Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 23. Авторское право и смежные права 1 глава




 

§ 1. Понятие и источники авторского права. - § 2. Объекты авторского права. - § 3. Субъекты авторского права. - § 4. Содержание и осуществление авторских прав. - § 5. Пределы авторских прав. - § 6. Смежные права. - § 7. Защита авторских и смежных прав.

 

§ 1. Понятие и источники авторского права

 

1. Понятие авторского права

 

Интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами. Авторские права по своей природе являются абсолютными: авторскому праву соответствует обязанность всех третьих лиц воздерживаться от действий, не согласованных с автором. Исключительность авторских прав - другая сторона их абсолютности. Использование соответствующего объекта возможно либо самим правообладателем, либо с его прямого разрешения; при этом объектом распоряжения является не сам результат творческой деятельности, а возможность его использования.

Возможность исключительного и независимого использования результата творческой деятельности изначально принадлежит физическому лицу - автору, творческим трудом которого создано произведение науки, литературы или искусства, или лицу, деятельностью которого данный объект был обособлен от иных смежных с ним объектов, или лицу, которое законным способом стимулировало автора к созданию соответствующего произведения, оплатив его труд, - работодателю автора.

Авторские права имеют самостоятельную экономическую ценность, поэтому они вовлекаются в оборот, хотя и сохраняют связь с личностью автора <1>. Право на произведение имеет территориальный и временный характер. Произведение в отличие от материального носителя не имеет жесткой привязанности к определенному пространству; имеется возможность использования объекта авторского права в одно и то же время неограниченным кругом лиц.

--------------------------------

<1> См.: Калятин В.О. Сущность права на результаты интеллектуальной деятельности (на примере авторского права) // Журнал российского права. 1999. N 9.

 

Авторское право в объективном смысле - совокупность норм гражданского права, регулирующих исключительное и независимое от других лиц господство над объективно неповторимым результатом творческой деятельности и введение этого результата в экономический (имущественный) оборот.

Объективно неповторимые результаты творческой деятельности принято называть произведениями. Гражданско-правовое регулирование в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства состоит в признании авторства и охране этих произведений, в установлении режима их использования, в наделении авторов произведений науки, литературы и искусства и иных правообладателей комплексом личных, имущественных и иных прав и в защите данных прав. Вместе с тем оно призвано устанавливать и поддерживать определенный баланс интересов авторов и других правообладателей, с одной стороны, и общества, заинтересованного в широком использовании результатов творчества для своего развития, - с другой. В этом заключаются основные функции авторского права.

Авторское право устанавливает юридическую охрану произведений с момента их создания без соблюдения каких-либо формальностей (регистрация, депонирование и др.), т.е. по факту их возникновения. Поэтому авторско-правовую систему охраны иногда называют созидательской (или фактологической), противопоставляя ее регистрационной системе охраны, свойственной патентному праву <1>.

--------------------------------

<1> См.: Дозорцев В.А. Интеллектуальные права. Понятие. Система. Задачи кодификации: Сб. статей. М., 2003. С. 42 - 44.

 

Действующее законодательство не предусматривает исчерпывающего перечня объектов авторского права, ибо исчерпывающий перечень объективно неповторимых результатов творческой деятельности предусмотреть невозможно. С постоянным развитием науки и техники, информатизацией общества появляются новые области, способы, приемы, методы творчества, которые не были известны ранее, в частности аудиовизуальные произведения, программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, размещение произведений в телекоммуникационных сетях, в частности на сайтах в глобальной компьютерной сети Интернет, сети сотовой связи, оформление дизайна сайтов и др.

Субъективное авторское право включает в себя различные имущественные и неимущественные права автора: право авторства, право на имя, опубликование, защиту репутации автора, вознаграждения за использование созданного произведения третьими лицами и др. Правильнее поэтому говорить не об одном авторском праве, сложенном из множества разнородных правомочий, а о нескольких различных имущественных, неимущественных и иных правах автора (право доступа, право следования и др.).

Авторское право в субъективном смысле - исключительное право, содержанием которого является возможность совершения управомоченным лицом (автором, правообладателем) действий по исключительному и независимому от посторонних лиц использованию произведения и распоряжению им, а также возможность требования от любых лиц воздерживаться от использования данного произведения и создания препятствий к его использованию управомоченным лицом, если иное не установлено законом.

 

2. Источники авторского права

 

Авторское право представляет собой часть гражданского права. Законодательство об авторском праве состоит из Гражданского кодекса (прежде всего, норм гл. 70) и ведомственных нормативных актов, принимаемых в предусмотренных ГК случаях уполномоченным на то федеральным органом исполнительной власти (п. 1 ст. 1246 ГК) <1>. Отдельные нормы авторского права содержатся также в некоторых специальных федеральных законах <2>. Важную роль играют обобщения судебной практики, содержащиеся в актах высших судебных органов <3>.

--------------------------------

<1> В настоящее время эти функции выполняют Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент), а отчасти также Министерство образования и науки РФ, в состав которого входит названная Федеральная служба.

<2> См., например: ст. 11 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 209-ФЗ "О геодезии и картографии" (СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 2, с послед. изм.).

<3> Постановление Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 26 марта 2009 г. N 5/29 "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" // ВВС РФ. 2009. N 6; Постановление Пленума ВС РФ от 19 июня 2006 г. N 15 "О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах" // БВС РФ. 2006. N 8; письмо ВАС РФ от 19 октября 1993 г. "В связи с принятием Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" // Вестник ВАС РФ. 1994. N 1; информационное письмо Президиума ВАС РФ от 28 сентября 1999 г. N 47 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" // Вестник ВАС РФ. 1999. N 11.

 

Российская Федерация является участницей ряда международных договоров (многосторонних конвенций), регулирующих данные правоотношения <1>:

--------------------------------

<1> При использовании данных конвенций следует иметь в виду, что "приемы имплементации в национальном законодательстве разных международных договоров и даже разных положений одного и того же договора могут весьма существенно различаться. Прежде всего разного подхода требуют, с одной стороны, те правоположения, которые уже в международном договоре согласованы и сформулированы в виде норм, готовых для дословного включения в национальное право, а с другой стороны, нормы международного договора, предусматривающие обязанность или право договаривающегося государства решить на определенных договором условиях тот или иной вопрос в национальном законодательстве. В первом случае речь идет о так называемых самоисполнимых нормах международного договора, во втором случае норма международного договора не должна включаться в национальное законодательство. Она требует создания самостоятельной нормы (или норм) национального права, соответствующей предусмотренным международным договором условиям" (см.: Маковский А.Л. Американская история // Вестник гражданского права. 2007. N 1. С. 168 - 169).

 

- Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений (Берн, 9 сентября 1886 г., вступила в силу для РФ 13 марта 1995 г.);

- Всемирной конвенции об авторском праве (Женева, 6 сентября 1952 г., пересмотрена в Париже 24 июля 1971 г., вступила в силу для СССР 27 мая 1993 г.);

- Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (Стокгольм, 14 июля 1967 г., в редакции от 2 октября 1979 г., вступила в силу для СССР 26 апреля 1970 г.) <1>.

--------------------------------

<1> Тексты Конвенций см.: Охрана интеллектуальной собственности в России: Сборник законов, международных договоров, правил Роспатента с комментариями / Отв. ред. Л.А. Трахтенгерц; Науч. ред. В.М. Жуйков. М., 2005.

 

В частности, в соответствии с Бернской конвенцией, которая имеет наибольшее значение среди международно-правовых источников авторского права, охрана прав авторов базируется на следующих основополагающих принципах:

- национальный режим охраны авторского права на литературные и художественные произведения, в соответствии с которым любому произведению, созданному в одной из стран - участниц Конвенции, в любой другой стране-участнице предоставляется такая же охрана, как и созданным в ней произведениям;

- возникновение авторского права независимо от выполнения каких-либо формальностей;

- предоставление охраны во всех странах - участницах Конвенции независимо от наличия охраны или срока ее действия в стране происхождения произведения.

В этой сфере имеется несколько других важных конвенций, в которых Россия пока не участвует, но положения которых учитывались при кодификации российского законодательства об интеллектуальной собственности, в том числе авторского права:

- Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности 1994 г. (Agreement on trade-related aspects of intellectual property rights - TRIPS, Марракеш, 15 апреля 1994 г.) <1>;

--------------------------------

<1> Соглашение TRIPS является для его участников рамочным международным договором, определяя и регулируя взаимоотношения между ними в связи с обязательностью для них основных норм международных договоров (Парижская конвенция, Бернская конвенция, Римская конвенция и Вашингтонский договор об интеллектуальной собственности в отношении интегральных микросхем от 26 мая 1989 г.). Соглашение TRIPS обязывает обеспечить предоставление национального режима, как он определен в названных международных договорах, также разрешается предоставление более высокого уровня правовой охраны.

 

- Договор ВОИС по авторскому праву 1996 г. (ДАП - DAP);

- Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам 1996 г. (ДАФ - DAF) (так называемые интернет-договоры, направленные на приспособление авторского права к системе Интернет).

 

3. Сфера действия авторского права

 

Согласно п. 1 ст. 1256 ГК исключительное право на произведения науки, литературы и искусства распространяется, прежде всего, на произведения, обнародованные на территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме на территории Российской Федерации, и признается за авторами (их правопреемниками) независимо от их гражданства. При этом произведение считается впервые обнародованным путем опубликования в Российской Федерации, если в течение 30 дней после даты первого опубликования за пределами территории Российской Федерации оно было опубликовано на территории Российской Федерации.

Авторское право также распространяется на произведения, обнародованные за пределами территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами территории Российской Федерации, и признается за авторами, являющимися гражданами РФ (их правопреемниками).

В отношении произведений, которые были обнародованы за пределами территории Российской Федерации или не обнародованы, но находятся в какой-либо объективной форме за пределами территории Российской Федерации, авторское право за авторами (их правопреемниками) - гражданами других государств признается на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами РФ.

 

§ 2. Объекты авторского права

 

1. Понятие объектов авторского права

 

Произведения науки, литературы и искусства - это результаты творческой деятельности, отличительной чертой которых является их форма, представляющая собой совокупность их внешнего облика и внутренней организации материала. Форма всегда уникальна, будь то литературное, музыкальное произведение или произведение изобразительного искусства. Она неповторима и потому независимо от автора оригинала уже не может быть создана вновь или даже воспроизведена другим лицом.

Поэтому охрана указанных объектов и осуществляется автоматически, в силу факта создания произведения и с момента такого создания. Общий принцип авторского права "защита без формальностей" закреплен ст. 1259 ГК, а также Соглашением TRIPS и Договором ВОИС по авторскому праву 1996 г., в которых указывается на необходимость соблюдения положений Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений 1886 г.

Законодательство не содержит легального определения произведения. В литературе произведение обычно рассматривается как совокупность идей, мыслей, образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения <1>. Таким образом, произведение - результат творческой деятельности автора, выраженный в объективной форме. Творческой по общему правилу признается любая умственная деятельность, и результат этой деятельности охраняется авторским правом, если не доказано, что он является следствием прямого копирования, пиратства, плагиата либо он вообще по закону не может являться объектом авторского права. Иными словами, имеет место своеобразная презумпция творческого характера как самой умственной деятельности, так и любого из ее результатов <2>.

--------------------------------

<1> См.: Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. М., 1955. С. 41.

<2> "...При этом надлежит иметь в виду, что пока не доказано иное, результаты интеллектуальной деятельности предполагаются созданными творческим трудом..." См. п. 28 Постановления Пленума ВС РФ N 5, Пленума ВАС РФ N 29 от 26 марта 2009 г. "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации".

 

Различают субъективную и объективную новизну творческого результата. Субъективная новизна - это неожиданность, неизвестность полученного результата для самого создателя. Объективная новизна - это неизвестность полученного творческого результата не только для лица, получившего результат, но и для остальных лиц <1>. Авторское право охраняет лишь те творческие результаты, которые обладают объективной новизной. Вместе с тем авторское право охраняет не все объективно новые творческие результаты, а лишь те из них, которые являются уникальными и неповторяющимися при параллельном творчестве. Такие неповторяющиеся творческие результаты называют оригинальными. Установление того, является ли произведение творчески самостоятельным, оригинальным, в случае спора может быть осуществлено с помощью специальной экспертизы (например, лингвистической).

--------------------------------

<1> См.: Гаврилов Э.П. Комментарий Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах". М., 1996.

 

Авторское право распространяется на произведения независимо от их достоинств, независимо от того, высок ли их художественный или научный уровень. Это обусловлено тем, что сами понятия "достоинство произведения" и "художественный уровень" являются субъективными категориями. Под ними обычно понимаются различные положительные качества произведения, относящиеся к форме или содержанию: актуальность темы, художественные образы, научная глубина, достоверность и т.п. Авторским правом охраняются как высокохудожественные, глубоко научные, ценные произведения, так и те произведения, которые слабы в научном или художественном отношении. Действующее законодательство подчеркивает охраноспособность любого оригинального творческого результата.

Для признания произведения объектом авторского права теперь не требуется и наличия возможности его воспроизведения, в том числе без участия автора. Это означает, что охраной пользуются и такие уникальные объекты, которые вообще невоспроизводимы или невоспроизводимы в настоящее время в связи с отсутствием необходимых технических средств. Произведение считается выраженным в объективной форме и получает охрану по авторскому праву независимо от того, может ли такая объективная форма выражения произведения восприниматься непосредственно органами чувств (зрение, слух) или она воспринимается человеком лишь с помощью каких-либо технических средств (например, компьютеров).

Но для того, чтобы творческие замыслы автора стали доступны обществу, они должны выразиться вовне, объективироваться. Объективная форма, как правило, совпадает с понятием материальной формы, хотя в принципе является более широкой категорией. Объективной формой произведения закон (п. 3 ст. 1259 ГК), в частности, считает:

- письменную форму (рукопись, машинопись, нотная запись и т.д.);

- устную форму (публичное исполнение, публичное произнесение и т.д.);

- звуко- или видеозаписи (механическая, магнитная, цифровая, оптическая и т.д.);

- изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- и фотокадр и т.д.);

- объемно-пространственную форму (скульптура, модель, макет, сооружение и т.д.).

Форма произведения может быть связана с каким-либо материальным носителем или не связана с ним. В связи с тем что объект авторского права нематериален, а его форма в большинстве случаев имеет материальный характер, возникает проблема соотношения прав на произведение и на вещь, являющуюся его носителем. Следует иметь в виду, что речь идет о разных правах на разные объекты и субъекты этих прав могут не совпадать: собственник вещи может и не иметь авторского права на произведение, материализованное в этой вещи (например, на картину или скульптуру). Поэтому интеллектуальные права, в том числе и авторское право, не зависят от права собственности на материальный носитель (вещь), в котором выражены соответствующие результаты интеллектуальной деятельности (п. 1 ст. 1227 ГК).

Для охраны произведения также не имеет значения, было ли оно завершено или нет: авторское право охраняет не только законченное произведение, но и эскизы, наброски и др.

Произведение признается объектом авторского права и независимо от того, обнародовано оно или нет (п. 3 ст. 1259 ГК).

Авторские права распространяются на часть произведения, на его название и на персонаж произведения, если в силу своего характера они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным для объектов авторского права (п. 7 ст. 1259 ГК). Таким образом, охрана распространяется не только на произведение в целом, но и на любую оригинальную часть произведения. Под частью произведения понимается как механически выделенная из произведения часть (фрагмент картины, отрывок фильма, название произведения), так и такая часть, которая создана с помощью творчества другого лица.

Однако для распространения правовой защиты, например, на название произведения недостаточно одного лишь творческого происхождения названия, а требуется еще и наличие у него способности к самостоятельному использованию. В отношении названия произведений право на защиту возникает у автора не в момент создания произведения, а в момент обретения произведением известности под этим названием <1>. Так, Президиум ВАС РФ не признал название "Энциклопедия для детей" объектом авторского права, мотивировав это тем, что оно не является оригинальным и не может использоваться самостоятельно, а воспринимается публикой лишь как родовое обозначение <2>.

--------------------------------

<1> В соответствии со сложившейся судебной практикой минимальное творческое начало в заголовке или названии, состоящем только из одного слова, отсутствует и соответственно они авторским правом не охраняются.

<2> См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 2 декабря 1997 г. N 4894/97 // Вестник ВАС РФ. 1998. N 5.

 

Закон допускает возможность охраны персонажа средствами авторского права, поскольку художественные образы наряду с языком произведения относятся к юридически значимым элементам. Авторские права распространяются на персонаж, если он может быть признан самостоятельным творческим результатом и выражен в объективной форме <1>.

--------------------------------

<1> Существует достаточно много случаев, когда сомнений в том, что тот или иной персонаж является самостоятельным творческим результатом, не возникает. Однако в отношении многих персонажей такую оценку провести не всегда просто. Можно исходить из того, что если пользователь видит реальные возможности и перспективы использовать персонаж в коммерческой деятельности, например в виде сувенирной продукции, в рекламных роликах и др., то велика вероятность, что этот персонаж будет признан охраноспособным объектом.

 

Некоторые результаты творческой деятельности являются сложными (комплексными), состоящими из разнородных элементов, причем удаление даже одного такого результата из сложного объекта может привести к невозможности использования объекта в целом. Это характерно для производства современной массовой продукции, программного обеспечения и т.д. (кинофильмы, телевизионные передачи, иные аудиовизуальные передачи, театрально-зрелищные представления). При использовании результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта за автором такого результата сохраняются право авторства и другие личные неимущественные права на этот результат (ст. 1240 ГК).

Авторское право охраняет произведение как единство формы и содержания. Обособленное от формы содержание и, в частности, идею, тему, сюжет произведения оно не охраняет. Не охраняются также концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, предлагаемые решения, открытия, факты (ч. 5 ст. 1259 ГК) <1>.

--------------------------------

<1> Рекламный девиз (слоган), внешнее оформление продукта, методы ведения бизнеса, бизнес-процессы могут быть зарегистрированы как товарный знак путем подачи заявки на регистрацию словесного, изобразительного или обычного товарного знака в Роспатент или в качестве секрета производства (ноу-хау).

 

В произведении различают структурные элементы его формы и элементы его содержания. Например, в произведении художественной литературы к элементам формы относят язык, художественные образы, последовательность изложения материала, а к элементам содержания - тему, сюжет, идейные достоинства и т.п. Элементы содержания различных произведений не обязательно являются оригинальными. Они могут быть повторно созданы другими лицами, работающими независимо от первого автора, и соответственно авторским правом не охраняются. Однако элементы содержания произведения пользуются вместе с тем косвенной охраной, если они выражены в какой-либо оригинальной форме. Например, по моральным соображениям автор, использовавший в своем произведении идею, метод, процесс из чужого произведения, должен дать ссылку на источник заимствования <1>.

--------------------------------

<1> См.: Гаврилов Э.П. Комментарий Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах". С. 3.

 

В соответствии с п. 6 ст. 1259 ГК не являются объектами авторских прав:

- официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие правовые акты, решения судов, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;

- государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и т.п.), а также символы и знаки муниципальных образований;

- произведения народного творчества;

- сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и т.п.).

При этом учитывается, что перечисленные произведения используются неопределенным кругом лиц, в неопределенно большом количестве случаев и к тому же в публичном интересе. Испрашивать согласия создателя на каждый акт такого использования было бы объективно невозможно. А к произведениям народного творчества относятся такие, автора которых невозможно установить (сказки, поговорки, народные песни и др.).

Вместе с тем охраноспособными являются проекты официальных документов, символов и знаков, право авторства на которые принадлежит лицу, создавшему проект (разработчику) (ст. 1264 ГК). Последний вправе опубликовать такой проект (если это не запрещено государственным органом, органом местного самоуправления муниципального образования или международной организацией, по заказу которых разработан проект) и указать свое имя.

При подготовке официального документа, разработке официального символа или знака на основе соответствующего проекта в него могут вноситься дополнения и изменения по усмотрению государственного органа, органа местного самоуправления муниципального образования или международной организации, осуществляющих подготовку официального документа, разработку официального символа или знака. После официального принятия к рассмотрению проекта государственным органом, органом местного самоуправления муниципального образования или международной организацией проект может использоваться от имени этих органа или организации без указания имени разработчика (п. 2 ст. 1264 ГК).

 

2. Критерии охраноспособности объектов авторского права

 

Произведение является объектом авторского права при наличии следующих признаков:

- во-первых, творческий характер деятельности по его созданию;

- во-вторых, наличие объективной формы его выражения.

Обладатель исключительных авторских прав для оповещения о своих правах вправе использовать знак охраны авторского права (ст. 1271 ГК). Знак охраны помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из трех элементов: латинской буквы "C" в окружности; имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав; года первого опубликования произведения.

Знак охраны имеет двойную функцию: предупредительную и информационную. Он оповещает потенциальных пользователей произведения о том, что данное произведение охраняется; пользователи произведения, а также другие заинтересованные лица получают информацию о том, кто является обладателем прав на произведения, для того чтобы в случае заинтересованности в его использовании обратиться к автору с предложением, например, о заключении авторского договора о передаче авторских прав.

Знак охраны авторского права или смежных прав не носит правоустанавливающий характер, а свидетельствует лишь о том, что проставившее его лицо считает себя обладателем исключительных прав. Вместе с тем в соответствии со Всемирной (Женевской) конвенцией об авторском праве 1952 г. считается, что все формальности, требуемые для предоставления охраны авторских прав, выполнены, если все экземпляры, начиная со времени первого опубликования, вышли в свет с надлежащим знаком охраны.

 

3. Виды объектов авторского права

 

Статья 1259 ГК содержит открытый, неисчерпывающий перечень произведений, охраняемых авторским правом. К ним, в частности, относятся:

- литературные произведения;

- программы для ЭВМ;

- драматические и музыкально-драматические, а также сценарные произведения;

- хореографические произведения и пантомимы;

- музыкальные произведения с текстом или без текста;

- аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайд- фильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения);

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...