все необходимые для ориентирования на местности вещи (карта, компас, линейка, карандаш) уметь ими пользоваться и в каждый момент времени четко представлять свое местоположение на местности и карте; - участники экспедиции должны постоянно иметь при себе индивидуальную аптечку (и уметь пользоваться ее содержимым), минимальный набор средств выживания (нож, спички в непромокаемой упаковке, небольшой запас еды), одежду, рассчитанную на резкое похолодание, дождь, возможность холодной ночевки, в соответствующих условиях – запас воды; - перед началом экспедиции организатор должен провести занятие по технике безопасности, познакомить экспедиционеров с основными источниками опасности на предстоящем маршруте; - каждый участник экспедиции должен иметь знания, умения, навыки, необходимые для одиночного выживания в таежной зоне.

 

 Экспедиционный коллектив должен иметь большую общую аптечку и небольшие, переносимые в кармане индивидуальные аптечки. При подготовке аптечек учитывают индивидуальные особенности каждого из участников – хронические заболевания, склонность к тем или иным проблемам со здоровьем. Перечень средств в общей аптечке должен включать следующие основные их группы: - средства для обработки и перевязки ран; - средства для остановки кровотечений; - средства для лечения ушибов и растяжений; - средства для обработки ожогов; - средства для противошоковых мероприятий; - противоаллергические средства; - жаропонижающие, противовоспалительные средства, спазмолитики; - антибиотики широкого спектра действия; - средства для купирования приступов стенокардии; - средства для регуляции артериального давления; - средства для улучшения пищеварения, противодиарейные и слабительные. Каждый член экспедиционной группы должен знать назначение и способы применения всех имеющихся в аптечке средств. Уметь оказывать первую медицинскую помощь.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...