Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы организации производства




Поточное производство – форма организации производства, основанная на ритмичной повторяемости времени выполнения основных и вспомогательных операций на специализированных рабочих местах, расположенных по ходу протекания технологического процесса.

Поточный метод характеризуется: сокращением номенклатуры выпускаемой продукции до минимума; расчленением производственного процесса на операции; параллельным выполнением операций на всех рабочих местах в потоке; расположением оборудования по ходу технологического процесса; высоким уровнем непрерывности производственного процесса на основе обеспечения равенства или кратности продолжительности исполнения операций потока такту потока; наличием специального межоперационного транспорта для передачи предметов труда от операции к операции.

Структурной единицей поточного производства является поточная линия.

Партионный метод организации производства характеризуется изготовлением разной номенклатуры продукции в количествах, определяемых партиями их запуска-выпуска.

Партией называется количество одноименных изделий, которые поочередно обрабатываются при каждой операции производственного цикла с однократной затратой подготовительно-заключительного времени.

Партионный метод организации производства имеет следующие характерные черты: запуск в производство изделий партиями; обработка одновременно продукции нескольких наименований; закрепление за рабочим местом нескольких операций; широкое применение наряду со специализированным оборудованием универсального; использование кадров высокой квалификации и широкой специализации; преимущественное расположение оборудования по группам однотипных станков.

Наибольшее распространение партионные методы организации получили в серийном и мелкосерийном производствах, заготовительных цехах массового и крупносерийного производства, где используется высокопроизводительное оборудование, превосходящее своей мощностью пропускную способность сопряженных станков и машин в последующих подразделениях.

 

Раздел III

Экономический механизм функционирования организации (предприятия) в условиях рынка

 

Тема 10

Производственное планирование на предприятии

Вопросы для изучения:

10.1. Методологические основы планирования в организации.

10.2. Основные разделы и показатели плана развития.

10.3. Бизнес-план предприятия.

10.1. Методологические основы планирования в организации

 

Эффективная деятельность предприятий в условиях рыночной экономики в значительной степени зависит от того, насколько достоверно они предвидят дальнюю и ближнюю перспективы своего развития, т. е. от планирования и прогнозирования.

Планирование – это определение целей и задач предприятия на определенную перспективу, анализ способов их реализации и ресурсного обеспечения. Важнейшими целями, которые преследуются в планировании на предприятии, как правило, являются: объем продаж товарной массы, прибыль и доля на рынке.

Методология планирования – совокупность приемов и способов разработки планов. Планы развития предприятия разрабатываются на основе системы прогрессивных технико-экономических нормативов и норм. Норма – это максимально допустимая величина абсолютного расхода сырья, материалов, топлива, энергии и т. д. на изготовление единицы продукции (например, норма расхода металла на изготовление изделия). Норматив – величина относительная, характеризует степень использования предметов труда, орудий труда на единицу площади, веса, объема или какого-либо другого параметра (например, показатель фондоотдачи – выпуск продукции на 1 руб. основных фондов).

Наиболее совершенный метод разработки норм – расчетно-аналитический, при котором нормы и нормативы технически обосновываются с помощью всестороннего критического анализа состояния производства, возможных изменений в нем, изучения влияния различных факторов. В основу норм закладываются технико-экономические и организационные условия работы в плановом периоде.

Технико-экономические нормы и нормативы разрабатываются по следующим основным группам:

§ нормы затрат живого труда (нормы затрат рабочего времени на единицу продукции, нормы выработки продукции в единицу времени, нормы обслуживания, нормативы численности). Их предназначение – определение уровня производительности труда, использования рабочего времени, размера заработной платы;

§ нормы материальных затрат (удельные нормы затрат сырья, материалов, топлива, энергии, комплектующих изделий). Их предназначение – определение требуемого количества отдельных видов и марок материальных ресурсов;

§ нормативы использования орудий труда (нормативы использования машин, оборудования, механизмов, сооружений, инструмента). Их предназначение – определение уровня использования производственных мощностей;

§ нормативы организации производственного процесса (длительность производственного цикла, объемы незавершенного производства, запасы сырья, материалов, топлива);

§ нормы продолжительности освоения проектных мощностей вводимых в действие предприятий, цехов, агрегатов, установок, производств.

Нормы и нормативы – необходимая база расчета себестоимости.

Технико-экономическое обоснование планов предусматривает систему показателей и измерителей планов. Показатели подразделяются на количественные и качественные, объемные и удельные.

Количественные показатели плана выражаются абсолютными величинами: объем товарной, реализованной, валовой продукции, численность работающих, фонд заработной платы, сумма прибыли, размер затрат различных производственных ресурсов (металла, топлива и т. д.) и др.

Качественные показатели – величины относительные. Они выражают экономическую эффективность производства, его отдельных факторов. Это рост производительности труда, снижение себестоимости продукции, рентабельность производства, фондоотдача и др.

Объемные показатели устанавливают абсолютные величины производства в целом: объем продукции, объем материальных ресурсов, трудовые затраты.

Удельные показатели устанавливают отношение двух или нескольких взаимосвязанных показателей (например, затраты металла на единицу продукции, капитальные вложения на единицу производственной мощности).

Для исчисления показателей плана предприятия применяются натуральные, трудовые и стоимостные показатели.

Натуральные (условно-натуральные) используются при планировании объема выпуска продукции различных видов, расхода материальных ресурсов по видам.

Стоимостные показатели необходимы для взаимоувязки всех разделов плана, с их помощью определяют динамику, темпы и пропорции развития производства.

Трудовые измерители используются при расчете объемов производства (в нормочасах), для расчета производительности труда, норм выработки, размера оплаты труда.

10.2. Основные разделы и показатели плана развития

 

Строго регламентированного по разделам плана развития организации (предприятия, фирмы) не существует. Исходя из практики работы предприятий и рекомендаций ряда авторов план развития может включать следующие разделы:

1. План производства продукции (производственная программа).

2. План по маркетингу.

3. План научных исследований и разработок.

4. План инвестиций и капитального строительства.

5. План по внешнеэкономической деятельности.

6. План материально-технического обеспечения.

7. План по труду и кадрам.

8. План по издержкам производства и реализации продукции.

9. Финансовый план.

10.План охраны природы и экологических мероприятий.

Центральный раздел плана развития предприятия – план производства продукции (производственная программа), в котором устанавливаются задания по производству отдельных видов продукции в натуральном и стоимостном выражении, предусматривается дальнейшее повышение качества продукции.

В плане по маркетингу приводится прогноз развития целевого рынка, определяются наиболее значительные преимущества и существенные недостатки деятельности предприятия на этом рынке, выявляются основные проблемы, требующие неотложного решения. В плане формулируются основные виды используемых предприятием маркетинговых стратегий: диверсификация, т. е. расширение номенклатуры продукции; более глубокая сегментация рынка и др. Раскрываются различные аспекты выбора ценовой стратегии для конкретных условий производства и сбыта продукции. В плане также содержатся мероприятия по проведению рекламы.

Главное назначение плана научных исследований и разработок – ускорение научно-технического прогресса, поэтому он включает мероприятия по научно-исследовательским работам, освоению производства новых видов продукции, внедрению прогрессивных технологий и др. Неотъемлемая часть этого плана – планирование стандартизации и метрологического обеспечения.

План инвестиций и капитального строительства предусматривает вложения в строительство новых, расширение и реконструкцию действующих предприятий, строительство и расширение цехов и объектов на действующих предприятиях, техническое перевооружение действующего производства – модернизацию оборудования, замену устаревшего оборудования новым и др.

План по внешнеэкономической деятельности – формами внешнеэкономической деятельности могут быть: внешняя торговля, международное инвестиционное сотрудничество, международное перемещение трудовых ресурсов, международное производственное сотрудничество, валютные и финансово-кредитные операции.

План материально-технического обеспечения представляет собой систему материальных расчетов, отражающих производство и потребление важнейших видов промышленной продукции, планы их реализации. Потребности производства в материальных ресурсах, их распределение и использование должны определяться на основе прогрессивных технически обоснованных норм расхода сырья, материалов, топлива и энергии, а также научно обоснованных нормативов использования оборудования, машин, механизмов. План разрабатывается с расчетами по снижению удельных расходов сырья, материалов, топлива, энергии.

При разработке плана по труду и кадрам главная задача – предусмотреть систематическое повышение производительности труда как основного условия увеличения объема производства и повышения его эффективности. Показатели данного раздела: производительность труда, фонд заработной платы, численность работников.

При разработке плана по издержкам производства и реализации продукции ставится задача повышения эффективности производства, наиболее рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Цель планирования себестоимости – экономически обоснованное определение величины затрат на производство.

В финансовом план е устанавливаются важнейшие финансовые показатели: расчет потребности в собственных оборотных средствах и задание по ускорению их оборачиваемости, взаимодействие предприятия с госбюджетом, создание и использование основных производственных фондов, задание по прибыли. Важная часть финансового плана – кредитный план.

План охраны природы и экологических мероприятий включает такие направления, как охрана и рациональное использование водных ресурсов, охрана воздушного бассейна, охрана и рациональное использование земель и др. Этот план предусматривает широкое внедрение малоотходных технологических процессов, развитие комбинированных производств и др.

 

10 3. Бизнес-план предприятия

 

Важным документом, предваряющим начало деятельности предприятия, служит предпринимательский бизнес-план. Его структура и содержание строго не регламентированы, однако оптимальным считается бизнес-план, включающий семь разделов:

1. Цели и задачи предпринимательской деятельности.

2. Обобщенное резюме, основные параметры и показатели.

3. Характеристики продуктов, товаров, услуг, предоставляемых потребителю.

4. Анализ и оценка конъюнктуры рынка сбыта, спроса, объемов продаж.

5. План (программа) действий и организационные меры.

6. Ресурсное обеспечение сделки.

7. Эффективность сделки.

Раздел 1. Главная цель предпринимательского бизнеса – получение прибыли. Поэтому необходимо учесть, что сумма ожидаемой прибыли должна быть выше величины, которую мог бы получить предприниматель, помещая денежные средства в Сберегательный банк. Наряду с главной отражаются другие цели и задачи: социальные цели (преодоление дефицита товаров и услуг, улучшение экономической обстановки, расширение деловых контактов, международных связей), особые задачи (в частности, благотворительность).

Раздел 2. Это сводный раздел, представляющий основные идеи и содержание бизнес-плана. Он содержит: генеральную цель проекта, краткую характеристику предпринимательского продукта, пути и способы достижения поставленных целей, сроки осуществления проекта (сделки), затраты по реализации проекта, ожидаемую эффективность проекта.

Раздел 3. В этом разделе фиксируются: данные, позволяющие наиболее полно продемонстрировать предпринимательский продукт (фотографии, описание, опытный образец), сведения о круге потребителей товара, прогноз цен реализации продукта.

Раздел 4. Этот раздел – продолжение изучения потребностей и прогнозирования цен. Он предопределяет объемы производства и продаж товаров по временным периодам реализации предпринимательского проекта.

Раздел 5. Программа предпринимательских действий включает: маркетинговую деятельность (реклама, формирование рынков сбыта, контакты с потребителями); осуществление производства продукции; закупку, транспортировку, хранение, реализацию товаров; обслуживание покупателя, в том числе послепродажное; набор и подготовку кадров; установление форм оплаты труда и его стимулирования; формирование структуры управления проектом.

Раздел 6. В этом разделе приводятся сведения о видах и объемах ресурсов, необходимых для осуществления проекта, источниках и способах их получения (материальные, трудовые, финансовые, информационные ресурсы).

Раздел 7. Это завершающий раздел, в котором представлены основные показатели эффективности проекта – прибыль и рентабельность.

 

Вопросы для самостоятельного изучения по теме 10:

1. Функции и задачи производственного планирования. Внутрипроизводственное планирование.

2. Долгосрочное и текущее планирование, их содержание и взаимосвязь.

3. Плановые показатели и нормативы. Исходная информация для составления плана.

4. Оперативно-календарное планирование.

5. Порядок разработки бизнес-плана и его оформления.

 

Тема 11

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...