Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Семья как социальный институт




«Социальные институты предполагают сознательно регулируемые и организованные способы деятельности индивидов и групп, воспроизведение наиболее устойчивых, повторяющихся образцов поведения, передающихся из поколения в поколение». Институт всегда упорядочен, формализован, даже стандартизирован. О семье можно говорить как о социальном институте в силу ее достаточно четкой структуры, определенных функций, которые выполняет только она и никакой другой институт больше, а также в силу постоянного воспроизведения этого института из-за потребности общества и личности в нем.

За процессом институционализации стоит социальная потребность людей иметь семью, жить в ней. Институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей, реализует отношения между полами, поколениями. Но он же обладает надиндивидуальным качеством, то есть представляет собой самостоятельное общественное образование, которое имеет свою логику развития. Семью можно определять и как малую группу. «Семья - малая социальная группа общества, основанная на супружеском союзе и родственных связях (муж и жена, родители и дети, другие родственники), на совместном ведении общего хозяйства и взаимной моральной ответственности».

Семья прививает основные ценности, идеалы, научает следовать общественным нормам. Семья предлагает ребенку первые образцы деятельности и поведения, научает работать и жить рядом с другими людьми. Все вышеперечисленное представляет собой основы социокультурного процесса, происходящего в семье и развивающегося в ее социокультурном пространстве. Эта система гарантирует сходное поведение людей, согласовывает и направляет в русло их определенные стремления, устанавливает способы удовлетворения их потребностей, разрешает конфликты, возникающие в процессе повседневной жизни, обеспечивает состояние равновесия и стабильности в рамках той или иной социальной общности и общества в целом. Изучая малые и большие, традиционные и современные общества, социологи, культурантропологи и психологи постепенно выявляли некие элементы, которые обязательно присутствуют в каждой социальной культуре, формирующиеся и передающиеся, в первую очередь, через семью:

- язык, как символику и смыслы действий (знаки и значения);

- ценностную систему как совокупность жизненных целей и средств, идеалов, мировоззрений, мифов, идеологий;

- символы, понятия и смыслы, которые придаются действиям;

- типичные связи и взаимодействия (родственные, ценностные, функциональные, ритуальные и т. п.);

- образцы и эталоны поведения.

Само по себе наличие этих социокультурных элементов еще не обеспечивает функционирование социального института. Для того, чтобы он работал, необходима интериоризация их личностью. Они должны стать ее внутренним достоянием, после чего происходит их полноценное воплощение в виде социальных статусов и ролей. В этом смысле социальное и культурное - неразрывно связано, но противоположно друг другу. Т. Парсонс провел очень четкие различия между социальным и культурным. Под социальным он понимал реальную социальную жизнь - процессы, события, факты, а культурное, по его мнению, - это то, как люди воображают социальную жизнь, или представления о реальности.

Являясь основным социокультурным институтом, семья, по идее, должна достигать цели освоения и последующего воспроизводства культурных и социальных ценностей, включения индивидов в определенную субкультуру, а также социализации индивидов через усвоение устойчивых социокультурных стандартов поведения и, наконец, защиту определенных ценностей и норм. Семья основывается на браке. А брак, чаще всего на ценности любви. Во всех сколько-нибудь сложных культурах, любовь, во всяком случае, в высших ее проявлениях, описывается не в натуралистических, а в религиозно-философских и эстетических терминах, ценностно-аксиологически. Но в силу того, что в семье есть дети, престарелые родственники, семья подвержена обширному социальному контролю - ее, несомненно, нужно рассматривать как социальный институт. Современная мировая тенденция - «гражданские браки», делающая институт семьи недооформленным, размывающая однозначность целей деятельности семьи и не позволяющая ей нормально функционировать. Растет число внебрачных детей… Увеличивается число фактических браков и союзов. Обследование молодых матерей в 2002 году в четырех городах России показало, что 23% из них заявили о фактическом, но юридически не оформленном брачном союзе. Все это позволяет утверждать, что мы наблюдаем четкую тенденцию разделения институтов брака и семьи.

На вопрос о функциях семьи, все же, нельзя ответить однозначно. Ответ будет зависеть от теоретического осмысления и реальных условий жизнедеятельности семьи. Например, Н. Смелзер, описывая функционалистскую теорию семьи, пишет: «Сторонники функционализма придают особое значение изменению функций семьи в последние два века; большинство из них утверждают, что в этот период западная семья утратила присущие ей функции». Среди основных - утраченных - функций семьи называются:

- экономические функции, сейчас сводящиеся к трате заработанных средств;

- функция передачи статуса, не обеспечивающаяся «напрямую», а лишь через получение соответствующего будущему статусу образования и внедрению в необходимый круг общения;

- социализация, остающаяся основной функцией семьи, но существенно ослабленной индустриализацией и связанными с ней переменами;

- поддержание социального благосостояния, заключающееся в заботе о детях и престарелых членах семьи. Но и эта функция также ослаблена в связи с развитием медицины и системы социальной защиты.

В. А. Сластенин разделяет функции семьи на функции по отношению к обществу и на функции по отношению к человеку. Основными функциями семьи по отношению к обществу являются:

- физическое воспроизводство населения. Для смены поколений необходимо соответствующее число детей в рамках определенного государства;

- воспитательная функция - передача знаний, умений, навыков, норм, ценностей, духовное воспроизводство;

- производственно-хозяйственная. Социологи показали, что для того, чтобы освободить семью от хозяйственных забот (приготовление пищи, стирка, уборка жилища и пр.) потребуется дополнительно 40 - 45 млн человек;

организация досуга, так как значительная часть времени проводится вне работы, учебы (семейное общение).

Функции семьи по отношению к человеку:

- супружеская функция. Супруги - самые близкие люди, они взаимодополняют друг друга. Отдыхают, получают моральную поддержку.

- родительская функция - семья дает необходимое для гармонии в жизни, для того, чтобы в старости скрасить жизнь родителей.

- организация быта. Известно, что семейный быт - самый комфортный быт в психологическом смысле.

Подводя итог под всем вышеизложенным, к основным функциям семьи как института социализации можно отнести:

- репродуктивную;

- воспитательную, заключающуюся в социализации молодого поколения и поддержании культурного воспроизводства общества;

- хозяйственно-бытовую, заключающуюся в поддержании физического здоровья членов общества, уходе за детьми и престарелыми членами семьи;

- экономическую, заключающуюся в получении материальных средств членами семьи, в материальной поддержке малолетних, престарелых и больных членов семьи;

- сферу первичного социального контроля, заключающуюся в моральной регламентации поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентации ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений;

- духовного общения, заключающуюся в развитии личностей членов семьи, духовном взаимообогащении;

- социально-статусную, заключающуюся в предоставлении определенного социального статуса членам семьи, воспроизводстве социальной структуры;

- досуговую, заключающуюся в организации рационального досуга, взаимообогащении интересов;

- эмоциональную, заключающуюся в получении психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональной стабилизации индивидов и их психологической терапии.

Семейную систему можно сравнить с живым организмом, имеющим свой жизненный цикл. В разных стадиях своего функционирования семья по-разному обращена к обществу и выполняет новые особенные функции:

Первая стадия - жизнь одинокого молодого человека, финансово практически самостоятельного, живущего отдельно от своих родителей. Эта стадия была названа “временем монады”.

Вторая стадия начинается в момент встречи с будущим брачным партнером. Влюбленность, роман, возникновение идеи брачного союза, то есть длительных, стабильных отношений, - все это относится к ней.

Третья стадия - заключение брака, объединение влюбленных под одной крышей, начало ведения совместного хозяйства, общая жизнь. Эта стадия была названа “временем диады”. Это время первого кризиса семьи.

Четвертая стадия возникает в том случае, если преодолен кризис третьей стадии, брак сохранился и появился первый ребенок. Возникающий на этой стадии кризис еще более серьезный. Появился третий член семьи, изменилась семейная структура.

Пятая стадия жизненного цикла семьи характеризуется появлением второго ребенка. Она проходит достаточно просто, так как не нужно заключать новый договор о том, как жить с детьми и кто за что отвечает, как это было на предыдущей стадии. Разумеется, детей может быть гораздо больше чем двое, но на модели двух детей можно показать все необходимые закономерности развития семейной системы. В дисфункциональной семье могут быть “неправильные” подсистемы: коалиции мама с одним ребенком против папы с другим, или мама с детьми с одной стороны и папа - с другой.

Шестая стадия - это школьные годы детей. В это время семья вплотную сталкивается с правилами и нормами внешнего мира, отличными от правил внутрисемейной жизни. Итак, на этой стадии жизненного цикла семьи проверяются границы семейной системы, экспортируемость норм, мифов, правил и игр.

Седьмая стадия жизненного цикла семьи связана с временем полового созревания детей. Семья в это время должна решить важнейшую задачу: подготовить ребенка к сепарации, к самостоятельной жизни. Вот здесь именно та точка, где проверяется жизнеспособность и эффективность функционирования семейной системы.

Восьмая стадия - это повторение третьей стадии, только члены диады находятся в другом возрасте. Дети выросли и живут самостоятельной жизнью, родители остались вдвоем. Эта стадия часто называется «стадией опустевшего гнезда».

Девятая стадия жизненного цикла - это жизнь монады, одиночество; супруг умер, человек доживает свою жизнь один, так же, как он жил в молодости, еще не создав своей семьи, только теперь это старый человек, у которого за плечами прожитая жизнь.

Семейная структура, как и брачная, является моментным показателем, фиксируемым во время переписей или специальных обследований населения. Поэтому дать представление о семейной структуре населения можно только по данным переписей или обследований. При этом практика демографической статистики выделяет семьи по следующим признакам:

·         размер семьи (число её членов);

·         тип семьи (нуклеарная, сложная, полная, неполная)

Нуклеарные семьи - семьи, состоящие из одной брачной пары с детьми

Сложная семья - к семейному ядру добавляются другие родственники как по восходящей линии (прародители, прапрародители), так и по боковым линиям (различные родственники каждого из супругов). Также может включать в себя несколько брачных пар, члены которых связаны родственными узами и ведением совместного хозяйства.

·         число детей в семье

·         малодетные семьи - 1-2 ребёнка (недостаточно для естественного прироста)

·         среднедетные семьи - 3-4 ребёнка (достаточно для малорасширенного воспроизводства, а также для возникновения внутригрупповой динамики)

·         многодетные семьи <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D0%B8> - 5 и более детей (намного больше, чем это нужно для замещения поколений).

Примечательно, что в России до 1992 года многодетными считались лишь матери, воспитавшие 5 и более детей (за демографические достижения вручались награды: Медаль «Медаль материнства» <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%BB%D1%8C_%C2%AB%D0%9C%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%BB%D1%8C_%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0%C2%BB> II и I степеней - вручался матерям, воспитавшим 5 и 6 детей; Орден «Материнская слава» <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%80%D0%B4%D0%B5%D0%BD_%C2%AB%D0%9C%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B0%C2%BB> III, II, I степеней - вручался матерям, воспитавшим 7, 8 и 9 детей соответственно, Орден «Мать-героиня» <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%80%D0%B4%D0%B5%D0%BD_%C2%AB%D0%9C%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D0%B3%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B8%D0%BD%D1%8F%C2%BB>вручался матерям, воспитавшим 10 и более детей). Сегодня официально «многодетность» начинается от трёх детей, то есть многодетной считается уже среднедетная семья. Именно такая по численности детей семья сегодня является наиболее оптимальной, комфортной для государства, и пользующейся всесторонней социальной поддержкой.

Для понимания семьи как социального института также большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль - один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями в семейной группе. Они подразделяются на супружеские, родительские, детские, межпоколенные и внутрипоколенные. Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа.

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...