Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Святой митрополит киприан (1378-1406).




Я вам сообщу, что одновременно происходило в Западной Церкви. Любопытнейшее явление. У нас единовременно произошла смута, на Западе и на Востоке. В 1378 г. Русская Церковь переживала великую смуту. За первосвятительский престол боролись сразу несколько лиц: свт. Дионисий Суздальский, Киприан, Митяй, Пимен. Закончилось, вы знаете, победой Киприана в 1390 г., уже по смерти Димитрия Донского (= 1389 г.). То же мы наблюдаем и Западной Церкви. В1378 г. (через год с небольшим после своего возвращения в Рим из Авиньона, где папы находились с 1309 по 1377г., умирает папа Григорий 11. Выборы его преемника стали источником великого религиозного раскола в Римской Церкви. События развивались под давлением толпы, римских жителей, требовавших избрания пап из итальянцев. Вот им и стал архиепископ из города Бари Урбан 6, но несколько кардиналов избрали папу Климента 7. Последний обосновался в Авиньоне. Итак католическая Европа разделилась на двое. 1-я группа — Франция, Шотландия, Костилия (Испания), Арагон и Неаполитанское Королевств — все они были за Климента. 2-я группа — Англия и остальные Европейские страны за Урбана 6. В 1409 г. собор кардиналов в итальянском городе Пизе объявил обоих пап еретиками и избрал третьего. Теперь в Западной Церкви стало 3 папы. Тогда дело в свои руки взял германский император. Созванный им Собор в Констанце (прим. в 1417 г.) положил конец этому расколу. Раскол как видите длился дольше, чем у них — 40 лет, а у нас — 12.

Прот. Иоанн Мейендорф, бывший декан Свято-Владимирской Семинарии в Нью-Йорке, в своей книге «История Церкви и восточно-христианская мистика» называет Киприана не сербом, а болгарином.

С 1378 г. свт. Киприан был, ребята, в Великороссии, хотя был поставлен а Киевскую кафедру еще при жизни митр. Алексия 1375 г. А прибыл в Москву сразу по смерти Алексия. О Киприане рассказывается на стр. 477-й вышеуказанной книги. Итак, в Галиции и Литовской Руси продолжали развиваться и крепнуть церковные сепаратистские тенденции,что было обусловлено завоеванием их Польшей (Галицией) и Литовским княжеством остальной Украины с центром в Киеве и Белоруссии. В 1371 г. почти одновременно польский король Казимир и великий князь литовский Ольгерд обратились к патриарху, чтобы он поставил им для православных епархий митрополитов (для Галиции и для Киева), т.к. московский митр. Алексий оставил их без церковного окормления. Мы хорошо знаем,что они хотели, чтобы митрополит остался в их землях для укрепления авторитета. КП-й патриарх Филофей в Галицию поставил одного из южнорусских епископов Антония, а второго декабря 1375 г. на Киевскую кафедру с правом на всю Россию после Алексия — болгарина, монаха афонца — Киприана. Причем его власть простиралась на Нижний Новгород и на Тверь (т.к. они были литовскими союзниками). Потому что в Твери княжил шурин Ольгерда, а Борис был зятем Ольгерда. Так в России оказалось одновременно три митрополита. В Москве еще был жив Алексий, в Киеве — Киприан, В Галиче — Антоний. Киприан ждал смерти Алексия, а Алексий хотел передать власть свою преподобному Сергию. Однажды он призвал к себе Преподобного и убеждал принять его сан епископа, чтобы со временем отдать ему престол первосвятительский. Но преподобный Сергий по глубокому смирению решительно отказался от святительства. А великий князь Дмитрий Иванович Донской (номинально был князем с 50 г.) желал видеть митрополитом своего духовника, любимца Митяя (в монашестве Михаил). Он был недавно попом в селе Коломенском (или г. Коломны?). Человек книжный и речистый, высокий ростом осанистый и благообразный — ну настоящий архиерей. Теперь он был (с 1376 г.) архимандритом Спасского монастыря в Москве. Но по прежнему его именовали Митяем. Почему? Потому что он, ребята, не любил монашество, он был по убеждениям белый поп. Великий князь не раз уговаривал митрополита Алексия благословить Митяя как преемника, но тщетно. «Молод, дескать, еще в иночестве», — отвечал свт. Алексий. И, наконец, на неотступные просьбы князя сказал: «Я не имею права благословить его, но да будет он митрополитом, если изволит на то Бог и пресвятая Богородица и Патриарх со своим собором. По смерти святителя в 1378 г., как пишет митр. Макарий,– «Последовавшее за тем время (12 лет) можно назвать самым смутным временем в истории нашей митрополии». / Я буду спрашивать это время. А чтобы Макарий сказал, если бы он проживал в 20 веке, если бы он был свидетелем смуты по смерти Тихона, а затем Петра, который лишь только 6 месяце правил Русской Церковью. За власть первосвятительскую боролось около 10 человек, где-то с конца 25 г., когда Сергию Старогородскому пришлось бороться и с Григорием Яцковским? и с Агафангелом Ярославским и прочими. / Михаил будучи митрополитом сразу после 1378 г. переселился в митрополичий дом, надел на себя митрополичий белый клобук, носил митрополичью мантию и жезл, в алтаре садился на митрополичьем месте и, главное, распоряжался казной и ризницей митрополита. Действовал смело и строго, осуждал даже епископов, сажал их в железные оковы. Поднялся ропот. Вот что пишет Мейендорф на основании источников: «Митяй, наместник митрополита Алексия в Москве, был уроженцем Коломны. Источники описывают его как выдающуюся по своим качествам личность. В течении нескольких лет он был духовником великого князя, а также печатником (хранителем печати) великого князя, что являлось привилегией больше светской. Он был не популярен в некоторых кругах, особенно в монашеских, а монахи постоянно переписывались с Патриархом Филофеем и разделяли его взгляды. Больше всех негодовал еп. Суздальский Дионисий (ныне святой). Михаил спросил его: «Почему он не пришел за благословением?» Дионисий отвечал: «Ты должен сам явиться за благословением, я — епископ, а ты — поп». «Я тебя и попом не оставлю!», — кричал Михаил, — «своими руками спорю твои скрижали.» Великий князь Димитрий Иванович, боясь чтобы Дионисий не отправился в Царьград, посадил его под стражу, в холодную, сырую яму. Но за него вступился прп. Сергий, взял его на поруки, но Дионисий сбежал в Грецию. Великий князь и Михаил, как опасался Преподобный, могли в гневе опустошить обитель Святой Троицы. Но вот патриарх Филофей, который поставил Киприана, был отстранен от власти, заточен в монастырь и там скончался. Новый патриарх Макарий передавал Русскую Церковь в руки Михаила и предоставлял ему полную власть над ней еще до рукоположения, а также приглашал его для рукоположения в Константинополь. Это упоминается в акте Цареградского Собора 1389 г., но не известно нашим летописям. Этим обстоятельством Макарий объясняет произвол Митяя. Его по-прежнему именовали по-мирскому, зная его антимонашеские настроения.

Между тем в июне 1378 г. в Москву из Киева направляется Киприан. Иоанн Мейендорф называет его очень отважным: «Киприан проявил незаурядную отвагу и целеустремленность». Об этой поездке рассказывают два письма самого Киприана. Великий князь приказал перекрыть все дороги, чтобы не пускать митрополита в город. (об этом детально пишет Мейендорф), однако, Киприан и его свита окольными путями сумели добраться до города. Он надеялся, что никто не смеет посягнуть на него. Но в Москве митрополит был немедленно схвачен вооруженной стражей во главе с неким Никифором. Почти нагого и голодного его бросили в холодную темницу, подвергая разным издевательствам. Вот почему, долго дебатировался вопрос о том можно ли Димитрия Донского прославить. Более того московские власти его ограбили, отобрав у его виты 40 отличных лошадей, а затем пешими выпроводили из города. Сам митрополит был выпровожен из города Никифиром и его подручными, которые, чтобы унизить митрополита, нарядились в отнятую одежду и уселись на присвоенных лошадях. Почему же его так невзлюбил Димитрий Иванович? Потому что он видел в Киприане агента Литвы. Вот как говорится в послании: «Покойного Филофея, бывшего патриарха обозвали литовцем. Великий князь упрекал Киприана в том, что он находился в Литве» Киприан 2 года сидел в Киеве и был, можно сказать, противником Москвы. «Что в этом дурного? — риторически вопрошает Киприан, описывая свое пребывание в Киеве в течение 2-х лет и 14 дней, где за всякой литургией он первым поминал князя Дмитрия Ивановича». Из подмосковного села Киприан написал письмо преподобному Сергию письмо / Видите ли, Киприан еще до назначения на престол бывал в Москве, он был послом патриарха в Москве, и был лично знаком с Преподобным /, в котором излил свою скорбь предал проклятью всех, кто задержал его. Итак, Киприан уехал в Константинополь, а там свергли Макария, покровителя Митяя. Митяй, узнав о том, что его покровитель свергнут, заявил, что он не куда не поедет, пусть, дескать, его посвятят русские епископы. Но эта его затея не удалась и он отправился в июле 1379 г. с огромной свитой, как пишет Макарий: «с целым полком», в Константинополь. Великий князь дал ему несколько чистых грамот с княжеской печатью. Сам великий князь проводил его со своими детьми и боярами до Оки. Ока была границей на юге. (Примерно 100 км.) Митяй был задержан татарами, а затем освобожден и даже получил ханский. Сел на корабль в Кафе (в Феодосии — главный невольничий рынок) и внезапно умер. Некоторые историки считают, что он был отравлен. Тогда спутники, недолго думая, вместо покойного избрали его преемника, благо в свите было три архимандрита. Избранником стал Переяславский Пимен и вписали его имя в чистую грамоту с великой княжеской печатью, а его противника заключили в оковы, чтобы тот молчал. Там в Царьграде уже находились Киприан и Дионисий. Собор во главе с патриархом и императором отверг Пимена, т.к. уже есть готовый митрополит на его место. Что делает предприимчивый Пимен? Он занял 20 тыс. рублей под огромные проценты, использовав запасные хартии Дмитрия Ивановича. И рассовал их «яже поминки и дары, никтоже может рещи исчислити, и тако едва возмогша утолити всех» и в июне 80-го (это год Куликовской битвы), понятно, состоялось новое соборное определение: «Киприана лишить и Киева и Всей России и только из снисхождения оставить его митрополитом Малой России и Литвы, а митрополитом Киева и Великой России рукоположить Пимена.

Киприан тайно уехал в Киев. Его покровитель Ольгерд уже скончался в 1377 г. Но его, Киприана, внезапно вызвали в Москву, приглашал Великий Князь, озадаченный внезапной смертью Митяя. Дмитрий Иванович и знать не хотел Пимена. 23 мая 1381 г. на Вознесенье Киприан был торжественно встречен великим князем, боярами и духовенством. А через 7 месяцев в Коломне был схвачен, ехавший в Москву митрополит Пимен. Пимен сослан в Чухлому? (Архангельская обл.), потом в Тверь. Но скоро Киприан был изгнан и вот почему. В 1382 г. на Москву нападает Тахтамыш, захватывает Москву. Великого князя не было в Москве, он уехал собирать полки на север. Киприан спасся бегством с великой княгиней Евдокией в Тверь. А Тверь была исконным противником Москвы. И вот с великой честью был принят Пимен. Но простить его Дмитрий Иванович не мог и через несколько месяцев просил Дионисия Суздальского, который находился в Константинополе. Последний 3 года побыл в КП-ле и заслужил своими добродетелями умом и образованием уважение греческих святителей. Он был в чести у греков и был возведен даже в сан архиепископа. К тому времени он был уже на родине. Князь отправил его снова в Грецию для поставления в митрополиты. Дионисий был посвящен и ехал на родину. В 1384 г. прибыл в Киев, но киевский князь схватил его и заключил в темницу, где святитель и скончался 15 октября 1385 г. Посланные патриархом в Москву судить Пимена греческие митрополиты, нашли его виновным и объявили его низверженным. Оскорбленный Пимен явился в Царьград, прибыл и Киприан. И в общем, ребята, опять закрутилась рулетка… В конце концов, после смерти великого князя в1389 г. а через 4 месяца и Пимена собор КП-й утвердил Киприана после 14 лет со времени его рукоположения его в митрополита. В 1390 г. Киприан снова торжественно вошел в Москву, встреченный великим князем Василием Дмитриевичем и всей столицей. Проживи Дмитрий Иванович дольше, сумел бы митр. Киприан так торжественно въехать в Москву. «И преста, — говорит летопись, — мятеж в митрополии и бысть едина митрополия Киевская и Галичская и Всея Руси» Впрочем не совсем верно, т.к. в Галиче оставался Антоний. Киприан правил еще 15 лет в мире и согласии с великим князем. Он поддерживал верховенство Москвы. Литва была союзницей Москвы, т.к. они были скреплены династическим браком. Василий Дмитриевич был женат на дочери литовского князя. Правитель литовский Витовт был тестем московского князя, и потому Литва не добивалась особого митрополита. Антоний Галицкий скоро умер… Свое значение теряют ханские ярлыки. Сами князья стали определять гражданские права духовенства. В 1404 г. Киприан получил грамоту от Василия Дмитриевича, которая ограничивает (!) прежние льготы Церкви, получаемые раньше от татар. По прежнем все духовные и их люди освобождались от податей повинностей и княжеских судов, но:

1.На войну митрополит должен был ставить полк с воеводой под стягом великого князя.

2.Дела общего княжьего и митрополичьего человека рассматривались судом митрополита и великого князя.

3.Митрополит не должен был ставить в попы и диаконы служилых и тяглых людей, которые был полезны князю. В попы ставить только детей духовенства.

Святитель Киприан, проживая в селе Голенищево, под Москвой, (помните? — Голенищев-Кутузов — знаменитый род) занимался переводами с греческого, исправлением богослужебных книг. Скончался в 1406 г. Погребен в Успенском Соборе.

Митрополит Фотий (1408-1431 гг.)

– годы его понтификата. Вспомните, ребята, 1399 г. в истории Литовского государства. Что это за год? Это разгром Витовта на р. Ворскле татарами. Витовт 600 км бежал от татар. Киев откупился от татар контрибуцией в 3000 р. Такой же поход, с такой же контрибуцией татары совершили и на Москву в 1408 г. Тот же Эдегей обманом захватил Москву врасплох. Когда он шел на Москву он объявил Москве, что хочет наказать Литву и шел мимо Москвы, вдруг свернул, а на носу была уже зима, Москва не подготовлена к войне совершенно: запасов хлеба нет,. запасов оружия нет, какой стон пошел по Москве! Город кое-как подготовился к обороне. Эдегей окружил, москвичи приготовились к смерти. И, вдруг, он посылает нарочного с предложением пощадить, если Москва выплатит тоже, что и киевляне. Тоже взял 3000 р., хотя покинул Москву не потому, что взял 3000 р., а потому что пришла весть из родного Сарая –там начались усобицы.

Во-первых хочу сказать, что Фотий был грек, он с полгода жил в Киеве, а затем отправился в Москву. Москва после осады татар представляла собой анархию, потому что там были грабежи, власть стонала. Митрополичье хозяйство было растащено. Фотий немало употребил усилий для восстановления церковного имущества. И он нажил этим немало врагов, ведь не только уголовщина грабила, грабили и бояре. Они поссорили его с Витовтом, который был обижен Фотием, что покинул Киев. Отношения между Москвой и Литвой были расстроены. Вы помните Василий Дмитриевич был зятем Витовта, но уже отношения между зятем и тестем были расстроены. В 1411 г. Фотий едва не был захвачен в плен шайкой татар в своем имении на Святом озере. В благодарность за спасение митрополит воздвиг на озере Сеньги храм. Фотий помог заключению брака дочери Василия Дмитриевича со старшим сыном византийского императора Мануила. Василий Дмитриевич породнился с Византийским двором! Однако эта дочь, кажется, через три года умерла.

Митрополит Фотий, как и предшественник его, был москвофилом. В тяжбе с Новгородом и с галичским князем Юрием Дмитриевичем. Василий Дмитриевич, сын Димитрия Донского скончался в 1425 г. и на престол вступил его сын Василий Васильевич. Началась долгая междоусобная война между Василием Васильевичем и его двоюродными братьями. Эта война шла до 1462 г., почти сорок лет. В этой войне Фотий поддерживал Москву. Митрополит скончался 1 июля 1431 г. Он оставил Русскую Церковь умиренной и воссоединенной под властью одного иерарха. Ему самому пришлось выдержать борьбу с новопоставленным галичским митрополитом Григорием Цамблаком. Это племянник митр. Киприана. Мы уже упоминали о столкновениях Фотия с литовским князем Витовтом,который хотел иметь своего митрополита. Литовский князь нашел кандидата, игумена Григория, племянника митр. Киприана, которого и отправил к патриарху в КП-ль, но он был там извержен из сана и предан отлучению за смуту. Но Витовта это не смутило, он потребовал от собора южнорусских епископов поставления Григория. «Аще не поставите ми митрополита в моей земли, на Киев, то зле умрете». Делать нечего и 15 ноября 1415 г. Григорий был поставлен митрополитом в Новогрудке. А Фотий был отвергнут. По просьбе Фотия Патриархи придали самочинно поставленного Цамблака извержению и проклятию. Известно, Цамблак присутствовал на Констанском соборе в 1415 г. Это собор известен как попытка заключить унию. Григорий отверг эту унию. Чем известен этот собор в истории Западной Церкви? Кто знает историю гусицкого движения? (Предан сожжению Ян Гус). Карташев: «Старые учебники утверждают, что он (Цамблак) скоро умер, но по новым исследованиям (1904 г.) он постригся в схиму и ушел в Нямецкий монастырь, где работал на книжном поприще более 30 лет. (Это монастырь известен нам Паисием Величковским. По смерти Фотия, литовский князь Свидригайло послал в КП-ль смоленского еп. Герасима для поставления его в митрополиты. //Кто знает историю периодизации по Филарету Черниговскому? Наша периодизация немного отличается. И архиеп. Филарета сказано, что пред разделением Русской митрополии на две половины: Северо-восточную и Юго-западную наступил этот миг не в 1415 г., а 1410 г., когда появился на арене церковной жизни Григорий Цамблак. Так что, имейте в виду, нынешние украинские схизматики начинают разделение не в 1415 г., а в 1410 г. Почему мы начинаем с 1415 г.? Да, Григорий Цамблак добился независимости, верно, но на время, не надолго. Скажите пожалуйста, почему у Достоевского такие фамилии: Свидригайло? Это говорящая фамилия, сам Достоевский был из Брестской области, отсюда и ненависть у него к католикам и давал такие фамилии отрицательным героям.// В 1433 г. Герасим вернулся митрополитом, единым или литовским, об этом ничего не известно, об этом до сих пор спорят историки, но его судьба трагична. Он погиб на костре, и отправил его туда Свидригайло, заподозрив митрополита Герасима в работе на пользу Польши. Хотя, ребята, страны Литва и Польша были объединены (1386 г.?), однако, существовали противоречия.

А в Москве в митрополиты выдвинули Иону, рязанского епископа, но он долго не мог отправиться в КП-ль, т.к. шла борьба за власть. Наконец, когда в 1436 г. Иона прибыл туда, ему там выразили сожаление, что он опоздал, дескать на Московскую кафедру уже назначен грек Исидор. А ему Ионе, если он того уж желает, быть после Исидора. Это равносильно отказу.

Митрополит Исидор (1436-1441 гг.).

Исидор с Ионой в 1437 г. вернулись в Москву. Конечно, Василий Васильевич был в досаде, что не уважили его просьбу, но книжный Исидор сумел его расположить к себе. Это был необыкновенно речистый человек. Греческие хроники называли Исидора образованнейшим человеком своего времени. Русские летописи говорят: «многим языком сказателем», т.е. полиглот. Не успев приехать, он стал собираться на Ферраро-Флорентийский Собор (1338-1339 гг.). Он убедил Василия Васильевича, что уния спасет Греческую империю от турок и унии можно добиться и без догматических уступок. Великий князь богато снарядил его в дальнюю дорогу. Греки, ведь, всегда бедные, бедные как церковная мышь. С митрополитом было ок. 100 человек, обоз из 200 лошадей с сокровищами. Греки не зря надеялись на богатую Россию. Патриарху говорили: «Нет средств ехать на собор», а он отвечал: «Если бы потребовалось и до ста тысяч аспров, то можно собрать и с епископов, митрополит русский один привезет такую сумму.» На этом соборе Исидор был самым активным и самым убедительным. Папа дал ему за это звание кардинала и легата от ребра апостольского (редкая честь!) в землях Лифляндских?, Литовских и Русских. 5 июля 1439 г. уния была подписана, а 6 июля она была освящена в центральном соборе Флоренции. Акт гласил, что:

1.Дух Святый исходит от Отца и Сына

2.Есть чистилище

3.Евхаристию можно совершить на квасном хлебе и на опресноках.

4. Глава Церкви — папа.

На обратном пути митрополит служил без разбору во всех храмах, как католических так и православных, и отправлял пастырские послания об унии. Москва уже подготовилась к встрече вероотступника. Об унии рассказали ранее прибывшие члены делегации: еп. Суздальский Авраамий, княжеский посол и др. Митрополит прибыл в Москву в Великий Пост 1441 г. Как легат, он вошел в Москву с преднесением католического креста — крыжа. За Литургией он поминал во-первых папу. Его протодиакон прочел с амвона соборный акт об унии. Русские были в замешательстве. Ждали реакции великого князя. И вот, лишь на 4-й день русские вышли из оцепенения. Великий князь арестовал Исидора и бросил в Чудов монастырь. К нему приходили епископы, увещевали еретика под страхом смерти, но тщетно. Просидел он в Чудовом монастыре всю весну и лето 41-го, а в середине сентября утек в Новогрудок к литовскому князю, а потом в Рим. Погони не было. Это был последний митрополит из греков, греческий папизм кончился.

Я вам немного добавлю о судьбе Исидора после того. О нем немного сведений сохранилось. Когда турки подошли к КП-лю, то папа отправил его на Босфор и Исидор принимал там деятельное участие в организации обороны. Махмед 2-й обещал за голову этого митрополита золото весом с эту голову. И голова была доставлена, но оказалась чужой, а митрополит утек. Император пал, сражаясь на стенах Константинополя. Турки опознали его по императорским сапожкам с двуглавым орлом на голенищах. Махмед приказал похоронить его с царскими почестями. Эта могила поддерживалась в чистоте и порядке до свержения турецкого султана в 20 в. (1921 или 22 гг.), когда к власти при помощи революции пришел Ататюрк. И могила была забыта и поросла быльем. Храм Св. Софии был обращен в мечеть в мае 53 г. А сейчас София…кон. кассеты… Вы знаете сейчас в Турции правые силы требуют восстановления мусульманского законодательства и восстановления султаната.

Митрополит Иона. (1441 — 1461)

Встал вопрос, как быть? Греческая Мать-Церковь отступила от православия. Император Иоанн Палеолог и патр. Митрофан были униатами. Император Константин, чтобы спасти империю, также прибег к унии. Султан Магомет обратил храм Св. Софии в мечеть, но позволил выбрать нового патриарха и им стал православный. Таковым стал видный борец с унией мон. Геннадий Схоларий. Запомните, турки взяли униатский Царьград и вернули православие. Мусульманский бич, как губка впитал в себя все нечистое. Хотя Мехмет 2-й был в нравственном отношении мерзкая личность. Это был, как сейчас выражаются в 21 веке, бисексуал. У него был гарем женщин и гарем мальчиков.

Собор русских епископов, нареченного еще в 1431 г. еп. Иону. Но греки считали, что русские самочинно выбрали митрополита и только в 1589 г., с учреждением патриаршества признали церковную власть Москвы. Патр. Филарет (Денисенко) говорит: «Русские ждали полтораста лет, мы только десять. Подождем еще.» Собор случился 15 декабря 1448 г. Почему так поздно, ведь прошло 7 лет после изгнания Исидора? Я думаю, что это можно объяснить междоусобной войной между Василием Васильевичем и его двоюродным братом Дмитрием Юрьевичем Шемякой. Потом, Василий Васильевич был действительно несчастный князь. Он был схвачен в Троицком соборе (ТСЛ) и ослеплен. Он пережил также татарский плен, его пленил казанский хан Улу Махмет и увел его на р. Суру (в Нижегородскую обл.). И только в феврале 1447 г. Василий Темный вернулся в Москву. Иона поддерживал Василия Васильевича.

Русские, избрав самостоятельно митрополита, уверяли в своем неизменном признании власти патриарха. С этого времени Русская Церковь стала фактически самостоятельной. / 1448 г. — это великая дата, даже Сталин 500 лет спустя торжественно отметил эту дату. Тот Сталин, который разгромил церковную организацию до войны, а в годы войны восстановил церковные структуры, в 1948 г. достойно отметил эту дату. Он пригласил в гости все поместные православные церкви, но некоторые насторожились, особенно Константинополь. КП-ль был поддержан Элладской Церковью. Чего затевал Сталин? Он хотел званию Московского Патриарха звание Вселенского. Сталин обещал Патриарху открыть огромный центр Православия в Москве. Вот почему КП-ль не явился на этот собор, который должен был провозгласить Москву третьим Римом. Представители КП-ля утекли сразу же после торжественных мероприятий. Идея была провалена и Сталин потерял интерес к Церкви. И Церковь постепенно опять теряет его поддержку. Опять стали закрываться Церкви. Так что пик Сталинского расцвета Церкви приходиться на 48 г. Сталин умер в 1953 г. Потом пришла Хрущевская оттепель, приходы стали открываться, потом снова были гонения./

Евгений Голубинский пишет относительно деяний Собора 1448 г.: «Как бы то ни было, дали или не дали патриархи свое формальное дозволение русским на то, чтобы ставить им своих митрополитов в самой Москве, но во всяком случае положительно известно, что они (греки) не протестовали открытым образом против самого ставления. Следовательно, если они и не давали на него своего формального дозволения, то с охотой или не охотой допустили и признавали его как факт». Почему 1589 год считается годом юридического признания самостоятельности? Да потому что патриарх КП-ий дозволил избрать патриарха, патриарх равен патриарху. (!)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...