Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Что нужно помнить при опросе




Ниже приведено несколько важных сове­тов, которые нужно иметь в виду в процессе опроса. Поскольку их все трудно запомнить сра­зу, перечитайте эти пункты после опроса, чтобы посмотреть, в чем вы можете улучшить свое уме­нье собирать информацию:

 

· определите, является ли информация фак­том или скорее мнением, задавая уточняющие вопросы. Попытайтесь выяснить, какое место занимает эксперт в своей организации. Это может помочь вам лучше интерпретировать и квалифицировать его ответы; всегда спрашивайте о числах и количествах (когда речь идет о време­ни, объеме, затратах). Числовые характеристики придают сказанному достоверность.

 

· уточняйте источники и назначение данных, их формат, сроки сохранения, предполагаемое использование, требуемые изменения, и т.д. Эти пояснения могут помочь определить, что представляют собой данные.

Следующие рекомендации, помогают под­держивать непрерывность потока и достовер­ность информации, поступающей от эксперта:

 

· делайте паузы, пока эксперт думает. Дайте эксперту возможность решать, что сказать дальше. Никогда не перебивайте, подсказывая ответ или задавая другой вопрос;

 

· старайтесь не задавать наводящих вопросов, вопросов-подсказок, вопросов, содержащих ответ, потому что это не позволяет эксперту делиться своими знаниями. Старайтесь не задавать кон­трольных вопросов, так как это прерывает поток информации;

 

· делайте записи, чтобы сосредоточиться на предмете разговора и чтобы подготовиться к следующему вопросу, но не становитесь стено­графом, иначе вы можете потерять контроль над опросом.

 

Умение проводить опросы так же важно, как и умение строить хорошие диаграммы и мо­дели. Применяя на практике приведенные реко­мендации, вы станете более умелым интервьюе­ром. Чем лучше вы проводите опрос, тем легче получить базовые знания, необходимые для ва­ших SADT-диаграмм и SADT-моделей.

Резюме

Опросы - это способ получения аналитика­ми знаний о предметной области. Обычными ис­точниками информации являются эксперты, хотя документы, наблюдения и анкетирование тоже удобны. Прежде чем провести опрос информаци­онного источника, аналитик определяет, какой тип опроса самый подходящий - опрос для сбора фактов или определения проблемы, совещание для принятия решений или диалог автор/чита­тель. Перед началом опроса аналитик должен провести подготовку, подобрав нужных собесед­ников, договорившись о встрече, утвердив пове­стку дня и изучив сопутствующую информацию. Первостепенное значение для опроса имеют пра­вильное начало, поддержание потока информа­ции и правильное завершение. Хорошо, если вы просмотрите свои записи сразу после опроса, чтобы убедиться, что в них- зафиксированы все важные моменты.

 

Дополнительная литература

Bravoco, R.: "Supplementary Information Concerning Interview Standards and Techniques", SofTech, June 1976.

 

FitzGerald, J., and A. Fitz Gerald: Fundamentals of Systems Analysis, John Wiley, New York, 1973.

Freeman, P.: "Why Johnny Can't Analyze", Systems Analysis and Design: A Foundation for the 1980s Workshop Proceedings, September 1980.

 

Gorden, R.: Interviewing: Strategy, Techniques and Tactics, Dorsey Press, 1980.

 

Hartman, Matthes, and Proeme: Management Information Systems Handbook, McGraw-Hill, New York, 1968.

 

Kahn and Cannel: The Dynamics of Interviewing Theory, Techniques and Cases, John Wiley, New York, 1966.

 

Mumford, E.: Designing Human Systems for New Technology, Manchester Business School, Manchester, England, 1983.

 

Parkin, A.: Systems Analysis, Little Brown, Boston, 1980.

 

SofTech, Inc.: "Practical Aspects Of Data Collection, IDEFO Architects Guide", SofTech Deliverable no. 7500-10, September 1979.

 

Weinberg, G.: Rethinking Systems Analysis and Design. Little Brown, Boston, 1982.


Глава 8. Начало моделирования

Начало моделирования в SADT означает создание диаграмм АО и А-0, которые затем могут быть отрецензированы. Эти две диаграммы полностью рассказывают все об изучаемой системе с минимальной степенью детализации. Создавая их, аналитик предприни­мает начальную попытку декомпозировать систе­му и затем обобщить полученную декомпозицию. Декомпозиция (диаграмма АО) освещает наибо­лее важные функции и объекты системы. Объединение (диаграмма А-0) трактует систему как "черный ящик", дает ей название и опреде­ляет наиболее важные входы, управления, выхо­ды и, возможно, механизмы.

Основные этапы

Прежде чем начать моделирование, SADT-аналитик проводит подготовку к нему, собирает информацию, декомпозирует объект и обобщает эту декомпозицию. Подготовка включает выбор цели модели (например, описание того, как механический цех производит детали), выбор точки зрения, с которой будет представлена модель (например, мастер, рабочий), тип созда­ваемой модели (например, модель "потокового" процесса) и предполагаемое использование построенной и проверенной модели (например, подготовить нового оператора). Таким образом, подготовка должна максимально облегчить сбор информации.

Сбор информации может включать любую комбинацию следующих видов деятельности: чтение документов, наблюдение за существующи­ми операциями, анкетирование группы экспер­тов, опрос одного или нескольких экспертов, использование собственных знаний и придуман­ного описания работы системы, которое впослед­ствии может быть откорректировано. В главе 7 подробно описано, как каждый из этих приемов может применяться для сбора информации в процессе моделирования.

Декомпозируя объект, нужно прежде всего обратить внимание на входные и выходные дан­ные для всей системы. Декомпозиция всей систе­мы начинается с составления списка основных типов данных и основных функций. Делая это, вы мысленно окидываете взглядом основные функции системы, рассматривая все нормальные и аномальные ситуации, обратные связи и случаи потенциальных ошибок. Потом эти списки снаб­жаются комментариями для указания основных типов как данных, так и функций системы или их различных сочетаний. Наконец, списки с комментариями используются для создания диаграммы АО, которая затем обобщается с помощью диаграммы А-0.

Выбор цели и точки зрения

Цель и точка зрения модели определяются на самой ранней стадии создания модели. Выбор цели осуществляется с учетом вопросов, на кото­рые должна ответить модель, а выбор точки зрения - в соответствии с выбором позиции, с которой описывается система. Иногда цель и точку зрения можно выбрать до того, как будет сделана первая диаграмма. Например, цель модели экспериментального механического цеха можно определить заранее, потому что она очевидна в постановке задачи: "понять обязан­ности всех работающих в цехе так, чтобы объяс­нить их новому персоналу". Мы настоятельно рекомендуем как можно раньше определять цель и выбирать точку зрения новой модели. Но вначале попробуйте записать ряд специфических вопросов, на которые модель должна ответить, чтобы убедиться, что цель сформулирована точно, и рассмотрите систему с нескольких различных точек зрения, прежде чем выбрать одну из них. На рис. 8-1 показано, как это делается для задачи, связанной с экспериментальным механическим цехом.


Рис. 8-1. Определение целей и точки зрения


Рис. 8-2. Подготовка списка функций и списка данных

 



Рис. 8-3. Диаграмма АО

Рис. 8-4. Диаграмма А-О


Иногда оказывается, что определить цель и точку зрения в самом начале моделирования чрезвычайно трудно. В таком случае мы советуем составить списки данных и функций и, может быть, нарисовать диаграмму АО. Сделав это, вы начнете чувствовать систему и установите, описывает ли ее диаграмма АО с нужной точки зрения. Может быть, вам придется нарисовать несколько альтернативных АО-диаграмм, прежде чем появится достаточная уверенность для того, чтобы осуществить выбор правильной цели и точки зрения. Мы настоятельно рекомендуем именно такую последовательность действий, если вы не убеждены в правильности цели и направленности своей работы. Уроки к I и II частям демонстрируют, как составление списков начальных данных и функций служит ценной преамбулой для определения цели и точки зрения модели.

Составление списка данных

Списки объектов системы, создаваемые в ходе моделирования, в SADT принято называть "списками данных". Термин "данное" здесь упо­требляется как синоним слова "объект". Следова­тельно, при обсуждении различных аспектов моделирования в SADT мы будем применять термин "список данных". Составление списка данных является начальным этапом создания каждой диаграммы функциональной SADT-моде-ли. Правило заключается в том, чтобы вначале составить список данных, а потом список функций. Начните свою диаграмму с выделения всех основных групп и категорий данных, используемых и генерируемых системой. И не будьте слишком дотошны - запишите все разум­ные возможности. При сомнении записывайте все, что приходит на ум, потому что лучше запи­сать слишком много, чем провести неполный анализ. Обратите внимание, что на рис. 8-2 в список вошло много деталей, хотя аналитик пытался создать диаграмму цеха как единого целого.

В современных аналитических методах слишком часто уделяется повышенное внимание функциям в ущерб данным. Начиная с составле­ния списка данных, вы сможете избежать пере­хода к немедленной функциональной декомпози­ции. Списки данных помогут выполнить более глубокий анализ и при этом не концентриро­ваться на функциях системы, избегая пробелов, которые часто возникают из предвзятых пред­ставлений о функциональных декомпозициях. Кроме того, вы сможете уделить должное внима­ние данным и идентифицировать ограничения, определяющие функциональную декомпозицию.

SADT-диаграммы представляют границы функций и ограничения, накладываемые на них, причем ограничения должны присутствовать во всех системах. Указывая вначале ограничения, мы выявляем естественную структуру системы. Без ограничений функциональная SADT-диаграм­ма представляет собой не более чем схему пото­ков данных. Без ограничительных дуг диаграммы не смогут рассказать читателю, почему аналитик выбрал именно данную декомпозицию. Благодаря тому, что в SADT различаются входные дуги и дуги управления (информация, необходимая для пояснения декомпозиции), SADT-диаграммы ясно объясняют изучаемую систему и причину такой декомпозиции.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...