Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 7. Аскольд и Дир. 2 страница




5. Мужчина из погребения «1564». Краниометрия-европеоид.

Y-DNA-C2b1a1b1. Монгольский гаплотип (потомки сыновей Чингисхана). Однако, этот результат относится ещё к человеку, жившему до рождения Чингисхана, и он, вероятно, европеоид.

Митохондриальная ДНК - Mt- H13c1

Субклада H13c была обнаружена у мезолитического охотника из карстового грота Котиас Клде в известняках плато Мандаэти в Западной Грузии, жившего 9, 529-9, 895 тыс. лет назад (Jones, E. R. et al. Upper Palaeolithic genomes reveal deep roots of modern Eurasians, 2015. ).

 

6. Мужчина из погребения «1566». Краниометрия - захоронен без головы.

Y-DNA - N1a1. Финно-угорская гаплогруппа представлена двумя сестринскими группами N1a – финно-угорская-якутская. Данная гаплогруппа более характерная для якутов. В Сибири гаплогруппа N-M46 достигает максимальной частоты примерно 90% среди якутов - тюркского народа, проживающего в основном в республике Саха (Якутия). Однако, N-M46 гораздо реже встречается у многих соседей якутов, таких как эвенки и эвены (Duggan, AT; Whitten, M; Wiebe, V; Crawford, M; Butthof, A; et al. (2013). " Investigating the Prehistory of Tungusic Peoples of Siberia and the Amur-Ussuri Region with Complete mtDNA Genome Sequences and Y-chromosomal Markers" ).

Митохондриальная ДНК - Mt- D4b1a1a, распространена в Южной Корее, Японии, Киргизии.

 

7. Мужчина из погребения «619». Краниометрия - монголоид.

Y-DNA - Q (сибирско-америндская группа, представлена в Старом Свете в основном кетами, палеогенетика - гунны. Все четверо мужчин хунну из Pengyang в Северном Китае, жившие 2500 л. н., оказались обладателями Y-хромосомной гаплогруппы Q1a1a1-M120).

Митохондриальная ДНК – Mt - H1a3 (Европа? ).

 

8. Мужчина из погребения «67». Краниометрия - монголоид.

Y-DNA -R1b. Наиболее часто встречается в России среди нескольких башкирских родов и в Дагестане.

Митохондриальная ДНК - Mt - D4e5.

D4e5a - Синьцзян (уйгуры, киргизы), Россия (алтай-кижи, буряты), Внутренняя Монголия (баргуты), Иран (кашкайцы), Япония (айти)
D4e5b - орочи (Сахалин), даже (Нелькан на реке Майя. Хабаровский край), Киргизия (уйгуры - атушцы), Башкортостан, Китай (Ланьчжоу) (" New insights into the fine-scale history of western–eastern admixture of the northwestern Chinese population in the Hexi Corridor via genome-wide genetic legacy". Molecular Genetics and Genomics. 296 (3): 631–651. )

 

9. Мужчина из погребения «457» Краниометрия - монголоид. Y-DNA - G2a2. Рядом исследователей население салтово-маяцкой археологической культуры сопоставляется с аланами, булгарами и хазарами (Бариев Р. Х. Волжские булгары. История и культура. Санкт-Петербург, 2005). Обнаружена также в другом аланском захоронении V-VI веков (Афанасьев Г. Е. и др. Хазарские конфедераты в бассейне Дона // Тезисы докладов на Всероссийской научной конференции «Естественнонаучные методы исследования и парадигма современной археологии». М.: ИА РАН. 2015, С. 9. ).

Митохондриальная ДНК – Mt - C4.

C4 определена у представителя селенгинской культуры UKY001 (14054—13771 л. н. ) из Усть-Кяхты в Бурятии (He Yu et al. Paleolithic to Bronze Age Siberians Reveal Connections with First Americans and across Eurasia, May 20, 2020. ). C4c встречаются у американских индейцев.

 

 

Работа по материалам: (V. Kornienko, T. G. Faleeva, T. G. Schurr et al. Y-Chromosome Haplogroup Diversity in Khazar Burials from Southern Russia // Russian Journal of Genetics. 2021. 57, pages 477-488)


Ссылка по чингизидам (1): (Wen, Shao-Qing; Yao, Hong-Bing; Du, Pan-Xin; Wei, Lan-Hai; Tong, Xin-Zhu; Wang, Ling-Xiang; Wang, Chuan-Chao; Zhou, Bo-Yan; Shi, Mei-Sen; Zhabagin, Maxat; Wang, Jiucun (August 2019). " Molecular genealogy of Tusi Lu's family reveals their paternal relationship with Jochi, Genghis Khan's eldest son". Journal of Human Genetics. 64 (8): 815–820. )

 

У представителей саргатской культуры определены митохондриальные гаплогруппы A, C, T1, Z, B4a, N1a1a1a, U5a1, H, H8, C4a2c1.

У хазар на первом месте C4;  C4a1c, C4a, C4. То есть имеется родство в основном только с саргатской C4a2c1. Вторая по численности среди хазар D4e5 и D4b1a1a у тестированных саргат не обнаружена.

 

По Y-Хромосом.

У пяти из девяти саргатских мужчин обнаружена N1a1.

На сегодняшний день принято считать, что Y-гаплогруппа N1a1 возникла в районе от северного Китая и Монголии, до Южной Сибири около 8-12 тыс. лет назад. С распространением N1a1 связывают появление и распространение уральских языков (финно-угорских и самодийских).
Среди сибиряков гаплогруппа N1a1 преобладает у якутов (80 %). При этом разнообразие N1a у них невелико, что может свидетельствовать о прохождении популяции через бутылочное горлышко или об эффекте основателя (Brigitte Pakendorf et al. Y-chromosomal evidence for a strong reduction in male population size of Yakuts (англ. ) // Human Genetics. - 2002. -Vol. 101, no. 9. - P. 198 - 200. ).

У восточных бурят 78 % (В. Н. Харьков, К. В. Хамина, О. Ф. Медведева, К. В. Симонова, Е. Р. Еремина, В. А. Степанов. Генофонд бурят: клинальная изменчивость и территориальная подразделенность по маркерам Y-хромосомы // Генетика. - 2014. - Т. 50, № 2. - С. 203-213. ).

Частота гаплогруппы N1a1 достигает 60 % у финнов и около 40 % у латышей и литовцев. У эстонцев - 30, 6 %, марийцев - 31, 5 %, мордвы - 16, 9 %, коми - 22, 3 %. У волго-уральских татар её процент составляет 18, 3 %, у чувашей - 17, 7 % (PubMed Central, Table 3: Am J Hum Genet. 2004 April; 74(4): 661—682. Published online 2004 March 11). На примере гаплотипа N1a1a1a1a2a1c1-L1034, найденного у венгров, кошсинских и усерганских башкир прослеживают угорскую миграцию из Западной Сибири в Венгрию.

Что касается хазар, то один из девяти также имеет гаплогруппу N1a1.

Если у саргат из девяти человек двое R1a1, вероятно R1a-Z93, то у хазар три представителя R1a-Z93. И по одному гаплогруппы - Q и R1b. То есть из сравнения девяти воинов саргат и девяти воинов хазар мы видим, что шесть хазар имеют общие группы с саргатами. Кроме двух C, которые вероятно были монголами и одного условного алана. Понятно, что сравнение приблизительное. Но если учитывать то, что родиной R1a, R1b, N, Q является Сибирь, то хазары в основе своей, как и саргаты, являются настоящими исконными сибиряками.

После того, как я прошел ДНК тестирование по Y-хромосом, я обратил внимание на одного из моих совпаденцев по Y-хромосом, он был евреем из Израиля. И с самодийской группой, старое название которой N1b, сегодня эта гаплогруппа имеет обозначение N1a2b. Откуда у еврея из Израиля самодийская гаплогруппа? Только от хазар, которые включали в себя и угро-самодийские народы.

 

 

Религии хазар.

 

 

Поскольку хазары являлись военным союзом различных племен, то и религии у них были разными. Когда говорят о том, что хазары были язычниками, то возмущаются приверженцы теории, что тенгрианство было монотеистической религией. Я уверен, что в любой религии, даже признанной теософами как монотеистическая, есть и свои монотеисты, и пантеисты, и те, кто дальше суеверий ничего не видит. Но дело даже не в этом. Попробуем немного разобраться в тенгрианстве.

Принято считать, что тенгрианство было более характерным для тюркских и монгольских народов. Однако хотелось начать с того, что у монголов верховного Бога звали не Тэнгри, а Хурмаста, буряты звали его Хормуста. Хормуста-тенгри или Хан-Хурмаста образовано от согдийского (одного из вымерших древнеиранских языков) Хурмазта. Этот бог родственен древнеиранскому Ахурамазда и зороастрийскому Ормузду. Вероятно, это Бог, заимствованный от иранских племен. Ничего удивительного в этом нет, ведь до завоевания тюрками Алтая здесь жили предки самодийских, угорских и иранских народов, и даже самый тюркский род Ашина также произошел из скифского народа сакки (шакья).

Если Хормуста есть Ахурамазда, то можно его происхождение связать с древнеиранским богом Зерваном. Зерван - Бог вечности, Бог бесконечного пространства и бесконечного времени, повелитель судьбы. Зерван создает свет и тьму: бога света и солнца Ахурамазду и бога тьмы Аримана.
Позднее человек наделяет Ахурамазду моралью и позже трактует, что человек является его подобием. Тюркское слово Тенгри и монгольское Тэнгэри, переводятся как «небеса». Некоторые склонны считать, что Тенгри - это воплощение одного бога - Божестенного неба, однако Тенгри не был единым первоначально. По различным оценкам количество тенгри варьировало от семи (количество верхних небесных ярусов) до 99. Например, был тенгри четырех сторон света, тенгри Луны, Солнца и так далее. Так, например, покровитель воинов и домашнего скота Атей Улан, он же Атай Улан Тэнгэр или Атаа Тэнгри (огненно-красный тэнгри) был владыкой 44-го из небес Востока. Был и Монхе Тенгри «Вечное Небо». Так, что под словом «тенгри» могли восприниматься все видимые и невидимые небесные духи. То есть, если в этом контексте рассматривать тенгрианство, то оно ничего не имеет общего с монотеизмом. Монголы называют тенгрианство шаманизмом, вероятно, такое положение дел было и у древних тюрков. Кроме того, верховный бог тюркской мифологии Кудай или Худай, известен также, как Ульгень.

«Хотя в позднейших преданиях название Тенгри иногда прилагается к верховному небесному божеству, чаще оно обозначает бога вообще (так же в буддийских, манихейских, мусульманских текстах). Место верховного бога в шаманской мифологии у тюрок и особенно у монголов обычно занимают другие персонажи (Ульгень, Хормуста), а термин «тенгри» закрепляется за классом небесных богов. » (Лит.: Потапов Л. П., Древнетюркские черты почитания неба у саяно-алтайских народов, в кн.: Этнография народов Алтая и Западной Сибири, Новосиб.. 1978; Банзаров Д.. Черная вера, или Шаманство у монголов. Собр. соч., М., 1955, с. 54-62; Поппе Н. Н., Описание монгольских «шаманских» рукописей Института востоковедения, в кн.: Записки Института востоковедения АН СССР, т. 1, Л., 1932. ).

Есть предположение, что слово «тенгри» могло быть как-то связано с древних времен с китайском «тянь» - небо, есть и параллель с шумерами, у которых небо называлось денгири, а богиня мать - Дингрир-мах.

Поскольку «Тэнгри», как образ единого благодеятельного, всезнающего, правосудного, божественного неба, в наибольшей мере сохранился только у хакасов и монгоров, то попробуем рассмотреть, почему это произошло.

Если тенгри с шумерским денгири - возможное совпадение, то в случае с монгорами и китайским «тянь» связь вполне прослеживается. Монгоры - это монгольский народ, который издревле живет главным образом в китайских провинциях Цинхай и Ганьсу. Предками монгоров являются монголы, депортированные на границы Монгольской империи для прохождения военной службы в 13-14 веках (Языки Российской Федерации и соседних государств. Том 2. С. 291. М.: Наука, 2001. ). Монгольские воины смешались с местными тибетцами и уйгурами, а их потомки, монгоры, появились в учебниках истории, как народ, в 15 веке.

Хакасы. Хакасский язык относится к уйгурской (староуйгурской) группе восточно-хуннской (восточнотюркской) ветви тюркских языков. У хакасов различные исследователи фиксируют различные религиозные системы, с различными названиями богов. Приведу, например, два варианта;

1. Вариант.

Верховный бог хонгорцев (предков хакасов) «Чилбырос - Чаячы» - «Милосердный творец». Второе место по своему значению среди творцов занимал «Кӱ гӱ рт-Чаячы» - Громовержец. Третий небесный творец «Чалтырах-Чаячы» - Блистательный Создатель был творцом огня и света, озаряющего дневную поверхность Земли. Небесный творец «Чарлых-Чаячы» - Повелевающий Создатель, по всей видимости, следил за исполнением законов (чарлых), предназначенных людям, и являлся вершителем личной судьбы людей, в первую очередь в браке.

2. Вариант.

Хан-Тигир (Великое Небо) - самое почитаемое божество, не носит антропоморфного характера. В хакасских мифах о сотворении мира есть два творца вселенной, Ульген - правитель Верхнего мира, и Эрлик-хан - правитель Нижнего мира. Богиня Ымай (Умай) дарит жизнь (души) людям, покровительствует женщинам и детям. Считалось, что дети до трех лет находятся под ее защитой. Ымай также олицетворяет стихию огня (Анжиганова 1997). От Иней (мать огня) считается защитницей семейного очага.

Только уже по вышеизложенной информации, пусть и обрывочной, мы можем судить о том, что тенгрианство не было чем-то фундаментальным и обобщенным на первых порах. Когда монгол клялся тэнгри, он клялся всеми небесами, которые, по его мнению, наказывают или награждают человека. Арабские источники сообщали о том, что у хазар религия была похожа на религию тюрков, но концепцию религии, пантеон, обряды они не зафиксировали. Однако это косвенно указывает на то, что хазары были как бы, не совсем тюрками.

Немного ознакомимся с религией древних угров.

Как и во многих сибирских религиях, невидимое Древо Мира, увенчанное полярной звездой, пронизывает все основные три мира древнеугорского традиционного миропонимания. Верхний Мир был не только миром Небес и небесных богов, но и миром будущего, Нижний мир был отражением Верхнего Мира, но вместо солнца там всегда светила луна. Это был мир прошлого, мир предыдущих поколений. Этим Нижним Миром управлял Куль Отыр у угров, по аналогии с тюркским Эрликом или Ирликом.

У угров Куль Отыр представлялся духом в виде черного волка или шакала, иногда его представляют человеком с волчьей головой, одетым в черную шубу. Эрлика также описывают одетым в черную меховую одежду, но не уточняется, в образа волка он или человека, упоминаются его черные длинные усы.  

Верхний Мир угров представлялся самым древним богом Кощар Торумом - космической пустотой, который, ударяя камень о камень, зажег солнце, луну, а искры от ударов камней стали богами – созвездиями. Так Кощар Торум создал Корс Торум (вселенную) и невидимое Древо Мира, верхушку которого обозначил Полярной звездой. Эта земная ось центра мира была коновязью для всадника Мир Сусне Хума, который объезжал на лошади вокруг Древа Мира. У обских угров сохранились покрывала Мир Сусне Хума, самые ранние из них не изображали всадника, поскольку он являлся лишь духом. Но атрибуты лисы, шакала или волка на покрывале могли говорить о том, что он имел какое-то родство с Куль Отыром, который также следил за душами предков, разъезжая по небу Нижнего мира, ведь Нижний мир был отражением Верхнего. Голубое дневное небо было представлено Нуми Торумом. Но Торумом могли назвать и небо над конкретным местом, например Пелым Торум, и это тоже был бог. Нуми Торуму не молились и не приносили жертвы, но приносили жертвы Мир Сусне Хуму и Богине Земли Калтащь Экве.

Но главным богом, с которым манси общались, был Мир Сусне Хум (За миром следящий мужчина или Мир Объезжающий). Это был, прежде всего, бог войны, удачи и домашнего очага. Покрывало Мир Сусне Хума состояло из двух прямоугольных лоскутов - черного и красного, сшитых вместе. Образ Мир Сусне Хума могли наблюдать в виде созвездия Большой или Малой Медведицы. Эти созвездия представлялись уграм в виде лошади, оленя, волка или гагар.

Как раз здесь хотелось бы отметить Гэсэра - небесного всадника, бога войны, покровителя воинов у древних монголов. Гэсер был сыном верховного бога Хормуста-хана, родившимся на земле для того, чтобы побеждать злых духов, появившихся из камней Алтай Улана.

В монгольских сказаниях Гэсэр обращается к властелину Нижнего мира Эрлику - «Старший брат мой», вероятно, как к своему отражению, принадлежавшему к Нижнему миру. Гэсер связан с Мировой Горой и является хозяином центра мира. Он связан с мировой осью - Древом Мира, верх которого обозначен Полярной звездой. Поскольку полярная звезда на севере, то север принадлежит Гэсэру. Гэсэр ещё и Бог севера. В шаманских призываниях Гэсэр иногда именуется бурханом или тенгри, его называют сыном неба, обитающим поверх высокой белой горной вершины в доме из облаков и туманов. Праздник Гэсэра Сагаалган справлялся весной и сопровождался пением и стрельбой из лука. Возможно, имя Гэсэра и стало составляющей названия «хазар».

В хакасском эпосе мы находим отдаленные переклички с собаками (волками или шакалами), возможно олицетворяющими Нижний мир и того же Небесного всадника. Хакасское понятие «кизер» относится к духам, например если угорский Куль Отыр - властелин остальных духов нижнего мира - кулей, то у хакасов подобных духов называют «кизер». На одном из ярусов Нижнего мира живёт Узут – хан, его сыновья рождены с собачьими головами.

На девятом ярусе Нижнего мира восседает Ирлик – Хан. Вход в его юрту сторожат два черных пса «Игер-Кизер» или «Хазар - Пазар» (Радлов В. В. Образцы народной литературы тюркских племен, живущих в Южной Сибири и Дзунгарской степи. – СПб., 1871. Т. 2. – С. 394. ).

Так вот, не является ли «Игер-Кизер» или «Хазар - Пазар» отражением небесного военного бога, а если это так, то вероятно, его имя было либо «Кизер» либо «Хазар». Таким образом, у нас появляется предположение, что угорский Мир Сусне Хум, монгольский Гэсэр и тюркский, в данном случае хакасский, вероятно Хазар Хан или Хазар Тигир был одним и тем же военным богом. Путешествие мертвого воина на коне вокруг своего будущего захоронения имело метафору последнего круга Мир Сусне Хума или Гэсэра. Таким образом, умершие становились воинами небесного войска своего покровителя.

Никто не исключает того, что тюркские и монгольские воины перед битвой призывали Гэсэра, Хэсэра или Хазара, что также могло повлиять на объединяющее хазар название, как и иранское прозвище «хезар», - «тысяча, тьма». Оба этих фактора я объединяю в своей гипотезе происхождения названия «хазары».

Может показаться, что хазарская верхушка, пыталась объединить тюркско-монголо-угорский союз религией, выбрав иудаизм. Поскольку не хотела себя ассоциировать ни с врагами арабами, которые были мусульманами, ни с христианской Византией.

Однако могло быть совсем по-другому.

И, на мой взгляд, все могло произойти по прямой аналогии с христианством в Римской империи. Поэтому немного отвлекусь и расскажу о тех событиях. Константин I Великий в 312 году стал полновластным диктатором Римской империи. В 313 году миланский эдикт Константин провозглашает свободу вероисповедания. С этого времени прекратились все гонения на христиан. В том же 313 году он созвал собор в Риме под председательством папы Мельхиадa, на соборе было принято решение против донатистов, которые апеллировали к Константину; в результате по его указу епископы-донатисты были приговорены к изгнанию, их церкви — конфискованы.
Закон 321 года утвердил за церквями право приобретать недвижимое имущество и владеть им. По всей империи возводились христианские храмы, подчас для их возведения разбирались храмы языческие, ряд известных языческих храмов был разрушен по велению Константина.

Предоставляя христианству особый статус и поддерживая церковь, Константин активно вмешивался в церковные дела, добиваясь единства кафолической (от греч. κ α θ ο λ ι κ ὴ - всеобщей) церкви, как условия единства империи и выступая арбитром в межцерковных спорах. Когда между александрийским священником Арием и епископом Александром разгорелся тринитарный спор, грозивший церковным расколом, Константин созвал Никейский Собор 325 года, на котором поддержал сторонников Александра против ариан. На этом же соборе Константин заявил епископам «Вы - епископы внутренних дел церкви, я - поставленный от Бога епископ внешних дел». На соборе арианство было осуждено, указами Константина Арий и ряд арианских епископов были сосланы. В 330 году перенёс столицу государства в Византий, в дальнейшем переименованный им в свою честь (Константинополь), организовал новое государственное устройство. Примерно в 332 году Константин издаёт эдикт о разрушении языческих храмов, а христианская религия становится единственной официально признанной религией Римской империи.
И совсем ещё немного. По мнению византийского историка V века Зосима, автора «Новой истории», переход в новую религию был вызван желанием Константина избежать мести богов за убийство жены и сына. Уже будучи императором, Константин убил свою молодую жену Фаусту и сына от прежнего брака Криспа, заподозрив их в любовной связи. Константин опасался мести богов Олимпа. Созванные на совет языческие жрецы единодушно пришли к выводу, что такое преступление непростительно. Однако, последователь христианства, заверил императора, что христианский Бог прощает даже самые тяжкие грехи. Именно это обстоятельство послужило принятию христианства в качестве государственной религии Римской империи (Джонатан Харрис. Византия. История исчезнувшей империи. 2017. стр. 25).

 

Вероятно, в Хазарском каганате произошло нечто похожее.

Существует остроумная байка, вероятно, мало имеющая отношения к реальности, но она раскрывает противоречивые отношения политики и религии того времени.

Хазарскому кагану задали вопрос - почему он принял иудаизм? Каган ответил, - Я сначала спросил у муллы, какая религия лучше: христианство или иудаизм? Поскольку мусульмане постоянно воевали с христианами, то мулла сказал, что лучше иудаизм. Учитывая это, я подошел к христианскому священнику и задал ему вопрос, - какая из религий на твой взгляд лучше, ислам или иудаизм? Священник ответил, что лучше иудаизм. На этом я и решил, что иудаизм - лучшая религия.

Однако, в реальности все могло быть гораздо прозаичней. Сначала, не без помощи влиятельных евреев, иудаизм добился статуса равноправной религии, а уже около 740 года один из знаменитых хазарских военачальников Булан перешёл в иудаизм. (Артамонов М. И. История хазар. - СПб., 2001. - С. 364. ). Причиной этого, я думаю, была его женитьба с еврейкой. Принятие иудаизма, возможно, укрепило финансовые позиции его клана, в то время как положение языческой правящей династии стало ухудшаться. Его потомок Обадия занял второй пост в государстве после кагана, сосредоточив в своих руках связи, ресурсы и власть. Он-то, вероятно, и устроил государственный переворот, свергнув языческую элиту. Исходя из того, что главными противниками Обадии были кабары, то они, вероятно, и были элитой хазарского государства. Я уже писал, что кабары, по моему мнению, представители народа, который сейчас известен, как кабарда. Подавив оппозицию, династия Буланидов, исповедовавшая иудаизм, и стала царствующей до самого падения каганата. Вероятно, потомки этой династии и влились затем в еврейский этнос и возможно только они. А может быть, с небольшим количеством своих сторонников. Насколько я могу полагать по своим генетическим совпаденцам, они принадлежали к Y-хромосомной гаплогруппе N1b, то есть, являлись моими далекими родственниками. Если не сами Буланиды, то кто-то из их сподвижников.

 

Представители тюркских, угорских и других народов, не желавшие подчиняться буланидам, покидали каганат, одни уходили в Волжскую Булгарию, другие в Венгрию (кстати, на украинском Угорщину) А во времена последнего хазарского царя Иосифа бен Аарона (ок 900- ок. 960 г. г. ) был дан ещё один повод к недовольству и оттоку части населения из Хазарского каганата. Когда в Византии начались гонения на евреев, они стали массово переселяться в каганат. В свою очередь в отместку Иосиф начал преследование христиан, которые стали покидать Хазарское царство.

 

 

Заканчивая тему религии хазар, хотелось бы немного остановиться на иудаизме.

Мы не будем сейчас разбирать историю еврейского народа с моральной точки зрения. Однако, у нас есть факты, которые помогут в общих чертах понять иудаизм и понять, почему хазары, в частности угры могли принять эту религию. Поэтому напишу взгляд на иудаизм глазами древнего угра.

Иудеи – этно-религиозная группа, включающая тех, кто был рождён матерью-еврейкой, и тех, кто обратился в иудаизм с помощью обряда гиюр. А это означает, что не-еврей может стать иудеем. Основная концепция этой религии - понятие о жизни, как о диалоге Бога и Человека.

 

Символика.

 

Один из главных символов иудаизма – Менора, олицетворение Древа Мира, в ней читается четкая вертикаль от прошлого к будущему, с ответвлениями в виде ярусов, означающими будущие поколения, верхняя же свеча символизирует Полярную звезду.

«Несмотря на утверждения античных авторов - Филона и Иосифа Флавия - о космическом смысле меноры, большинство исследователей XX века связывали разветвлённую форму меноры с мотивом Мирового Древа. Если проводить параллели с ханаанской мифологией бронзового века, Древом жизни здесь было оливковое дерево, замещённое менорой. Практически все традиции - раввинская, псевдэпиграфическая, христианская и гностическая - сходятся в том, что менора символизирует Бога, опирающегося на Древо жизни в Эдемском саду» (Hachlili R. The menorah, the ancient seven-armed candelabrum: origin, form, and significance. — Leiden; Boston; Koln: Brill, 2001. — 636 p).

К. Мейерс уточняла, что древо в библейском контексте символизировало Божественное присутствие, функцию ниспослания жизни или вечной жизни (Meyers C. The tabernacle menorah: a synthetic study of a symbol from the Biblical cult: Ph. D. dissertation. — Brandeis University, 1974. ).

Здесь я хочу отметить то, что для угров менора не только могла быть Древом Мира, свойственным для многих евразийских народов, но и соответствовать именно угорскому представлению. В древневенгерском мировоззрении Древо Мира или Орлинное дерево имело семь ветвей, означающих, по одним представлениям, семь мировых ярусов, семь сыновей Нуми Торума, по другим - семь венгерских племен, по третьим семь звезд в созвездии Ише или Иче (вероятно, венгерский вариант Мир Сусне Хума – созвездие Лося, Большой Медведицы).

 

Звезда Давида, могла символизировать верхушку Древа Мира, то есть Полярную звезду, центр небесного божественного Мира. Хотя в иудаизме не принято изображать небесные тела реалистически, но в данном случае мы имеем изображение в виде орнамента.

 

 

Реинкарнация.

 

 

Традиционная религия древних угров основывалась на том, что души предков реинкарнируют, переходя в потомков, похожих на них. У некоторых обских угров до сих пор сохранились обрывочные воспоминания о подобной реинкарнации. Такого понимания реинкарнации нет ни у христиан, ни у мусульман, но нечто подобное есть у иудеев. Учение о воскресении из мёртвых в конце дней (эсхатология), то есть вера в то, что в определённое время мёртвые будут оживлены во плоти и будут снова жить на земле. О воскресении из мёртвых говорили многие еврейские пророки, такие как Иезекииль (Йехезкель), Даниил (Даниель) и др. Так, пророк Даниил об этом говорит следующее: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан. 12: 2). Танах (Ветхий Завет).

 

Поскольку Нуми Торум и Мир Сусне Хум являются бестелесными богами, то здесь так же есть параллель с иудейским Богом, которого запрещено изображать. У угров есть обычай постоянно занавешивать покрывало с изображением Мир Сусне Хума. Это символ того, что Бог существует, но он невидимый или бестелесный. Есть указания на то, что на покрывале Мир Сусне Хума изображали только лошадь, поскольку сам Мир Сусне Хум был духом.

 

Полигамия.

 

 

Угорскому понятию соответствовала и полигамия, которая была распространена у евреев. Однако, считается, что запрет на многоженство в иудаизме ввел рабби Гершом Бен Иуда, живший в XI веке. Причем этот запрет был объявлен для евреев-ашкенази на тысячу (1000) лет. Некоторые специалисты трактуют термин «1000 лет», как «навсегда». При этом у евреев-сефардов многоженство продолжало существовать. Уилл Дюран отмечал, что браки в форме полигинии были популярны среди богатых евреев, проживавших в исламских странах, и очень редко встречались в христианском мире, где в это время существовала моногамия. Отмена полигамных браков для иудеев также была причиной того, что хазары переходили в ислам или оставались приверженцами сибирских религий.

Так же и у евреев и у древних угров родство передавалось по материнской линии.

Интересные размышления на тему обычая еврейским воинам жениться на «иша йефат тоар» - пленных красавицах.

Законы Моисея
Тора учит:

«Когда выйдешь на войну против врагов твоих, и Господь Бог твой предаст их в руки твои, и возьмешь их в плен, и увидишь между пленными женщину, красивую видом, и полюбишь ее, и захочешь взять ее себе в жену, то приведи ее в дом свой, и пусть она острижет голову свою и обрежет ногти свои, и снимет с себя пленническую одежду свою, и живет в доме твоем, и оплакивает отца своего и матерь свою в продолжение месяца; и после того ты можешь войти к ней и сделаться ее мужем, и она будет твоею женою; если же она после не понравится тебе, то отпусти ее, куда она захочет, но не продавай ее за серебро и не обращай ее в рабство, потому что ты смирил ее. »


Моисей, правда, требует брать в наложницы лишь пленниц-девственниц:

«Убейте всех детей мужеского пола, и всех женщин, познавших мужа на мужеском ложе, убейте; а всех детей женского пола, которые не познали мужеского ложа, оставьте в живых для себя. »
Но Моисей имел ввиду, что когда евреи «пошли войною на Мадиама, как повелел Господь Моисею, и убили всех мужеского пола»... «а жен Мадиамских и детей их сыны Израилевы взяли в плен», то оказалось, что евреи стали поклоняться божеству взятых в плен женщин.

И сказал им Моисей: «для чего вы оставили в живых всех женщин? вот они, по совету Валаамову, были для сынов Израилевых поводом к отступлению от Господа в угождение Фегору».
Таким образом, грех был не в том, что евреи взяли в плен женщин (а кстати, не только женщин, но и мальчиков для развлечений, но и за это не укорял их Моисей), а в том, что евреи стали поклоняться чужим богам. Моисей, очевидно, считал, что поэтому надо брать в плен в наложницы маленьких девочек, которые не смогут обратить евреев в свою веру, так как они и сами ещё не знают религии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...